Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 04:02, курсовая работа
Турбогенераторами называют синхронные генераторы трёхфазного тока, приводимые во вращение паровой или газовой турбиной. В нашей стране турбогенераторами вырабатывается около 84% всей электрической энергии.
Турбогенераторы изготавливаются мощностью от нескольких МВт до 1200 МВт, при этом создание крупных турбоагрегатов даёт значительную экономию стоимости оборудования и сооружения электростанций. Технически наиболее совершенными, экономичными и надёжными считаются турбогенераторы мощностью 200 – 300 МВт.
Введение
Турбогенераторами называют синхронные генераторы трёхфазного тока, приводимые во вращение паровой или газовой турбиной. В нашей стране турбогенераторами вырабатывается около 84% всей электрической энергии.
Турбогенераторы изготавливаются мощностью от нескольких МВт до 1200 МВт, при этом создание крупных турбоагрегатов даёт значительную экономию стоимости оборудования и сооружения электростанций. Технически наиболее совершенными, экономичными и надёжными считаются турбогенераторы мощностью 200 – 300 МВт.
Турбогенераторы мощностью до 120 МВт, а в последнее время и до 300 МВТ включительно, устанавливают на теплофикационных электростанциях ( ТЭЦ ). Турбогенераторы большой мощности (200–1200) МВт устанавливают на тепловых конденсационных электростанциях ( КЭС ).
В системе охлаждения турбогенераторов наибольшим преимуществом обладает водородное охлаждение по сравнению с воздушным, не смотря на сложность и дороговизну оборудования, процесса эксплуатации и необходимости вспомогательного оборудования. В связи с этим водородное охлаждение применяется в турбогенераторах мощностью 30 МВт и выше, на мощности меньше 30 МВт водородное охлаждение применять нецелесообразно.
В данном курсовом проекте производится проектирование турбогенератора ТВ – 40, с номинальной частотой вращения 3000 об/мин при частоте сети 50 Гц с косвенным водородным охлаждением обмоток статора и ротора.
1. Описание конструкции турбогенератора
В турбогенераторе, как и в любой другой электрической машине, различают активные и конструктивные части. К активным частям, непосредственно участвующим в процессе преобразования механической энергии в электрическую, относятся сердечник статора с трехфазной обмоткой и ротор с обмоткой возбуждения. К конструктивным частям, обеспечивающим надежную работу активных частей, относят корпус статора, наружные и внутренние щиты с уплотнениями, бандажный узел ротора, вентиляторы, газоохладители.
Главным фактором, определяющим особенности конструкции турбогенераторов, является высокая частота вращения, вызывающая большие механические напряжения в роторе. Поэтому ротор выполняется цельнокованым из высоколегированной стали, обладающей большой механической прочностью. Из – за отсутствия на роторе явновыраженных полюсов турбогенераторы относят к неявнополюсным машинам.
Турбогенераторы представляют собой
вытянутую в длину
Корпус статора с сердечником и обмоткой – наиболее громоздкая часть турбогенератора, масса которой в крупных машинах может превышать 300 тонн. Корпуса машин мощностью более 200 МВт выполняются составными.
В качестве охлаждающих агентов
широкое распространение
По принципу охлаждения все турбогенераторы делятся на генераторы с косвенным (поверхностным) охлаждением, непосредственным охлаждением проводников обмоток статора и ротора и со смешанным охлаждением.
В турбогенераторах с воздушным охлаждением потери на трение вращающегося ротора о воздух и вентиляционные потери составляют 25—35 % общих потерь. Быстрое увеличение потерь на трение с увеличением размеров бочки ротора (пропорционально диаметру ротора в четвертой степени) является одним из основным факторов, ограничивающих рост единичной мощности турбогенераторов с воздушным охлаждением. Использование в качестве охлаждающей среды водорода позволяет снизить указанные выше потери почти в 10 раз и повысить КПД генератора на 0,6—1,2%. Мощность машины при переводе ее с воздушного на водородное охлаждение можно увеличить примерно на 20 % при сохранении главных размеров. Косвенное водородное охлаждение целесообразно применять для турбогенераторов мощностью 30—100 МВт. Наибольшая реализованная мощность генератора с косвенным водородным охлаждением составляет 150 МВт. Для машин мощностью ниже 30 МВт затраты на специальное оборудование не оправдываются преимуществами водородного охлаждения.
В турбогенераторах с водородным охлаждением стандартом предусматривается обязательное избыточное давление в корпусе не менее 0,5×105 Па. Чистота водорода у турбогенераторов с косвенным охлаждением должна быть не ниже 97%, у турбогенераторов с непосредственным охлаждением – не ниже 98%. Утечка водорода за сутки из корпуса при номинальном давлении в нем должна быть не более 7–12 м3 для турбогенераторов мощностью 30 – 800 МВт и 18 м3 для турбогенераторов мощностью свыше 800 МВт. Так же при водородном охлаждении отсутствуют загрязнения машины, и становится возможным применение роторных обмоток с неизолированными лобовыми частями, что недопустимо для турбогенераторов с воздушным охлаждением.
Наряду с перечисленными преимуществами система водородного охлаждения обладает и существенными недостатками, прежде всего из-за взрывоопасной смеси водорода и воздуха. Наибольшего значения (около 0,6 МПа) давление внутри корпуса генератора достигает при взрыве гремучей смеси, состоящей из 28 % водорода и 72 % воздуха. Взрывобезопасность турбогенератора с водородным охлаждением обеспечивается следующими мерами:
-внутри корпуса поддерживается давление водорода, превышающее атмосферное, что предотвращает попадание воздуха внутрь машины;
-корпус статора рассчитывают на испытательное давление до 1 МПа, чтобы взрыв при самых неблагоприятных условиях не повредил машины.
Это приводит к почти двойному увеличению массы корпуса и наружных щитов турбогенератора с водородным охлаждением по сравнению с турбогенератором, охлаждаемым воздухом. Образование гремучей смеси в генераторе может быть лишь в процессе заполнения его водородом. Чтобы это предотвратить, применяют промежуточное заполнение машины углекислым газом. Так как статор выполняют взрывостойким и газоплотным, то практически без конструктивных изменений можно применять водород с повышенным давлением. При этом его плотность увеличивается и, следовательно, возрастает объемная теплоемкость. Коэффициент теплоотдачи с поверхности также возрастает, но несколько слабее, чем по линейной зависимости. Избыточное давление водорода в турбогенераторах различных типов составляет 0,05—0,5 МПа. При больших давлениях потери от трения вращающегося ротора о газ возрастают быстрее, чем убывают потери на подачу водорода. В генераторах серий ТВ и ТВ2 избыточное давление составляет 0,005—0,1 МПа.
Первая серия турбогенераторов с водородным охлаждением (ТВ) была спроектирована на базе машин серии Т2 и включала в себя генераторы мощностью 25, 30, 50, 60 и 100 МВт. Затем был осуществлен выпуск турбогенераторов серии ТВ2 мощностью 30, 60, 100 и 150 МВт. Давление водорода в генераторах этой серии было повышено в дальнейшем до 0,1 МПа. Все генераторы с водородным охлаждением имеют газоохладители, встроенные в корпус машины. Установка газоохладителей вне машины неприемлема с конструктивной точки зрения, так как в этом случае пришлось бы выполнять взрывобезопасными и стенки всех газоподводящих каналов.
2. Электромагнитный расчет турбогенератора
2.1. Выбор основных размеров
Полная номинальная мощность турбогенератора, МВ×А
SН=РН/cosjН ,
где РН – номинальная активная мощность генератора, МВт;
cosjН – номинальный коэффициент мощности;
SН=40/0,8=50 МВ×А.
Предварительно определяется внутренний диаметр статора
D1П = 1 м.
Для заданного типа охлаждения обмоток и номинальной полной мощности выбираются ориентировочные значения линейной нагрузки А и магнитной индукции при холостом ходе Вd
А= 7,2×104 А/м;
Вd = 0,78 Тл.
Предварительно вычисляется
ОКЗ=kНО/хd*,
где kНО – коэффициент насыщения магнитной цепи от потока холостого хода, kНО=1,15;
хd* – синхронное индуктивное сопротивление обмотки статора по продольной оси;
ОКЗ=1,15/1,9 = 0,605.
Вычисляется немагнитный зазор между статором и ротором (предварительно), м
,
Предварительный диаметр бочки ротора D2П, м
D2П=D1П – 2×d,
D2П=1 – 2×0,039 = 0,920 м.
Окончательный диаметр бочки ротора D2 выбирается из нормализованного ряда и принимается
D2=0,93 м.
Окончательное значение внутреннего диаметра статора D1, м
D1=D2 + 2×d, (5)
D1= 0,93 + 2×0,039 = 1,01 м.
Длина магнитопровода (сердечника) статора (предварительно), м
,
где k01 – обмоточный коэффициент (принимается k01=0,92, т.к. применяются стержневые обмотки);
W – угловая скорость, рад/с,
W=2×p×пН /60,
W = 2×3,14×3000/60 = 314,159 рад/с;
пН – номинальная частота вращения, об/мин;
Длина бочки принимается на 150 мм больше длины сердечника статора. Это делается для уменьшения магнитного насыщения ротора.
Длина бочки ротора (предварительно) l2П, м
l2П=l1П+ 0,15,
l2П = 2,72 + 0,15 = 2,87 м.
На экономические показатели машины и её параметры влияет выбранное отношение длины к диаметру как статора, так и ротора
l1=l1П/D1
l1=2,72/1,01=2,69
l2=l2П/D2,
l2=2,87/0,93 =3,09.
Вычисленное отношение l находится в допустимых пределах.
2.2. Выбор размеров статора
Статор состоит из сердечника и
обмотки. Обмотка статора в
Номинальное фазное напряжение, В, при соединении обмотки в звезду
, (10)
где U1Н – номинальное линейное напряжение, В;
Номинальный фазный ток, А
, (11)
где m – число фаз обмотки статора турбогенератора (равно трем);
Число параллельных ветвей a принимается a=1.
В проектируемом турбогенераторе мощностью 40 МВт применяется стержневая петлевая двухслойная обмотка. В стержневой петлевой двухслойной обмотке число эффективных проводников в пазу uП1=2.
Объем тока в пазу статора, А
,
Предварительно пазовое деление статора, м
, (13)
Предварительное число пазов (зубцов) статора
, (14)
Число пазов в симметричной обмотке принимается Z1=42. Тогда число пазов на полюс и фазу
q1=Z1/(2×р×m),
q1=42/(2×1×3)=7.
После этого уточняется пазовое деление статора, м
,
Отношение немагнитного зазора к пазовому делению
d/t1 = 0,039/0,076=0,51 > 0,5.
Число последовательно соединенных витков фазы статора
w1=р×q1× uП1/а, (18)
w1 =1×7×2/1=14.
Полюсное деление, выраженное в пазовых делениях
t =Z1/(2×р), (19)
t =42/(2×1)=21.
Шаг обмотки (расстояние между началом и концом одной секции) выполняется укороченный, т.е. y< t. Укорочение шага позволяет уменьшить в кривой ЭДС амплитуды пятой и седьмой гармоник. Принимается укорочение шага b = 0,83, тогда шаг обмотки по пазам