Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 00:01, доклад
Эквала́йзер (англ. equalize — «выравнивать», общее сокращение — «EQ»), темброблок — устройство или компьютерная программа, позволяющая выравнивать амплитудно-частотную характеристику звукового сигнала, то есть корректировать его (сигнала) амплитуду избирательно, в зависимости от частоты.
Впервые необходимость в применении эквалайзеров возникла в ходе опытов по передаче телефонных сигналов на значительные расстояния. При передаче сигнала по длинному участку провода высокие частоты имеют тенденцию ослабляться сильнее, чем низкие, и для восстановления естественного тембра голоса на приемном конце необходимо соответствующим образом корректировать амплитудно-частотную характеристику.
Введение
1. Краткое описание проектируемого технического устройства;
2. Принцип работы эквалайзера и его основные элементы;
Основные характеристики и параметры;
Основные цели, задачи и проблемы проектирования;
Типичные технические решения, обеспечивающие требуемые показатели качества.
Содержание
Национальный Технический Университет
“Харьковский Политехнический Институт”
кафедра
“Автоматизированные электромеханические
системы”
ОТЧЕТ
по ИДЗ
по курсу «Электронные и микропроцессорные устройства в электробытовой технике»
на
тему «Аналитический обзор технических
решений»
Выполнили:
Автомонова А.О.
Проверил:
Харьков 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Краткое описание проектируемого технического устройства;
2. Принцип работы эквалайзера и его основные элементы;
ВВЕДЕНИЕ
Эквала́йзер (англ. equalize — «выравнивать», общее сокращение — «EQ»), темброблок — устройство или компьютерная программа, позволяющая выравнивать амплитудно-частотную характеристику звукового сигнала, то есть корректировать его (сигнала) амплитуду избирательно, в зависимости от частоты.
Впервые необходимость в применении эквалайзеров
возникла в ходе опытов по передаче телефонных
сигналов на значительные расстояния.
При передаче сигнала по длинному участку
провода высокие частоты имеют тенденцию
ослабляться сильнее, чем низкие, и для
восстановления естественного тембра
голоса на приемном конце необходимо соответствующим
образом корректировать амплитудно-частотную
характеристику.
Эквалайзеры характеризуются количеством регулируемых по уровню частотных фильтров (полос). На сегодняшний день эквалайзер — это мощное средство для получения разнообразных тембров звука.
Процесс обработки звукового
сигнала посредством
Эквалайзеры включены во многие компьютерные программы, связанные с воспроизведением и/или обработкой звука — различные аудио- и видеопроигрыватели, редакторы и т. д. Многие электромузыкальные инструменты, инструментальные комбоусилители и педали эффектов также оснащаются эквалайзерами, хоть и менее функциональными.
Существует два основных типа многополосных эквалайзеров: графический и параметрический.
Графические эквалайзеры
Графические эквалайзеры представляют собой существенный шаг вперед по сравнению с регуляторами тембра с точки зрения гибкости и возможностей, хотя их конструкция и не содержит ничего принципиально нового. Графический эквалайзер - это просто набор полосовых фильтров с фиксированными срединными частотами и переменным коэффициентом усиления, которым можно управлять при помощи ползунка. В качестве регуляторов принято использовать именно ползунки, так как положение их ручек представляет собой некое подобие создаваемой эквалайзером АЧХ. Именно поэтому такие эквалайзеры принято называть "графическими" - пользователь рисует ползунками необходимую ему кривую АЧХ.
Графические эквалайзеры можно встретить в бытовых системах Hi-Fi, однако основные области их применения - это звукозапись, звуковоспроизведение и акустическая коррекция помещений. При выступлении группы или воспроизведении звука в некотором помещении необходимо достичь как можно более плоской АЧХ этого помещения, устраняя при помощи графического эквалайзера резонансные частоты, на которых помещение и громкоговорители имеют тенденцию "заводиться". Индивидуальные эквалайзеры в "комбиках" и инструментах удобно использовать для оперативного изменения характера звучания - например, при солировании.
Рисунок
1 – АЧХ идеального полосового фильтра
Графический эквалайзер несколько отличается от регулятора тембра. Как уже говорилось выше, графический эквалайзер - это набор полосовых фильтров, которые полностью изолируют друг от друга определенные полосы частот. АЧХ идеального полосового фильтра показан на рисунке 1. Для того, чтобы иметь возможность управлять частотной характеристикой во всем звуковом спектре, такие фильтры необходимо соединить параллельно (рисунок 2). На вход всех фильтров подается один и тот же сигнал, и задача каждого фильтра состоит лишь в том, чтобы усилить или ослабить "свой" участок спектра в соответствии с положением регулятора коэффициента усиления (ползунка).
Рисунок
2 – Параллельное соединение фильтров
Параллельное соединение фильтров в графическом эквалайзере, в отличие от последовательного соединения в регуляторе тембра, позволяет также уменьшить фазовые искажения, вносимые эквалайзером в сигнал. Дело в том, что помимо амплитудно-частотной характеристики любой фильтр вносит в сигнал определенную фазовую задержку, и в случае последовательного соединения фильтров эти фазовые искажения суммируются. В ряде случаев (например, при создании эффекта фазера) это приемлемо, но в большинстве случаев нам необходимо, чтобы сигнал воспроизводился как можно точнее. Если при соединении двух-трех фильтров суммарные фазовые искажения незначительны, то для 15 или 31 полосы графического эквалайзера приемлемым оказывается только параллельное соединение.
Срединные частоты полосовых
фильтров графического
Параметрические эквалайзеры
Параметрические эквалайзеры
Рисунок 3 – Варианты АЧХ параметрического эквалайзера
Параметрический
эквалайзер дает большие
Применение эквалайзеров
Эквалайзеры можно встретить как в бытовой, так и в профессиональной аудиотехнике.
Эквалайзер можно использовать
практически на любом этапе
любого процесса обработки
Нередко эквалайзеры применяются в линиях
сценических мониторов, основная проблема
которых заключается в возникновении
эффекта «обратной связи». В этом случае
звукооператор использует многополосный
графический эквалайзер для поиска резонансной
частоты и её ослабления. Кроме того, с
помощью эквалайзера можно ограничить
частотный диапазон воспроизведения звука.
Однако не все специалисты пользуются
графическими эквалайзерами для устранения
обратной связи, так как для этого существуют
специальные приборы — цифровые автоматические
подавители обратной связи, которые, по
сути, представляют собой параметрический
эквалайзер с автоматическим подбором
резонансной частоты, а их фильтры имеют
очень высокую добротность.
При работе с эквалайзером очень важно понимать, что усиление какой-либо частотной полосы приводит к усилению общего уровня аудиосигнала, и чрезмерное усиление полос может зачастую привести к искажениям звукового сигнала. В связи с этим ослабление «ненужных» частот зачастую дает более качественный результат, нежели усиление «нужных».
Простейший пример эквалайзера - это всем хорошо известные регуляторы тембра (высоких и низких, иногда - средних частот), которые есть почти в каждом бытовом и автомобильном усилителе, приемнике или магнитофоне. С их помощью можно отрегулировать звучание системы таким образом, чтобы оно соответствовало вашим вкусам и - в некоторой степени - особенностям помещения, в котором вы находитесь. Регуляторы низких (Bass) и высоких (Treble) частот управляют двумя пороговыми фильтрами, АЧХ которых показана на рисунке 4. Как видите, коэффициент усиления порогового фильтра зависит от частоты сигнала.
Рисунок 4 – АЧХ фильтров
Частота, на которой
Помимо регуляторов тембра НЧ
и ВЧ во многих усилителях
и других системах встречается
также регулятор тембра
Рисунок
5– АЧХ полосового фильтра
Регуляторы тембра - крайне примитивный
вид эквалайзера, так как
Основным элементом