Теория организации, ее предмет, место в системе научных знаний, направления развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 20:46, реферат

Краткое описание

Общество состоит из множества организаций, с которыми связаны все аспекты и проявления человеческой жизнедеятельности. Теория организации призвана ответить на вопросы: зачем организации нужны? как они создаются? функционируют и изменяются? почему члены организаций действуют именно так, а не иначе?

Файлы: 1 файл

Теория организации.doc

— 49.00 Кб (Скачать)

 Теория  организации, ее предмет, место в системе  научных знаний, направления  развития.

 Общество состоит  из множества организаций, с которыми связаны все аспекты и проявления человеческой жизнедеятельности. Теория организации призвана ответить на вопросы: зачем организации нужны? как они создаются? функционируют и изменяются? почему члены организаций действуют именно так, а не иначе?

 Теория организации – наука, изучающая принципы, законы и закономерности возникновения организации как явления, ее эволюции, механизмы функционирования, взаимодействия ее частей и элементов между собой, а также с внешней средой для достижения намеченных и/или проектирования новых целей.

 Овладение знаниями об этом позволяет обоснованно и  профессионально подходить к  формированию протекающих в организациях процессов, к определению курса действий и руководству его реализацией в интересах достижения поставленных целей.

 Предмет теории организации составляют организационные отношения людей в процессе совместной деятельности и закономерности их развития.

 Организацией  как объектом исследования занимаются менеджмент, экономика, социология, психология, политология и другие науки. Каждая из этих дисциплин рассматривает  лишь часть процессов, происходящих в организации. Так, менеджмент рассматривает вопросы, связанные с элементами организации и процесса управления, коммуникациями, с организацией взаимодействия и полномочий, построения организаций. Экономика изучает элементы организации и оплаты труда; организации производства; экономические законы развития, в том числе пропорционального и планомерного развития, соответствия производственных отношений характеру производительных сил. Психология изучает психическое отражение человеком различных аспектов организационных отношений. Политология рассматривает отношение людей к политическим организациям, проблемам внутренней и внешней политики. Однако это лишь элементы, составляющие организацию в целом как процесс и как явление. Предпринимались попытки объединить усилия перечисленных наук в области исследования организаций как больших систем посредством кибернетики, теории управления. Так, теория управления изучает следующие проблемы, касающиеся организации: производство как система, типы отношений управления, организационная структура управления, линейные и функциональные связи, организационно-распорядительные методы управления, организация процесса управления, организация управленческого труда. Дальнейшее развитие исследований в области теории управления способствовало выделению теории организации как самостоятельной новой науки. Она призвана интегрированно подходить к ключевым процессам, происходящим в формальных и неформальных объединениях людей и их коммуникациях.

 Таким образом, теория организации – одна из серии  управленческих наук, основой которой  служит теория управления

 Теория организации, обособившись, сохраняет связь с  основополагающими науками и  опирается на законодательно-правовую базу.

  
Связь теории организации с другими науками

 Развитие каждой науки характеризуется двумя  процессами: дифференциацией и интеграцией знаний. Дифференциация – это поиск своей ниши (своего предмета и объекта исследования) для проведения углубленных исследований. Интеграция основана на стремлении исследовать проблему с разных сторон, формировать приоритеты влияния той или иной процедуры на ситуацию в целом. Ученые, занимающиеся теорией организации, обсуждают перспективность трех путей ее развития:

  • создания общего подхода к основным научным воззрениям на базе имеющихся в менеджменте, экономике, социологии и других относительно разработанных науках научных воззрений и дальнейшего продвижения в исследованиях;
  • выделения своей локальной области исследования части организации и развития ее;
  • формирования трехступенной схемы развития
 

Определенной  трудностью для развития теории организации является проблема количественного измерения организационных параметров. В настоящее время в основном оперируют качественными измерениями: хороший, плохой, высокий, средний, низкий, большой, маленький; эффективный, неэффективный. Например, организация обладает высоким научным потенциалом.

 Из числа  эффективных методов исследования в теории организации могут использоваться дедукция и индукция. Дедукция предусматривает  исследования путем перехода от общего к частному. Сначала создается  теория или методология, а затем объясняются или предсказываются единичные и групповые события. Индукция предусматривает исследования путем перехода от частного к общему. Вначале собирается обширный материал, на базе которого создается теория, могущая объяснить любые происходящие события из данной типологии данных. Например, по результатам большого количества собранных материалов о зависимости характера отношений между работниками и эффективностью их труда была создана весьма эффективная теория коммуникаций, включающая пять уровней отношений: полная поддержка, различие, поляризация, столкновение и антагонизм. Каждый метод опирается на комплекс эмпирических гипотез (предположений). Они должны удовлетворять следующим требованиям:

  • осмысленность введенных терминов, категорий и понятий;
  • непротиворечивость дефиниций одного и того же предмета или явления;
  • достоверность выводов, т.е. возможность проведения проверки или повторения результатов;
  • возможность обобщения на другие классы событий;
  • наличие ограничений на применение гипотез (технических, экологических, социальных и т.д.);
  • возможность объяснения происходящих событий и их прогнозирования.

 Развитие теории организации включает три конкретных этапа, которые в свою очередь могут быть поделены на соответствующие подэтапы:

 1) сбор и  обработка информации:

  • сбор фактов, явлений, прогнозов, тенденций, исторических и фольклорных сведений, легенд и мифов о существовании или функционировании организаций (как явления), особенностях организации (как процесса);
  • систематизация информации и составление типологии, например, по времени, по эффективности, по характеру организационных отношений, по сфере деятельности;
  • 2) создание теорий и методик:
  • создание понятийного аппарата: категории, термины, их взаимосвязь, классы терминов, синонимы;
  • привлечение научного багажа других наук для более полного понимания своих собственных проблем, например теории управления, разработки управленческих решений, кибернетики Виннера, функционально-стоимостного анализа;
  • нахождение зависимостей между параметрами, отношений между категориями, формулирование законов и закономерностей, например нормы управляемости персоналом в зависимости от характера деятельности, закон развития, закон самосохранения, закон синергии;
  • 3) апробация теорий и методик:
  • практическое апробирование разработанных теорий и методик;
  • обобщение теоретических разработок и практических результатов применения отдельных положений теории организации, накопление статистических данных.

 Перечисленные этапы выполняются циклически друг за другом, совершенствуя на каждом очередном витке знания в области теории организации. 

                       1. Место теории организации в системе научных знаний

 Теория организации  — это наука об основных закономерностях  жизнедеятельности организаций как реально существующих объектов. Теория организации как самостоятельная дисциплина выделилась из социологии — науки, изучающей общественные структуры, их элементы и социальные процессы.

 Научная теория концентрирует в себе наиболее существенные знания, добываемые в результате проведения исследований и их практической апробации. В любой отрасли знания она формирует “ядро” науки, к которому “притягиваются” факты, образующие “оболочку”. Выражаясь фигурально, “ядро” - абстракция, а “оболочка” - конкретика. «Теория должна давать целостное представление о закономерностях и существенных связях определённой области действительности, теоретическое знание предполагает сложную систему идеализаций...» Теория не есть объяснение единичного факта, того, почему он возник или почему скрывающееся за ним явление происходило определенным образом. Она всегда есть обобщение, и такое, какое (если теория достигла известного уровня развития) позволяет объяснить, почему возникают факты данного рода, и в том числе интерпретировать каждый случай или наблюдаемую ситуацию в отдельности. Чем больше разнородных фактов обобщает теория, тем она абстрактнее или идеализированнее. Теорию относят к “наиболее развитой форме научного знания”, причем, теоретические построения “в развивающейся науке создаются не за счет прямой схематизации опыта, а путем трансляции уже имеющихся абстрактных объектов (моделей, с помощью которых в идеализированной форме описываются закономерности поведения реальных систем – Я.Р.) из более развитых областей знания”. Это, наряду с всеобщностью феномена организации, то же одна из причин, объясняющая междисциплинарный характер организационной науки.

 …….

 Наиболее значимые методы основы теории организации опираются  на исследования в области социологии труда с учетом его характера и содержания. Особо важную роль играет теория мотивации и побуждение персонала к сознательному труду при соотношении различных стимулов и факторов удовлетворенности трудом, эффективности всевозможных способов материального и морального поощрения, социальных аспектов целесообразной организации труда. Оценивая роль личности в коллективе и поведение индивидуумов в процессе организационной деятельности, теория организации во многом опирается на психологию (греч. psyche — «душа»). Психология является наукой о законах формирования и функционирования психического отражения индивидуумом объективной реальности в деятельности человека. Явления психического отражения проявляются в форме душевных переживаний, недоступных объективному наблюдению.

 Особенно значителен вклад в теорию организации научной дисциплины, получившей название социальной психологии, которая призвана изучать закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их нахождением в социальных группах, а также психологическими характеристиками самих этих групп.

 Современная социальная психология изучает закономерности общения и взаимодействия людей  с учетом общественных и межличностных  отношений, характеристики не только малых, но и больших социальных групп.

 Не менее  значителен вклад в организационную науку математики, статистики, логики, теории матриц, теории графов, теории игр, кибернетики и информатики. Необходимо также отметить связь теории организации с целым рядом экономических дисциплин: организационное поведение, управление персоналом, исследование систем управления, разработка управленческого решения, стратегический, банковский, финансовый, производственный и инновационный менеджмент, управление качеством.

 … Другое существенное различие между теориями организации  и систем заключается в том, что термин “организация” не эксплицируется только словом “система”, но имеет и другие лексические значения. По первому отличию теория организации уже (беднее содержанием) теории систем, а по второму - шире. Высокий уровень научного обобщения (абстрагирования) в общей для разных систем теории организации не лишает ее, в отличие от ряда других академических дисциплин, практической значимости. Особенность ее состоит в том, что, как считает академик Н.Моисеев, “по своей сути теория организации - это не часть философии (философской дисциплиной ее можно считать лишь применительно к организаторской деятельности - Я.Р.), а прикладная дисциплина, занимающаяся вполне конкретными вопросами. Поэтому ее разработкой занимались не только обществоведы, но и естественники”.

Информация о работе Теория организации, ее предмет, место в системе научных знаний, направления развития