Автономное образовательное
учреждение
высшего профессионального образования
Ленинградской области «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ИНСТИТУТ
ЭКОНОМИКИ, ФИНАНСОВ, ПРАВА
И ТЕХНОЛОГИЙ»
ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ДИСЦИПЛИНА: ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
на тему:
Проблемы управления
персоналом организаций
Выполнила студентка группы 2-142
Баулина А.А.
Проверил: Драбенко В.А.
Гатчина 2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В эволюции теории и практики зарубежного
кадрового менеджмента можно выделить
фазы, связанные с адаптацией как новых
технологий менеджмента, так и специфических
подходов в кадровой работе. Подлинная
революция в кадровой работе была вызвана
применением после Второй мировой войны
идей системного подхода в менеджменте.
Становление системного менеджмента обусловило
возникновение принципиально новой технологии
кадрового менеджмента — управление человеческими
ресурсами. Эта технология была инкорпорирована
в систему стратегического менеджмента,
и функция управления персоналом стала
компетенцией высших должностных лиц
корпораций. Изменился и характер кадровой
политики: она стала более активной и целенаправленной.
Менеджер по персоналу — профессия молодая.
Как разновидность деятельности менеджера
она зародилась в конце прошлого века.
Появление специалистов по работе с персоналом,
имеющих подготовку в области промышленной
социологии и психологии, означало подлинную
революцию в традиционных формах кадровой
работы.
Если до этого кадровая работа была функцией
линейных руководителей различного уровня
и ранга, а также работников (и руководителей)
кадровых служб, занимающихся учетной,
контрольной и распорядительской (администраторской)
деятельностью, то возникновение управленческой
(штабной) функции, связанной с обеспечением
должного уровня кадрового потенциала
организации, существенным образом расширило
диапазон задач и повысило значение этого
направления менеджмента. Именно с появлением
управления персоналом как специализированной
штабной деятельности в системе современного
менеджмента связано становление кадрового
менеджмента, который постепенно интегрирует
и трансформирует сложившиеся формы кадровой
работы.
1. Основные типы профессиональной
культуры менеджмента персонала
При доминировании бюрократической организационной
культуры менеджер по персоналу в своей
деятельности склонен руководствоваться
следующими стереотипами:1
- работники — прирожденные лентяи, пассивны и нуждаются в манипулировании и контроле со стороны организации, поэтому менеджер, несущий ответственность за функционирование персонала организации, должен уделять особое внимание стимулированию работы подчиненных;
- для работников побудительным мотивом в первую очередь является экономический интерес, поэтому следует делать все для того, чтобы обеспечить им максимальный доход;
- организационная структура должна быть спроектирована таким образом, чтобы контролировать желания работников и в максимальной степени нейтрализовать возможные последствия их непредсказуемых действий;
- поскольку работники по своей натуре склонны противодействовать целям, предписываемым организацией, и в основном не способны на жесткий самоконтроль и самодисциплину, необходим надежный внешний контроль над их деятельностью, чтобы обеспечить достижение поставленных руководством целей;
- на руководящую работу могут выдвигаться те немногие работники, которые способны к самоконтролю и имеют высокую мотивацию, целеустремленны и честолюбивы.
При доминировании органической организационной
культуры менеджер по персоналу в своей
деятельности, как правило, руководствуется
следующими стереотипами:
- работники озабочены в основном социальными нуждами и обретают чувство самоидентичности только во взаимоотношениях с другими людьми;
- рационализация производства и узкая специализация приводят к тому, что смысл своей производственной деятельности работники видят не в самой работе, а в социальных отношениях, которые складываются в процессе труда;
- работники в большей степени склонны реагировать на воздействие своих товарищей, чем на инициативы начальства;
- высокий уровень сплоченности делает групповое мнение основным источником морального авторитета для членов трудового коллектива;
- работники готовы положительно реагировать на инициативы начальства, когда оно учитывает социальные потребности своих подчиненных и, в первую очередь, потребность в общественном признании.
В случае преобладания предпринимательской
организационной культуры менеджер по
персоналу руководствуется такими стереотипами:
- работники интересуются только своими личными целями. Они равнодушны к специфическим задачам организации, помимо такой универсальной цели, как достижение максимальной прибыли. Поэтому с ними лучше не обсуждать эти задачи, дабы не вызвать излишнего сопротивления при их реализации;
- лучший способ заставить организацию работать — нанять настойчивых, агрессивно настроенных людей и постараться сохранить контроль над ними в условиях постоянно меняющейся внешней среды. Не исключено, что в этой агрессивной среде детальная проработка задач организации окажется бессмысленным делом, поскольку решающим фактором является инициатива самих работников;
- наиболее эффективный способ мотивации работников — вызов, который открывает хорошую возможность для их самореализации. При этом вызов должен быть соразмерен потенциалу работников, а менеджеру следует предусмотреть в случае успеха достойное вознаграждение;
- властные полномочия редко кому-нибудь делегируются из-за опасений возможной ошибки. Работники свободны в своих действиях, пока делают «правильные» вещи;
- ответственность не предписывается работникам, но она принимается на себя теми, кто готов при любых обстоятельствах выполнить свои обязательства, несмотря на сопряженный с этим риск. Именно эти качества особенно высоко ценятся в подчиненных, что создает в коллективе атмосферу повышенной тревожности и побуждает работников трудиться с полной самоотдачей, не глядя на часы;
- для таких одержимых работой предприимчивых людей не имеют особого значения должности и звания, что дает менеджеру определенную свободу маневра при ограниченных финансовых ресурсах, позволяя особенно долго не мучиться над вопросом, чей вклад в общий результат был наибольшим.
При партиципативной организационной культуре
менеджер по персоналу в своей деятельности
исходит из того, что
- подавляющее большинство работников готовы напряженно трудиться ради достижения целей, находящихся за пределами их личных интересов;
- каждый индивидуум уникален, поэтому стандартные управленческие подходы не срабатывают, а должны быть сформулированы применительно к конкретному человеку и данной ситуации;
- индивидуумы достаточно гибки для того, чтобы органично сочетать свои личные цели с целями команды, если сама команда ясно представляет себе, к чему она стремится;
- взаимодополнительность способностей членов команды и общность основных ценностных установок обеспечивает полноценное использование индивидуальных навыков и умений при достижении общекомандных целей;
- для координации усилий многих людей необходимы наличие осмысленной коммуникации между членами группы, незаурядные цели должны формулироваться таким образом, чтобы энергия команды могла быть конструктивно направлена на их достижение, требуются новый тип руководства и освоение новых умений и навыков всеми членами команды;
- процесс командообразования предполагает активное участие всех членов команды в анализе проблем и перспектив, планировании совместных действий, оценке (и самооценке) полученных результатов и индивидуальных вкладов в общую работу.
2. Модели и особенности менеджмента
персонала
В эволюции теории и практики зарубежного
кадрового менеджмента можно выделить
фазы, связанные с адаптацией как новых
технологий менеджмента, так и специфических
подходов в кадровой работе.
Подлинная революция в кадровой работе была вызвана
применением после Второй мировой войны
идей системного подхода в менеджменте.
Становление системного менеджмента обусловило
возникновение принципиально новой технологии
кадрового менеджмента — управление человеческими
ресурсами. Эта технология была инкорпорирована
в систему стратегического менеджмента,
и функция управления персоналом стала
компетенцией высших должностных лиц
корпораций. Изменился и характер кадровой
политики: она стала более активной и целенаправленной.
Выделяются три основные модели кадрового менеджмента.2
- Менеджер по персоналу как попечитель своих работников, заботящийся о здоровых условиях труда и благоприятной морально-психологической атмосфере на предприятии. Эта патерналистская модель восходит к социал-реформистским идеям конца XIX — начала XX вв. и нашла свое органическое воплощение в многочисленных вариациях доктрины человеческих отношений. Должностной статус менеджера по персоналу в этой модели довольно низкий: это клерк, имеющий подготовку в области промышленной социологии (или психологии) и помогающий линейным руководителям проводить эффективную политику корпорации в отношении наемных работников.
- Менеджер по персоналу как специалист по трудовым договорам (контрактам), включая коллективные договоры. В больших организациях, использующих массовый низкоквалифицированный труд, у него двоякая роль: осуществление административного контроля над соблюдением наемными работниками условий трудового договора, учет должностных перемещений; регулирование трудовых отношений в процессе переговоров с профсоюзами. Выполнение этих функций требует, как правило, юридической подготовки, которая обеспечивает менеджеру по персоналу довольно высокий статус в организации.
- Менеджер по персоналу как архитектор кадрового потенциала организации, играющий ведущую роль в разработке и реализации долговременной стратегии корпорации. Его миссия — обеспечить организационную и профессиональную когерентность составляющих кадрового потенциала корпорации. Он входит в состав ее высшего руководства и имеет подготовку в такой новой области управленческого знания, как управление человеческими ресурсами.
Хотя различия даже внутри национальных традиций
управления персоналом весьма велики,
можно выделить ряд общих характеристик
этой практики кадрового менеджмента,
сложившихся и получивших распространение
в двадцатом столетии в корпорациях развитых
стран.
- Широкое разнообразие существующих подходов в управлении персоналом, обусловленное (в том числе и историческими) различиями в национальных, институциональных и организационных контекстах, привело к тому, что до сих пор так и не сложились ни единый корпус профессионального знания, ни общая профессиональная идеология этой управленческой дисциплины.
- Кадровая работа традиционно находилась на периферии внимания руководителей корпораций. Маргинальная роль специалистов по управлению персоналом определялась тем, что они выполняли функции советников при руководстве и не несли непосредственной ответственности за разработку и реализацию стратегии организации. А финансовые и производственные соображения, как правило, всегда брали верх над предложениями кадровых работников, идущими вразрез с общей стратегией корпорации.
- У специалистов по управлению персоналом с самого начала возник ореол защитников интересов рядовых работников, что, по мнению их коллег-менеджеров, препятствовало достижению целей, стоящих перед организацией.
- Управление персоналом трактовалось как деятельность, для которой не требуется специальной подготовки; в отличие от других управленческих специальностей в ней можно было довольствоваться соображениями здравого смысла, да и существовало расхожее мнение, что любой опытный руководитель вполне мог справиться с функциями менеджера по персоналу.
- Отсутствие специализированной профессиональной подготовки и соответствующей профессиональной квалификации снижало авторитет кадровых работников в глазах начальства и линейных руководителей.
На фоне радикальных изменений в корпоративном
менеджменте за последние 15—20 лет удивительным
выглядит сам факт, что управление персоналом,
представлявшее собой довольно заурядную
и маргинальную управленческую деятельность,
не исчезло вовсе, а, напротив, переживает
подлинный расцвет. Основная причина —
в практике кадрового менеджмента с 80-х
годов начинает доминировать третья —
«архитектурная» модель.
Преобразование управления персоналом
в управлении человеческими ресурсами
нашло свое выражение в следующих основных
тенденциях кадрового менеджмента:3
- все последние годы в развитых странах наблюдается относительный и абсолютный рост числа работников кадровых служб;
- повысился статус этой профессии: руководители кадровых служб в большинстве корпораций стали входить в состав правления и даже в состав советов директоров;
- резко возросло внимание к уровню профессиональной подготовки менеджеров по персоналу;
- в условиях растущей конкуренции (в том числе и за высококвалифицированные кадры) изоляция кадровой политики от общей бизнес-стратегии пагубно влияла на успешность деятельности корпорации в целом.
Речь идет об интеграции вокруг управленческой
«вертикали» всех функций кадрового менеджмента,
выразившейся в появлении стратегического
уровня в управлении человеческими ресурсами.
Вместо довольно фрагментизированной
структуры кадрового менеджмента, бытовавшей
в эпоху доминирования первой и второй
моделей управления персоналом, складывается
система менеджмента, ориентированная
в первую очередь на развитие человеческого
капитала. Миссия этой системы — в числе
других приоритетных стратегических целей
корпорации реализовать и ключевые цели
ее кадровой политики.
В отличие от управления персоналом управление
человеческими ресурсами переориентировано
с нужд работников на потребности самой
организации в рабочей силе, и приоритеты
кадрового менеджмента определяются в
первую очередь результатами функционального
анализа имеющихся и проектируемых рабочих
мест, а не существующим кадровым потенциалом
организации.
Обретение управлением человеческими ресурсами
стратегического измерения делает кадровую
политику более активной в отличие от
пассивной и реактивной политики, характерной
для традиционных моделей управления
персоналом.
Ответственность за реализацию более
активной кадровой политики возлагается
также и на линейных менеджеров (руководителей
структурных подразделений), а это означает,
что кадровая работа руководителей всех
звеньев интегрируется в систему кадрового
менеджмента, которая только и способна
эффективно реализовать такую политику.
Происходит переориентация системы кадрового менеджмента
на индивидуальную работу с персоналом,
а, следовательно, с доминировавших в управлении
персоналом коллективистских ценностей
на индивидуалистические.
Если традиционно менеджер по персоналу должен
был стремиться сэкономить на издержках,
связанных с воспроизводством рабочей
силы (а поэтому и не был заинтересован
в долговременных инвестициях в человеческий
капитал), то технология управления человеческими
ресурсами нацелена на повышение эффективности
подобного рода инвестиций, обеспечивающих
постоянный профессиональный рост работников
предприятия, и улучшение качества условий
труда.
Если в управлении персоналом все внимание
сосредоточено исключительно на рядовых
работниках, то в управлении человеческими
ресурсами акцент переносится на управленческий
штат: именно компетентность менеджеров
оказывается ключевым элементом кадрового
потенциала современной корпорации.
Новая система кадрового менеджмента предполагает
сильную и адаптивную корпоративную культуру,
стимулирующую атмосферу взаимной ответственности
наемного работника и работодателя, стремление
всех работников корпорации сделать ее
«лучшей компанией» за счет поддержки
инициативы на всех уровнях организации,
постоянных технических и организационных
нововведений, открытого обсуждения проблем.