Особенности продажи товаров в магазинах самообслуживания

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 19:26, доклад

Краткое описание

Общепринятым в мире считается мнение о том, что самообслуживание – наиболее рациональный и эффективный на сегодняшний день торговый формат. Это действительно так: он достаточно экономичен в плане затрат на персонал, оптимален с точки зрения использования торговых площадей, возможности расширения ассортимента и представления товара покупателю, а главное – прекрасно разработан методически (в отношении инструментов его маркетинговой, технологической и компьютерной поддержки).

Файлы: 1 файл

Организация торговли.docx

— 23.43 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Южно-Уральский  государственный университет

Торгово-экономический  факультет

Кафедра «Товароведение и экспертиза потребительских  товаров» 
 
 
 
 
 
 
 
 

ДОКЛАД

 
 

«Особенности продажи товаров в магазинах самообслуживания» 
 
 
 
 
 
 
 

Проверил: Смирнова И. Г. 
 

Выполнил: студент ТЭ – 431

Романова  К.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Челябинск

2011

    Общепринятым  в мире считается мнение о том, что самообслуживание – наиболее рациональный и эффективный на сегодняшний  день торговый формат. Это действительно  так: он достаточно экономичен в плане  затрат на персонал, оптимален с  точки зрения использования торговых площадей, возможности расширения ассортимента и представления товара покупателю, а главное – прекрасно разработан методически (в отношении инструментов его маркетинговой, технологической  и компьютерной поддержки).

    Продажа товаров на основе самообслуживания – один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров. Самообслуживание позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазинов, расширить объем реализации товаров. Этот метод предусматривает свободный доступ покупателей к выложенным в торговом зале товарам, возможность самостоятельно осматривать и отбирать их без помощи продавца, что позволяет более рационально распределять функции между работниками магазина. Отобранные товары оплачиваются в узлах расчета, обслуживаемых контролерами - кассирам. При самообслуживании изменяются технологическая планировка торгового зала и других помещений магазина, организация материальной ответственности, товароснабжение, а также функции работников магазина.

    Этот  метод применяется при продаже  большинства продовольственных  и непродовольственных товаров. Товары, требующие нарезки, упаковки продают в магазинах самообслуживания через прилавок индивидуального  обслуживания.

    В магазинах самообслуживания функции продавца:

  • консультирование покупателей;
  • выкладка товаров;
  • контроль за сохранностью товаров;
  • выполнение расчетных операций.

    Процесс продажи здесь  состоит из следующих  основных операций:

  • встреча покупателя и предоставление ему необходимой информации о реализуемых товарах, услугах и т.д.;
  • получение покупателем инвентарной картины или тележки для отбора товаров;
  • самостоятельный отбор товаров покупателем и доставка их в узел расчета;
  • подсчет стоимости отобранных товаров и получение чека;
  • оплата купленных товаров;
  • упаковка приобретенных товаров и укладка их в сумку покупателя;
  • возврат тележки на место их концентрации.

    Перечень  этих операций может быть расширен при продаже технически сложных  товаров, когда требуется помощь продавца-консультанта (его консультация, проверка исправности товаров и  т.д.)

    Торговый  персонал должен обеспечивать строгое  соблюдение установленных правил торговли. Так, не разрешается требовать от покупателей, входящих в торговый зала магазина самообслуживания, предъявления приобретенных ими в других магазинах товаров, ставить на них штампы или какие-либо отметки, а также обязывать оставлять личные вещи. При желании покупатель может оставить у входа в торговый зал хозяйственную сумку, портфель и т.д., при этом магазин обязан обеспечить их сохранность.

    Отобранные  товары покупатели укладывают в инвентарную  корзину или тележку и доставляют в узел расчета. Здесь происходит расчет как за товары, отобранные покупателем, так и за товары, отпущенные ему  через прилавок обслуживания (в магазинах, где не все товары продают по методу самообслуживания). В узле расчета  покупателю вручают кассовые чеки, служащие подтверждением правильности расчетов, и в случае необходимости, основанием для обмена товаров. Запрещено  устраивать двойной контроль при  расчетах с покупателями. Администрация  магазина имеет право проводить  лишь выборочную проверку правильности оплаты и контролировать работу кассира.

    Для того чтобы ускорить расчетные операции с покупателями, в магазине рекомендуется  оборудовать единый узел расчета. Напряженность  работы контролеров-кассиров в часы "пик" следует регулировать. Для  расчетов с покупателями, совершившими мелкие покупки (1-2 предмета), выделяют "экспресс-кассы". Ускорению расчетов с покупателями способствует также применение быстродействующих и автоматизированных кассовых машин, а также механизированных расчетных узлов с механизмом для автоматической выдачи сдачи, конвейером для перемещения товаров и другими устройствами, облегчающими и ускоряющими расчетные операции с покупателями.

    Особенности магазинов самообслуживания. Общеизвестно, что при переходе от прилавка к самообслуживанию, благодаря целому комплексу причин, товарооборот увеличивается от десятков процентов до нескольких раз.

    В магазине самообслуживания ни один из процессов не обходится без автоматизации. Оприходование товаров осуществляется при помощи ручных лазерных сканеров или терминала сбора данных. При приемке товаров, не имеющих штриховой кодировки проводится этикетирование с помощью принтера этикеток. Для продаж весового товара установлены электронные весы c печатью этикеток. Кассовые места оборудованы (POS-системы), встраиваемыми многоплоскостными сканерами штрих-кодов и ручными лазерными сканерами.

    Инвентаризация  товаров осуществляется при помощи терминала сбора данных. Основные задачи, которые должны решать автоматизированные системы управления продуктового магазина, стандартны. Однако у каждого типа магазинов есть свои особенности, которые учитываются при их автоматизации. У магазина самообслуживания такими особенностями являются: большой ассортимент, высокая скорость смены товара, значительные товарные запасы не только на складе, но и в торговом зале, прямой доступ к товару.

    Важнейшими  задачами, вытекающими из этих особенностей, являются:

  • Поддержание достаточной полноты и стабильности ассортимента;
  • Обеспечение предоставления покупателю возможности выбора в любой из предоставленных товарных групп;
  • Повышение оборачиваемости товарных запасов;
  • Снижение количества низколиквидных товаров;
  • Влияние на лояльность покупателей – создание дисконтных схем, рекомендации системы по выбору дисконтной схемы и анализ эффективности ее введения;
  • Защита от злоупотреблений и воровства персонала;
  • Оперативный и адекватный анализ деятельности предприятия;
  • Предоставление дополнительных услуг.

    Предлагаемый  разнообразный ассортимент в  условиях современного рынка - недостаточное  условие для привлечения постоянных покупателей. Поэтому дополнительные услуги – например, производство продукции, оплата сотовой связи, работа с банковскими  картами и т.д., – предоставляемые  покупателю, являются важным конкурентным преимуществом.

    Следует помнить и о том, что информационные технологии, отвечающие всем особенностям работы магазинов самообслуживания, как правило, имеют широкие аналитические  возможности, позволяющие определять динамику прибыли по отдельному наименованию, по группе товаров, выделять наиболее продаваемые позиции, а также  отслеживать их зависимость от величины торговой наценки, сезонных и многих других факторов. Иными словами, в  руках у руководителя оказывается  мощный инструмент, дающий возможность  снизить издержки (например, от «залеживания»  товаров на складе) и увеличить прибыль.

    Оборудование  и технологии. Современный магазин самообслуживания можно условно разделить на 3 зоны: торговый зал с кассовыми узлами и точками взвешивания, зону временного хранения товара и офис. Каждая из этих зон имеет свои особенности и выдвигает ряд присущих только ей требований.

    Кассовый  узел может быть создан либо на базе POS-терминала – специализированного  компьютера, оборудованного фискальным принтером и дисплеем покупателя, либо с использованием кассового  аппарата, объединяющего в одном  корпусе принтер, клавиатуру, модуль фискальной памяти, индикаторы покупателя и продавца. Для идентификации  товара используется считыватель штрих  кода.

    Для взвешивания овощей и фруктов  предусматривается одна или несколько  точек взвешивания. В области  выкладки товара устанавливаются весы с печатью этикетки, на которую  наносится штрих-код, содержащий информацию о коде товара и весе. Эта этикетка наклеивается на пакет, а при расчете  считывается сканером штрих кодов.

    Маркирование  товаров в зоне временного хранения обычно осуществляется с помощью  этикет пистолета (в этом случае на этикетке указывается код товара) либо наклейкой этикеток со штрих  кодом. Второй способ предпочтительней, потому что позволяет ускорить идентификацию  товара на кассовом узле. Если количество этикеток со штрих кодом невелико, для их печати можно использовать недорогой офисный принтер и  специальную перфорированную самоклеящуюся  бумагу. В противном случае применяются  специализированные принтеры, обеспечивающие скорость печати от 3 до 8 этикеток в  секунду. Независимо от используемого  принтера, в точке маркировки устанавливается  компьютер с программным обеспечением, которое имеет доступ к справочникам товаров. Значительная часть товаров  продуктовой группы перед выдачей  в торговый зал должна быть расфасована, взвешена и снабжена этикеткой, содержащей код товара, его цену, вес и  стоимость. Для повышения скорости работы кассиров желательно также нанесение  штрих кода с информацией о  коде и весе. Для автоматизации  этого процесса применяются развесочные  комплексы, которые создаются либо на базе весов с печатью этикетки, либо в виде комбинации обычных весов, компьютера и принтера этикеток. Второй вариант может оказаться предпочтительным, поскольку позволяет использовать одно и то же оборудование, как для  развески, так и для печати этикеток для точки маркировки.

    Среди перспективных технологий автоматизации  магазинов есть электронные ценники, на которых цены на товар изменяются автоматически при изменении  цен в товароучетной системе, применение в торговом зале информационных киосков, при помощи которых покупатель может узнать не только цену на товар, но и его подробное описание.

    Максимальной  отдачи от применения технологии самообслуживания можно достигнуть только при комплексной  автоматизации торгового предприятия, которая предполагает совместное использование  специализированного электронного оборудования и программных средств.

    Своеобразие условий работы магазина самообслуживания требует от продавцов-консультантов  овладения и другими специальностями: контролера-кассира, контролера, бракера  и декоратора. Кроме того, продавец-консультант  должен уметь заменить продавцов  других групп товаров.

Информация о работе Особенности продажи товаров в магазинах самообслуживания