Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:59, курсовая работа
Целью данной работы является изучение основополагающих законов организации. Рассмотреть их применение в практической деятельности. Задачами данной курсовой работы являются:
- определение и построение системы законов организации;
- изучение классификации основополагающих законов.
- понимание механизмов взаимодействия объективной и субъективной, материальной и интеллектуальной организации, как процесса или системы.
- Представить структурную схему организации, с её функциями, процессом управления и распределения полномочий между работающими в организации.
- Применить несколько основополагающих законов организации на практике и т.п.
Введение
1. Теоретические и методологические основы законов организации
1.1 Система законов организации
1.2 Классификация законов организации
1.3 Основополагающие законы организации
1.4 Статическое и динамическое состояние организации
1.5 Принципы статического состояния организации
1.6 Принципы динамического состояния организации
2. Практическое применение законов организации
2.1 Организационная структура управления предприятием
2.2 Функциональное предназначение отделов предприятия
2.3 Функциональные обязанности основных должностных лиц
2.4 Применение закона синергии
2.5 Применение закона информированности
Заключение
Список литературы
1.5 Принципы статического состояния организации
К принципам статического
состояния организации
Принцип приоритета цели.
В системе: цель - задача - функция - структура - персонал. Наивысший приоритет должна иметь цель, затем задача, а далее функция, структура и персонал.
При создании, сокращении, объединении, реструктуризации или ликвидации компании наиболее хорошо должна быть разработана общая цель - семь раз отмерь, один раз отрежь. Общая цель должна быть представлена более мелкими целями по областям деятельности (экономическими, организационными, технологическими и т.д.) или по видам выпускаемой продукции (услугам, товарам, информации). Каждая цель полученного набора должна быть конкретизирована в виде задач с указанием объемов, сроков, ресурсов и т.п.
Для решения набора
задач формируются функции
Таким образом, основное внимание должно быть уделено целям компании, затем набору задач и функций, организационной структуре и персоналу. Разный объем внимания не означает, что к формированию цели нужно относиться очень профессионально, а к персоналу можно подходить спустя рукава, то есть непрофессионально. Каждый элемент, представленный является важным для эффективной деятельности будущей компании.
Принцип приоритета функций над структурой.
При создании компаний в системе "функция--структура" наивысший приоритет должны иметь функции.
Компанию можно создать двумя вариантам.
По первому
варианту руководитель может полностью
скопировать структуру какой-
По второму
варианту руководитель должен сначала
сформировать полный набор необходимых
функций и затем по этому набору
создавать организационную
Принцип приоритета субъекта управления над объектом.
При создании компании или структурного подразделения приоритет должен отдаваться руководителю относительно будущих работников.
Обычно новое
подразделение или компания создается
с целью удовлетворения каких-то
важных потребностей или интересов.
Вначале подбирается
1.6 Принципы динамического состояния организации
К ним относятся: принцип приоритета персонала, принцип приоритета структур над функциями и принцип приоритета объекта управления над субъектом.
Принцип приоритета персонала.
"В системе:
цель - задача - функция - структура
- персонал наивысший приоритет
должен иметь персонал, затем
структура, функция, задача и
цели". Любая компания создается
людьми и для людей.
При функционировании компании главное внимание должно уделяться вопросам, связанным с управлением персоналом, стимулированием их деятельности. Человек является основным производителем прибавочного продукта. Поэтому следует формировать структуру, функции, задачи и цели, приемлемые именно для него. В случае возникновения проблем с персоналом, необходимо корректировать цели компании, набор конкретных задач, набор функций с возможным изменением организационной структуры.
Принцип приоритета структур над функциями.
Для действующих компаний в системе "функция--структура" наивысший приоритет должна иметь структура. В действующих компаниях со временем отлаживаются взаимосвязи между элементами структуры, лишние постепенно отмирают, а недостающие постепенно появляются.
Таким образом, на каждый момент времени в любой компании имеются либо ненужные, либо недостающие в какой-то мере подразделения, которые через какое-то время будут или упразднены, или созданы без столкновений и антагонизмов.
Для каждой компании
создается уникальная организационная
структура, благотворно влияющая на
деятельность компании. Для сохранения
этого благополучия имеется очень
небольшой диапазон изменения этой
структуры в виде ликвидации, расширения
или создания отдельных звеньев.
Эти изменения вызываются желанием
ввести новые или сократить старые
функции производства и управления.
Широкое изменение функций
Например, президент компании, имеющей функциональную структуру управления, решил все филиалы переподчинить непосредственно себе, так как поступали сигналы о финансовых нарушениях некоторых руководителей подведомственных филиалов. В этой связи структура управления существенно изменится, т.к. количество непосредственно подчиненных у президента компании существенно вырастет и станет выше нормы управляемости. Таким образом, он не сможет уделять достаточного внимания своему аппарату управления и филиалам. В результате существенно ухудшаться экономические, социальные и технологические показатели деятельности компании.
Принцип приоритета объекта управления над субъектом.
В действующей компании при замене руководителя или реорганизации подразделений приоритет должен отдаваться коллективу подразделения относительно будущего руководителя.
Будущие руководители
и специалисты подразделений
компании должны подбираться под
конкретные действующие структурные
подразделения с учетом их совместимости
с коллективом подчиненных
В практической деятельности некоторых директоров компаний приоритет отдается новому руководителю или специалисту. При этом сразу после назначения нового руководителя производятся серьезные перестановки или он приводит свою команду подчиненных, а прежний коллектив либо увольняется, либо перераспределяется в другие коллективы. Обычно это плохо кончается, так как теряются связи, каналы неформальной информации, навыки и т.п.
2. Практическое применение законов организации
2.1 Организационная
структура управления
Структура управления организацией или организационная структура -- одно из ключевых понятий развития управления. Оно тесно связано со стратегическими целями, функциями, процессом управления и распределения полномочий между работающими в организации. В рамках структуры протекает весь управленческий процесс: движение потоков информации, принятие управленческих решений, в котором участвует весь персонал. Структура необходима, чтобы все протекающие в организации процессы осуществлялись своевременно и качественно.
Организационная структура -- это схематическое отображение структурных подразделений. В этом документе отражаются все подразделения организации, схематически прорисовывается порядок их подчиненности.
Функции управления деятельностью
предприятия реализуются
Ключевыми понятиями структур управления в этом ракурсе являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами структуры управления могут быть как отдельные работники, так и службы, выполняющие функциональные обязанности и операции. Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые подразделяют на вертикальные и горизонтальные (линейные и функциональные).
Горизонтальные связи носят характер согласования и являются одноуровневыми.
Вертикальные связи - это
связи подчинения, и необходимость
в них возникает при
Кроме того, связи в структуре управления могут носить линейный или
функциональный характер. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между линейными руководителями, т. е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации и её структурных подразделений. Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления.
Далее, на примере организационной
структуры оптового предприятия
ЗАО "Абразив" будут раскрыты предназначения
отделов и их функциональные связи.
Организационная структура ЗАО "Абразив"
представлена в Приложении 1. ". Приоритетом
деятельности предприятия является
продажа абразивного и
В организации действует линейно-функциональная структура управления. "Линейно-функциональная структура управления - это ступенчато-иерархическая структура. Её также называют линейно-штабной. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы".
Все структурные звенья организации связаны между собой с помощью системы управления, которая является ее головным органом.
Система управления выполняет как общие функции управления, свойственные практически всем звеньям организации: определение направленности, планирование, организация и регулирование деятельности, ее финансовое обеспечение, учет и контроль результатов, - так и специфические, или конкретные функции управления, свойственные каждой службе в зависимости от ее функционального предназначения.
2.2 Функциональное
предназначение отделов
Бухгалтерия - ведёт учёт хозяйственных средств и анализирует финансовое состояние предприятия, следит за точными и своевременными выплатами налогов и денежных обязательств предприятия. Обеспечивает строгое соблюдение кассовой и расчётной дисциплины, не допускать нецелевого использования средств и обеспечить порядок хранения бухгалтерских документов.
Отдел маркетинга
- Управляет маркетинговой
Отдел снабжения и сбыта - Целью отдела снабжения является поиск недорогих, но высококачественных основных и второстепенных материалов Отдел снабжения, занимается процессом отгрузки товара, управляет товарными запасами, выбирает оптимальные каналы сбыта товаров, организует складские операции.
Отдел кадров - осуществляет подбор и расстановку кадров обслуживающего персонала, осуществляет мероприятия по эффективному использованию кадрового потенциала, формированию резерва руководящих работников, улучшению качественного состава работников всех звеньев. Оформляет прием, перемещение и увольнение сотрудников организации, а также готовит документы на утверждение в должностях работников.
Отдел организации
труда и заработной платы - осуществляет
контроль за правильностью применения
тарифных ставок, окладов, надбавок, доплат
и коэффициентов к заработной
плате. Обеспечивает повышение производительности
труда и правильного
2.3 Функциональные
обязанности основных
Директор - управляет фирмой, контролирует деятельность и взаимодействие структурных подразделений, занимается ведением переговоров с крупными поставщиками и клиентами.