Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 22:59, курсовая работа
Цель исследования: определить цели, задачи и значение финансового анализа на предприятии. А также методику и структуру анализа. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• дать определения понятиям «финансовый анализ», «финансовое состояние», «финансовые показатели»;
• рассмотреть исторический аспект развития финансового анализа в России;
• изучить теоретические основы финансового анализа;
• определить сущность и задачи финансового анализа;
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы финансового анализа……………………...….5
1.1 История развития финансового анализа в России……………………...…..5
1.2 Сущность и задачи финансового анализа……………………………….…..9
1.3 Информационная основа финансового анализа, его пользователи………12
1.4 Классификация методов и приёмов финансового анализа…………….….16
Глава 2. Финансовые показатели, алгоритм их расчета…………………..…..21
2.1 Основные проблемы финансового анализа в России……………………..23
2.2 Автоматизация финансового анализа…………………………………..…..26
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………..……31
Предикативные модели – это модели предсказательного, прогностического характера, используются для прогнозирования доходов предприятия и его будущего финансового состояния. Наиболее распространенными из них являются: расчет точки критического объема продаж, построение прогностических финансовых отчетов, модели динамического анализа (жестко детерминированные факторные модели и регрессионные модели), модели ситуационного анализа.
Нормативные модели позволяют сравнить фактические результаты деятельности предприятий с ожидаемыми, рассчитанными по бюджету. Эти модели используются в основном во внутреннем финансовом анализе. Их сущность сводится к установлению нормативов по каждой статье расходов по технологическим процессам, видам изделий, центрам ответственности и т. п. и к анализу отклонений фактических данных от этих нормативов. Анализ в значительной степени базируется на применении жестко детерминированных факторных моделей.
Основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов – это дедуктивный метод, то есть от общего к частному, но он должен применяться многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводится историческая и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, направленность и сила влияния их на результаты деятельности.
Практика
финансового анализа уже
На практике чаще использоваться дескриптивная модель, т. е. модель описательного характера, в рамках которой применимы следующие методы и направления анализа:
Глава 2. Финансовые показатели, алгоритм их расчета
Количество финансовых показателей, которые можно использовать при оценке оперативной деятельности компании, достигает 200, однако применять даже половину из них нецелесообразно, поскольку сбор и обработка информации в этом случае будут занимать слишком много времени. Поэтому для пользователей одного уровня, как правило, достаточно 5-7 коэффициентов, которые отражают области финансовой деятельности, оказывающие наибольшее влияние на эффективность их работы.
Чтобы определить, какие показатели нужно рассчитывать, следует сначала проанализировать стратегию компании и цели, которые она хочет достичь. Затем выявляются коэффициенты, которые следует рассчитывать, и устанавливаются их нормативные значения. Эта работа обычно выполняется в рамках проекта постановки управленческого учета, бюджетирования или системы сбалансированных показателей. Периодичность проведения финансового анализа зависит от требований топ-менеджмента, а также от возможностей компании по сбору данных для управленческой отчетности. Поскольку у большинства российских компаний данные управленческого учета базируются на данных бухгалтерского учета, им имеет смысл проводить финансовый анализ раз в квартал одновременно с полным подведением итогов периода бухгалтерией.
Большинство профессиональных кредиторов (банки, инвестиционные компании) предъявляют список коэффициентов, характеризующих заемщика, при принятии решения о предоставлении кредита и требуют регулярно их рассчитывать. В некоторых отраслях имеет смысл использовать финансовые показатели в расчете на единицу продукции - например, в российских нефтяных компаниях. Аналогичным образом некоторые торговые компании рассчитывают логистические затраты, приходящиеся на конкретные товары.
Наиболее
типичные показатели, используемые практически
во всех отраслях реального сектора экономики,
приведены в таблице.
Таблица 2.
|
Ни
один коэффициент сам по себе не
дает полной информации о состоянии
дел в компании. Например, показатель
текущей ликвидности - это инструмент,
с помощью которого можно изучать
ликвидность, но он далеко не всегда является
прямым отражением ликвидности. Аналогичная
ситуация и с другими коэффициентами:
они - инструмент, а не конечный результат.
Финансовый анализ включает и анализ динамики
коэффициентов.
2.1
Основные проблемы финансового анализа
в России
Поскольку
в России в настоящее время
идет процесс реформирования экономической
системы, к каждому рассчитываемому
в ходе экономического анализа коэффициенту
необходимо подходить критически, четко
определяя возможности
Следует отметить наблюдающуюся в специальной литературе терминологическую нечеткость, обусловленную главным образом тем, что методология финансового анализа в условиях рыночной экономики пришла к нам из-за рубежа. Часто в отечественной литературе встречаются по несколько вариантов перевода на русский язык одного и того же термина. Например, наряду с термином коэффициент быстрой ликвидности (quick ratio) встречаются такие названия, как коэффициент критической оценки или коэффициент немедленной оценки, промежуточный коэффициент ликвидности и др. Нет в российской литературе и методологического единства в расчетах различных финансовых коэффициентов, причем нет единства даже в нормативных документах. И, наконец, понимание сущности коэффициентов, рассчитываемых в процессе анализа финансово-хозяйственной деятельности, позволяет четко осознать их возможную ограниченность. Это особенно важно для условий российской экономики. Дело в том, что коэффициенты и рекомендуемые их численные значения все это изначально разрабатывалось для условий развитой и стабильной рыночной экономики со всеми присущими ей институтами, в которой нормально действуют различные рыночные инструменты.
Во-первых, во многих случаях на практике финансовый анализ сводится к расчетам структурных соотношений, темпов изменения показателей, значений финансовых коэффициентов. Глубина исследования ограничивается, в лучшем случае, констатацией тенденции «улучшения» или «ухудшения». Сделать выводы и тем более рекомендации на основании исходного информационного массива - неразрешимая проблема для специалистов компаний, оснащенных специальными программными средствами, но не обладающих достаточной квалификацией, профессиональным опытом, творческим отношением к рутинным операциям расчета.
Во-вторых, зачастую результаты финансового анализа основываются на недостоверной информации, при этом она может быть искажена как по субъективным, так и по объективным причинам. С одной стороны, правилом «умелого» российского менеджера считается занижение или сокрытие любыми ухищрениями полученных доходов (прибыли), поэтому для оценки достоверности исходной информации и, как следствие, получения реальных результатов финансового анализа требуется предварительное проведение независимого аудита для обнаружения преднамеренных и непреднамеренных ошибок. С другой стороны, по российским правилам бухгалтерского учета денежные и неденежные формы расчетов не разведены в отчетности (исключение составляет только форма № 4 «Отчет о движении денежных средств», но она является годовой).
В-третьих, стремление к детализации финансового анализа обусловило разработку, расчет и поверхностное использование явно избыточного количества финансовых коэффициентов, тем более что большинство из них находится в функциональной зависимости между собой. Предметом особой гордости разработчиков новых программных средств по финансовому анализу является утверждение о том, что созданный инструмент дает возможность рассчитать 100 и более финансовых коэффициентов. На наш взгляд, обычно бывает достаточно использовать не более 2-3 показателей по каждому аспекту финансовой деятельности.
В-четвертых, сравнительный финансовый анализ российских компаний практически невозможен из-за отсутствия адекватной нормативной базы и доступных среднеотраслевых.
В-пятых, достаточно отдаленный от российский практики вид имеют западные интегральные показатели, которые используются многими отечественными аналитиками для оценки вероятности банкротства компаний.
Наконец,
исходная отчетность анализируемых
компаний искажается из-за инфляционных
процессов в российской экономике, которые
главным образом влияют не на вертикальный
(основные пропорции остаются неизменными),
а на горизонтальный анализ. В связи с
этим обязательным условием оценки тенденций
изменения финансового состояния компании
является расчет сопоставимых цен на основе
применения официальных показателей-дефляторов
(индекса цен производителей промышленной
продукции, индекса цен приобретения промышленными
предприятиями материально-технических
ресурсов, индекса цен в капитальном строительстве,
индекса потребительских цен).
2.2
Автоматизация финансового анализа