Организационное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 22:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить цели, задачи и значение финансового анализа на предприятии. А также методику и структуру анализа. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• дать определения понятиям «финансовый анализ», «финансовое состояние», «финансовые показатели»;
• рассмотреть исторический аспект развития финансового анализа в России;
• изучить теоретические основы финансового анализа;
• определить сущность и задачи финансового анализа;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы финансового анализа……………………...….5
1.1 История развития финансового анализа в России……………………...…..5
1.2 Сущность и задачи финансового анализа……………………………….…..9
1.3 Информационная основа финансового анализа, его пользователи………12
1.4 Классификация методов и приёмов финансового анализа…………….….16
Глава 2. Финансовые показатели, алгоритм их расчета…………………..…..21
2.1 Основные проблемы финансового анализа в России……………………..23
2.2 Автоматизация финансового анализа…………………………………..…..26
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………..……31

Файлы: 1 файл

финансовый анализ.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

     Предикативные модели – это модели предсказательного, прогностического характера, используются для прогнозирования доходов предприятия и его будущего финансового состояния. Наиболее распространенными из них являются: расчет точки критического объема продаж, построение прогностических финансовых отчетов, модели динамического анализа (жестко детерминированные факторные модели и регрессионные модели), модели ситуационного анализа.

     Нормативные модели позволяют сравнить фактические результаты деятельности предприятий с ожидаемыми, рассчитанными по бюджету. Эти модели используются в основном во внутреннем финансовом анализе. Их сущность сводится к установлению нормативов по каждой статье расходов по технологическим процессам, видам изделий, центрам ответственности и т. п. и к анализу отклонений фактических данных от этих нормативов. Анализ в значительной степени базируется на применении жестко детерминированных факторных моделей.

     Основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов – это дедуктивный метод, то есть от общего к частному, но он должен применяться многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводится историческая и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, направленность и сила влияния их на результаты деятельности.

     Практика  финансового анализа уже выработала основные виды анализа (методику анализа) финансовых отчетов. Среди них можно  выделить 6 основных методов:

  • горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
  • вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
  • трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т. е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;
  • анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;
  • сравнительный (пространственный) анализ – это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям предприятия, филиалов, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данного предприятия в сравнении с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;
  • факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда результативный показатель дробят на составные части, так и обратным (синтез),когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

     На  практике чаще использоваться дескриптивная  модель, т. е. модель описательного характера, в рамках которой применимы следующие методы и направления анализа:

  • вертикальный и горизонтальный анализ отчетности – выражением данного метода является построение сравнительного аналитического баланса;
  • построение системы аналитических коэффициентов, на основе которых будут рассматриваться финансовая устойчивость, ликвидность;
  • факторный анализ – определение степени влияния отдельных составляющих показателя на его величину – проводиться при рассмотрении структуры активов и пассивов, выручки от реализации;
  • анализ рентабельности – показатели этой группы используются для оценки общей эффективности вложения средств в данное предприятие.

     Глава 2. Финансовые показатели, алгоритм их расчета

     Финансовые  показатели – набор показателей, использующихся для исследования эффективности  деятельности компании и измерения  степени риска ее операций. Обычно выделяют четыре группы показателей: коэффициенты рентабельности, оборачиваемости, ликвидности  и структуры капитала.

     Количество  финансовых показателей, которые можно  использовать при оценке оперативной  деятельности компании, достигает 200, однако применять даже половину из них нецелесообразно, поскольку сбор и обработка информации в этом случае будут занимать слишком много времени. Поэтому для пользователей одного уровня, как правило, достаточно 5-7 коэффициентов, которые отражают области финансовой деятельности, оказывающие наибольшее влияние на эффективность их работы.

     Чтобы определить, какие показатели нужно рассчитывать, следует сначала проанализировать стратегию компании и цели, которые она хочет достичь. Затем выявляются коэффициенты, которые следует рассчитывать, и устанавливаются их нормативные значения. Эта работа обычно выполняется в рамках проекта постановки управленческого учета, бюджетирования или системы сбалансированных показателей. Периодичность проведения финансового анализа зависит от требований топ-менеджмента, а также от возможностей компании по сбору данных для управленческой отчетности. Поскольку у большинства российских компаний данные управленческого учета базируются на данных бухгалтерского учета, им имеет смысл проводить финансовый анализ раз в квартал одновременно с полным подведением итогов периода бухгалтерией.

     Большинство профессиональных кредиторов (банки, инвестиционные компании) предъявляют список коэффициентов, характеризующих заемщика, при принятии решения о предоставлении кредита и требуют регулярно их рассчитывать. В некоторых отраслях имеет смысл использовать финансовые показатели в расчете на единицу продукции - например, в российских нефтяных компаниях. Аналогичным образом некоторые торговые компании рассчитывают логистические затраты, приходящиеся на конкретные товары.

     Наиболее  типичные показатели, используемые практически во всех отраслях реального сектора экономики, приведены в таблице. 

     Таблица 2.

 Показатели  Алгоритм  расчета
 Ликвидности
 Коэффициент текущей ликвидности  Отношение текущих  активов к краткосрочным обязательствам (текущим пассивам)
 Коэффициент промежуточной ликвидности  Отношение наиболее ликвидных активов компании и  дебиторской задолженности к  краткосрочным обязательствам
 Коэффициент абсолютной ликвидности   Отношение наиболее ликвидных активов компании к  краткосрочным обязательствам
 Финансовой  устойчивости
 Коэффициент общей платежеспособности (доля собственных  источников финансирования активов)  Отношение величины акционерного капитала к суммарным  активам
 Коэффициент автономии   Отношение собственных  средств к общей сумме активов
 Коэффициент финансовой зависимости  Соотношение заемного и собственного капиталов
 Доля  собственных источников финансирования оборотных активов   Отношение собственного капитала (за вычетом внеоборотных активов, долгосрочных пассивов и убытков) к оборотным активам
 Коэффициент покрытия процентных выплат  Отношение операционной прибыли к расходам на выплату  процентов
 Эффективности основной деятельности
 Прибыльность  продаж  Отношение прибыли  от реализации к выручке от реализации
 Рентабельность  продукции   Отношение прибыли  от реализации к затратам на производство и реализацию
 Эффективности использования капитала
 Рентабельность  активов, ROA  Отношение чистой прибыли к среднегодовой величине активов
 Рентабельность  инвестированного капитала, ROIC  Отношение величины прибыли до выплаты процентов и налогов, умноженной на разницу между единицей и налоговой ставкой, к сумме заемного и собственного капиталов
 Рентабельность  оборотного капитала  Отношение чистой прибыли к текущим активам
 Рентабельность  собственного капитала, ROE  Отношение чистой прибыли к собственному капиталу
 Деловой активности
 Коэффициент фондоотдачи   Отношение выручки  от реализации к средней стоимости  внеоборотных активов за период
 Коэффициент оборачиваемости всех активов   Отношение выручки  от реализации продукции к средней стоимости активов за период
 Коэффициент оборачиваемости запасов   Отношение себестоимости  продукции, реализованной за отчетный период, к средней величине запасов  в этом периоде
 Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала  Отношение выручки к средней величине оборотного капитала за период
 

     Ни  один коэффициент сам по себе не дает полной информации о состоянии  дел в компании. Например, показатель текущей ликвидности - это инструмент, с помощью которого можно изучать  ликвидность, но он далеко не всегда является прямым отражением ликвидности. Аналогичная ситуация и с другими коэффициентами: они - инструмент, а не конечный результат. Финансовый анализ включает и анализ динамики коэффициентов. 

     2.1 Основные проблемы финансового анализа в России 

     Поскольку в России в настоящее время  идет процесс реформирования экономической  системы, к каждому рассчитываемому  в ходе экономического анализа коэффициенту необходимо подходить критически, четко  определяя возможности получения  на их основе разумных и содержательных результатов.

     Следует отметить наблюдающуюся в специальной  литературе терминологическую нечеткость, обусловленную главным образом  тем, что методология финансового  анализа в условиях рыночной экономики  пришла к нам из-за рубежа. Часто  в отечественной литературе встречаются по несколько вариантов перевода на русский язык одного и того же термина. Например, наряду с термином коэффициент быстрой ликвидности (quick ratio) встречаются такие названия, как коэффициент критической оценки или коэффициент немедленной оценки, промежуточный коэффициент ликвидности и др. Нет в российской литературе и методологического единства в расчетах различных финансовых коэффициентов, причем нет единства даже в нормативных документах. И, наконец, понимание сущности коэффициентов, рассчитываемых в процессе анализа финансово-хозяйственной деятельности, позволяет четко осознать их возможную ограниченность. Это особенно важно для условий российской экономики. Дело в том, что коэффициенты и рекомендуемые их численные значения все это изначально разрабатывалось для условий развитой и стабильной рыночной экономики со всеми присущими ей институтами, в которой нормально действуют различные рыночные инструменты.

     Во-первых, во многих случаях на практике финансовый анализ сводится к расчетам структурных соотношений, темпов изменения показателей, значений финансовых коэффициентов. Глубина исследования ограничивается, в лучшем случае, констатацией тенденции «улучшения» или «ухудшения». Сделать выводы и тем более рекомендации на основании исходного информационного массива - неразрешимая проблема для специалистов компаний, оснащенных специальными программными средствами, но не обладающих достаточной квалификацией, профессиональным опытом, творческим отношением к рутинным операциям расчета.

     Во-вторых, зачастую результаты финансового анализа  основываются на недостоверной информации, при этом она может быть искажена как по субъективным, так и по объективным причинам. С одной  стороны, правилом «умелого» российского  менеджера считается занижение или сокрытие любыми ухищрениями полученных доходов (прибыли), поэтому для оценки достоверности исходной информации и, как следствие, получения реальных результатов финансового анализа требуется предварительное проведение независимого аудита для обнаружения преднамеренных и непреднамеренных ошибок. С другой стороны, по российским правилам бухгалтерского учета денежные и неденежные формы расчетов не разведены в отчетности (исключение составляет только форма № 4 «Отчет о движении денежных средств», но она является годовой).

     В-третьих, стремление к детализации финансового  анализа обусловило разработку, расчет и поверхностное использование  явно избыточного количества финансовых коэффициентов, тем более что  большинство из них находится  в функциональной зависимости между собой. Предметом особой гордости разработчиков новых программных средств по финансовому анализу является утверждение о том, что созданный инструмент дает возможность рассчитать 100 и более финансовых коэффициентов. На наш взгляд, обычно бывает достаточно использовать не более 2-3 показателей по каждому аспекту финансовой деятельности.

     В-четвертых, сравнительный финансовый анализ российских компаний практически невозможен из-за отсутствия адекватной нормативной  базы и доступных среднеотраслевых.

     В-пятых, достаточно отдаленный от российский практики вид имеют западные интегральные показатели, которые используются многими  отечественными аналитиками для  оценки вероятности банкротства  компаний.

     Наконец, исходная отчетность анализируемых  компаний искажается из-за инфляционных процессов в российской экономике, которые главным образом влияют не на вертикальный (основные пропорции остаются неизменными), а на горизонтальный анализ. В связи с этим обязательным условием оценки тенденций изменения финансового состояния компании является расчет сопоставимых цен на основе применения официальных показателей-дефляторов (индекса цен производителей промышленной продукции, индекса цен приобретения промышленными предприятиями материально-технических ресурсов, индекса цен в капитальном строительстве, индекса потребительских цен). 

     2.2 Автоматизация финансового анализа 

Информация о работе Организационное право