Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 10:11, курсовая работа
1. Предпринимательские организации.
2. Эдхократические организации.
3. Партисипативные организации.
4. Многомерные организации.
5. Организация, ориентированная на рынок.
6. Сетевые и виртуальные организации.
Введение
В последней четверти XX века человечество вступило в новую стадию своего развития - стадию построения информационного общества.
При формировании нового общества претерпевают радикальные изменения материальное производство, мировоззрение, быт и образование, искусство и культура. Меняются не только формы, но и содержание деятельности. В данном контексте важно понять те новые требования, которые предъявляет информационное общество к проектированию организации, к объединению или разделению работ в ней, считают специалисты.
С начала 80-х гг. в развитых
странах деловая среда под
влиянием информационного общества
претерпела значительные изменения. Прогресс
информатики разрушил замкнутость
организаций и сделал малоэффективными
те из них, которые использовали структуры,
обеспечивающие это качество (механистические,
корпоративные). Одним из важных последствий
этого явилось существенное сближение
производителя с потребителем. Резко
возросла взаимозависимость и
В складывающихся условиях в конкурентной борьбе мог победить тот, кто наиболее эффективным образом приспосабливал свою организацию к новым требованиям внешнего окружения, формируемого информационным обществом. В последнее время в научной литературе рассматриваются различные новые типы организаций, успешно действующих в "информационной" среде.
Предпринимательские организации
Предпринимательские организации
— это организации, более ориентированные
на рост и на имеющиеся возможности
и достижения, чем на контролируемые
ресурсы. Это зачастую осуществляется
на краткосрочной, эпизодической и
поэтапной основе. Контроль за ресурсами
носит обычно опосредованный характер
(аренда, заем и т. п.). Деятельность организации
оценивается на основе эффективности.
Предпринимательские структуры
базируются на индивидуальной инициативе,
а не на координации, как в традиционных
организациях. Сконцентрированное развитие
заменяется развитием по многим направлениям.
В предпринимательстве
Структура управления организацией
характеризуется малым
Организация, ориентированная на рынок. По характеру взаимодействия с внешней средой, т. е. рынком,— это органический тип организации, быстро адаптирующийся к происходящим вне ее изменениям. По характеру взаимодействия частей внутри организации это либо дивизиональная, либо матричная структура, а по характеру взаимодействия индивида с организацией — индивидуалистский тип. Принципиальным отличием организации от других является то, что если в предыдущих случаях непосредственно вокруг рынка группировалась только часть организации, то в данном случае речь идет о группировании всех ее частей.
Особенности предпринимательских организаций:
• принципиально изменяются функции руководства, оно поддерживает усилия предпринимательских ячеек, делающих бизнес, управление представляет собой перевернутую пирамиду;
• предпринимательские ячейки (автономные рабочие группы — центры прибыли, по статусу могут быть фирмами или компаниями), сами выбирают вид предпринимательства, вид бизнеса, цели, способы, средства деятельности; потребности рынка диктуют им формы деятельности;
• консультанты (бизнес-тренеры) помогают им своим опытом и интуицией делать бизнес;
• ресурсы организации (финансы, информация, кадры, время, идеи) находятся в распоряжении предпринимательских ячеек;
• подразделения, распределяющие
рынки и ресурсы для
• критическим фактором успеха в таких организациях являются люди, их квалификация.
Эдхократические организации
Эдхократические организации — это организации, использующие высокую степень свободы в действиях работников, их компетентность и умение самостоятельно решать возникающие проблемы. Эдхократия — это и управленческий стиль руководства, при котором средства достижения сложных целей выбираются самими исполнителями.
В эдхократической организации формальности сводятся до минимума, что относится к иерархии, рабочим условиям и помещениям, льготам, одежде и т. п.
Особенности эдхократических организаций:
• работа в областях с высокой технологией, требующая высокой квалификации, творчества, инновационности и эффективной совместной работы;
• органическая структура с преобладанием неформальных горизонтальных связей; часто структура организации вовсе отсутствует;
• иерархическое построение постоянно изменяется, отношения по вертикали и горизонтали носят преимущественно неформальный характер;
• отсутствует жесткая привязка человека к какой-то одной работе;
• принятие решений, власть, система вознаграждения основаны на экспертной власти;
• риск и вознаграждение
делятся между участниками
• контроль за непосредственной
работой специалиста
Эдхократические организации эффективны при реализации творческих проектов (кино, реклама, телевизионные проекты, шоу, театральные постановки), внедрении новых технологий, при антикризисном управлении.
Партисипативные организации
Партисипативные организации
— это организации, использующие
участие работников в управлении.
Тем самым обеспечивается мотивированность
их труда, обостряется чувство
Лежащее в основе партисипативной организации участие работников всех уровней в управлении предполагает:
- участие в принятии решений;
- участие в установлении целей;
- участие в решении проблем.
Выделяются следующие степени участия в управлении:
- выдвижение предложений;
- участие в выработке
альтернативных вариантов
- выбор окончательного решения.
В реальной практике все эти ступени (направления) осуществления партисипативного управления обычно используются в определенной комбинации, так как тесно связаны друг с другом и дополняют друг друга, и в комбинации друг с другом могут эффективно проявить себя.
Первая степень — выдвижение предложений — не требует введения структурных и других изменений в традиционную организацию и может осуществляться руководителем. Такой подход широко применяется на предприятиях с централизованным руководством.
Вторая степень — разработка
альтернативных вариантов решений
— требует уже появления в
организации специальных
Третья степень — выбор определенного решения из ряда альтернативных — предполагает создание специальных советов научно-технического, технико-экономического и управленческого характера и участие их в работе, т. е., по существу, участие в управлении. Решения их нередко бывают обязательными для тех руководителей, при которых они создаются. В состав этих советов входят, как правило, лица со следующего за уровнем руководителя более низкого уровня иерархии организации.
Это придает структуре
организации демократичный
Многомерные организации
Многомерные организации — это организации, в которых рабочие группы (подразделения) самостоятельно и одновременно выполняют три функции (как бы в трех измерениях)
• обеспечивают свою производственную деятельность необходимыми ресурсами;
• производят для конкретного потребителя, рынка или территории конкретный продукт или услугу;
• обеспечивают сбыт (распределение) своей продукции и обслуживают конкретного потребителя.
Такие автономные группы имеют статус центров прибыли, а в отдельных случаях могут быть самостоятельными компаниями.
Особенности многомерных организаций:
• бюджеты подразделений разрабатываются самими подразделениями, руководство инвестирует в них средства (дает деньги взаймы);
• в многомерных организациях нет двойного подчинения, как в двумерной матричной модели, руководство группы едино;
• отсутствует необходимость проведения каких либо реорганизаций взаимосвязей автономных групп, подразделения можно просто создавать, ликвидировать или модифицировать;
• каждая часть организации в принципе может быть полностью автономной, занимаясь и набором кадров, и продажами готовой продукции и т.д.;
• основной показатель эффективности работы автономных групп — получаемая прибыль; что упрощает анализ и контроль за деятельностью групп, снижается бюрократизация и упрощается система управления.
Организация, ориентированная на рынок.
По характеру взаимодействия с внешней средой, т. е. рынком,— это органический тип организации, быстро адаптирующийся к происходящим вне ее изменениям. По характеру взаимодействия частей внутри организации это либо дивизиональная, либо матричная структура, а по характеру взаимодействия индивида с организацией — индивидуалистский тип. Принципиальным отличием организации от других является то, что если в предыдущих случаях непосредственно вокруг рынка группировалась только часть организации, то в данном случае речь идет о группировании всех ее частей.
В организации значительные усилия прилагаются для приспособления продукта к потребителю. При этом имеет место частое изменение продукта. Все направлено на сближение тех, кто принимает решение, с теми, кто это решение покупает,— потребителями. Это, в свою очередь, требует уменьшения числа уровней управления и передачи ответственности на нижние уровни иерархии, расположенные ближе к потребителю и берущие на себя риск. Важное значение приобретают групповая работа, ролевое поведение и взаимодействие, основанное на доверии.
Связи в организации формируются больше под воздействием отношений организации с потребителем (процессы), а не отношений между функциями.
Организация проектируется исходя из потребностей потребителя, в результате чего вместо жесткой иерархии возникают достаточно автономные группы, которым обычно придается статус «центра прибыли» или бизнес-группы. Сами группы, в которых все отвечают за все, функционируют в рамках закрепленного за ними процесса.
Общая схема структуры
организации строится обычно следующим
образом. Наверху организации
2 Сетевые и виртуальные организации
Сетевые организации — это, как правило, крупные, интегрированные по вертикали компании, внутри которых координация деятельности подразделений осуществляется через рыночные механизмы, а не по командам менеджеров среднего звена, планирующих и распределяющих задания.
Сетевые организации характеризует следующее: — широкие сетевые связи;
- незначительное разделение труда;
- оптимизация выгоды как важнейшая цель организации;
- широкие возможности сотрудничества;
- влияние и власть, зависящие от знаний и умений;
- ангажированность, лояльность,
информированность и
- ориентация организации
на собственный интерес,
- гибкие, ситуативные рабочие процессы, организованные на время выполнения проекта.
К настоящему времени выделяют три типа сетевых организаций: внутренний, стабильный и динамический. Несмотря на одинаковое назначение, каждый из них приспособлен к определенным внешним условиям.
Так, внутренние сетевые
организации создаются для
Информация о работе Новые типы организаций в современном управлении