Новые типы организаций в современном управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 10:11, курсовая работа

Краткое описание

1. Предпринимательские организации.
2. Эдхократические организации.
3. Партисипативные организации.
4. Многомерные организации.
5. Организация, ориентированная на рынок.
6. Сетевые и виртуальные организации.

Файлы: 1 файл

курсовая работа, теория организации.docx

— 132.24 Кб (Скачать)

Введение

В последней четверти XX века человечество вступило в новую стадию своего развития - стадию построения информационного  общества.

При формировании нового общества претерпевают радикальные изменения  материальное производство, мировоззрение, быт и образование, искусство  и культура. Меняются не только формы, но и содержание деятельности. В  данном контексте важно понять те новые требования, которые предъявляет  информационное общество к проектированию организации, к объединению или  разделению работ в ней, считают  специалисты.

С начала 80-х гг. в развитых странах деловая среда под  влиянием информационного общества претерпела значительные изменения. Прогресс информатики разрушил замкнутость  организаций и сделал малоэффективными те из них, которые использовали структуры, обеспечивающие это качество (механистические, корпоративные). Одним из важных последствий  этого явилось существенное сближение  производителя с потребителем. Резко  возросла взаимозависимость и взаимодействие между производителями и потребителями  на рынке. Конкретный рынок, в дополнение к конкретному потребителю, стал во многом определять структуру организации.

В складывающихся условиях в конкурентной борьбе мог победить тот, кто наиболее эффективным образом  приспосабливал свою организацию к  новым требованиям внешнего окружения, формируемого информационным обществом. В последнее время в научной  литературе рассматриваются различные  новые типы организаций, успешно  действующих в "информационной" среде.

  1. Новые типы организаций в современном управлении

Предпринимательские организации

Предпринимательские организации  — это организации, более ориентированные  на рост и на имеющиеся возможности  и достижения, чем на контролируемые ресурсы. Это зачастую осуществляется на краткосрочной, эпизодической и  поэтапной основе. Контроль за ресурсами  носит обычно опосредованный характер (аренда, заем и т. п.). Деятельность организации  оценивается на основе эффективности. Предпринимательские структуры  базируются на индивидуальной инициативе, а не на координации, как в традиционных организациях. Сконцентрированное развитие заменяется развитием по многим направлениям. В предпринимательстве индивидуальная компетентность важнее организационной  компетентности. Ключевыми организационными факторами являются люди, группы и  их квалификация.

Структура управления организацией характеризуется малым количеством  уровней, гибкостью и сетевым  построением (рис. 4.19). Она представляет собой перевернутую пирамиду, в основании  которой находится руководство  организации. При этом руководство  меняет не только свое место, но и основные функции. Главной обязанностью руководства  организации вместо традиционного  контроля является всемерная поддержка  усилий работников, делающих бизнес. Следующий  снизу уровень организации включает три основных блока. Ключевой из них  — это ресурсы организации (люди, деньги, время, технологии, информация, идеи и т. д.), задача его — обеспечение  ресурсами усилий работников, делающих бизнес. Второй блок — это подразделения, определяющие рынки для бизнеса  и передающие их развитие тем, кто  делает бизнес. Третий блок состоит  из консультантов, а точнее — бизнес- тренеров, помогающих своим опытом и интуицией делать бизнес. На вершине  перевернутой пирамиды расположены  делающие бизнес предпринимательские  ячейки, сфокусированные на определенный рынок. Это небольшие автономные группы работников, объединенных по видам  бизнеса. По статусу они могут  быть центрами прибыли или даже самостоятельными фирмами или компаниями. Такое  построение организации «поворачивает ее лицом» к потребителю, приближает к нему и позволяет гибко реагировать на изменения его требований. При этом осуществляется максимально возможное делегирование прав и ответственности тем, кто непосредственно делает бизнес. Повышается мотивированность людей и эффективность их работы.

 

Организация, ориентированная  на рынок. По характеру взаимодействия с внешней средой, т. е. рынком,—  это органический тип организации, быстро адаптирующийся к происходящим вне ее изменениям. По характеру  взаимодействия частей внутри организации  это либо дивизиональная, либо матричная  структура, а по характеру взаимодействия индивида с организацией — индивидуалистский  тип. Принципиальным отличием организации  от других является то, что если в  предыдущих случаях непосредст­венно вокруг рынка группировалась только часть организации, то в данном случае речь идет о группировании всех ее частей.

Особенности предпринимательских  организаций:

• принципиально изменяются функции руководства, оно поддерживает усилия предпринимательских ячеек, делающих бизнес, управление представляет собой перевернутую пирамиду;

• предпринимательские ячейки (автономные рабочие группы — центры прибыли, по статусу могут быть фирмами  или компаниями), сами выбирают вид  предпринимательства, вид бизнеса, цели, способы, средства деятельности; потребности рынка диктуют им формы деятельности;

• консультанты (бизнес-тренеры) помогают им своим опытом и интуицией  делать бизнес;

• ресурсы организации (финансы, информация, кадры, время, идеи) находятся  в распоряжении предпринимательских  ячеек;

• подразделения, распределяющие рынки и ресурсы для предпринимательских  ячеек, координируют деятельность последних;

• критическим фактором успеха в таких организациях являются люди, их квалификация.

Эдхократические организации

Эдхократические организации  — это организации, использующие высокую степень свободы в  действиях работников, их компетентность и умение само­стоятельно решать возникающие проблемы. Эдхократия —  это и управленческий стиль руководства, при котором средства достижения сложных целей выбираются самими исполнителями.

В эдхократической организации  формальности сводятся до минимума, что  относится к иерархии, рабочим  условиям и помещениям, льготам, одежде и т. п.

Особенности эдхократических  организаций:

• работа в областях с  высокой технологией, требующая  высокой квалификации, творчества, инновационности и эффективной  совместной работы;

• органическая структура  с преобладанием неформальных горизонтальных связей; часто структура организации  вовсе отсутствует;

• иерархическое построение постоянно изменяется, отношения  по вертикали и горизонтали носят  преимущественно неформальный характер;

• отсутствует жесткая  привязка человека к какой-то одной  работе;

• принятие решений, власть, система вознаграждения основаны на экспертной власти;

• риск и вознаграждение делятся между участниками трудового  процесса;

• контроль за непосредственной работой специалиста отсутствует, осуществляется только финансовый контроль.

Эдхократические организации  эффективны при реализации творческих проектов (кино, реклама, телевизионные  проекты, шоу, театральные постановки), внедрении новых технологий, при  анти­кризисном управлении.

Партисипативные организации

Партисипативные организации  — это организации, использующие участие работников в управлении. Тем самым обеспечивается мотивированность их труда, обостряется чувство собственника.

Лежащее в основе партисипативной  организации участие работников всех уровней в управлении предполагает:

- участие в принятии  решений;

- участие в установлении  целей;

- участие в решении  проблем.

Выделяются следующие  степени участия в управлении:

- выдвижение предложений;

- участие в выработке  альтернативных вариантов проектов  решений;

- выбор окончательного  решения.

В реальной практике все  эти ступени (направления) осуществления  партисипативного управления обычно используются в определенной комбинации, так как  тесно связаны друг с другом и  дополняют друг друга, и в комбинации друг с другом могут эффективно проявить себя.

Первая степень — выдвижение предложений — не требует введения структурных и других изменений  в традиционную организацию и  может осуществляться руководителем. Такой подход широко применяется на предприятиях с централизованным руководством.

Вторая степень — разработка альтернативных вариантов решений  — требует уже появления в  организации специальных структур, которые могли бы эффективно решать эту задачу. На практике это выражается в создании временных или постоянных комитетов или комиссий, которым  поручается выполнять данную работу.

Третья степень — выбор  определенного решения из ряда альтернативных — предполагает создание специальных  советов научно-технического, технико-экономического и управленческого характера  и участие их в работе, т. е., по существу, участие в управлении. Решения их нередко бывают обязательными  для тех руководителей, при которых  они создаются. В состав этих советов  входят, как правило, лица со следующего за уровнем руководителя более низкого  уровня иерархии организации.

Это придает структуре  организации демократичный характер: каждое лицо, имеющее власть над  другими, подотчетно их совместному  контролю, что предотвращает произвол по отношению к любому члену организации  со стороны вышестоящего лица. Кроме  того, участие в управлении повышает качество прини­маемых решений. Участие  развивает и творческое отношение  к работе, рождает больше идей, обогащает  работу в целом. У работников появляется чувство собственника, повышается мотивация  деятельности, они лучше выполняют  принимаемые ими же решения. Создается  атмосфера групповой, совместной работы, значительно улучшающая трудовую мораль и производительность.

Многомерные организации

Многомерные организации  — это организации, в которых  рабочие группы (подразделения) самостоятельно и одновременно выполняют три  функции (как бы в трех измерениях)

• обеспечивают свою производственную деятельность необходимыми ресурсами;

• производят для конкретного  потребителя, рынка или территории конкретный продукт или услугу;

• обеспечивают сбыт (распределение) своей продукции и обслуживают  конкретного потребителя.

Такие автономные группы имеют  статус центров прибыли, а в отдельных  случаях могут быть самостоятельными компаниями.

Особенности многомерных  организаций:

• бюджеты подразделений  разрабатываются самими подразделениями, руководство инвестирует в них  средства (дает деньги взаймы);

• в многомерных организациях нет двойного подчинения, как в  двумерной матричной модели, руководство  группы едино;

• отсутствует необходимость  проведения каких либо реорганизаций  взаимосвязей автономных групп, подразделения  можно просто создавать, ликвидировать  или модифицировать;

• каждая часть организации  в принципе может быть полностью  автономной, занимаясь и набором  кадров, и продажами готовой продукции  и т.д.;

• основной показатель эффективности  работы автономных групп — получаемая прибыль; что упрощает анализ и контроль за деятельностью групп, снижается  бюрократизация и упрощается система  управления.

Организация, ориентированная  на рынок.

По характеру взаимодействия с внешней средой, т. е. рынком,—  это органический тип организации, быстро адаптирующийся к происходящим вне ее изменениям. По характеру  взаимодействия частей внутри организации  это либо дивизиональная, либо матричная  структура, а по характеру взаимодействия индивида с организацией — индивидуалистский  тип. Принципиальным отличием организации  от других является то, что если в  предыдущих случаях непосредст­венно вокруг рынка группировалась только часть организации, то в данном случае речь идет о группировании всех ее частей.

В организации значительные усилия прилагаются для приспособления продукта к потребителю. При этом имеет место частое изменение  продукта. Все направлено на сближение  тех, кто принимает решение, с  теми, кто это решение покупает,—  потребителями. Это, в свою очередь, требует уменьшения числа уровней управления и передачи ответственности на нижние уровни иерархии, расположенные ближе к потребителю и берущие на себя риск. Важное значение приобретают групповая работа, ролевое поведение и взаимодействие, основанное на доверии.

Связи в организации формируются  больше под воздействием отношений  организации с потребителем (процессы), а не отношений между функциями.

Организация проектируется  исходя из потребностей потребителя, в  результате чего вместо жесткой иерархии возникают достаточно автономные группы, которым обычно придается статус «центра прибыли» или бизнес-группы. Сами группы, в которых все отвечают за все, функционируют в рамках закрепленного  за ними процесса.

Общая схема структуры  организации строится обычно следующим  образом. Наверху организации централизуются только ключевые функции, определяющие ее положение на рынке. На следующем  уровне децентрализуются производственные операции. На нижнем уровне организация  группируется по продукто­вому или  географическому принципу с созданием  центров прибыли, здесь начинается выход организации на потребителя, на рынок. Связь между данным и  следующим вверх уровнями строится на основе матрицы, совмещающей продукт  и территорию.

2 Сетевые и виртуальные  организации

Сетевые организации —  это, как правило, крупные, интегрированные  по вертикали компании, внутри которых  координация деятельности подразделений  осуществляется через рыночные механизмы, а не по командам менеджеров среднего звена, планирующих и распределяющих задания.

Сетевые организации характеризует  следующее: — широкие сетевые  связи;

- незначительное разделение  труда;

- оптимизация выгоды как  важнейшая цель организации;

- широкие возможности  сотрудничества;

- влияние и власть, зависящие  от знаний и умений;

- ангажированность, лояльность, информированность и независимость  сотрудников;

- ориентация организации  на собственный интерес, интерес  коллектива;

- гибкие, ситуативные рабочие  процессы, организованные на время  выполнения проекта.

К настоящему времени выделяют три типа сетевых организаций: внутренний, стабильный и динамический. Несмотря на одинаковое назначение, каждый из них  приспособлен к определенным внешним  условиям.

Так, внутренние сетевые  организации создаются для получения  преимуществ свободного предпринимательства  без привлечения внешних подрядчиков. Такая организация владеет большей  частью или всем капиталом, вложенным  в данный бизнес. Менеджеры, управляющие  этим капиталом, поощряются к подчинению дисциплине рынка.

Информация о работе Новые типы организаций в современном управлении