Менеджмент как вид деятельности и система управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 21:22, контрольная работа

Краткое описание

Менеджмент и управление – это родственные понятия. Тем не менее, менеджмент определяется и как наука и как искусство управления. Если рассматривать данную проблему в масштабах экономической системы, то менеджмент – это форма или система управления. Нельзя идти к намеченной цели, если разные элементы организации будут выполнять разные, не сопоставимые задачи. В этом и заключается искусство управления (менеджмента) – в координации деятельности составляющих элементов организации для достижения поставленной цели.

Оглавление

Введение……………………………………………………..3
1.1. Менеджмент и управление…………………………….3
1.2. Менеджмент как наука и искусство…………………..9
1.3. Современная система взглядов на менеджмент……...11
Задание. Построить дерево знаний менеджмента.
Заключение…………………………………………………..15
Список литературы………………………………………….17

Файлы: 1 файл

22.11.15.18.15.11_Bulatova-1.docx

— 30.54 Кб (Скачать)

К моменту возникновения в первом десятилетии ХХ века «школы научного менеджмента» практически отсутствовала идей научной организации труда. Под менеджментом понимались самые  неожиданные вещи, вплоть до технологии изготовления какого-нибудь конкретного продукта.  
 К «школе научного менеджмента» относят  таких классиков управления как Фредерик Уинслоу Тейлор, Анри Файоль, Гаррингтон Эмерсон и  Генри Форд. Без их вклада было бы невозможным  возникновение современного менеджмента с присущим ему единством науки, искусства, технологии управления. В работах классиков сформулированы принципы, цели и задачи научного менеджмента, описаны основные функции управления. В их работах была проведено изучение проблем организации, рационализации, оптимизации производства и повышения эффективности. 
 Разрабатывая основы науки, в 14 общих принципах управления А. Файоля мы можем видеть инициативу: «Инициативой мы называем возможность создания и осуществления  плана. Свобода предложения и  осуществления точно также относится к категории инициативы». 
 Первым элементом управления у него является предвидение. «Управлять – это предвидеть». Действительно, если предвидение и не есть на сто процентов управление, то оно, во всяком случае, составляет существенную часть последнего». 
 Также Файоль пишет об искусстве управлять людьми: «В крупном предприятии большинство руководителей отделов участвуют в выработке программы развития дела; эта работа время от времени присоединяется к их обычной работе; она требует известной ответственности, и обычно за неё не полагается никакого особого вознаграждения. Для того чтобы добиться в этих условиях от руководителей отделов искреннего и активного сотрудничества, надо обладать качеством искусного управителя людьми, работающего не покладая рук и не боящегося ответственности. Об искусно управляющем людьми заведующем мы узнаем по рвению его подчинённых и по доверию начальства». 
 Ф. Тейлор говорит о «конструктивном воображении» –способности, позволяющей человеку при помощи нескольких усвоенных понятий преодолевать препятствия, встречающихся на его пути, и создать что-либо полезное, несмотря на эти препятствия. 
 Также он указывает, что «Менеджмент – это искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешёвым способом». 
 Наука и искусство менеджмента тесно связаны между собой. Менеджер должен учитывать некоторую ограниченность теории и научных исследований и корректировать свою практику с учетом выводов теории только там, где это уместно. 
 Другой особенностью вывода о двойственной природе менеджмента является его некая логическая однобокость. Если гениальный менеджер принял верное решение, основанное на интуиции, которая, как правило, базируется на опыте, то разве корректно утверждать, что это решение в принципе не может быть научно обосновано? Напротив, можно утверждать обратное: под решение менеджера, в том числе и неправильное, совсем нетрудно подвести научную базу. 
 Наука даёт лишь определённые общие положения, подходы, принципы, методы. Искусство менеджмента состоит в их творческом применении в управленческой практике. Менеджер должен знать в каких условиях, при каких обстоятельствах, в какой обстановке применить конкретные научные знания. 
 Следует отметить, что это могут быть как врождённые, так и приобретённые качества. К ним относятся: талант, интуиция, воображение, креативность, интуиция, творческие способности, готовность к восприятию нового. 
 Искусство менеджмента заключается в использовании накопленного опыта и приобретённых знаний творчески на практике. Это требует определённого природного дара, таких людей называют лидерами. Менеджер должен тонко чувствовать всё, что происходит вокруг и уметь увлекать за собой и направлять подчинённых. Поэтому существенно то, что он помимо развитой интуиции, воображения, определённых знаний и так далее, должен обладать организаторскими способностями.

 

 

Современная система взглядов на менеджмент. 

В настоящее время развитие менеджмента подвержено значительному влиянию двух тенденций – интернационализации и глобализации. 
 Процесс интернационализации сопровождается возрастанием количества и емкости географических рынков, на которых действуют хозяйствующие субъекты. Интернационализация охватывает все мировое пространство и имеет вид дисперсной системы, под которой понимается система, состоящая из множества мелких элементов, находящихся в однородной среде. К элементам относятся разнообразные сферы деятельности хозяйствующего субъекта, отрасли, виды продукции и услуг, распространяемые в однородной экономической среде мирового хозяйства. 
 Процесс глобализации проявляется в преобладании международных трансакций хозяйствующего субъекта над внутренними национальными. Глобализация –это более высокий уровень развития интернационализации, которая предполагает функциональную интеграцию экономической деятельности как интернациональной, дисперсно-распространенной в масштабах мирового хозяйства. 
 Глобализация означает вхождение в новую фазу производственно-хозяйственной и финансово-экономической активности хозяйствующих субъектов, признаками которой служат следующие: 
-резкое увеличение темпов роста прямых иностранных инвестиций; 
-увеличение внутрихозяйственных уровней специализации и кооперирования или вертикальной интеграции различных стадий производственных, обеспечивающих, сбытовых, инвестиционных и иных процессов в интернациональных масштабах; 
-возрастание сложности процесса ресурсного обеспечения в результате создания совместных хозяйствующих субъектов и других форм горизонтальной интеграции. 
 Рассмотренные тенденции в значительной степени формируют ключевые особенности современной системы взглядов на менеджмент. 
Ключевые особенности современной системы взглядов на менеджмент кроются в следующих принципиальных положениях. 
 Отказ от монополии на управленческий рационализм классических школ менеджмента, который выражается в том, что успех организации определяется исключительно рациональной организацией производства, снижением издержек и развитием специализации, т.е. воздействием на внутренние факторы производства. Не отвергая положительного в управленческом рационализме, одновременно выдвигаются вопросы гибкости и адаптивности к постоянным изменениям внешней среды, которая характеризуется как совокупность переменных, находящихся за пределами предприятия и не являющейся сферой непосредственного управленческого воздействия. Это, прежде всего, те организации и люди, которые связаны с предприятием в силу выполняемых им целей и задач. К ним относятся: поставщики, потребители, акционеры, кредиторы, конкуренты, профессиональные союзы, торговые организации, правительственные органы и др.). Существует также внешняя среда косвенного воздействия, которая предопределяет стратегически важные решения, принимаемые управленческими структурами предприятия (политика, право, социально-экономическое и экологическое положение региона, географические условия и др.). Значение факторов внешней среды постоянно возрастает в связи с усложнением всей системы общественных отношений. Именно внешняя среда зачастую диктует стратегию и тактику организации. 
 Использование в управлении теории систем.  
Это направление представляет организацию в единстве ее составных частей, главными из которых являются: 
·компоненты, из которых состоит система; 
·связи, которыми объединены компоненты системы; 
·структура, которой закреплены связи между компонентами; 
·взаимодействие, возникающее между компонентами системы; 
·процесс, приводящий к изменениям в результате взаимодействия; 
·холизм и эмерджентный, представляющие систему как целое со свойствами, возникающими только при взаимодействии ее компонентов; 
·идентификация, позволяющая отличать свойства системы от других; 
·концептуализм, отражающий систему как особую форму с целями и ценностями, разработавших ее авторов; 
·окружение, представленное явлениями, не являющимися частью системы, но оказывающими на нее влияние. 
 Системный подход находит в наше время применение в связи с тем, что происходит невиданный прогресс знания, который, с одной стороны, привел к открытию и накоплению множества новых  фактов, сведений из различных областей жизни, и тем самым поставил человечество перед необходимостью их систематизации, отыскания общего в частном, постоянного в изменяющемся.  
В наиболее общем виде под системой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, образующих определенную целостность или некоторое единство. 
 Изучение вышеперечисленных элементов применительно к объектам и явлениям, как системы и вызвало формирование системного подхода. 
Можно сказать, что системный подход —это такое направление методологии  научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной социально-экономической системы. 
 Использование ситуационного подхода в управлении, согласно которому вся организация внутри предприятия есть не что иное, как ответ на различные по своей природе воздействия извне. Его центральный момент – ситуация (набор обстоятельств), которая оказывает существенное влияние на работу организации в данный период времени. 
Ситуационные теории управления дают рекомендации относительно того, как следует управлять в конкретных ситуациях. При этом выделяется четыре обязательных шага, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации: 
-управление должно уметь осуществлять анализ ситуации с точки зрения того, какие требования к организации предъявляет ситуация и что характерно для ситуации. 
-должен быть выбран соответствующий подход к осуществлению управления, которой бы в наибольшей степени и наилучшим образом соответствовал требованиям, выдвигаемым к организации со стороны ситуации. 
-управление должно создавать потенциал в организации и необходимую гибкость для того, чтобы можно было перейти к новому управленческому стилю, соответствующему ситуации.

 
-управление должно произвести  соответствующие изменения, позволяющие  подстроиться к ситуации. 
 Ситуационные теории, давая описание того, как подстраивать организацию к конкретным требованиям, как производить изменения и перестановки наиболее рационально и безболезненно, как создавать и развивать адаптационный потенциал, отрицают наличие универсальных подходов к управлению, наличие обобщенных, все охватывающих принципов построения и осуществления любого управления. С точки зрения этих теорий, управление — это в первую очередь искусство менеджеров понять ситуацию, вскрыть ее характеристики и выбрать соответствующее управление, а уж потом следовать научным рекомендациям в области управления носящим обобщающий и универсальный характер. 
 Признание социальной ответственности управления перед обществом в целом и перед сотрудниками организации, в частности. Роль человека как ключевого ресурса потребовала от менеджмента как науки и менеджеров как исполнителей создания условий для реализации заложенных в нем потенций к самообразованию. Отсюда – главным становится организационная культура, предопределяющая наличия у всех работающих общих целей, их непосредственное участие в выработке путей достижения этих целей, а, следовательно, и заинтересованность в обеспечении конечных результатов организации. Важнейшей характеристикой является ориентация на новую социальную группу организации – когнитариат, мощь которого основывается на знании ииспользовании интеллекта, а не мускульной энергии.Когнитариат не может рассматриваться как один из экономических факторов производства, а трактуется как ключевой ресурс, эффективное использование и наращивание которого становится центральной задачей менеджмента. Новая парадигма потребовала пересмотра принципов управления. Главное внимание направляется на человеческий и социальный аспект управления, т.е. на человека, на то, чтобы делать людей способными к совместным действиям, делать их усилия более эффективными; менеджмент не отделим от культуры, основан на честности и доверии к людям; менеджмент формирует коммуникации между людьми и определяет индивидуальный вклад каждого работающего в общий результат, а этика в бизнесе объявляется золотым правилом менеджмента. Эта новая система взглядов на управление известна как "тихая революция", поскольку она ничего не ломает в сложившейся структуре управления, а всего лишь дополняет их, приспосабливая к новым условиям. 
 Все большее признание получают системы управления на основе предвидения изменений, методы стратегического планирования и управления. Соответственно меняются и структуры управления, в которых предпочтение отдается децентрализации, организационные механизмы больше приспосабливаются к выявлению новых проблем и выработке новых решений, чем контролю уже принятых. Маневр в распределении ресурсов ценится выше, чем пунктуальность их расходования. И, наконец, неожиданным современным открытием явилось значение  
организационной культуры как мощного инструмента управления, особенно эффективно используемого японцами.  
 Наиболее характерные черты современного менеджера основаны на: 
·стратегическом мышлении; 
·ориентации в международной конкурентной среде; 
·использовании информационных технологий; 
·новаторстве и личном лидерстве. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дерево знаний менеджмента.

 

 


 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение. 
 
Самореализация или воплощение Себя в конкретных делах как постоянная Цель и “двигатель” всей жизни человека, есть и первейшая основа нравственности. Свободная деятельность человека (а предпринимательство в широком смысле именно таковой и является) есть основное средство строительства собственного Жизненного пути. Однако для этого такая деятельность должна обретать личностный оттенок, т.е. способна отражать и воплощать себя через личность. Некоторые исследователи считают, что человек неосознанно ищет занятие, в котором он будет сохранять соответствие своим представлениям о себе, а “входя в профессию” будет искать осуществление этого соответствия. Для человека необходимо увидеть Себя в той маленькой вещи или деле, которое он в данный момент делает. Об этом же писал В. Гете в “Вильгейме Майстере”: “В глубине человека заложена творческая сила, которая способна создать то, что должно быть, которая не даст нам покоя и отдыха, пока мы не выразим, не воплотим это вне нас тем или иным способом”. Когда отсутствует разрыв между человеком и его делом, это дело поглощает человека. В этом случае человек, по меткому выражению М. Пруста, “раздает себя в разные вещи” и тогда “можно открывать великие истины или великие красоты…”. Человек, который так или иначе не воплотил Себя в конкретных делах, вещах, - никогда не увидит и не познает самого Себя, он ни за что не возьмет ответственности. Такой человек отчужден от своего труда, поэтому глубоко им не удовлетворение. Резюмируя можно сказать, что предложение данной работы состоит в трактовке понятия “менеджмент” как прежде всего планирования и управления своей жизнью, выбора и корректировке путей самореализации, воплощения себя в определенных делах. Традиционное понимание менеджмента как искусства (и науки) управления какой-то организацией сохраняется, становясь при этом как бы составной, результирующей частью этого понятия. Таким образом, менеджмент есть прежде всего менеджмент жизни, путеводитель в мире и организатор всех наших побед и поражений. Начни с себя, но непременно воплоти в деле - вот стержень и девиз предлагаемого понимания.  

 

 

 

 

Список литературы.

1.АнриФайоль. "Генеральный и промышленный менеджмент". – М., 2003 г. 
2.Валуев С.А., Игнатьев А.В. Организационный менеджмент. М., 2003 г. 385 с. 
3.Виханский О.С., Наумов О.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс., М., 2003 г. 383 с. 
4.Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003. 364 с. 
5.И.Н. Герчикова. Менеджмент. М.: ЮНИТИ, 2002, 478 с.  
6.Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – 5-е изд.: 7.Новое знание, 2002. 421 с. 
8.Кузнецов Ю.В. Подлесных В.И. Основы менеджмента. – Изд. 9.ОЛБИС, 2002. 409 с. 
Максимцов М. М. «Менеджмент», Москва, ЮНИТИ, 2001. 352 с. 
10.Менеджмент организации / под редакцией З.П. Румянцевой, Н.А. 422 с.  
11.Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента – М.: "Дело", 2001. 354 с. 
12.Основы менеджмента. Учебное пособие. Четвертое изд. - Дашков и . Москва 2002. 432 с. 
13.Радугин А.А. «Основы менеджмента», Москва, Центр, 2001. 325 с. 
14.Тейлор Фредерик Уинслоу, " Менеджмент", - М., 2003 г. 522 с. 
15.Уткин Н.Я. Курс менеджмента, учебник для ВУЗов. – М.: Зерцало, 2004. 395 с. 
15.Ямпольская Д.О. Зонис М.М. Менеджмент. – М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2003. 427 с.


 

 


Информация о работе Менеджмент как вид деятельности и система управления