Экономическое районирование России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 15:58, контрольная работа

Краткое описание

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей экономического районирования России.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть историю экономического районирования России;
2.Описать принципы экономического районирования;
3.Рассмотреть современную схему экономических районов;
4.Раскрыть проблемы экономического районирования;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………......3
I. История экономического районирования России…………………….5
II. Принципы экономического районирования России.
Районообразующие факторы………………………………………............13
III. Современная схема экономических районов………………………...17
IV. Проблемы экономического районирования…………………………..22
Заключение………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Районирование Рос.doc

— 119.00 Кб (Скачать)

       Территория Российской Федерации разделена на две экономические зоны – Западную (европейская часть России и Урал) и Восточную (Сибирь и Дальний Восток). Для выполнения долгосрочных целевых программ, сбалансированности производства и потребления важных видов продукции группы районов в экономических зонах объединяются в укрупненные районы. В Западной зоне три укрупненных района – Север и Центр европейской части России, Урало-Поволжье и Европейский Юг. В Восточной зоне два укрупненных района – Сибирь и Дальний Восток.

       В настоящее время в составе  России находятся 11 крупных экономических  районов (Приложение 1): Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный и Калининградская область. Статус самоуправления имеют Москва и Санкт-Петербург. Состав экономических районов иллюстрирует таблица 1

Таблица 1

Экономический район Состав Площадь, тыс.км2 Население, млн.чел.
       1 2 3 4
Северный        Архангельская с Ненецким автономным округом, Вологодская и Мурманская области Республика Коми и Республика Карелия  1466,3 5,9
Центральный        Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская всего 12 областей и г.Москва 483,0 30,0
Волго-Вятский        Нижегородская, Кировская области, Республика Марий Эл, Республика Мордовия и Чувашская Республика 265,4 8,5
Центрально-Черноземный        Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая и Тамбовская обл. 167,7 7,9
Северо-Кавказский        Ростовская  обл., Краснодарский и Ставропольский края, Республика Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия,  Ингушская и Чеченская 355,1 17,7
Северо-западный        Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская, Псковская обл. 196,5 8,0
Поволжский        Ульяновская, Саратовская, Самарская, Волгоградская, Астраханская, Пензенская обл., республика Татарстан и Калмыкия – Хольяк Тангч 536,5 16,9
Уральский 
       
       Курганская, Оренбургская, Пермская (с Коми Пермяцким  автономным округом), Свердловская, Челябинская обл., республики Башкортостан и Удмуртия 824,0 20,5        
Западная  Сибирь        Алтайский край, Республика Алтай, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская (с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономным округами) обл. 2427,2 15,0
Восточно-Сибирский        Красноярский  край, Иркутская и Читинская обл., Республика Бурятия, Тува, Хакасия   4122,8 9,2
Дальне-Восточный        Приморский  и Хабаровский (с Еврейской автономной обл.) края, Республика Саха (Якутия), Амурская, Камчатская (с Корякским автономным округом), Магаданская (с Чукотским автономным округом) и Сахалинская обл. 6215,9 7,6
Калининградская        Калининградская 15,1 936,0 тыс.чел.
 

       IV. Проблемы экономического районирования. 

       В настоящее время в наиболее сложном  положении оказались регионы, где развита тяжелая промышленность – особенно угольно-металлургическая, крупными предприятиями – монополистами – Кемерово, Челябинск, Екатеринбург, Ростов, Тула, крупные города Красноярского края, а также регионы, где сосредоточены предприятия оборонного комплекса – Москва и Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Челябинская, Нижегородская, Свердловская, Пермская, Тульская области, Удмуртия и отдельные промышленные узлы с узкой производственной базой, в основном на Севере.

       В период структурной перестройки для регионов особенно реальна угроза резкого спада производства, массовой безработицы и обострения социальной напряженности. Поэтому для существования этих регионов необходимы льготы по федеральным и местным налогам, кредиты, льготы на налоги от прибыли коммерческих банков, расширении прав местных органов и социальная защита населения.

       Сегодня в условиях развития рынка можно  выделить три типа регионов России:

  1. Трудоизбыточные – республики Северного Кавказа, Ставропольский и Краснодарский края, Ростовская область.
  2. Оборонно-промышленные – Санкт-Петербург, Москва, Нижегородская область, Урал, промышленные узлы юга Сибири.
  3. Многоотраслевые и депрессивные – значительная часть зоны Севера.

       В регионах первой группы рекомендуется  всемерно поощрять мелкотоварный уклад как в городах, так и в селах. Для регионов второго типа предусматривается привлекать иностранный капитал, в регионах третьего типа – создавать особо благоприятный режим для предпринимательской деятельности за счет частичного освобождения от налогов и других факторов.

       Для улучшения финансирования регионов создаются рыночные инфраструктуры – фонды жилья, пенсионные фонды, страховые фонды, биржи, ассоциации. Рекомендуется ориентировать ассоциации на координирование решения важнейшей задачи: реализацию программ развития макро регионов, создание фондов, повышение эффективности территориального разделения труда, развитие производства с учетом приватизации, внедрение новых технологий, расширение фермерских и подсобных хозяйств, разработку региональных программ возрождения сел, развитие малых городов, охрану окружающей среды, развитие связей с другими регионами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

       Заключение. 

       Главная цель региональной политики в социальной сфере – обеспечение достойного уровня благосостояния в каждом регионе. Региональная политика направлена на ослабление внутреннего социального напряжения, сохранение целостности и единства страны. Главная цель региональной политики в экономической сфере – это рациональное использование природно-экономический возможностей регионов, преимуществ территориального разделения труда и экономиче2ских связей регионов.

       Стратегические  задачи регионального развития сводятся к следующим:

  • Реконструкция экономики старо промышленных регионов и крупных городских агломерации путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизаций инфраструктуры, оздоровления экологической обстановки, приватизации.
  • Преодоление кризисного состояния агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока, возрождение малых городов и российского села, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных земель.
  • Стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой специализацией, создание условий для возрождения малочисленных народов (прежде всего это районы Крайнего Севера, горные районы).
  • Продолжение формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и восточных регионах России за счет нецентрализованных, инвестиций из приоритетным развитием производств по комплексному использованию добываемого сырья с соблюдением строгих экологических стандартов.
  • Стимулирование развития экспортных и импортозаменяющих производств в регионах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия; формирование свободных экономических зон, а также технополисов как региональных центров внедрения достижений отечественной и мировой науки, ускорения экономического и социального прогресса.
  • Пере специализация новых приграничных регионов, создание в них рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфраструктуры с учетом потенциальных переселенцев из бывших республик СССР.
  • Развитие межрегиональных и региональных инфраструктурных систем – транспорта, связи, информатики, обеспечивающих и стимулирующих региональные структурные сдвиги и эффективность региональной экономики.
  • Преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения отдельных республик и областей России.

       Политика  устранения зависимости России от импорта  продовольствия потребует ускоренной интенсификации сельского хозяйства  Нечерноземья и Южных районов России. Большая часть задач региональной политики России будет перемещаться на уровень регионов. Будет создан социально-экономический механизм, сочетающий государственное регулирование с региональным самоуправлением.                      
 
 
 

 

       Список  литературы:

1. Барабанов В.В. Экономическая география. - М.: Инфра-М, 2002.  
2. Воронин В.В. Экономическая география Российской Федерации / Учебник для ВУЗов в 2 ч., ч 1. - Самара: СГЭА; 2002.  
3. География. Население и хозяйство России. Учебник под ред. В.Я. Ром, В.П. Дронов. М.: Дрофа, 2004.  
4. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России. М.: Наука, 2003.  
5. Гребцова В.Е. Экономическая и социальная география России. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.  
6. Житников В.Г. Размещение производительных сил и экономика регионов. Ростов-на-Дону, 2002.  
7. Лиасов Н.К. Экономические регионы России. Спб.: Питер, 2003.  
8. Липец Ю.Г. География мирового хозяйства. - М.: Гардарика, 2004.  
9. Чистобаев Л.И. Экономическая и социальная география. М.: Гардари-ка,2003.  
10. Экономическая и социальная география России / Под ред. А.Т. Хрущева. М.: МГУ, 2002.
 
 

                                 

                             

                    

                 

Информация о работе Экономическое районирование России