Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 15:58, контрольная работа
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей экономического районирования России.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть историю экономического районирования России;
2.Описать принципы экономического районирования;
3.Рассмотреть современную схему экономических районов;
4.Раскрыть проблемы экономического районирования;
Введение…………………………………………………………………......3
I. История экономического районирования России…………………….5
II. Принципы экономического районирования России.
Районообразующие факторы………………………………………............13
III. Современная схема экономических районов………………………...17
IV. Проблемы экономического районирования…………………………..22
Заключение………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………
Территория Российской Федерации разделена на две экономические зоны – Западную (европейская часть России и Урал) и Восточную (Сибирь и Дальний Восток). Для выполнения долгосрочных целевых программ, сбалансированности производства и потребления важных видов продукции группы районов в экономических зонах объединяются в укрупненные районы. В Западной зоне три укрупненных района – Север и Центр европейской части России, Урало-Поволжье и Европейский Юг. В Восточной зоне два укрупненных района – Сибирь и Дальний Восток.
В настоящее время в составе России находятся 11 крупных экономических районов (Приложение 1): Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный и Калининградская область. Статус самоуправления имеют Москва и Санкт-Петербург. Состав экономических районов иллюстрирует таблица 1
Таблица 1
Экономический район | Состав | Площадь, тыс.км2 | Население, млн.чел. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Северный | Архангельская с Ненецким автономным округом, Вологодская и Мурманская области Республика Коми и Республика Карелия | 1466,3 | 5,9 |
Центральный | Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская всего 12 областей и г.Москва | 483,0 | 30,0 |
Волго-Вятский | Нижегородская, Кировская области, Республика Марий Эл, Республика Мордовия и Чувашская Республика | 265,4 | 8,5 |
Центрально-Черноземный | Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая и Тамбовская обл. | 167,7 | 7,9 |
Северо-Кавказский | Ростовская обл., Краснодарский и Ставропольский края, Республика Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Ингушская и Чеченская | 355,1 | 17,7 |
Северо-западный | Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская, Псковская обл. | 196,5 | 8,0 |
Поволжский | Ульяновская, Саратовская, Самарская, Волгоградская, Астраханская, Пензенская обл., республика Татарстан и Калмыкия – Хольяк Тангч | 536,5 | 16,9 |
Уральский |
Курганская, Оренбургская, Пермская (с Коми Пермяцким автономным округом), Свердловская, Челябинская обл., республики Башкортостан и Удмуртия | 824,0 | 20,5 |
Западная Сибирь | Алтайский край, Республика Алтай, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская (с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономным округами) обл. | 2427,2 | 15,0 |
Восточно-Сибирский | Красноярский край, Иркутская и Читинская обл., Республика Бурятия, Тува, Хакасия | 4122,8 | 9,2 |
Дальне-Восточный | Приморский и Хабаровский (с Еврейской автономной обл.) края, Республика Саха (Якутия), Амурская, Камчатская (с Корякским автономным округом), Магаданская (с Чукотским автономным округом) и Сахалинская обл. | 6215,9 | 7,6 |
Калининградская | Калининградская | 15,1 | 936,0 тыс.чел. |
IV.
Проблемы экономического
районирования.
В настоящее время в наиболее сложном положении оказались регионы, где развита тяжелая промышленность – особенно угольно-металлургическая, крупными предприятиями – монополистами – Кемерово, Челябинск, Екатеринбург, Ростов, Тула, крупные города Красноярского края, а также регионы, где сосредоточены предприятия оборонного комплекса – Москва и Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Челябинская, Нижегородская, Свердловская, Пермская, Тульская области, Удмуртия и отдельные промышленные узлы с узкой производственной базой, в основном на Севере.
В период структурной перестройки для регионов особенно реальна угроза резкого спада производства, массовой безработицы и обострения социальной напряженности. Поэтому для существования этих регионов необходимы льготы по федеральным и местным налогам, кредиты, льготы на налоги от прибыли коммерческих банков, расширении прав местных органов и социальная защита населения.
Сегодня в условиях развития рынка можно выделить три типа регионов России:
В регионах первой группы рекомендуется всемерно поощрять мелкотоварный уклад как в городах, так и в селах. Для регионов второго типа предусматривается привлекать иностранный капитал, в регионах третьего типа – создавать особо благоприятный режим для предпринимательской деятельности за счет частичного освобождения от налогов и других факторов.
Для
улучшения финансирования регионов
создаются рыночные инфраструктуры
– фонды жилья, пенсионные фонды,
страховые фонды, биржи, ассоциации.
Рекомендуется ориентировать ассоциации
на координирование решения важнейшей
задачи: реализацию программ развития
макро регионов, создание фондов, повышение
эффективности территориального разделения
труда, развитие производства с учетом
приватизации, внедрение новых технологий,
расширение фермерских и подсобных хозяйств,
разработку региональных программ возрождения
сел, развитие малых городов, охрану окружающей
среды, развитие связей с другими регионами.
Заключение.
Главная цель региональной политики в социальной сфере – обеспечение достойного уровня благосостояния в каждом регионе. Региональная политика направлена на ослабление внутреннего социального напряжения, сохранение целостности и единства страны. Главная цель региональной политики в экономической сфере – это рациональное использование природно-экономический возможностей регионов, преимуществ территориального разделения труда и экономиче2ских связей регионов.
Стратегические задачи регионального развития сводятся к следующим:
Политика
устранения зависимости России от импорта
продовольствия потребует ускоренной
интенсификации сельского хозяйства
Нечерноземья и Южных районов России.
Большая часть задач региональной политики
России будет перемещаться на уровень
регионов. Будет создан социально-экономический
механизм, сочетающий государственное
регулирование с региональным самоуправлением.
Список литературы:
1. Барабанов В.В.
Экономическая география. - М.: Инфра-М,
2002.
2. Воронин В.В. Экономическая география
Российской Федерации / Учебник для ВУЗов
в 2 ч., ч 1. - Самара: СГЭА; 2002.
3. География. Население и хозяйство России.
Учебник под ред. В.Я. Ром, В.П. Дронов. М.:
Дрофа, 2004.
4. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов
С.П. Экономическая география России. М.:
Наука, 2003.
5. Гребцова В.Е. Экономическая и социальная
география России. Ростов-на-Дону: Феникс,
2003.
6. Житников В.Г. Размещение производительных
сил и экономика регионов. Ростов-на-Дону,
2002.
7. Лиасов Н.К. Экономические регионы России.
Спб.: Питер, 2003.
8. Липец Ю.Г. География мирового хозяйства.
- М.: Гардарика, 2004.
9. Чистобаев Л.И. Экономическая и социальная
география. М.: Гардари-ка,2003.
10. Экономическая и социальная география
России / Под ред. А.Т. Хрущева. М.: МГУ, 2002.