Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 11:23, реферат
Организация - это социальная категория и одновременно - средство достижения целей. Это - место, где люди строят отношения и взаимодействуют. Поэтому в каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп и организаций, которые образовались без вмешательства руководства. Эти неформальные объединения часто оказывают сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективность.
Несмотря на то, что неформальные организации созданы не по воле руководства, они представляют собой фактор, с которым должен считаться каждый руководитель, потому что такие организации, и другие группы могут оказывать сильное влияние на поведение отдельных личностей и на рабочее поведение сотрудников. Кроме того, как бы хорошо руководитель ни выполнял свои функции, невозможно определить, какие действия и отношения потребуются для достижения целей в организации, стремящейся вперед. Руководителю и подчиненному часто приходится взаимодействовать с людьми, находящимися за пределами данной организации и с подразделениями вне их субординации. Люди не смогут успешно выполнять свои задачи, если они не добьются должного взаимодействия отдельных лиц и групп, от которых зависит их деятельность. Чтобы справляться с такими ситуациями, менеджер обязан понимать, какую роль в конкретной ситуации играет та или иная группа, и какое место в ней занимает процесс руководства.
Одним из необходимых условий эффективности управления также является умение работать в малых группах, таких как различные комитеты или комиссии, созданные самими руководителями, и умение строить взаимоотношения со своими непосредственными подчиненными.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….
Понятие групп и их значимость……………………………………………….
Формальные группы………………………………………………………….
Неформальные группы……………………………………………………….
Характеристики неформальных организаций……………………………….
Заключение……………………………………………………………………….
Литература………………………………………………………………………..
3. Неформальные группы
Несмотря на то, что неформальные организации создаются не по воле руководства, они являются мощной силой, которая при определенных условиях может фактически стать доминирующей в организации и сводить на нет усилия руководства. Более того, неформальные организации имеют свойство взаимопроникать. Некоторые руководители часто не осознают, что они сами примыкают к одной или нескольким таким неформальным организациям.
Начало
исследованию неформальных групп было
положено знаменитой серией экспериментов,
проведенных Элтоном Мэйо. Пусть
и не безупречные, эти эксперименты
оказали воздействие на понимание
руководителями факторов поведения.
4. Характеристики неформальных организаций
Процесс развития неформальных организаций и причины, по которым люди в них вступают, способствуют образованию у этих организаций свойств, которые делают их одновременно и похожими, и непохожими на формальные организации. Ниже приводится краткое описание основных характеристик неформальных организаций, которые имеют прямое отношение к управлению, так как оказывают сильное влияние на эффективность формальной организации.
Социальный контроль. Как выявили ученые при проведении Хоторнского эксперимента, неформальные организации осуществляют социальный контроль над своими членами. Первым шагом к этому является установление и укрепление норм - групповых эталонов приемлемого и неприемлемого поведения. Чтобы быть принятым группой и сохранить в ней свое положение, личность должна соблюдать эти нормы. Вполне естественно, например, что у неформальной организации имеются свои четко сформулированные правила относительно характера одежды, поведения и приемлемых видов работы. Чтобы укрепить соблюдение этих норм, группа может применять довольно жесткие санкции, а тех, кто их нарушает, может ждать отчуждение. Это - сильное и эффективное наказание, когда человек зависит от неформальной организации в удовлетворении своих социальных потребностей (а это случается довольно часто).
Социальный контроль, осуществляемый неформальной организацией, может оказать влияние и направить к достижению целей формальной организации. Он также может повлиять на мнение о руководителях и справедливости их решений.
Сопротивление
переменам. Люди могут также использовать
неформальную организацию для обсуждения
предполагающихся или фактических
перемен, которые могут произойти
в их отделе иди организации. В
неформальных организациях наблюдается
тенденция к сопротивлению
Поскольку люди реагируют не на то, что происходит объективно, а на то, что происходит по их представлению, предлагаемое изменение может показаться группе гораздо более опасным, чем оно есть на самом деле. Например, группа управляющих среднего уровня может сопротивляться внедрению вычислительной техники из опасения, что эта техника отнимет у них работу как раз в тот момент, когда руководство собирается расширить сферу их компетенции.
Сопротивление будет возникать всякий раз, когда члены группы будут усматривать в переменах угрозу дальнейшему существованию своей группы как таковой, их общему опыту, удовлетворению социальных нужд, общим интересам или положительным эмоциям. Руководство может ослабить это сопротивление, разрешая и поощряя подчиненных участвовать в принятии решений.
Неформальные
лидеры. Так же, как и формальные организации,
неформальные имеют своих лидеров. Неформальный
лидер приобретает свое положение, добиваясь
власти и применяя ее по отношению к членам
группы, аналогично тому, как это делает
лидер формальной организации. По существу
нет никаких серьезных различий в средствах,
применяемых лидерами формальных и неформальных
организаций, для оказания воздействия.
Их существенно отличает только то, что
лидер формальной организации имеет поддержку
в виде делегированных ему официальных
полномочий и обычно действует в отведенной
ему конкретной функциональной области.
Опора неформального лидера - признание
его группой. В своих действиях он делает
ставку на людей и их взаимоотношения.
Сфера влияния неформального лидера может
выходить за административные рамки формальной
организации. Несмотря на то, что неформальный
лидер одновременно является одним из
членов управленческого персонала формальной
организации, очень часто он занимает
там сравнительно невысокую ступень в
организационной иерархии. Неформальный
лидер имеет две первостепенные функции:
помогать группе в достижении ее целей
и поддерживать и укреплять ее существование.
Иногда эти функции выполняются разными
людьми. Если это так, то в неформальной
группе возникают два лидера: один для
выполнения целей группы, другой - для
социального взаимодействия.
Заключение
Управление
группой имеет очень большое
значение в современном менеджменте.
Поскольку организации любого размера
состоят из групп, менеджеру необходимо
хорошо разбираться в особенностях
возникновения и развития формальных
и неформальных групп. Современный
менеджер должен понимать важность существования
неформальных групп. Он должен стремиться
к обеспечению тесного
В
число проблем, связанных с неформальными
организациями, входят: снижение эффективности,
распространение ложных слухов и
тенденция сопротивляться переменам.
К потенциальным выгодам
Хорошо
зная групповую динамику, руководство
сможет эффективно управлять формальными
группами, проводить эффективные
собрания, разумно использовать в
деятельности своего предприятия такие
структуры как комитеты.
Список используемой литературы
1. Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И.. Основы менеджмента: Учеб. пособ. - М.: Центр, 1998. - 432с.
2. Мескон М.Х. Алберт М., Хедоури Ф. Основы Менеджмента: пер. с англ. - М.: Дело, 1997. - 704с.
Информация о работе Формальные и неформальные социальные организации