Технический контроль качества

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 14:28, реферат

Краткое описание

Основные цели и принципы управления качеством
Система управления качеством продукции разрабатывается с учетом следующих принципов:
• ориентация на потребителя;
• продуктовый подход;
• охват всех стадий жизненного цикла продукции (принцип «петли качества»);
• сочетание обеспечения управления и улучшения качества;
• предупреждение проблем и др.

Оглавление

Введение
Основные цели и принципы управления качеством
Задачи и функции службы технического контроля качества продукции на предприятии
Виды и методы технического контроля качества продукции
Учет и анализ затрат на качество продукции
Классификация, учет и анализ брака и рекламаций
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Технический контроль качества.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

Метод калькуляции  затрат, связанных с процессами. Здесь используются понятия стоимостей соответствия и несоответствия любого процесса. Причем оба могут быть источником экономии средств. 

Стоимость соответствия — это затраты, понесенные с целью удовлетворения всех сформулированных и подразумеваемых запросов потребителей при безотказности существующего процесса.  

Стоимость несоответствия представляет собой затраты, понесенные из-за нарушения существующего процесса. 

Метод определения  потерь вследствие низкого качества. При данном подходе основное внимание уделяется внутренним и внешним  потерям вследствие низкого качества и определению материальных и  нематериальных потерь. Типичным примером внешних нематериальных потерь является сокращение в будущем объема сбыта из-за неудовлетворенности запросов потребителей. Типичные внутренние нематериальные потери являются результатом снижения производительности труда из-за переделок, неудовлетворительной эргономики, неиспользованных возможностей и т.д. Материальные потери представляют собою внутренние и внешние затраты, являющиеся следствием дефектов. 

Классификация, учет и анализ брака и рекламаций 

Браком называется продукция, передача которой потребителю  не допускается из-за наличия в ней дефектов. Дефект — это каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям. Дефекты бывают явные, выявление которых регламентировано соответствующей документацией, и скрытые, выявление которых документацией не предусмотрено. 

Для единообразного и точного определения признаков допущенного брака на заводах используются классификаторы брака, устанавливающие единую его классификацию по видам, виновникам и причинам. Содержащиеся в классификаторе шифры позволяют упростить все записи, связанные с оформлением брака, и механизировать его учет. 

Под видом брака  подразумеваются конкретные дефекты  и отступления от установленных  требований к качеству материала, форме, размерам изделия, которые являются основанием для его забракования и отделения от годной продукции. По видам в производстве различают исправимый и неисправимый брак. Исправимым браком считаются заготовки, детали, узлы либо изделия с такими дефектами, устранение которых технически возможно и экономически целесообразно, что позволяет использовать их по прямому назначению без снижения требований к качеству. Окончательным браком считаются заготовки, детали, узлы и изделия с дефектами, устранение которых технически неосуществимо или экономически нецелесообразно, поскольку не обеспечивает возможности их использования по прямому назначению. 

Кроме того, различают  брак внутризаводской, выявленный в  ходе производственного процесса, и  внешний, обнаруженный за пределами  завода, проявившийся в сфере реализации или в процессе использования  продукции. Внешний брак свидетельствует как о плохом качестве продукции, так и о неудовлетворительной работе контрольных служб предприятия и называется рекламацией. Появление рекламаций наносит производителю не только материальный, но и моральный ущерб, сказываясь на его репутации.  

По причинам различают брак, допущенный из-за нарушения  технологической дисциплины (небрежное  отношение рабочего к своей работе), ошибок в технической документации, работы на неисправном или неправильно  налаженном оборудовании, использования некачественного инструмента, дефектов в исходном материале, пропуска дефектов ОТК на последующих операциях и др. 

По виновникам различают брак, допущенный по вине рабочего-оператора; рабочего — наладчика  оборудования; отделов главного технолога, главного конструктора, главного механика; инструментального цеха; отдела технического контроля качества. 

Учет и анализ брака позволяет выявить его  причины и конкретных виновников, что является неотъемлемой частью рациональной организации производства. Эти меры имеют целью разработку организационно-технических мероприятий, обеспечивающих ликвидацию и предупреждение брака, учет потерь от брака и отнесение их за счет конкретных виновников, организацию работ по изготовлению продукции взамен забракованной. Наконец, данные учета и анализа брака и рекламаций используются для подготовки статистических материалов, используемых для изучения динамики брака по отдельным календарным периодам и местам образования. 

Каждая партия продукции предъявляется на контроль с сопроводительной документацией, в которой контролер отмечает результаты проверки качества. При обнаружении в предъявленной продукции неисправимого брака контролер обязан оформить его актом. Исправимый брак возвращается на доработку. Акт является основным и единым первичным документом для учета и анализа брака. Он должен содержать только необходимые сведения: наименование изделия, а также операции, на которой образовался брак, характеристику брака с указанием шифра его вида, причины брака и его виновника (согласно классификатору), сумму потерь, подлежащую взысканию с виновника. 

Весь выявленный брак помечается клеймом, немедленно изымается  и направляется на склад-изолятор, откуда передается на склад утиля. 

Если брак продукции  обнаруживается у потребителя, на предприятие поступает рекламация. В ней указываются причины, вследствие которых продукция не удовлетворяет требованиям заказчика. Предприятие проверяет обоснованность рекламации, и бракованную продукцию заменяют годной, возмещая потребителю убытки. Возврат дефектной или бракованной продукции по каждому производственному звену учитывается при оценке эффективности его работы, подведении итогов деятельности всего предприятия. 

Анализ брака  и рекламаций производится в разрезе  отдельных причин, виновников и видов. Он имеет целью отобразить: 

а) процент брака  по заводу и его подразделениям; 

б) потери от брака  в нормо-часах и в денежном выражении. 

При анализе  брака рассчитывают абсолютные и  относительные показатели. Абсолютный размер брака представляет собой  сумму затрат на окончательно забракованную продукцию и расходов на исправление исправимого брака. 
 

Абсолютный размер потерь от брака получают путем вычитания  из абсолютного размера брака  стоимости брака по цене использования, суммы удержаний с виновников брака и суммы взысканий с поставщиков за поставку некачественных материалов. 

Относительные показатели размера брака и потерь от брака рассчитываются как процентное отношение абсолютного размера  брака или потерь от брака к  производственной себестоимости товарной продукции. 

Заключение 

В США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Японии управление качеством продукции выведено на государственный уровень. Во многих странах созданы национальные советы по качеству и надежности, ассоциации по осуществлению контроля качества продукции в промышленности, статистическому управлению качеством, ассоциации стандартов и другие организации. 

В 1986 году был  создан международный стандарт МС ИСО 8402-86 «Качество. Словарь», а в 1987 году — комплекс стандартов ИСО 9000, который содержит прогрессивные формы и методы организации работ по управлению качеством и охватывает все стадии жизненного цикла изделия.  

В СССР проблеме улучшения качества продукции и  повышения эффективности производства также уделяли большое внимание. До 1950-х годов действовала система контроля качества продукции, выполняющая только одну функцию управления — контроль готовой продукции, позже на разных предприятиях начали создаваться и внедряться системы управления качеством продукции (СУКП), развитие которых продолжается и сейчас. СУКП — тот механизм, с помощью которого можно с большей эффективностью решать задачи повышения качества продукции. 

В 1980-х годах  в СССР и позднее в Российской Федерации пересматриваются устаревшие стандарты на машины и оборудование. В новые стандарты, наряду с другими качественными характеристиками, включены требования по снижению веса продукции машиностроения, уменьшению расхода топлива и электроэнергии в процессе ее эксплуатации, унификации деталей, узлов и приборов.  

В настоящее время Госстандарт РФ в области управления качеством оказывает содействие отечественным товаропроизводителям по внедрению международных стандартов ИСО 9000, представляющих более высокий уровень развития науки управления качеством. 

Эффект от повышения  качества продукции выражается в разнообразных формах — прямая экономия материалов и энергии, получение большего количества продукции на единицу затрат труда, снижение себестоимости и рост прибыли, ускорение оборачиваемости оборотных средств, ускорение экономического и социального развития предприятия. 

При этом технический  контроль качества продукции имеет  очень важное значение, поскольку  он является прямым сигналом повышения, или понижения качества продукции.  

В повышении  качества продукции заинтересованы как изготовители, так и потребители, а также государство. 
 

Список используемой литературы 
 

Управление качеством  продукции, под ред. Н.И. Новицкого, М. 2002 

Организация производства, под ред. Н.И. Новицкого, М. 2001 

Беленький П.Е., Козориз М.А. Технико-экономическое управление качеством продукции в объединении, Львов, 1980 

Гиссин В.И. Управление качеством продукции, Ростов-на-Дону, 2000 

Грузинов Д.М. Экономика предприятия, М. 2001 

Раицкий А.П. Экономика  предприятия, М. 2002 

Крылова Г.Д. Зарубежный опыт управления качеством, М. 1992

Информация о работе Технический контроль качества