Новейшие научные исследования
в психосоциологии цвета показали,
что многие, присущие людям ассоциативные
цветовые стереотипы (например, красный
- горячо, синий - холодно, яркие и темные
- утяжеленность, светлые и блеклые цвета
- легкость и т. д.) являются приобретенными
в процессе их взаимного общения, а не
врожденными. В частности, дети в возрасте
до 6 лет имеют ассоциации "цвет - температура".
Некоторые особенности в восприятии цветов
и в ассоциациях, связанных с ними, зависят
от возраста, так как действие цвета относится
именно к эмоциональной стороне психической
деятельности человека, которая с возрастом
постепенно нивелируется. Замечено, что
с возрастом интерес к цвету несколько
уменьшается, а к объему и форме увеличивается
. Поэтому в помещениях, где работают преимущественно
пожилые люди, лучше, по-видимому, избегать
ярких цветов и контрастных цветовых сочетаний,
которые вполне могут быть уместны там,
где работает молодежь.
В практической работе по организации
цветового климата на производстве, и
это обязательно надо учитывать, приходится
иметь дело не с "человеком вообще",
а с человеком, работающим в данной конкретной
обстановке, подвергающимся воздействиям
конкретной среды и конкретного трудового
процесса.
Правильное применение цвета
в производственной среде немыслимо без
учета всех этих факторов. В качестве фактора
психофизиологического комфорта нас интересует
прежде всего результат воздействия цвета,
т. е. те эмоции, которые возникают при
его восприятии. Мы уже знаем, что отдельный
цвет как таковой никаких эмоций не вызывает,
но возникающие при этом ассоциации являются
причиной возникновения тех или иных эмоций
- как отрицательных, так и положительных.
По современным воззрениям эмоции возникают
как результат недостаточной или избыточной
информации о возможных путях удовлетворения
возникшей потребности.
В литературе можно встретить
мнение, что каждый спектральный цвет
вызывает определенные ассоциации с психологическим
состоянием организма. Такое мнение было
еще высказано великим немецким поэтом,
мыслителем и естествоиспытателем И. В.
Гете. Ниже приведены его несколько усовершенствованные
впоследствии данные. Следует отметить,
что эти ассоциации воспринимаются индивидуально
и поэтому они далеко не бесспорны.
2. Традиции и новаторские
технологии в японском дизайне.
2.1.Основные черты
японского стиля в дизайне интерьера.
В последние годы в нашу жизнь
бурными темпами стали вливаться восточные
мотивы. Такой незнакомый и необычный японский
стиль манит и завораживает своей
утонченной минималистичностью и даже
некоторым аскетизмом, ведь он характеризуется очень высокой
функциональностью и внешней эстетикой,
здесь нет лишних и бессмысленных деталей,
каждая мелочь наделена особым назначением.
Традиционный интерьер японского дома – это большое свободное пространство,
на котором размещаются и функциональная
кухня, и уютная зона для приема гостей,
и место для работы. Как известно, японский дизайн проникнут глубокой философией,
основанной на единстве человека и природы.
Именно поэтому японцы широко используют
различные ширмы и перегородки, которые
можно легко передвинуть и изменить тем
самым интерьер, японский стиль, таким образом, может изменяться
и развиваться, как и все в природе.
Японский афоризм про перегородки
сёдзи гласит: «Обнаженного человека можно
видеть, но нельзя разглядеть». Деревянные
решетки, обклеенные бумагой васи, в японском
доме служили и стенами, и ширмами. Большое
количество пазов в полу позволяло легко
ставить новые сёдзи или перемещать старые.
Именно легкие перегородки делают японский интерьер таким функциональным, ведь
можно просто ее передвинуть и расширить
пространство или, наоборот, уединиться
в уютном уголке. Они отлично пропускают
свет и создают ощущение воздушности и
легкости, которые и составляют японский стиль .
Пространство здесь очень четко
разделяется, атмосфера наполнена легкостью
и умиротворенностью. Именно поэтому японский стиль – это, в первую очередь, легкие,
светлые, приглушенные оттенки и натуральные
материалы.
Чтобы не перегружать пространство, японский интерьер практически исключает мебель,
остается только самое необходимое. Низкие
простые диванчики, столы из темного дерева
и невысокие скамейки прекрасно вписываются
в японский
дизайн. Шкафы в Японии обычно вообще
отсутствуют. Вместо них японский интерьер наполнен разнообразными нишами,
в которых прекрасно помещаются разнообразные
вазы и статуэтки. Японская комната известна
своими чистыми линиями и отсутствием
лишних предметов. Если в японском интерьере
и есть мебель, вы не найдете ее слишком
много. Но свои немногочисленные изделия
мебели японцы изготавливают с большим
мастерством. Неправильные, асимметричные
комбинации отдельных элементов и ритмичное
их повторение — характерные свойства
японской мебели. Характерна и изящная,
основанная на естественных формах, иногда
стилизованная, почти натуралистическая
орнаментика. Удивительный вкус, продуманность
и завершенность даже мельчайших деталей,
единство формы, материала и отделки отличают
японскую мебель, которая гармонично вписывается
в рамки легких архитектурных форм.
Дизайн по-японски - это стремление
к созданию некоего замкнутого, законченного
мира. Формы должны быть обдуманными и
точными, красота - завершенной. Но даже
идеальные формы мало что значат, если
за ними ничего не скрывается. Предмет
становится целым миром, если он символичен,
если в нем через форму или цвет выражено
существо времени и природы. Функциональная
жилая и офисная мебель не знает ни орнаментов,
ни украшений, но выглядит удобной, "человечной"
и по-настоящему классической благодаря
смягчению углов и граней и спокойной
гармонии пропорций.
Именно Япония дала миру принцип
модульности, который позволил стандартизировать
архитектуру. Размеры жилья определялись
количеством положенных на пол татами.
В соответствии с количеством циновок
определялись типы комнат и число людей,
живущих в доме. Отсюда возникла идея сбора
интерьера из целых пространственных
блоков.
Самым главным источником вдохновения
по-прежнему остается природа. Предпочтение
отдается тому направлению дизайна, в
котором человеческое сознание проявляется
через образы природы. Неизменной остается
и любовь к традиционным материалам, к
их природной красоте: открытой фактуре
дерева, плетеному бамбуку (из которого
делают и вазы для цветов, и посуду, и украшения),
керамике, лаку. Большие чистые плоскости
лакированного дерева или однотонного
пластика делают современную мебель наследницей
стиля старинных столиков и сундучков.
Это, конечно, не значит, что японские дизайнеры
избегают новейших материалов, напротив:
они быстро, талантливо и охотно осваивают
их. Но и в новомодном пластике или металле
им удается найти природное начало, даже
если речь идет о предметах быта.
Это еще одна отличительная
черта японского дизайна — одушевленность
вещи. Современные предметы и приборы
не противопоставляются человеку, не создают
вокруг него враждебной среды. Они в полной
мере являются его «созданиями». Даже
продукция самых высоких технологий не
должна нести на себе отпечатка равнодушной
и обезличенной машинерии. Во многом этому
способствует народное искусство, выросшее
из старинных кустарных промыслов.
Постиндустриальная Япония
сумела и оценить его, и сохранить. И в
то же время японский дизайн в полной мере
является продуктом нашей эпохи.
Рассеянный свет - одна из основных
концепций в японском интерьере. Открытое
окно, через которое в комнату беспрепятственно
струится солнечный свет, нежные занавеси
светлых тонов, много свободного пространства
- вот истинная японская атмосфера. Жилые
и спальные области дома легко приспосабливаемы,
и обычно обозначены подвижными ширмами.
Тут нет понятия комнат как таковых. В
пространстве, отведенном для спальни,
ночью может быть расположен футон на
полу, но днем он собирается, чтобы освободить
больше жизненного пространства.
Японский дом - это уединение.
Он предлагает персональное убежище, спрятанное
от хаоса и сумасшедшего ритма окружающего
мира. Традиционные жилища строятся из
натуральных, органических материалов,
таких как глина, солома, бумага, дерево
(твердая древесина и бамбук), камень и
другие. В японском интерьере также используется
вода и живые растения. Окружающая природа
продолжает свое существование в доме,
даруя тем самым жильцам гармонию. Этот
дизайн, существующий вне времени – источник
вдохновения многих дизайнеров.
Своим внутренним миром должно
обладать все, от вилки до дивана. А современная
бытовая техника не противопоставляется
человеку, не создает враждебной среды.
Она не должна быть обезличенной. Возможно,
достижения дизайна этой замкнутой в себе
культуры привлекают мир потому, что древние
национальные принципы нескольких островов
в океане оказались адекватными современному
технократическому быту европейцев.
2.1. Традиции и новаторство
в японском дизайне.
Восточная философия, мировоззрение.
уже довольно давно вызывают интерес у
многих представителей западной цивилизации.
Одним из проявлений подобного интереса
является развитие и распространение
по всему остальному миру стилевых приемов
оформления и устройства жилых интерьеров,
характерных для японских жилищ.
Философию японского жилища, обусловленную
многими специфическими факторами (привычка
к «экономии», разумному использованию
территории, национальные традиции и ментальность,
религия и проч.), западному человеку, в
частности, европейцу, до конца понять
и принять достаточно сложно. Однако на
уровне внешних решений все обстоит несколько
проще, хотя внутренне ощущение японского
стиля все равно остается важным условием успешности
воссоздания интерьера в духе Страны Восходящего
Солнца.
Попробуем сформулировать идеологические
предпосылки, без которых интерьер
в японском стиле невозможно реализовать на глубоком
уровне. Первая из них – особое отношение
к естественной красоте, причем к красоте,
которая подвергается влиянию времени.
С точки зрения японца, красота вещи, предмета
со временем не меркнет, а преобразуется,
и это нужно ценить.
Вторая важная деталь относится к эстетическим
критериям. Имеется в виду простота дизайна,
несущая в себе самостоятельную ценность.
Просто, практично и функционально, следовательно,
эстетично. Наконец, в японском стиле важна
эстетика недосказанности, незавершенности,
что также подчеркивает определенную
динамику и течение времени. Законченность
и структурная целостность композиции
(или ее отдельных элементов) не является
характерной для японского стиля дизайна
интерьера. В идеальном случае, с точки
зрения концептуальных подходов к оформлению
помещения, характерного для восточной
островной страны, лучше всего учитывать
все три перечисленные идеологические
посылки в сочетании.
Теперь перейдем к общим особенностям
японского стиля в интерьерном дизайне.
Этот стиль теоретики нередко именуют
декоративно-минималистским или же частным
случаем этнического минимализма. И то,
и другое название достаточно условно
и неглубоко, но внешние решения зачастую
определяются верно.
Действительно, в оформленном по-японски
помещении много пространства, причем
пространство, в отличие от композиции,
как правило, четко структурировано. Предметов,
особенно мебели, совсем немного.
Преобладают неяркие тона и неброские
фактуры. При всем при этом, мелкие декоративные
элементы обязательно присутствуют (например,
пресловутый бонсай). Одна из неотъемлемых
деталей дизайна японского стиля – наличие раздвижных
перегородок и ширм в помещении. По эмоциональному
настрою стиль характеризуется такими
понятиями как тишина, пустота, спокойствие,
естественность, свет, умиротворение.
О цветовых решениях.
Как уже говорилось, тона интерьера в
японском стиле преобладают не слишком
яркие и насыщенные; в основном это природные
светлые оттенки – бежевый, молочный,
кремовый, белый. Материалы также преимущественно
применяются природные, к примеру, солома,
дерево, плетеная лоза, бамбук, рисовая
бумага, натуральный камень.
Из тканей явно лидируют хлопок и шелк.
Текстиль вообще играет значительную
роль при оформлении интерьера в японском
стиле. Здесь характерны своеобразные
восточные узоры на тканях (иероглифы,
цветы, листья и т.д.), а сами ткани используются
для изготовления матерчатых ширм, занавесок,
ковров, циновок.
Мебель часто изготавливается
из бамбука или плетеной лозы. Функциональность
и небольшая высота – два главных требования
к предметам обстановки. Цвета мебели
также преимущественно светлые, поверхность
нефактурная, нередко лакированная. Очень
часто применяются цветные витражи.
Аксессуаров для японского стиля можно
подобрать достаточно много. Уже был упомянут
бонсай; кроме того, очень распространены
маленькие шкатулки, сервизы для чайной
церемонии, коврики и шторы из соломы или
бамбука, куклы в национальной одежде
(кимоно), расписанные веера, изделия из
керамики (обычно некрупные), керамическая
посуда (также с росписью), палочки для
еды и т.д.
Отдельно нужно сказать о свете
в японском интерьере. Света должно быть в избытке – естественного
и искусственного. Хороши лампы с абажурами,
изготовленными из рисовой бумаги (форма
их, как правило, достаточно проста и незамысловата).
Они источают рассеянный, мягкий свет.
Такие светильники называются акари, и
они во многом определяют всю специфику
освещения интерьера в японском стиле.
Света много, но он мягкий, в некоторых
зонах царит полумрак – все вместе создает
тот самый эффект недосказанности, незавершенности
композиции.
В целом японский стиль в дизайне интерьера
отражает (или, по крайней мере, должен
отражать) философию и ментальность нации,
в частности, первичность внутренней сущности
(своей и окружающего мира), гармонию и
простоту, специфическую духовность, зависимость
от течения времени.
Кенго Кума — один из самых популярных дизайнеров
и архитекторов на востоке.В интерьерах
он применяет классический японский стиль, но ракурс его применения смежен
с новаторским влиянием XXI века. Желание
восстановить японские традиции оформления
проявляют себя в использовании натуральных
материалов и техник, которые были изобретены
его предками.
Легкий и практически невесомый
японский интерьер, с четким зонированием
и практически полностью открытым пространством.
Лишь легкие перегородки из полупрозрачных
панелей из бамбука, разделяют пространство
внутри интерьера. Идея всеобщей гармонии
с окружающим миром и внутри этой небольшой
жилой ячейки, развивается не только в
полупропрозрачных перегородках, все
материалы экологически чистые, формы
просты и четки, дизайн интерьера максимально
приближен к естественному. Впрочем, японская
архитектурная школы всегда отличалась
сдержанностью, высоким чувством стиля
и экологическим дизайном.