Проектный метод обучения на уроках технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 10:33, доклад

Краткое описание

МОУ Федоровская СОШ № 2 с углубленным изучением отдельных предметов,
Сургутский район
Для того чтобы разбудить у школьников стремление к творчеству, необходимо использовать
различные методы обучения. Особую значимость при этом имеет метод проектов, который позволяет
школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической
цепочке -
от идеи до её реализации в модели, изделии (продукте труда).

Файлы: 1 файл

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

2. Какие полезные вещи можно сделать из вторсырья?

3. Как можно использовать старые вещи?

Чтобы разблокировать творческий потенциал учеников, я использую специальные педагогические

приёмы, направленные на выработку идей:

прием «Банк идей». Придумывая идеи, учащиеся свободно самовыражаются. Этот процесс

сопровождается быстрой зарисовкой или описанием идей.

приём «Нелогичные связи». Приём направлен на развитие пространственного воображения,

нетрадиционного мышления учащихся, умение использовать природные формы для создания

промышленного изделия.

приём «Источник вдохновения». Учащимся предлагается в свободное время использовать

дополнительные источники информации по теме проекта. Ребенок, зная об источниках

информации, начинает активно пользоваться ими, что стимулирует любознательность.

Проработка одной или нескольких идей.

Чем больше идей, тем лучше результат. Чтобы предусмотреть некоторые неверные шаги и ошибки,

необходимо провести дизайн - анализ индивидуально, самостоятельно, который помогает обогатить и

закрепить опыт по разработанной идее.

2. Изготовление изделия.

Учащиеся сами создают то, что они разработали. На этой стадии они могут внести изменения в

проект, если во время работы встречаются с трудностями: при отсутствии графических способностей,

можно использовать аппликацию, дорогие продукты заменить более доступными.

В процессе реализации проекта учащиеся выполняют упражнения, которые способствуют

закреплению определенных знаний, умений и навыков:

коммуникативных;

навыков по преобразованию материалов;

навыков работы с информацией.

Данные упражнения содержатся в технологических картах, учебниках и учебных пособиях, рабочих

тетрадях.

3. Испытание и оценка.

Изделие спроектировано или подготовлено для того, чтобы удовлетворить потребности

определенного человека или группы людей, поэтому изделие должно быть испытано в реальной ситуации на

уроке или дома. Часть практических работ, которые требуют большой затраты времени, выполняются

учащимися в домашней обстановке. Это способствует общению детей с родителями. В повседневных и

совместных делах появляются взаимопонимание, уважение, доверие, чувство партнерства и

ответственности. Результаты труда становятся наиболее яркими, возникает потребность в

усовершенствовании изделия.

Применяя метод проектов, я учитываю следующие моменты:

Все пять компонентов могут быть спроектированы в разной последовательности. Проект

рассматривается как единое целое, а не ряд ступеней, которые нужно пройти одна за другой (не шаблон).

С введением метода проектов по предмету технология у учащихся появляется дополнительный шанс

исследовать, придумывать, по-новому решать проблему, создавать изделие, использовать его и оценивать в

реальных условиях.

Интерес к проектам зависит от степени самостоятельности. По данным отечественных и зарубежных

исследований 62% школьников всех возрастов отмечают, что проект был интересен именно потому, что

выполнялся самостоятельно, лишь с небольшой помощью руководителя.

Последовательность выполнения проекта, связанная конкретно с деятельностью педагога и учащихся.

Оценка проекта осуществляется на основе критериального подхода, когда достижения учащихся

сравниваются с эталоном, определенным заранее на каждом этапе проекта.

Учитывая разную степень подготовки, дети получают задания, соответствующие уровню их

возможностей и задания постепенно усложняются. В каждом классе есть ученики с различными

способностями. Более сильные ученики могут сделать больше исследований, предложить больше различных

идей и изготовить более сложное изделие. Менее способным ученикам требуется помощь. В качестве

помощника я назначаю более сильного ученика, который, одновременно помогая другому, сам продолжает

совершенствоваться. Благодаря методу проектов у учащихся значительно повышается творческая

активность не только на уроках технологии, но и за рамками урока. Совместно с психологом школы

ежегодно проводится диагностика и анкетирование по выявлению творческого потенциала учащихся.

Результаты показывают, что метод проектов способствует развитию знаний, умений, навыков для решения

физиологических, эмоциональных, интеллектуальных, социальных потребностей, формированию мотива к

творческой деятельности на уроке и во внеурочное время.

Оценка защиты выполненного проекта осуществляется по следующим критериям:

соответствие содержания доклада проделанной проектной работе;

умение объяснить научные основы проекта, самостоятельность его выполнения;

качество проектного изделия;

практическое использование проектного изделия;

качество наглядных материалов (логика изложения, грамотность);

использование знаний из других наук и учебных предметов;

ответы на вопросы;

полнота знаний по технологии;

оригинальность решения проекта;

культура речи.

В таблицу выставляются оценки по десятибалльной шкале (от 1 «В проекте это не отражено» до 10

«Критерий раскрыт полностью»).

Если количество набранных баллов:

От 0 до 44 - ставится оценка «2»;

От 45 до 69 - оценка «3»;

От 70 до 84 ставится оценка «4»;

От 85 до 100 - ставится оценка «5».

При оценке проекта учитываются сложность и качество выполнения изделия, полнота пояснительной

записки, аккуратность выполнения графических элементов - схем, чертежей, уровень самостоятельности,

степень владения материалами при защите.

Метод проектов помогает учащимся приобретать разнообразные знания и навыки по преобразованию

материалов, изучать технику и культуру дома, уточнять свои профессиональные планы. В технологическом

образовании метод проектов позволяет решить проблемы уровневой и профильной дифференциации и

гармонично сочетать в обучении интересы личности и общества, формировать интерес учащихся к

технологическому образованию, знакомя их с той областью знаний и умений, которая способствует их

становлению как будущих специалистов и граждан.

Примечание

1. Байбородова Л.В., Серебрянников Л.Н. Обучение технологии в средней школе: 5-11 кл.: Методическое

пособие. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1967.

3. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза, 2001.

4. Лопанова Е.В., Рабочих Т.Б. Личностно-деятельностные технологии обучения: учебно-методическое

пособие. Омск. ОмГПУ, 2004.

5. Павлова М. Б., Сасова И. А., Питт Дж., Гуревич М.И. Технология 5 кл. - М.: Вентана - Граф.

6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для

работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2005.__

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«...авторитарно-репродуктивная система обучения устарела»

Каверина И. И., соискатель, Ростов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реализация компетентностного подхода на уроках в средней общеобразовательной школе.

Каверина Инна Игоревна, соискатель кафедры педагогики Ростовского государственного педагогического университета, учитель физики гимназии №1 станицы Брюховецкой Краснодарского края.

Несмотря на то, что российская теория и практика средней школы обладает огромным потенциалом методов, форм и средств обучения, основным типом обучения является, по-прежнему, вербальный тип: использование устного и печатного слова, когда учитель выступает, в основном, в качестве информатора и контролера учащихся [4].

Очевидно, что в свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность . Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить[6].

Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной школы применения совершенно новых методов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.

Одним из перспективных направлений в плане решения этой задачи является осуществление компетентностного подхода средствами модульных технологий.

Авторы «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», анализируя мировую образовательную практику последних лет, утверждают, что понятие «ключевые компетентности» является центральным для научно-методологических оснований модернизации, обладает интегративной природой, объединяет знание, навыковую и интеллектуальную составляющие образования. При этом подчеркивается, что в понятии компетентностного подхода заложена идеология интерпретации содержания образования формируемого от «результата» («стандарт на выходе») [5].

Термин «компетенция» имеет, как известно, два значения: круг полномочий какого-либо лица; и круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Применительно к образовательной области имеет смысл именно второе значение этого термина. Обладать опытом, способностью действовать в ситуации неопределенности – именно эти качества и даст возможность сформировать у выпускника компетентностный подход, реализуемый на уроке учителем.[6]

Перспективным компетентностное обучение является еще и потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер, и сама становится предметом усвоения. Как отмечают В.А. Болотов, В.В.Сериков, «компетентность, выступая результатом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида, обобщения личностного и деятельностного опыта» [1].

Основные ключевые компетенции, которые были выделены на симпозиуме «Ключевые компетенции для Европы» в 1996 году в Берне, ознаменовали общемировую тенденцию обновления результирующих единиц образовательного процесса. Это общеизвестные в настоящее время политические и социальные, компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе, компетенции, относящиеся к владению общением более чем на одном языке, информационно-коммуникативные компетенции, способность учиться на протяжении всей жизни [8].

По мнению А.В. Хуторского понятие образовательной компетенции включает совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, опыта деятельности учащегося. А их внедрение в практику обучения как раз позволит решить типичную для российской школы проблему, когда учащийся, овладев набором теоретических знаний, испытывает трудности в их реализации при решении конкретных задач или проблемных ситуаций. Образовательная компетенция предполагает овладение учащимися комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления определена соответствующая совокупность образовательных компонентов [7].

Компетентностный подход, как и другие инновационные подходы в обучении, требует поэтапного внедрения. На первом этапе внедрения, можно, например, формировать такие элементарные общеучебные компетенции школьников, как:
- извлечение основного содержания прочитанного или услышанного;
- точная формулировка мыслей, построение оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме;
- исследование различных вариантов решения задач, выбор наилучшего, принимая во внимание различные критерии;
- сотрудничество с другими (учениками и учителем) при выполнении общего задания;
- планирование действий и времени;
- оценка результатов своей деятельности и т.д.[2]

Очевидно, что перечисленные умения школьников должны формироваться не как отдельно взятые, а в целостной системе навыковых блоков, называемых компетенциями.

Анализ особенностей содержания преподаваемого предмета (физика) и возможностей учеников, уровня их развития, позволил нам выделить в качестве наиболее актуальных следующие компетенции: учебно-познавательная, информационная, коммуникативная и компетенция личностного самосовершенствования.

Основной целью проводимого нами в течение 3 лет эксперимента является реконструкция образовательного процесса по физике на основе компетентностного подхода с использованием модульных технологий. Данный подход позволяет решить задачи по формированию компетенций у школьников, а именно:
- учебно-познавательной (определять цели и порядок работы, самостоятельно планировать свою учебную деятельность и учиться, устанавливать связи между отдельными объектами, применять освоенные способы в новых ситуациях, осуществлять самоконтроль);
- коммуникативной (сотрудничать, оказывать помощь другим, участвовать в работе команды, обмениваться информацией);
- информационной (самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, структуировать, преобразовывать, сохранять и передавать её);
- личностного самосовершенствования (анализировать свои достижения и ошибки, обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников, осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях, критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности)[3].

В качестве основного технологического инструмента, обеспечивающее комплексное внедрение компетентностного подхода, мы избрали модульную технологию. Это позволяет создать относительно унифицированную модель изучения каждой темы, в которую входят следующие занятия: «Вводная лекция», «Обучение решению задач», «Самостоятельное решение задач» и «Научно-практическая конференция и итоговый контроль».

На различных этапах занятия, ученики являются не пассивными слушателями, воспроизводящими действия учителя, а активными участниками процесса познания. Например, в то время, когда учитель вводит новые понятия и термины, ученики выполняют задание «Стрелками укажи связи между терминами и определениями» или «Составь свой словарь новых понятий».

Когда учитель демонстрирует вывод формулы, ученики выполняют задание «Установите логическую последовательность действий при выводе закона». При рассмотрении практической значимости того или иного закона или явления, ученикам предлагается сформулировать недостающие в карточке вопросы или ответы.

Таким образом, работая с текстом учебника, учащиеся самостоятельно выбирают уровень вопросов: от стандартных - до наиболее сложных, предполагающих глубокое понимание изучаемого материала.

На уроке, посвященном обучению решения задач, ученики не копируют готовые решения с доски, а занимаются поиском алгоритма решения задач, а затем применяют его самостоятельно. Во время самостоятельного решения задач предлагаются многоуровневые карточки каждому ученику, предусматривающие самопроверку решения той или иной задачи; выполнив успешно задания первого уровня, можно перейти к следующему. Деятельность учащихся осуществляется в группах по 4 человека, что позволяет им во время работы консультироваться у более сильных и консультировать сами тех, кто пока слабее их разобрался в данном вопросе.

Научно-практическая конференция, входящая в модуль, предполагает творческие многоуровневые домашние задания. Например, можно подготовить небольшое сообщение по одной из предложенных тем, можно приготовить демонстрацию того или иного явления или закона, а можно заняться поиском решения творческой или экспериментальной задачи. Каждый ученик выбирает и выполняет, то, что ему наиболее доступно на данном этапе саморазвития. Можно выполнить сразу несколько заданий, если данная тема вызвала повышенный интерес.

Используются также разнообразные формы контроля знаний на каждом этапе и на каждом занятии: промежуточного, текущего, итогового. Такие как тест «Да-нет», метод аналогий, разноуровневые тесты с выбором ответа или требующие дать развернутое решение.

Любая инновация связана с определенными проблемами. Так, в частности, данный подход требует много затрат времени при подготовке, использование множества методической литературы учителем, конструирование большого числа новых дидактических материалов, поиск нестандартных заданий, приемов и подходов. Но благодаря использованию компьютера, их решение упрощается.

В ходе работы по данной системе в 9 классах гимназии установлено, что у учащихся намечается значительный рост познавательной активности на уроках и дома, их знания и в особенности умения стали более глубокими и прочными, прослеживается тенденция роста обученности и качества знаний. Если при традиционном подходе уровень обученности (успеваемости) учащихся по отдельным темам составлял в различных классах от 66 до 72% , то при реализации компетентностного подхода показатели выросли от 75 до 83%, качество знаний поднялось с отметок 30-33% до 43-45%.

Кроме того, удается включить в активную познавательную деятельность слабых учеников, повысить их интерес к предмету, осуществлять поэтапный контроль и коррекцию знаний учеников, приучать к самооценке результатов своего труда. Данная система нацеливает ученика и учителя на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности.

Литература
1.  Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе.// Педагогика. 2003, № 10
2.  Гетманская А.А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся. Сайт ИД «Первое сентября». Сайт фестиваля 2003-2004.
3.  Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М. -2005
4.  Ирхина И.В. Современные ориентиры развития школьного образования в России. // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2005 № 2, с.152-154
5.  Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393//Учительская газета 2002 №31.
6.  Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании.//Школьные технологии.-2004.-№5 с.3-12
 

 

 

 

 



Информация о работе Проектный метод обучения на уроках технологии