Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 21:09, курсовая работа
Цель работы – изучение теоретических основ проектирования технологического процессов изготовления деталей машин.
Объект исследования – технологические процессы машиностроительного производства.
Любая машина может быть изготовлена с использованием различных методов и средств производства. Одни из них обеспечивают лучшую точность и взаимозаменяемость ее элементов, другие - большую надежность и долговечность, третьи - наименьшую себестоимость, более высокую производительность труда и т. д. Выбор оптимального варианта из многих возможных вариантов технологических процессов представляет собой не простую задачу. Проект изготовления любого изделия машиностроительного производства материализуется на предприятии путем реализации десятков и сотен тысяч частных технологических процессов изготовления отдельных элементов конструкции, их сборки, монтажа систем и проведения испытаний. От качества этих технологических процессов зависят трудоемкость изготовления и себестоимость изделия, численность рабочих и производительность их труда, состав и количество технологического оснащения и другие технико-экономические показатели предприятия. В связи с этим к технологическим процессам предъявляют основное требование: при заданных конкретных условиях производства обеспечить изготовление изделия с заданными качественными показателями при минимальных затратах средств и труда.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы проектирования технологических процессов
1.1. Основные случаи технологических разработок…………………………….4
1.2. Этапы проектирования технологических процессов………………………6
1.3. Определение вида производства и формы организации работы………….6
1.4. Технологический контроль рабочего чертежа и технических условий….9
1.5. Выбор метода получения заготовки………………………………………..10
2. Базирование детали. Выбор установочных баз
2.1. Понятие о базах, их классификация и назначение………………………...12
2.2. Основные схемы базирования по опорным базам…………………………14
2.3. Методика выбора базирующих поверхностей……………………………..16
3. Выбор маршрута обработки детали
3.1. Выбор маршрута обработки отдельных поверхностей детали…………...19
3.2. Составление маршрута обработки детали………………………………….20
4. Выбор технологического оснащения…………………………………………23
5. Техническая документация…………………………………………………….25
Заключение………………………………………………………………………...28
Библиографический список……………………………………………………….29
Длинные валы, особенно при обработке на фрезерных станках базируются по наружным цилиндрическим поверхностям, которые устанавливают в призмы. Для чисто обработанных баз применяют широкие призмы (рис 3, а), для черновых — узкие (рис. 3, б); на рис. 3, в показан способ установки заготовки 2 на четыре постоянные опоры 3, запрессованные в боковые поверхности призмы 1.
Рис. 3. Виды призм
В приспособлениях применяют главным образом жесткие призмы с углом а = 90°.
Погрешности базирования при установке в призму зависят от допуска на диаметр цилиндрической поверхности заготовки, а также от погрешностей ее формы.
Установку заготовок с базированием по отверстиям производят на пальцы или оправки. Упорной базой служат торцевая поверхность заготовки, определяющая ее положение по длине, и различные элементы, определяющие угловое положение обрабатываемой заготовки относительно оси основной базы.
При обработке заготовки плит, рам,
станин, корпусных и других деталей
применяют установку на два отверстия
с параллельными осями и
Принципиальная схема
Рис. 4. Схема установки базовой плоскости на два пальца
Схема базирования может
При шлифовании осевых отверстий цилиндрических и конических зубчатых колес применяют базирование по рабочим поверхностям зубьев, обеспечивая этим высокую концентричность зубчатого колеса.
Кроме перечисленных поверхностей в качестве установочных баз можно применять в отдельных случаях наружные и внутренние сферические, резьбовые и шлицевые поверхности, а также различное их сочетание.
3. Выбор маршрута обработки детали
3.1. Выбор маршрута обработки отдельных
поверхностей детали
Выбор маршрута производят исходя из требований рабочего чертежа и принятой заготовки. По заданной точности и шероховатости поверхностей детали и с учетом ее размера, веса и конфигурации выбирают один или несколько возможных методов окончательной обработки, а также тип соответствующего оборудования. Зная вид заготовки, таким же образом решается вопрос о выборе первого метода маршрута. При точной заготовке сразу можно начинать чистовую, а в некоторых случаях и отделочную обработку.
Базируясь на завершающем и первом методах маршрута, устанавливают промежуточные методы. При этом исходят из того, что каждому методу окончательной обработки предшествует один или несколько возможных предварительных методов. Так чистовому развертыванию отверстия предшествует предварительное, а предварительному развертыванию - чистовое зенкерование или сверление.
При построении маршрута исходят из того, что каждый последующий метод должен быть точнее предыдущего. Технологический допуск на промежуточный размер и качество поверхности, полученное на предыдущем этапе обработки, должны находиться в тех пределах, при которых возможно нормальное использование намечаемого последующего метода обработки. Выбор маршрута обработки поверхности на последующих этапах проектирования связан с установлением припусков на эту поверхность.
Количество возможных
3.2. Составление маршрута обработки детали
Составление маршрута представляет сложную задачу с большим количеством возможных вариантов решения. Его цель - дать общий план обработки детали, наметить содержание операций технологического процесса и выбрать тип оборудования.
При установлении общей последовательности обработки сначала обрабатывают поверхности, принятые за установочные базы. Затем обрабатывают остальные поверхности в последовательности, обратной степени их точности; чем точнее должна быть обработана поверхность, тем позже она обрабатывается. Заканчивается обработка той поверхностью, которая является наиболее точной и имеет наибольшее значение для детали. В конец маршрута часто выносят обработку легкоповреждаемых поверхностей.
В целях своевременного выявления дефектов материала сначала производят черновую, а если потребуется, и чистовую обработку поверхностей, на которых эти дефекты не допускаются. В случае обнаружения дефектов заготовку либо бракуют без дальнейшей излишней затраты труда, либо принимают меры для исправления брака.
В производстве точных ответственных машин маршрут обработки часто делят на три последовательные стадии: черновую, чистовую и отделочную. На первой снимают основную массу материала в виде припусков и напусков, вторая имеет промежуточное значение, на последней обеспечивается заданная точность и шероховатость поверхностей детали. На черновой стадии обработки имеют место сравнительно большие погрешности, вызываемые деформациями технологической системы от сил резания и сил закрепления заготовки, а также ее интенсивный нагрев. Чередование черновой и чистовой обработок в этих условиях не обеспечивает заданную точность.
После черновой обработки наблюдаются наибольшие деформации заготовки в результате перераспределения остаточных напряжений в ее материале. Группируя обработку по указанным стадиям, мы увеличиваем разрыв во времени между черновой и отделочной обработкой и даем возможность более полно выявиться деформациям до их устранения на последней стадии обработки.
Вынесением отделочной обработки в конец маршрута уменьшается риск случайного повреждения окончательно обработанных поверхностей в процессе обработки и транспортировки. Кроме этого, черновая обработка может выполняться на специально выделенном изношенном или неточном оборудовании рабочими более низкой квалификации.
Если деталь подвергается термической обработке, то технологический процесс механической обработки расчленяется на две части: процесс до термической обработки и после нее. Для устранения возможных короблений часто приходится предусматривать правку деталей или повторную обработку отдельных поверхностей для обеспечения заданных точности и шероховатости. Последовательность обработки в определенной степени зависит от системы простановки размеров. В первую очередь следует обрабатывать ту поверхность, относительно которой на чертеже координировано большее количество других поверхностей детали. При простановке размеров согласно рис. 5 сначала обрабатывают поверхность А, а затем в произвольном порядке поверхности а1, а2, а3. Операции вспомогательного или второстепенного характера обычно выполняют на стадии чистовой обработки. На данном этапе маршрута последовательность выполнения этих операций часто может меняться; она не влияет на качественные показатели и экономику процесса в целом.
Рис. 5. Обработка деталей
Операции технического контроля намечают после тех этапов обработки, где вероятно повышенное количество брака, перед сложными и дорогостоящими операциями, а также в конце обработки. При выполнении большинства операций функции технического контроля выполняются выборочно «летучими» контролерами, а также станочниками и наладчиками. На отдельных, в основном предварительных, операциях, где используется мерный режущий инструмент (сверла, зенкеры) контроль обычно не производят, полагаясь на правильность размера стандартного инструмента. Размер выборок при выборочной приемке массовых деталей производят по правилам математической статистики.
Для проектирования отдельной операции необходимо знать: маршрут обработки заготовки, схему ее базирования и закрепления, поверхности обработки и класс точности их обработки, поверхности, обработанные на предшествующих операциях, и точность их обработки, припуск на обработку, а также темп работы, если операция проектируется для поточной линии. При проектировании операции уточняют ее содержание, устанавливают последовательность и возможность совмещения переходов во времени, выбирают оборудование, инструменты и приспособление, назначают режимы резания, определяют норму времени, устанавливают настроечные размеры и составляют схему наладки. Оценку возможных вариантов производят по производительности и себестоимости, сохраняя в силе технико-экономический принцип проектирования. Проектируя технологическую операцию, стремятся к уменьшению штучного времени. При поточном методе работы штучное время увязывают с темпом, обеспечивая заданную производительность поточной линии.
4. Выбор технологического оснащения
Выбор технологического оборудования начинают с анализа формирования типовых поверхностей деталей и сборочных единиц для определения наиболее эффективных методов их обработки, учитывая при этом назначение и параметры изделия. Выбор оборудования производят по главному параметру, в наибольшей степени выявляющему его функциональное значение и технические возможности. Физическая величина, характеризующая главный параметр, устанавливает взаимосвязь оборудования с размером изготовляемого изделия.
При выборе вариантов оборудования учитывают также минимальный объем приведенных затрат на выполнение технологического процесса при максимальном сокращении периода окупаемости затрат на механизацию и автоматизацию.
Производительность
В производственной практике выбор оборудования производится в следующей последовательности:
- учитываются метод обработки
и вид обрабатываемой
- согласовываются габариты
детали с техническими
- обеспечиваются качественно-
- мощность электродвигателей
подбираемого оборудования не
должна значительно превышать
потребную мощность на
- учитывается возможность объединения переходов.
В технологическую оснастку входят установочные приспособления, режущий, мерительный и вспомогательный инструменты.
Выбор технологической оснастки предполагает проведение комплекса работ:
- анализ конструктивных
- группирование технологических
операций для того, чтобы определить
наиболее приемлемую систему
технологической оснастки и
- определение исходных
- отбор номенклатуры оснастки, соответствующей установленным требованиям;
- определение исходных
- выдачу технических заданий
на разработку и изготовление
технологической оснастки.
Конструкцию оснастки необходимо определять, учитывая стандарты и типовые решения для данного вида технологических операций на основе габаритных размеров изделий, вида заготовок характеристики материала заготовок, точности параметров конструктивных характеристик обрабатываемых поверхностей, влияющих на конструкцию оснастки, технологических схем базирования и фиксации заготовок, характеристик оборудования объемов производства.
При выборе приспособлений учитывают:
- серийность производства и форму организации работы, предопределяющие целесообразность применения универсальных или специальных приспособлений, а также их быстродействие;
- форму и размеры базовой поверхности;
- возможность использования
При выборе режущего инструмента учитывают:
- серийность производства;
- метод обработки;
- заданные качественно-
- материал детали;
- требуемую производительность.
Метод измерения и необходимый мерительный инструмент определяется формой измеряемой поверхности и серийностью производства.
5. Техническая документация
Основными документами технологического процесса являются:
Маршрутная технологическая карта содержит в себе информацию о последовательности с четким указанием наименования операций, типа и модели оборудования, типа и полного наименования режущих, мерительных и вспомогательных инструментов и указанием штучного времени.
Спецификации приспособлений, режущего и мерительного инструмента содержат информацию о наименовании инструмента, его основных параметрах, инструментальном материале с перечислением операций, в которых этот инструмент применяется.
Главным документом, содержащим полную информацию об изготовлении детали по конкретным технологическим операциям, является операционная технологическая карта. В ней содержится следующая информация:
- Номер и наименование операций. Оно отражает технологическую сущность операции и тип станка.
- Номер и наименование
переходов. Перед
Информация о работе Основы проектирования технологических процессов изготовления деталей машин