Обслуживание топливного насоса высокого давления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 15:44, реферат

Краткое описание

Перед началом регулировки масляную полость насоса и регулятора промыть чистым дизельным топливом и заполнить свежим маслом, применяемым для двигателя, до уровня сливного отверстия. На время испытаний штуцер слива масла заглушить.

Файлы: 1 файл

Обслуживание топливного насоса высокого давления.docx

— 142.72 Кб (Скачать)

Механизм  газораспределения
 В процессе эксплуатации происходит изнашивание деталей МГР и их деформация, в результате чего изменяется величина тепловых зазоров в приводе клапанов. Поэтому через одно ТО-2 предусматривается периодическая проверка зазоров и при необходимости их регулировка, т.к. изменение величины зазоров приводит к ухудшению показателей работы двигателя и в конечном итоге к тяжёлым последствиям. 
 Возможны «встречи» поршня с клапанами, приводящие к изгибу штанг или рассухариванию клапанов, обрыв клапанов по канавкам под фиксирующие пояски сухарей. 
 К тяжёлым последствиям приводят случаи работы двигателя с большим превышением максимальной частоты коленчатого вала (для двигателя ЯМЗ выше 2275 мин-1). Тем не менее в эксплуатации встречаются случаи значительного превышения допустимой максимальной частоты вращения из-за неправильной сборки и регулировки регулятора частоты вращения или подрегулировкой ТНВД и регулятора в процессе эксплуатации двигателя. Работа МГР в таком состоянии приводит к «рассухариванию», т.е. к нарушению фиксации пружин относительно клапана, который «проваливается» в цилиндр двигателя, выводя из строя поршень и головку цилиндра. Иногда происходит изгиб шатуна. 
 При соблюдении правил эксплуатации, своевременной регулировке тепловых зазоров, обеспечении качественной фильтрации воздуха, топлива, масла и отсутствии «перекрутки» двигателя по частоте вращения коленчатого вала механизм газораспределения работоспособен практически до капитального ремонта двигателя. 
 В большинстве случаев в эксплуатации состояние деталей МГР оценивают акустическими методами с помощью приборов типа стетоскопа или просто на слух. Так, прослушиванием работы двигателя при минимальной частоте коленчатого вала можно отметить стуки, связанные с увеличенными тепловыми зазорами. Другие виды неисправностей деталей МГР не носят явно выраженных звуковых эффектов.  

Блок  и головки цилиндров. 
 
В процессе эксплуатации могут возникать следующие дефекты в блоке: трещины, остаточные деформации (коробления) и кавитационные разрушения. 
 Трещины в блоках могут образовываться только в результате литейных дефектов или размораживания системы охлаждения двигателя. 
 Коробления блока отмечаются после перегрева двигателя. Они выражаются в нарушении плоскостности верхних полок блока и геометрии расточек под гильзы цилиндров в верхнем и значительно реже в нижнем поясах. Одновременно с указанными нарушениями выходят из строя уплотнения гильзы – блок и головки – блок, что приводит к течам охлаждающей жидкости в картерное масло двигателя. После перегрева двигателя необходимо провести проверку герметичности указанных уплотнений и плоскостность верхних полок блока цилиндров. 
 В результате перегревов возможна деформация головки по привалочной поверхности, приводящая к нарушению герметичности стыка головка – блок цилиндров. Возможны также трещины головок в районе перемычек между отверстиями под распылитель и расточками под седла клапанов или между расточками под сёдла в 4-клапанной головке. На двигателях, на которых форсунка устанавливается в стакан, запрессованный в головку, после перегрева возможны нарушения герметичности соединения стакан – головка и попадание охлаждающей жидкости в масло двигателя. 

Система питания топливом. 
 
Основные неисправности двигателей ЯМЗ и их причины, вызываемые системой питания топливом, приведены таблице 3 . 

Система смазки. 
 
Система смазки имеет две основные неисправности: 1 – резкое снижение давления масла до нуля в главной магистрали двигателя, 2 – постепенное снижение давления масла в процессе эксплуатации двигателя. 
 Прежде чем приступить к поиску причин указанных неисправностей, необходимо убедиться в исправности датчика и манометра автомобиля или трактора. Проверка проводится с помощью контрольного манометра, подключаемого к главной магистрали системы смазки двигателя. 
 Падение давления масла до нуля, т.е. прекращение подачи масла к парам трения, может произойти в процессе движения, при пуске и прогреве двигателя. В этом случае необходимо немедленно остановить двигатель, проверить уровень масла в картере с помощью масломерного щупа и наличие мест течей масла из двигателя наружу. После указанной проверки, а также проверки работоспособности штатных датчика и манометра, необходимо определить одну из причин рассматриваемой неисправности, которые приведены ниже. 
-         Применение масла, не соответствующего инструкции по эксплуатации. Отсутствует давление масла в системе при запуске двигателя при низких температурах окружающего воздуха или оно падает после 1…2 мин работы двигателя после запуска. Такое явление вызвано высокой вязкостью масла в картере двигателя. 
 Падение давления после кратковременной работы двигателя после запуска связано с тем, что насос «выбирает» масло вокруг маслозаборника, образуя воронку в застывшем масле. В обоих случаях необходимо прогреть масло в картере двигателя. 
 Кардинальное решение этой проблемы заключается в применении зимнего или загущенного масла согласно инструкции по эксплуатации. 
-         Разрушение привода или самого масляного насоса. Дефект обнаруживается после съёма картера, осмотра деталей и прокручивания валика насоса от руки. Разрушения могут произойти из-за чрезмерных нагрузок привода и насоса вследствие использования зимой летних сортов масла. В редких случаях для восстановления двигателя достаточна только замена насоса или привода. В большинстве же случаев из строя выходят коленчатый вал, его подшипники и даже блок цилиндров. Следовательно, при таком дефекте необходим осмотр указанных выше деталей. На наддувных двигателях необходимо также осмотреть подшипниковый узел турбокомпрессора, особенно в тех случаях, когда падение давления масла произошло при работе двигателя под нагрузкой. 
 Причин постепенного снижения давления масла во всём диапазон частоты вращения коленчатого вала или в отдельных зонах частот (низких или высоких) достаточно много. К сожалению, в эксплуатации часто эту неисправность объясняют увеличением зазоров в парах трения двигателя и прежде всего в парах шейка вала – вкладыши, что приводит к неоправданным простоям техники и расходом материальных и трудовых ресурсов. 
 Причины рассматриваемой неисправности следующие: 
 1. Образование отложений на сетке маслозаборника. Отложения образуются из продуктов загрязнения масла с недостаточными моторными свойствами (например, при использовании масла группы «В» в двигателях, для которых необходимы масла группы «Г» или «Д»). Такой же результат будет при увеличении  продолжительности работы масла в двигателе, рекомендуемой заводом-изготовителем. 
 2. Деформирование масляного картера Дефект имеет место при механическом воздействии, когда происходит прижатие стенки картера к маслозаборнику, что приводит к уменьшению его проходного сечения. 
 При деформировании картера давление масла снижается в зоне высоких частот и отсутствует в зоне малых частот вращения коленчатого вала. 
 3. Негерметичность всасывающего трубопровода масляного насоса. Она возникает из-за трещин трубопровода или нарушения соединения фланец трубопровода – корпус насоса. 
 4. Разжижение масла топливом. Основными местами поступления топлива в масло являются нарушения герметичности соединений трубопроводов слива топлива с форсунок, которые возможны при небрежной их установке. и нарушения герметичности уплотнения между втулкой плунжера и корпусом секции/ корпусом секции и корпусом ТНВД, нарушения герметичности соединений трубопроводов слива топлива с форсунок, которые возможны при небрежной их установке. В первом случае негерметичность определяется опрессовкой соединений трубопроводов сжатым воздухом, во втором - путем отсоединения подвода и слива масла к ТНВД и проверкой уровня (вязкости) масла 
 5. Нарушение работы клапанов системы смазки. Поломка и усадка пружин клапанов встречаются в эксплуатации очень редко из-за малых нагрузок на них. Значительно чаще происходит закоксовка клапанов в открытом или закрытом положениях из-за низкого качества применяемого масла или при увеличении продолжительности его работы в двигателе. 
 6. Снижение давления масла из-за увеличения износа деталей в парах трения. На двигателях ЯМЗ такое явление практически не встречается, т.к. запас производительности  масляных насосов на этих двигателях всех моделей достаточен для компенсации увеличения расхода масла через пары трения вследствие их износа. Падение давления отмечается только при интенсивном износе пар трения.

Таблица 1 Двигатели и силовые  агрегаты ЯМЗ, применяемые  на строительно-дорожных машинах

Модель, 
комплектация
Мощность, 
кВт (л.с.)
Частота 
вращения, 
мин-1
Макс. 
крутящий 
момент. 
Н.м (кгс.м)
Частота 
при 
макс.крут 
моменте, 
мин-1
Назначение, потребитель
ЯМЗ-236М2-4 132 (180) 2100 667(68) 1250-1450 Автогрейдер А120 (ЗАО "Челябинские строительно-дорожные машины", Челябинск)
ЯМЗ-236М2-11 132 (180) 2100 667(68) 1250-1450 Асфальтоукладчик ДС-191 (ООО "Радницкий машиностроительный завод", Брянск)
ЯМЗ-236М2-12 132 (180) 2100 667(68) 1250-1450 Дорожные катки  ДУ-84,85,85-1 (ОАО "Раскат" Рыбинск)
ЯМЗ-236М2-26 132 (180) 2100 667(68) 1250-1450 Экскаватор  Е30 (ГУП ПО "Уралвагонзавод", Нижний Тагил)
ЯМЗ-236М2-28 132 (180) 2100 667(68) 1250-1450 Экскаватор  ЭО-5116-1 
(ОАО "ЭКСКО", Кострома)
ЯМЗ-236М2-32 132 (180) 2100 667(68) 1250-1450 Экскаваторы ЕК-270, -400 (ОАО "МК Кранэкс", Иваново)
ЯМЗ-236Г 110 (150) 1700 - - Экскаватор  ЭО-33211 
(ГУП ПО Уралвагонзавод", Нижний Тагил)
ЯМЗ-236Г-1 110 (150) 1700 - - Дорожные катки  ДУ-84,-85,-85-1, 101 (ОАО "Раскат" г. Рыбинск)
ЯМЗ-236Г-2 110 (150) 1700     Автогрейдер А120 фронтальный погрузчик В 138 (ЗАО "Челябинские строительно-дорожные машины", Челябинск)
ЯМЗ-236Г-3 110 (150) 1700 - - Экскаватор  ЭО-43211 (АООТ "Тяжэкс" Воронеж)
ЯМЗ-236Г-4 110 (150) 1700 - - Автогрейдер Дз-122Б (ЗАО "ОПК-Дормаш", Орел)
ЯМЗ-236Г-5 110 (150) 1700 - - Экскаватор  ЕТ-25 (ОАО "Тверской экскаватор", Тверь)
ЯМЗ-236 Д 129(175) 2100 667(68) 1300-1500 Автогрейдер ДЗк-250,250-0 (ОАО "Крюковский вагоностроительный завод)
ЯМЗ-236 ДК-7 136 (185) 2000 716(73) 1300-1500 Бульдозеро-рыхлительный агрегат Т-11.01 (ОАО "Промтрактор, г.Чебоксары  )
ЯМЗ-236Н-2         Экскаватор  ЭО-4328,4228 (ОАО "Ковровец", Ковров)
ЯМЗ-236Н-5         Виброкаток ВК-18 (ОАО Челябинский тракторный завод, Челябинск)
ЯМЗ-236Б-3 184 (250) 2000 1030 (105) 1200-1400 Экскаватор 30L (АООТ "Тяжэкс" Воронеж)
ЯМЗ-236Б-4 184 (250) 2000 1030 (105) 1200-1400 Каток РЭМ-25 (уплотнитель  пром.отходов) (ОАО "Раскат" г. Рыбинск)
ЯМЗ-236БЕ-6 184 (250) 2000 1030 (105) 1200-1400 Снегоочиститель ДЭ-210-Б-1 (ОАО Севдормаш", Северодвинск) 
ЯМЗ-238М2-10 176(240) 2100 883(90) 1250-1450 Снегоочиститель ДЭ-210-Б-1 (ОАО Севдормаш", Северодвинск) 
ЯМЗ-238М2-18 176(240) 2100 883(90) 1250-1450 МЗКТ-8007 (спецшасси под экскаваторное оборудование, МЗКТ, Минск)
ЯМЗ-238М2-21 176(240) 2100 883(90) 1250-1450 Бульдозер ДЗ-240С (ЗАО "Челябинские строительно-дорожные машины", Челябинск)
ЯМЗ-238АМ2-1 165(225) 2100 825(84) 1250-1450 Скрепер МоАЗ-6014 (ПРУП МоАЗ, Могилев)
ЯМЗ-238ГМ2 132(180) 1700 - - Экскаваторы ЭО-5124А.ЭО-41211,ЭО-5126, ЭО-5221 (АООТ "Тяжэкс" Воронеж), 
экскаватор ЭО-5126 (ГУП ПО Уралвагонзавод", Нижний Тагил),экскаватор ЭО-5116 (ОАО "ЭКСКО", Кострома)
ЯМЗ-238ГМ2-2 132(180) 1700 - - Экскаватор  ЭО-4225А (ЗАО "Ковровский экскаваторный завод, Ковров)
ЯМЗ-238НД3-1 173(235) 1700 1108(113) 1100-1400 Дорожная машина К-702МВА-УДМ2 (ЗАО "ПТЗ", С-Петербург), Автогрейдер Д3-98В (ЗАО "Челябинские  строительно-дорожные машины", Челябинск)
ЯМЗ-238НД4 184(250) 1900 1108(113) 1100-1400 Погрузчик К-703МА-МЛ-56 (ЗАО "ПТЗ", С-Петербург)
ЯМЗ-238НД4-1 184(250) 1900 1108(113) 1100-1400 Бульдозер Т15-01( ОАО "Промтрактор", Чебоксары)
ЯМЗ-238НД5-1 220(300) 1900 1280(130) 1100-1400 Колесный бульдозер  К-701-1-БК (ЗАО "ПТЗ", С-Петербург)
ЯМЗ-238Б-3 220(300) 2000 1180 (120) 1200-1400 Бульдозер карьерный  автомобильный МоАЗ-40489 (ПРУП МоАЗ, Могилев)
ЯМЗ-238Б-19 220(300) 2000 1180 (120) 1200-1400 Экскаватор  ЭО-5225 (АООТ "Тяжэкс" Воронеж)
ЯМЗ-238Б-21 220(300) 2000 1180 (120) 1200-1400 Трактор Т20.01Я( ОАО "Промтрактор", Чебоксары)
ЯМЗ-238Б-25 220(300) 2000 1180 (120) 1200-1400 Экскаватор  ЕК-400,ЕО-5221(МК "Кранэкс", Иваново)
ЯМЗ-238Д-18 243(330) 2100 1225 (125) 1200-1400 Трубоукладчик ТГ-301( ОАО "Промтрактор", Чебоксары)
ЯМЗ-7512.10-04 264(360) 1900 1570(160) 1100-1300 Бульдозерорыхлительный агрегат ДЭТ -350Б1Р2 (ООО "Завод мощных тракторов" ,Челябинск)
ЯМЗ-850.10 412(560) 1900 2695(274) 1300-1500 Промышленный  трактор Т-35.01, Бульдозер-рыхлительТ-500( ОАО "Промтрактор", Чебоксары)
ЯМЗ-850.10-01 412(560) 1900 2695(274) 1300-1500 Колесный бульдозер  ТК-25.02 ( ОАО "Промтрактор", Чебоксары)
ЯМЗ-8501.10 324(440) 1800 2230(228) 1200-1400 Бульдозер-рыхлитель  ТМ-25.01, Т-25.01 ( ОАО "Промтрактор", Чебоксары

Таблица 2 Состояние деталей ЦПГ и причины их дефектов.

Состояние деталей ЦПГ Возможные причины дефектов ЦПГ Примечание
1. Задир цилиндрической части поршня  с переносом его материала  на поверхность гильзы. 1. Неправильно  подобран зазор в системе поршень-гильза (меньше или больше рекомендуемого).  
2. Перегрев  двигателя в эксплуатации. Задир начинает развиваться на участках поршня, расположенных  под углом 45° к оси кольца (рис. 27)
3. Зависание  (закоксовывание) колец в канавках из-за недопустимой переработки картерного масла или применения масла, не соответствующего заводской инструкции по эксплуатации. Задир может  быть только на головке или на всей поверхности юбки поршня.
4. Увеличена  цикловая подача топлива секций  ТНВД. Необходима  проверка и регулировка ТНВД на стенде.
5. Превышение  номинальной частоты вращения  коленчатого вала (более 2100 мин.-1) из-за неисправности регулятора ТНВД. Проверить и  отрегулировать максимальную частоту  вращения при испытаниях ТНВД на стенде.
2. Обрыв  поршня по бобышкам поршневого  пальца. Обрыв является следствие задира и заклинивания поршня в гильзе. Обрыв происходит чаще на многоцилиндровых двигателях.
3. Обгорание  днища поршня. Увеличение  угла опережения впрыска топлива  от нормы, повышение цикловой подачи секций ТНВД. Проверка регулировок  ТНВД на стенде.
4. Закоксование (зависание) компрессионных колец. Переработка масла  или использование масел, не соответствующих  заводской инструкции по эксплуатации.  
5. Износ  маслосъёмных колец вплоть до  срабатывания хромированного покрытия. Низкое качество фильтрации картерного масла. Необходима  проверка состояния элементов масляного  фильтра и перепускного клапана.
6. Повышенный  износ колец, канавок поршня  и гильз. Низкое качество фильтрации воздуха, поступающего в  цилиндры двигателя. Проверить состояние  элементов воздухоочистителя и  герметичность впускного тракта автомобиля или трактора.
7. Поломка  поршневых колец, возможно разбивание  межкольцевых перемычек поршня частями разрушенного кольца Чрезмерный  износ деталей ЦПГ из-за низкого  качества фильтрации воздуха или  нарушения герметичности впускного  тракта, приведшего к пропуску в  цилиндры двигателя нефильтрованного воздуха. Проверить состояние  элементов воздухоочистителя и  герметичность впускного тракта автомобиля или трактора.

Таблица 3. Основные неисправности двигателей ЯМЗ, вызванные элементами и узлами системы питания топлива

Неисправ- 
ности 
Причины 
неисправ- 
ностей
Двигатель 
не 
запуска- 
ется
Двигатель 
не 
развивает 
мощности
Повышена 
дымность 
отрабо- 
тавших 
газов
Двигатель 
работает 
неравно- 
мерно
Двигатель 
внезапно 
останав- 
ливается
Двигатель 
не 
развивает 
макси- 
мальной 
частоты 
вращения
Не 
снижается 
частота 
вращения 
коленчатого 
вала
Двигатель 
превышает 
макси- 
мальную 
частоту 
вращения
Двигатель 
издаёт 
посто- 
ронний 
шум 
при 
работе
Повышена 
вибрация 
двигателя
Масло 
разжижено 
топливом
Повышен 
расход 
топлива
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
1. Нарушение регулировок  двигателя.                        
1.1. Мала  максимальная частота вращения  холостого хода.       Х Х              
1.2. Рычаг  управления регулятором не упирается  в болт ограничения максимальной  частоты вращения холостого хода.   Х       Х            
1.3. Ослабло  крепление рычага управления  регулятором на оси.   Х       Х            
1.4. Неправильно  установлен угол опережения впрыска  топлива. Х Х Х           Х     Х
2. Топливная система  низкого давления.                        
2.1. Засорены  топливо- 
проводы и заборник в топливном баке.
Х Х     Х              
2.2. Загустело  топливо в топливо- 
проводе.
Х Х                    
2.3. Уменьшено  проходное сечение топливо- 
проводов.
  Х       Х            
2.4. Воздух  в системе питания. Х Х   Х Х              
2.5. Засорены  топливные фильтрующие элементы. Х Х   Х Х              
2.6. Неисправен  топливопод- 
качивающий насос.
Х Х     Х              
2.7. Завис  в открытом положении клапан-жиклёр  фильтра тонкой очистки топлива  (ФТОТ) или сломана его пружина. Х                      
2.8                       Х
3. Топливо- 
проводы высокого давления, форсунки.
                       
3.1. Ослабло  крепление к форсунке или сломан  топливо- 
провод высокого давления.
  Х   Х                
3.2. Неисправна  форсунка.   Х Х Х         Х Х Х Х
4. Топливный насос  высокого давления.                        
4.1. Неисправен  перепускной клапан. Х Х                    
4.2. Сломана  пружина или негерметичен нагнета- 
тельный клапан.
  Х   Х                
4.3. Заедание  рейки. Х       Х     Х        
4.4. Нарушены  регулировки ТНВД.   Х Х Х         Х Х   Х
4.5. Изношены  или зависают плунжеры. Х Х   Х   Х   Х Х      
4.6 Нарушена  герметичность уплотнения между  втулкой плунжера и корпусом  секции/ корпусом секции и корпусом  ТНВД                     Х  
4.7. Сломана  пружина толкателя.   Х   Х                
4.8. Заклинило  толкатель или задир ролика  толкателя.   Х   Х         Х      
4.9. Дефекты  кулачков вала ТНВД (износ, задиры  и др.).   Х Х                 Х
4.10. Изношены  или разрушены подшипники кулачкового  вала.   Х Х                 Х
4.12. Мала  частота вращения, соответ- 
ствующая началу уменьшения подачи топлива регулятором.
  Х       Х            
4.12. Нарушено  уплотнение стыка штуцер-седло  нагнета- 
тельного клапана.
                      Х
5. Регулятор частоты  вращения.                        
5.1. Неисправен  привод регулятора.       Х Х     Х        
5.2. Сломана  стартовая пружина. Х                      
5.3. Разрушен  подшипник державки грузов регулятора.               Х        
5.4. Зазор  в демпфере регулятора.       Х                
5.5. Изношены  или заклинены грузы регулятора         Х   Х Х        
5.6. Сломана  главная пружина регулятора.           Х            
5.7. Неправильно  отрегулирован корректор     Х                  
6. Муфта опережения  впрыска.                        
6.1. Ослабло  крепление муфты на валу.   Х Х                  
6.2. Заклинило  грузы муфты.   Х Х           Х      
6.3. Изношены  детали муфты или произошла  усадка пружины.                 Х      
7. Привод ТНВД.                        
7.1. Ослабло  крепление стяжного болта.                 Х      
7.2. Велик  зазор в сопрягаемых деталях.                 Х      
7.3. Разрушены  пластины привода.                 Х      

Информация о работе Обслуживание топливного насоса высокого давления