Народные художественные промыслы Ивановской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:58, творческая работа

Краткое описание

Народные художественные промыслы - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной России.

Файлы: 1 файл

Народные художественные промыслы.docx

— 112.97 Кб (Скачать)

 

                                                                                 Колмаков Андрей  

                                                                                 ученик 8А класса

      Народные художественные промыслы

                   Ивановской области  

Народные художественные промыслы - неотъемлемая часть отечественной  культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены  глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной  России.

На территории Ивановской области исторически сложились  следующие виды традиционных народных художественных промыслов – лаковая  миниатюра, художественная роспись, строчевышивка, ткачество, набойка тканей, гончарный промысел, лозоплетение. В настоящее время прослеживается тенденция к угасанию многих народных художественных промыслов. На протяжении длительного времени сокращаются объемы производства изделий, численность народных мастеров и художников. Возникает необходимость во всестороннем анализе народных художественных промыслов с целью их сохранения как части современной культуры Ивановской области. Актуальность исследования обусловлена кризисным состоянием народных художественных промыслов, значимостью проблемы сохранения и продолжения культурных традиций и заключается в разрешении противоречий между:                                                                                                                 высоким нравственно-эстетическим и культурным потенциалом народных художественных промыслов и нарастающей тенденцией к их угасанию;                                                                                                                                  потребностью государства и общества в сохранении народных художественных промыслов и отсутствием способов решения данной проблемы в теории;                                                                     богатым культурным наследием, накопленным каждым центром народного мастерства, и отсутствием оптимальных путей и условий для его поддержания, сохранения и преемственности.

 Вышивка и строчка

  Одним из старинных промыслов, распространенных в Ивановском крае, является строчевышивальный. Он сыграл важную роль в социально-экономическом развитии и эстетическом формировании южных и восточных регионов области. По мнению специалистов, специфическая техника строчевой вышивки впервые в нашем крае зародилась в Холуе (ныне - поселок Южского р-на Ивановской обл.). В XIX в. практически сразу же это ремесло распространилось в селах Верхнем и Нижнем Ландехе, в посаде Пучеж. Холуйские женщины виртуозно вышивали по полотну, батисту и другим тканям. Поначалу художественная вышивка обеспечивала только бытовые нужды крестьян, изделия не продавались. Однако в годы спада основного холуйского промысла - иконописи (см.) вышивальщицы стали торговать своими изделиями для пополнения семейных средств. В селе появились свои организаторы строчевышивального дела, «хозяйки», получавшие крупные заказы из Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Баку. К концу XIX в. в холуйском женском училище был даже организован класс рисования для того, чтобы разнообразить местные узоры.

Широко была распространена вышивка в Пучеже и окрестных  селах. Здесь она также известна с XVIII в. и поначалу не носила характера промысла. Вышивальщицы обслуживали только нужды своих семей. На рубеже XIX-XX в. с мастерицами стали работать скупщики, которые заказывали им приданое для невест из богатых семей, которое и перепродавали с большой выгодой для себя. Пучежские изделия пользовались большим спросом в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде. В ряду различных техник вышивки, которыми владели пучежские мастерицы, наибольшим спросом пользовались мелкая белая строчка и тонкая белая гладь с ажурными вырезами (т. наз. «английская»). Оплата труда здешних вышивальщиц у скупщиков была низкой. Заработок опытной строчеи составлял за неделю от 85 копеек до 1 руб. 25 коп. Несмотря на это, вышивка давала постоянный доход многим семьям пучежской округи. Поэтому в 1912 г. в строчевом промысле уезда было занято 3 тыс. взрослых женщин и 1800 девочек.

 Искусство народной  строчки и вышивки, создававшееся  в разных уголках Ивановской  земли отличалось своим изяществом, богатыми орнаментальными мотивами  и различными способами изготовления. Сельские рукодельницы сохранили  тайны своего мастерства и  донесли до современников, любителей  вышивки вековые традиции промысла.                                                                       В настоящее время строчевышивальный  промысел  представлен предприятиями Шуи, Иванова, Пучежа и Пестяков. Предприятия достаточно успешны и достойно представляют регион на российском и международном рынках. В изделии Шуйских вышивальщиц ходит королева Испании.

Роспись по ткани

История Ивановской земли  неразрывно связана с текстильным  производством. Ивановские ситцы, благодаря  оригинальной орнаментации, отражающей сложившиеся за несколько веков  представления человека о красоте  и гармонии, по праву стали неотъемлемой  частью декоративно-прикладного искусства России. Благодаря накопленному опыту, бережному отношению к традициям старых мастеров-рисовальщиков, несколько десятилетий назад, уже в современный период истории, в Иванове сформировалась и развивается, несмотря на сложности производства, авторская школа художественной росписи по ткани, обладающая характерным неповторимым стилем.  

 
 
 
 
 
 

Палехская лаковая  миниатюра

Палехскую лаковую миниатюру знают  и ценят во всем мире. По всему  свету разошлись и продолжают расходиться сегодня, прекрасные в  своей изысканности и утонченности ларцы и шкатулки, панно и футляры, броши и пудреницы, портсигары и  коробочки. Сегодня они демонстрируются  в выставочных залах музеев, составляют гордость частных коллекций и  просто используются в утилитарных  целях, украшая быт их владельцев.                                                                                                             Старинное русское село Палех  расположено в центре России, в 350 км. к северо-востоку от Москвы и в 60-ти километрах от Иванова. История села была бы схожа со многими другими, если бы не возник здесь несколько столетий назад иконописный промысел. По старинным преданиям начало иконописи Палеха относится к временам татаро-монгольского нашествия. Будто бы, когда татары разграбили и сожгли Владимир и Суздаль оттуда вместе с другими мастеровым людом бежали в дремучие леса суздальские и владимирские монахи-иконописцы. Они спалили лес и построили себе дома. Селение стали называть Палехом. С тех пор стали в Палехе писать иконы.                                                                После революции 1917 года палехским художникам пришлось искать новое применение своим способностям. В 1924 году, благодаря инициативе группы талантливых иконописцев, при поддержке А. М. Горького и известного искусствоведа, профессора А. В. Бакушинского была образована "Артель древней живописи". И хотя далеко не сразу далось в руки новое дело, первые успехи не заставили себя ждать. Уже в 1925 году на Всемирной выставке в Париже "Артель древней живописи", представившая изделия лаковой миниатюры, выполненные на папье-маше, получила золотую медаль. Так родилась всемирно известная палехская лаковая миниатюра.

Гончарный промысел  

 

Территория современного Ивановского  края до 1918 года входила в состав трех сопредельных губерний: Владимирской, Костромской и Ярославской, границы которых сходились в точке местоположения села Писцово (ныне поселок Комсомольского района). При формировании Ивановской области в ее состав вошли  бывшие уезды Костромской губернии (Кинешемский, Юрьевецкий и большая часть Нерехтского), расположенные на правобережье Волги; часть бывшего Ростовского уезда Ярославской губернии (ныне Ильинский район); и большая часть бывших уездов Владимирской губернии (Шуйского, Суздальского, Юрьевского, Гороховецкого, Вязниковского, Ковровского), расположенных между Волгой и Клязьмой.

Испокон веку почвы на всем пространстве Северо-Восточной Руси, за исключением  небольшого «лоскута» Владимирского  Ополья, были неплодородными. Принося крестьянам скудные урожаи, такая земля не могла прокормить население. И потому земледельцы уже в эпоху раннего средневековья вынуждены были развивать различные виды ремесел с целью обмена произведенного товара на продукты питания.

Так со временем на территории этих волостей и станов, а позднее – губерний, возникает и активно развивается  целый ряд народных ремесел и  промыслов. Среди них наиболее важные: производство земледельческих орудий; кузнечных, плотницких, столярных инструментов; изделий из лыка, шерсти и лозы; кожевенный, скорняцкий, бондарный, иконописный и ювелирный промыслы; производство деревянной посуды, льняного полотна и строчевышитых изделий.  Но одним из самых древних  на этих территориях следует признать промысел гончарный, история его возникновения уходит корнями в эпоху неолита.

Данные археологических раскопок свидетельствуют о том, что на землях Волго-Клязьминского междуречья уже во II – I тыс. до н. э. представители фатьяновской и волосовской культур умели изготовлять самые разнообразные виды глиняной посуды. Согласно исследованиям известного советского археолога профессора Д. А. Крайнова, проводившего раскопки на территории, в том числе, Ивановской области, древнейшими керамическими изделиями, находимыми в захоронениях, были круглодонные и плоскодонные сосуды (высокошейные, низкошейные и чашевидные). Это были прообразы будущихкринок с расширенным в середине туловом и отогнутой наружу или прямой шейкой; горшков-кашников, приземистых с расширенными плечиками; крупных корчаг шаровидной («подреповидной») формы,кувшинов с ручками, похожих на амфоры; чаш, напоминающих форму блюд. Чашевидные сосуды встречались чаще в детских погребениях; а в целом, наличие большого количества керамической посуды зафиксировано в основном в женских могильниках, что может свидетельствовать о том, что первыми гончарами  были именно женщины. 

Находки археологов, относящиеся уже  к VI – XII векам н. э., свидетельствуют  о том, что на землях Верхневолжья до начала XI в. проживали преимущественно финно-угорские народы, летописные меряне, весь, мещера и мурома, которые до прихода к ним славян не знали гончарного круга. Их глиняная посуда была лепной  и весьма архаичной по форме и технологии изготовления. Поэтому инвентарь из погребений этого периода, включающий керамику, дает возможность ученым с большой точностью определить этническую и временную принадлежность находок.

Большое разнообразие находок керамической посуды раннего средневековья, древнерусской  и финской, было найдено в раскопках  в Плесе, в Тейковском, В ерхнеландеховском, Гаврилово-Посадском, Шуйском районах, на берегах Волги, Нерли, Уводи и Луха. Посуда была не только богато орнаментированной, но уже тогда имела гончарные клейма, которые могли нести значение принадлежности мастеру, а также и магические функции знаков-оберегов.

Свойства  глины раскрывались человеку постепенно. Комок глины, обожженный в костре – был первым искусственным материалом, полученным человеком. Из глины делали не только посуду, но и   глинобитные жилища. Позднее строили дома и печи в них из обожженных кирпичей. 

На Руси глину использовали даже как лечебное средство. Ушибы и  растяжения лечили наложением на больное  место желтой глины, разведенной  в уксусе. Знахарки при ворожбе  предпочитали использовать печную глину. Ею отводили сглаз и лечили лихорадку. Нагретые распаренные глиняные горшочки (махотки) ставили на спину при  простудах. Заболевания легких лечили, посыпая раскаленный в печи кирпич  луковой шелухой, полынью, можжевельником и вдыхая дым. 

В русском устном народном творчестве сохранилась такая загадка-присловье: «Был я на копанце, был я на топанце, был я на кружале, был я на пожаре, был я на обваре. Когда молод был, то людей кормил, а стар стал, пеленаться стал». Еще сто лет назад эта загадка о глиняном горшке была известна любому ребенку в селе, поскольку процесс изготовления и использования в быту обычного горшка или кринки был хорошо знаком каждому.

«Копанцами» или «глинищами» в  деревнях называли ямы (карьеры), где  добывали глину. Отсюда  получило свое имя местечко Глинищево в пригороде Иванова. По статистическим данным 1895 г. известно, что неподалеку от Иваново-Вознесенска, в селе Авдотьино  и в деревне Кривцово, занимались изготовлением глиняной посуды, а в деревне Беляницы и в сельце Курьянове вырабатывали кирпич. В Авдотьине 272 мастера были заняты этим промыслом, в Кривцове – 97, в Беляницах – 290, в Курьянове – 252.

Хорошую глину гончары уважительно  называли «живой». Глина, встречающаяся  в природе, столь разнообразна по составу, что можно найти готовую  смесь для изготовления любого вида керамики.  В местах залежей ценных видов глины, непременно возникали и развивались  гончарные слободки. Так было в Москве, в Гжели под Москвой, в Ярославле, в Вятке, во Владимире и во многих других местах. 

Села и деревни часто получали свои названия по основному промыслу. Так, на карте Владимирской губернии до революции 1917 г. можно было встретить  шесть деревень с названием «Горшково» в Вязниковском, Ковровском и Шуйском уездах; в Костромской губернии встречается одноименная деревня, а также: «Горшечниково», «Горшки» и два раза «Горшенино». Отсюда же и происхождение русских фамилий по названию керамических изделий, отражающих род занятий предков, таких как Кувшинников, Горшков, Гончаров, Корчагин, Олейников, Балакирев, Кубышкин, Суродеев, Муравлев и др. Термин «гончар» происходит от «горна» (в древности «гърнчар») – специальной двухъярусной печи для обжига глиняных изделий. В такой печи нижний, топочный ярус, зарывали в землю, а на верхнем размещали продукцию; но были и одноярусные горны.

Каждый гончар свято хранил секреты  мастерства: у каждого были свои заветные «копанцы», которые он тщательно  скрывал и оберегал от посторонних  глаз. В таком «копанце» скрывались разные виды глины. Гончар должен был знать, что цвет «живой глины» обманчив. При обжиге глина меняет свой цвет: зеленый – на  розовый, бурый – на красный, синий и черный – на  белый. В печи при обжиге выгорают все органические частицы, которые придавали сырой глине «живую» окраску. Только белая глина после обжига остается белой; именно из нее делают знаменитую гжельскую керамическую посуду.

Добытую глину складывали  в «глинник» – специальную  яму, стены внутри которой выкладывали из бревен или досок. Яму заливали водой и вымачивали в ней глину месяцами под открытым небом. При естественном перепаде температур она разрыхлялась, в ней окислялись вредные органические примеси, вымывались соли. И чем дольше вылеживалась глина в глиннике, тем качественнее становилось сырье.

Затем приходила очередь побывать глине на «топанце», где ее хорошенько разминали. Делали это зачастую прямо на полу избы, предварительно посыпав его песком. Топтали ногами глину всей семьей, и дети, и взрослые. На «топанце» весь объем глины превращали в тонкий лист. Потом его скатывали, складывали и снова топтали. И так несколько раз, пока глина не превращалась в однородное «глиняное тесто».

Если глина была «тощей», то есть содержала много песка, ее «отмучивали» в воде. А в слишком «жирную» вводили добавки. В древности  в глину добавляли «дресву»:  мелкодробленый камень-песчаник, песок и опилки.

Перед началом лепки мастер должен был «перебивать» глину. Куски глины  он с силой бросал на стол, разрезал их несколько раз специальным  инструментом – гончарной струной (стальной проволокой с деревянными  ручками) с тем, чтобы вытолкнуть мелкие камешки и оставшиеся пузырьки воздуха. И только после этого, подготовленное однородное глиняное тесто, попадало на гончарный круг, который в народе называли «кружалом».

Информация о работе Народные художественные промыслы Ивановской области