Надежность

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 22:19, доклад

Краткое описание

Надёжность — свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования.
Несоответствие – невыполнение требований к качеству продукции.

Файлы: 1 файл

Надёжность.docx

— 63.11 Кб (Скачать)

В 1982 г. Э. Деминг написал книгу «Выход из кризиса», в которой подверг резкой критике американскую систему управления и, противопоставив ей японский подход, сформулировал рецепты создания правильной системы управления. В 1993 г. вышла его последняя книга: «Новая экономика для промышленности, правительства и сферы образования», в которой сформулированы те же постулаты, но подчеркнута их универсальность.

Основы теории Э. Деминга изложены в так называемых 14 пунктах, которые, по существу, являются принципами управления. Следует сказать, что Э. Деминг отрицательно относился к термину «комплексное управление качеством», он говорил: «Я не знаю, что это такое». Возможно, в этом просто проявлялось соперничество с другим видным американским теоретиком А. Фейгенбаумом, который впервые ввел эту терминологию. Но скорее всего, в этом отразился взгляд Э. Деминга на систему управления качеством как на систему управления компанией вообще, в чем, кстати, сходятся сейчас почти все ведущие специалисты по управлению качеством. Некоторые, как, например, ученик Э. Деминга, известный статистик Брайан Джойнер, говорят об «управлении четвертого поколения». Именно так называется его книга, изданная в 1993 г. Так или иначе, но современная теория управления включает положения, сформулированные Э. Демингом в виде его знаменитых «14 пунктов».

Принципы управления Э. Деминга кажутся очень простыми, и первая реакция многих людей характерна: «Ну что тут особенного?». На самом деле, за этими принципами - совершенно иная философия управления, требующая тщательного осмысления.

Ведущие компании мира, лидеры в области качества и производительности, взяли эти принципы на вооружение, их правильность успешно проверена  практикой, но действенность принципов - в их единстве, системном подходе.

Свою теорию д-р Деминг называет «глубинные знания». Приведем цитату из предисловия к книге «Новая экономика». Сказанное в ней имеет особое значение в период глубокой трансформации общества, который мучительно переживает сейчас Россия:

«Мы все выросли в условиях конкуренции между народами, группами, отделами, отделениями, учениками, школами, университетами. Экономисты учили нас, что конкуренция решит все  наши проблемы. В действительности, как мы теперь видим, конкуренция разрушительна. Было бы лучше, если бы все могли работать сообща, как единая система, с целью общего выигрыша. Что нам необходимо, так это кооперация и трансформация на пути к новому стилю управления. Путь к подобной трансформации именую «глубинным знанием».

Система «глубинного знания», по Демингу, состоит из четырех взаимосвязанных частей:

• признание важности системы;

• знание о естественной изменчивости всех процессов;

• теория познания;

• психология.

В 1991 г. один из телевизионных  журналистов в США проявил  инициативу по организации телемоста  «СССР - США» с участием Э. Деминга. Тот с энтузиазмом воспринял эту идею, работал над ее реализацией, но телемосту не суждено было воплотиться в жизнь из-за событий августа 1991 г. Осталось записанное на видеомагнитофон послание д-ра Деминга к народам России. На мой взгляд, оно заслуживает того, чтобы с ним были ознакомлены те, кому оно адресовано. Может быть, оно всколыхнет нашу национальную гордость, и мы вслед за американцами зададим себе вопрос: «Если Япония может, почему не можем мы»?

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СВЕТЕ  ТЕОРИИ Э. ДЕМИНГА

Д-р Деминг применял свои принципы управления качеством в разных сферах: в здравоохранении, образовании, работе правительственных учреждений, банковском деле и т.д. Но помимо этого, будучи гуманистом по природе, он создал стройную и универсальную теорию решения сложных проблем, в том числе социального характера. Его многочисленные последователи и ученики продолжают развивать его теорию и воплощать ее в жизнь в самых разных направлениях. Некоторые из них считают, что она может быть положена в основу построения национальной и глобальной безопасности в XXI в.

В октябре 1996 г. на конференции, устроенной Институтом Э. Деминга в г. Вашингтоне, выступила д-р Шейла Ронис, президент компании «Юниверсити груп», с докладом: «Национальная безопасность и теория д-ра Э. Деминга: гражданская точка зрения». Институт Э. Деминга - общественная организация, учрежденная после смерти отца двумя его дочерьми с целью пропаганды и распространения его учения. Членами этого Института являются ученики и последователи д-ра Деминга. Ш. Ронис - одна из них.

«С падением Берлинской стены, распадом Советского Союза, со все убыстряющимся темпом изменений и развития технологии, что ведет нашу планету далеко за пределы «третьей волны», описанной Олфином Тофлером, и с глобализацией миро вой экономики стабильный биполярный мир времен холодной войны изменился навсегда. Люди унаследовали чрезвычайно сложное, нестабильное, даже хаотическое место для своего обитания. В этом новом мировом порядке необходимость понимания идеи национальной безопасности весьма существенна...» - так начала свое выступление Ш. Ронис. Она убеждена в чрезвычайной важности для научной общественности страны изучения совокупности сложных вопросов, составляющих суть национальной безопасности, и полагает, что именно система глубинных знаний Э. Деминга может внести большой вклад в поиски ответа на них.

Центральный момент учения Деминга - взгляд на любой объект или явление как на систему. Не случайно, будучи в Японии в 1950 г., он учил японцев рассматривать всю страну как единую систему. «Я думаю, - пишет Ш. Ронис, - что Деминг рассматривал бы национальную безопасность не иначе как в контексте социальной системы... Что же представляет собой национальная безопасность в широком смысле с системной точки зрения? Исследуя эту проблему, мы одновременно должны исследовать проблемы, касающиеся вопроса, «что делает страну сильной?», поскольку эти две концепции - национальная безопасность и сила страны тесно взаимосвязаны».

При таком подходе концепция  национальной безопасности складывается из многих составляющих. Это:

• здоровая рыночная экономика, опирающаяся на мощную промышленную базу, что дает возможность производить  конкурентоспособную продукцию  высокого качества и обеспечивать рабочие  места;

• сильно развитая инфраструктура;

• стабильные государственные  и политические институты;

• надежно работающие системы  образования и здравоохранения;

• экологическая безопасность, а также наличие и соблюдение законов, общественных и моральных  норм. В этот перечень Ш. Ронис включает также грамотное руководство как в общественном, так и в частном секторе, которое имеет волю к самоусовершенствованию, способно постоянно делать выводы относительно своих обязанностей перед обществом и готово к тому, чтобы улучшать свою работу.

Разумеется, национальная безопасность невозможна без обеспечения обороноспособности страны, хорошо обученной, профессиональной армии и военной промышленности как части экономики. Сильная  национальная экономика означает сбалансированность гражданских и оборонных отраслей.

Можно ли обеспечить национальную безопасность, если полагаться только на «рыночные силы» и не иметь  национальной промышленной политики? - спрашивают авторы книги «Продажа нашей безопасности» Мартин и  Сюзан Толчин, - «В США не уделяется достаточного внимания будущему тех отраслей, которые являются критическими с точки зрения индустриальной мощи страны. Частично это происходит потому, что исторически в США не верили в необходимость национальной промышленной политики, а полагались лишь на действие свободных рыночных сил. Наша страна конкурирует с другими, которые, однако, верят в необходимость подобной политики, а потому из-за отсутствия нужных знаний и политики мы потеряли целые отрасли, такие, как производство видеомагнитофонов и телевизоров, и чуть было не потеряли такие стратегически важные отрасли, как станко- и автомобилестроение. Такого рода несистемное мышление способно привести к ослаблению национальной безопасности», - считает Ш. Ронис. Многие ведущие экономисты США разделяют такую точку зрения.

В России, где на протяжении семи последних лет в результате бездумной политики властей, излишне  полагавшихся на действие «свободных рыночных сил», поспешной приватизации, неудавшейся конверсии практически  разрушен промышленный потенциал страны, это тем более чревато потерей как обороноспособности, так и национальной безопасности.

Один из главных постулатов теории д-ра Деминга, который впрочем является общим для теории систем: «Без цели нет системы». Нельзя говорить о цели национальной безопасности как системы в отрыве об общей цели развития страны.

Важная составная часть  учения Э. Демин-га - теория изменчивости, представляющая основу математической статистики, согласно которой на любой процесс (в том числе социальный) постоянно воздействует множество факторов, оказывающих влияние на его результаты. Иначе говоря, любой процесс подвержен совокупности причин изменчивости. При этом существует две группы причин: случайные, вызывающие естественные вариации результатов, разброс которых можно держать под контролем, и особые причины, вызванные действием особых факторов или их совокупности. Появление особых причин нужно расследовать и устранять, чтобы процесс вернулся в состояние контроля.

Политики, не понимающие теории изменчивости, принимают неверные решения. «Знание теории изменчивости напрямую связано с предвидением. Управлять - значит уметь предвидеть, что необходимо для лидеров. Национальные и международные лидеры должны учиться предвосхищать события и быть готовыми к действиям в условиях альтернативных сценариев. Кроме того, лидерам необходимо понимать разницу между особыми и обычными причинами. Это существенно важно для политических и государственных лидеров, а также руководителей промышленности, образовательных и юридических учреждений, которые склонны считать, что все проблемы порождаются обычными причинами, в то время как большинство из них - следствие воздействия особых причин. Решение подобных проблем обычными средствами приводит к неправильному функционированию правительств, бизнеса, академических институтов и неверному поведению общества в целом. Это же относится и к журналистам, работающим в средствах массовой информации», - отмечает Ш. Ронис.

Э. Деминг предложил нехитрый, но довольно универсальный инструмент усовершенствования процессов в виде цикла:

«планирование - исполнение - проверка - корректирующее воздействие», имеющего форму круга. Идея довольно проста. Прежде чем что-то предпринять, необходимо составить план, а после его реализации надо проверить, а соответствует ли результат задуманному, и если нет, то внести коррективы в план для начала следующего цикла, который постоянно повторяется, каждый раз приводя к улучшению результата того или иного процесса. «Насколько более справедливым могло бы быть общество, если бы законы и государственная политика могли постоянно проверяться с использованием цикла Деминга, - справедливо пишет Ш. Ронис. - Мир на земле зависит от нашей способности отчетливо понять комплекс проблем, составляющих суть системы национальной безопасности и исследовать возможности их многочисленных проявлений для построения национального и глобального диалога. Использование в полной мере теории глубинных знаний д-ра Деминга должно помочь взаимодействию правительственных чиновников со специалистами в области образования и бизнеса в изучении того, как обеспечивать и поддерживать национальную безопасность США и мир на земле» - так закончила свой доклад Ш. Ронис.

Думается, концепция национальной безопасности, основанная на теории д-ра Деминга, весьма содержательна, и мы можем извлечь из нее много полезного. Особенно сейчас, когда нам предстоит не только сделать серьезные выводы относительно национальной безопасности России в новых условиях глобальной расстановки сил на мировой арене, но и, следуя подходу Э. Деминга к качеству как к образу жизни, заложить основы роста и процветания экономики, обеспечения стабильной и достойной жизни населения страны в XXI в., когда нам предстоит вернуть России статус великой державы, которого она, бесспорно, достойна.

 

 

Э. Деминг называл пять «смертельных болезней» американской администрации:

  • утрата постоянства цели;
  • ориентация на сегодняшний успех;
  • ежегодное оценивание деловых качеств;
  • частое изменение руководителями высшего звена места работы;
  • ориентация компании исключительно на количественные показатели.

Э. Деминг также предложил схему улучшения качества, которая получила название «цепной реакции»:

Улучшение качества → Снижение издержек → Повышение продуктивности → Снижение цен → Расширение рынка →Удержание рынка → Обеспечение работой и увеличение объемов → Возвращение капиталовложений

Некоторые из преград при решении  проблем качества по Э. Демингу:

  • надежды на моментальные решения;
  • поиск примеров, которые можно скопировать;
  • «Наши проблемы не такие, как у других»;
  • «Наш отдел качества занимается всеми проблемами качества»;
  • «Если кто-то собирается нам помочь, то должен понимать все в нашем деле».

В Японии с 1959 г. установлена ежегодная  премия имени Э. Деминга, которая считается наивысшей в этой стране наградой в области качества.

В приблизительно 50-ти странах мира действуют ассоциации Э. Деминга, которые занимаются пропагандой и распространением знаний о принципах и методах менеджмента качества.

Э. Деминг пропагандировал цикл управления, предложенный У. Шухартом (рис. 1).

P – план; 
D – реализация; 
C – контроль; 
A – коррекция.

Информация о работе Надежность