Использование эффективных методов и форм на уроках изобразительного искусства в развитии творческих способностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 05:23, статья

Краткое описание

В системе обучения и воспитания учащихся образовательной школы большое значение имеют уроки изобразительного искусства. В комплексе с другими учебными предметами они оказывают заметное развивающее воздействие на ребёнка. Это способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, стремление самому создать прекрасное, оценивать красивое в окружающих предметах. Эмоционально-положительное решение к творчеству способствует успешному решению воспитательных задач уроков, внеклассных занятий декоративно- прикладного искусства.

Файлы: 1 файл

Использование эффективных методов и форм на уроках изобразительного искусства в развитии творческих способностей.doc

— 67.00 Кб (Скачать)

Найти предметы с определённым настроением: лёгкая осенняя веточка, тяжёлая  мрачная страшная коряга, угрюмый  камень, злой шиповник.

Подобрать камни по аналогии с людьми, выражающие разное настроение, состояние, силу. Тяжесть, легкость, нежность.

 

Цель таких уроков — помочь учащимся увидеть в объёмных различных  формах настроение, состояние, эмоциональное  свойства самих объёмов.

 

В развитие художественно-творческой активности учащиеся большую роль в  освоение дизайна играет эстетическое восприятие предметов. Учащиеся учатся видеть прекрасное в окружающей действительности и вносить прекрасное в свою жизнь. Считаю актуальным проводить экскурсии по родному посёлку, выделяя специфику сельских элементов фронтонов, наличников, ставней и ворот, где проявляется богатая фантазия и изобретательность народных умельцев. Это задание позволяет успешно справиться с практическими заданиями “Интерьер и конструкция народного жилища”.

 

Увлечённость работой порождает  интерес, творческую свободу, удивление перед своими возможностями. В работе с детьми я исхожу уже из проявленных интересов и способностей учащихся и направляю их дарование в соответствующее русло. Стараюсь максимально использовать интерес, чем он сильнее, тем глубже осуществляется деятельность. Формирование интереса и увлечённости не может быть назидательным и идти только сверху от учителя. Стараюсь поощрять свободу выбора детей оставлять за каждым право иметь собственные интересы и предпочтения.

 

Например, в 7 классе учащиеся могут выполнить практическое задание на тему “Твой герб” в технике граттаж (аппликация, живопись).

 

Урок провожу в занимательной  форме. Класс делится на группы. Перед  работой вручаю гербы. Представляем, что мы находимся не в классе, а в герольдмейстерской конторе. У ребят на парте табличка “Герольдмейстерская контора” с отличительным знаком. В каждой группе своё задание.

Создать герб своей семьи.

Создать герб ремесленного цеха

Создать личный герб.

 

На уроке максимум активности, ребята проявляют нестандартность мышления. Работы получаются оригинальными. Эмоциональная увлечённость детей — основное удачное выполнение задач урока. Забочусь о введение музыки, поэтичного слова на уроке.

 

Использование нетрадиционных форм урока (КВН) представляет возможность создать ситуацию, где ребёнок проявляет себя индивидуально творчески. Учащиеся активно мыслят, КВН воспитывает волю и чувство коллективизма. Занимаемся флористикой, у детей получаются интересные композиции из сухих трав и цветов. Работа с этим материалом занимательна и доступна для всех возрастов. На уроках художественного труда занимаемся моделированием, учу детей работать по чертежу, создавать модели тракторов, машин. Знакомимся с искусством оригами. Эта работа интересна тем, что при изготовлении фигурок в соответствии со схемой все они получаются одинаковыми независимо от того, кто их делал.

 

Все эти виды искусства были созданы  давно. Для меня это ценное старое — фундамент — и на нём я  строю и создаю новое. В ходе занятий  вовлекаю уч-ся в ситуации, требующие определённой работы ума. В 7, 8 классах учащиеся создают свои проекты в любых техниках и материала по желанию.

 

Метод проектов позволяет индивидуализировать  учебный процесс, даёт возможность  проявить самостоятельность в планировании, организации и контроля своей деятельности. Проекты выполняют на различную тематику по выбору учащиеся: архитектура, скульптура, дизайн, декоративно-прикладное искусство.

 

В проект входит небольшая самостоятельная  исследовательская работа, теоретическое  обоснование. Ребята защищают свой проект перед классом, защищают практическую, художественную ценность.

 

Метод проектов позволяет сохранить  и развить индивидуальность потенциальные  возможности ребёнка.

 

Богатейшие возможности представления  нового материала дают компьютерные технологии. Компьютер позволяет изменять и неограниченно обогащать содержание материала. С помощью компьютеров знакомимся с творчеством великих художников, скульпторов, архитекторов. Повторяем пройденный материал. Ребята занимаются исследовательской работой. Компьютерные технологии позволяют оптимально сочетать индивидуальные и групповые формы работы.

 

Наиболее удачно проходят групповые  формы работы.

 

При изучение темы “Народные-художественные промыслы” ребята создавали презентации  “Золотая хохлома”, “ Городецкая роспись”, “Жостовская роспись”, “Голубая сказка”. Ребята в группе работали дружно, сплочённо, организованно. У каждого было своё задание.

 

Презентации у групп получились красочные, содержательные.

 

Благодаря упорному труду ребята пережили успех своего творчества. Вера в ребёнка, доверие к нему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению приводят ребёнка к хорошим результатам. Важно, чтобы после проведённого занятия в душе каждого ребёнка остался праздник творчества.

 

У ребят есть домашнее задание, и уже важно, что при этом они вовлекают родителей в процесс творчества. Для достижения успеха важна мотивация, поэтому в обсуждении всех тем, возникает вопрос: зачем? Не только что и как изображено, декорировано, но и зачем это делалось? Что этим выражалось?

 

Чтобы активизировать воображение и эмоциональную  увлечённость детей максимально  забочусь о введении музыки, поэтического слова на уроке. Слово на уроках изобразительного искусства играет важную роль. От того, какие слова я найду, чтобы создать нужное настроение, во многом зависит успех урока. В этом мне помогает поэтический и прозаический текст. Литературный материал помогает выстраивать драматургию урока. Тексты помогают мне формировать у детей начальные представления у ребёнка о специфике языка искусства, об истории искусства, помогает найти интересные ассоциации и приёмы, помогает детям лучше понимать явления искусства и создавать собственные работы. Тексты собраны по временам года, также литературный ряд собираю в соответствии тематике практических заданий. На уроках просматриваем журнал “Юный художник”. Это прививает любовь к серьёзному рассматриванию репродукции, развивает интерес к творчеству уже знакомых и новых художников. Для того, чтобы ребята запоминали имена художников, художественные термины решила выбрать оптимальный вариант завести словари художественных терминов. Для каждого класса свой словарик, 2-3 минуты на уроке отводим для работы со словарём. Словарный запас обогащается. И в заключение хочу сказать, что многолетняя практика показала: всё зависит от меня, как я готова к уроку, с каким умением, иллюстративным материалом я иду в класс. Из года в год стараюсь пополнить свою педагогическую копилку. В кабинете есть раздаточный материал, карточки, словари, репродукции художников, таблицы, видеофильмы о творчестве художников, об архитектуре, диски. Очень удобный для себя сделала выбор наглядного материала в раскладушки, материал собираю по темам и раскладываю в папки. В классе хорошая библиотека по искусству. Всё это помогает эффективно решать вопросы по развитию творческих способностей у уч-ся.

 

Уровень развития навыков и качества стал намного  выше.

 

Ребята  посещают кружки. Активно участвуют  в олимпиадах по трудовому обучению и показывают хорошие результаты. Являются активными участниками районных выставок, конкурсов рисунка и плаката. Являлись участниками в международном конкурсе рисунков. Также провожу индивидуальные выставки Мордвиновой Марины, Беляевой Ани, Даниловой Тани. Творчество ребят было высоко оценено. Неоднократно занимали призовые места, награждены ценными подарками, грамотами.

 

Приложение 1

 

Приложение 2

 

Приложение 3

 

Приложение 4

 

Приложение 5


Информация о работе Использование эффективных методов и форм на уроках изобразительного искусства в развитии творческих способностей