Защита информации в автоматизированных информационных системах

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 23:40, контрольная работа

Краткое описание

В современном мире информационный ресурс стал одним из наиболее мощных рычагов экономического развития. Владение информацией необходимого качества в нужное время и в нужном месте является залогом успеха в любом виде хозяйственной деятельности. Монопольное обладание определенной информацией оказывается зачастую решающим преимуществом в конкурентной борьбе и предопределяет, тем самым, высокую цену "информационного фактора".

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Защита информации в автоматизированных информационных системах…………………………………………………………………………...4
Понятие и модели безопасности данных…………………………………4
Технологические аспекты защиты информации………………………..11
Глава 2. Основные задачи информационно-технической политики таможенных органов…………………………………………………………….17
2.1. Информационные аспекты правоохранительной деятельности таможенных органов…………………………………………………………….19
2.2. Основные задачи информационно-технической службы таможенных органов……………………………………………………………………………21
2.3. Основные функций информационно-технической службы таможенных органов……………………………………………………………………………23
Заключение……………………………………………………………………….27
Список используемой литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Защита информации в автоматизированных информационных системах.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

В настоящее время в соответствии с Целевой программой развития таможенной службы проводится кардинальная модернизация таможенной службы Российской Федерации, осуществляются меры по приведению ее, в соответствие растущему объему и многообразию внешнеэкономической деятельности, адаптации к нормам, принятым в международной практике таможенного дела.

Одним из рациональных, экономически целесообразных путей решения этой задачи является проведение комплекса  мероприятий, направленных на совершенствование  процедур таможенного оформления, повышение эффективности таможенного контроля и оперативного управления деятельностью таможенных органов за счет применения новых информационных технологий, создания перспективных и развития существующих технических средств и программного обеспечения.

Сегодня ЕАИС представляет собой территориально - распределенную систему, ядром которой является Главный научно-информационный вычислительный центр ГТК России. К центральной базе данных подключены информационные ресурсы региональных таможенных управлений, в которых аккумулируются данные о функционировании входящих в состав управлений таможен и таможенных постов. Таким образом, ЕАИС имеет топологию иерархического дерева с центром в Москве. К настоящему времени в рамках ЕАИС реализовано более 20 информационных таможенных технологий. Эти технологии поддерживаются более 100 пакетами прикладных программ, базирующихся на единой системе отраслевых классификаторов нормативно - справочной информации. Техническую основу ЕАИС составляют более 13 тыс. компьютеров, объединенных в 850 локальных вычислительных сетей.

В то же время анализ состояния  и направлений развития ЕАИС показывает, что современное понимание принципов  развития таможенного дела и соответствующей  информационно - технической инфраструктуры требует интеграции не только информационных систем, но и средств таможенного контроля (установок для контроля ручной клади, среднегабаритных грузов, контейнеров, личного транспорта, микроавтобусов, технических средств обнаружения наркотиков и взрывчатых веществ, распознавания качественного состава металлов и так далее). Если рассматривать динамику возрастания требований к эффективности функционирования таможенной службы Российской Федерации, целесообразно признать, что наряду с традиционным повышением технической и технологической оснащенности таможенных органов необходима переориентация на создание систем, в которых информационные потоки будут организовываться не только за счет ввода данных инспекторами, а и непосредственно при работе аппаратуры контроля.

В этом случае повысится уровень контроля за деятельностью инспекторов, будет реализован режим автоматической регистрации всей информации, порождаемой в процессе работы таможенных органов, что несомненно приведет к уменьшению уровня таможенных правонарушений. 

2.1. Информационные аспекты правоохранительной деятельности таможенных органов 

Законодательством Российской Федерации  таможенные органы отнесены к правоохранительным органам, что требует от таможенной службы выработки эффективных механизмов противодействия правонарушениям в сфере таможенного дела, их своевременного выявления, пресечения и раскрытия. Одним из путей создания и повышения эффективности этих механизмов является развитие информационно-аналитического обеспечения деятельности правоохранительных подразделений таможенных органов и совершенствование форм и технологий информационного взаимодействия с правоохранительными структурами Российской Федерации и других (в первую очередь сопредельных) государств.

Особенностью создания систем информационно-аналитического обеспечения для правоохранительных подразделений является необходимость учета таких принципов их деятельности, как сочетание гласности и профессиональной (служебной) тайны, гласных и негласных методов и средств деятельности, конспирация. Оптимальное формирование информационных баз данных, создание удобных инструментальных средств и инфраструктуры для оперативного получения и анализа необходимой информации значительно повышают эффективность правоохранительной деятельности таможенных органов, обеспечивают целенаправленность проводимых мероприятий, систематизацию информации, получаемой оперативным путем. К новым направлениям деятельности правоохранительных подразделений с использованием информационных технологий можно отнести: компьютерную разведку и компьютерный поиск, предусматривающие получение информации о преступной деятельности электронными средствами как в процессе оперативно - розыскных и оперативно - аналитических мероприятий, так и в процессе следствия и общего контроля за развитием ситуации; аналитическую разведку и оперативно - аналитический поиск, предусматривающие компьютерную обработку информации об известных преступных группировках; 
информационно - психологическое давление на окружение преступных группировок с целью их компрометации, изоляции, показа неприглядных сторон, создания с помощью различных каналов массовой информации общего морально-психологического фона нетерпимости к преступным проявлениям11.

Достаточно важным аспектом информационно - аналитической работы правоохранительных подразделений таможенных органов, который иногда незаслуженно считают второстепенным, является подготовка сведений для освещения деятельности по выявлению и пресечению таможенных правонарушений, по информированию общественности о состоянии борьбы с преступностью в сфере таможенного дела. Информация о преступности и сопутствующих ей негативных социальных явлениях должна носить не просто констатирующий характер, а содержать достаточно полную их характеристику. В частности, это должны быть сведения, характеризующие обстоятельства совершения преступления, личность преступника, причины и последствия совершенных преступлений. Было бы целесообразно организовать информирование не вообще об операциях и числе задержанных, а о делах, по которым закончено следствие с детализацией предъявляемых обвинений. Не секрет, что систематическая публикация достаточно полных и развернутых данных о состоянии преступности, иных негативных социальных явлениях и проблемах деятельности правоохранительных органов имеет позитивный эффект в виде косвенной обратной связи.

Этот эффект выражается в поступлении  своевременных и обоснованных рекомендаций от специалистов-криминологов, а также  в адекватной реакции общественности на деятельность правоохранительных подразделений  и таможенной службы в целом.

 

2.2. Основные задачи информационно-технической службы таможенных органов

 

1. Информационно-техническое обеспечение деятельности СТУ и таможенных органов региона.

2. Реализация единой научно-технической политики ФТС России в таможенных органах региона.

3. Планирование, организация и проведение мероприятий по оснащению информационно-техническими средствами (средства информатизации, связи, технические средства таможенного контроля, в том числе за делящимися и радиоактивными материалами, технические средства таможенных расследований, средства вычислительной техники (СВТ), оргтехника, технические средства охраны, контрольно-измерительные приборы, лабораторное и организационно-техническое оборудование и вспомогательные технические средства) и применению информационных технологий в СТУ и таможенных органах региона.

4.  Планирование, организация и проведение мероприятий по созданию региональных подсистем Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) и ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети (ВИТС) СТУ и таможенных органов региона.

5.  Организация и контроль эксплуатации, технического обслуживания и ремонта информационно-технических средств в СТУ и таможенных органах региона.

6.  Формирование и ведение региональных баз данных статистической, оперативной и нормативно-справочной информации.

7.  Организация и проведение мероприятий по защите информации на объектах информатизации СТУ и таможенных органов региона.

8.  Организация эксплуатации комплексов, содержащих радиоактивные вещества, и осуществление ведомственного контроля радиационной безопасности в таможенных органах СТУ при обращении с радиоактивными веществами, приборами или аппаратурой, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение.

9. Обобщение и реализация передового опыта информатизации и автоматизации таможенного дела. Участие в разработке предложений о совершенствовании технологий комплексного таможенного оформления на основе внедрения современных средств информатизации.

10.  Контроль соблюдения в таможенных органах СТУ правил и мер безопасности при эксплуатации информационно-технических средств.

 

2.3. Основные функций информационно-технической службы таможенных органов

 

1. Организует, координирует, контролирует деятельность и осуществляет оперативное руководство подразделениями информационно-технической службы таможенных органов СТУ. Организовывает проведение единой научно-технической политики ФТС России в таможенных органах региона.

2. Участвует в разработке, организовывает и координирует  выполнение комплекса организационно-технических мероприятий по внедрению и сопровождению информационных таможенных технологий, программных комплексов и информационно-технических средств в зоне деятельности СТУ.

3. Вносит предложения  по планированию расходов на эксплуатацию, ремонт и развитие информационно-технических средств в СТУ и таможенных органах региона.

4. Осуществляет сбор, обработку и анализ оперативной  информации, поступающей из таможенных органов региона, ведет региональные базы данных и передает оперативную информацию в подразделения СТУ и в ФТС России.

5. Организует и обеспечивает  централизованное управление информационно-вычислительной сетью и средствами телекоммуникаций в регионе деятельности СТУ. Обеспечивает соответствие телекоммуникационных средств и информационно-вычислительных сетей в зоне деятельности СТУ требованиям и техническим нормам, установленным для сетей общего пользования и сетей специального назначения.

6. Обобщает и анализирует  практику использования в таможенных  органах региона информационно-технических средств. Осуществляет в пределах своей компетенции меры, направленные на повышение эффективности их использования в зоне деятельности СТУ.

7. Прогнозирует, выявляет  и анализирует источники угроз  информационной безопасности в зоне деятельности СТУ и организовывает эффективные меры защиты. Осуществляет контроль проводимых в зоне деятельности СТУ мероприятий и технических мер по защите информации.

8. Участвует в проведении  специальных проверок и исследований  основных и вспомогательных технических средств обработки информации ограниченного доступа в таможенных органах региона, а также в проведении аттестации объектов информатизации таможенных органов региона.

9. Участвует в разработке, согласовании и экспертизе технических  средств и договоров на проектирование и проведение работ на строящихся, реконструируемых и действующих объектах информатизации СТУ и таможенных органов региона. Осуществляет технический надзор за монтажом информационно-технических средств, ВИТС, локальных вычислительных сетей (ЛВС), участвует в работе комиссий ФТС России по приемке в эксплуатацию объектов информатизации СТУ и таможенных органов региона.

10. Организует распределение  и техническое сопровождение  вновь поступивших информационно-технических средств. Организовывает работы по гарантийному и послегарантийному ремонту (сервисному обслуживанию) информационно-технических средств силами сторонних организаций.

11. Организует эксплуатацию  информационно-технических средств  в СТУ и таможенных органах  региона.

12. Обобщает опыт применения информационно-технических средств, их эксплуатационных возможностей и представляет в ГУИТ предложения по совершенствованию информационно-технических средств и методов их использования.

13. Организует децентрализованные  закупки информационно-технических средств, расходных материалов, запасных частей, принадлежностей и услуг в пределах выделенных лимитов денежных средств для подразделений СТУ.

14. Осуществляет сбор, обобщение и анализ заявок  таможенных органов региона на  поставку информационно-технических средств, запасных частей и материалов. Участвует в разработке перспективных планов оснащения таможенных органов региона информационно-техническими средствами. Готовит заявки в ФТС России на поставку информационно-технических средств, запасных частей и материалов, предложения по использованию финансовых средств СТУ в этих целях.

15. Организует автоматизированный  обмен информацией между таможенными органами региона, органами государственной власти и организациями региона.

16. Организует обучение и переподготовку должностных лиц СТУ и таможенных органов региона в области применения информационно-технических средств, методов и средств обеспечения информационной и радиационной безопасности в практической деятельности таможенных органов региона.

  1. Готовит и представляет в ФТС России заявки на назначение радиочастот, контролирует использование выделенного частотного ресурса.
  2. Представляет руководству СТУ в пределах своей компетенции предложения о закупке информационно-технических средств, услуг и работ.
  3. Разрабатывает предложения по организации конфиденциальной связи в таможенных органах региона.
  4. Организует метрологическое обеспечение информационно-технических средств в СТУ и таможенных органах региона.
  5. Участвует в планировании и организации в таможенных органах региона ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети ФТС России.
  6. Участвует в пределах своей компетенции в разработке нормативно-методических документов по вопросам организации применения и эксплуатации современных информационных таможенных технологий, информационно-технических средств и программных средств, и по другим вопросам.
  7. Организует и контролирует соблюдение правил и мер безопасной эксплуатации информационно-технических средств в СТУ и таможенных органах региона.
  8. Организует и осуществляет контроль за обеспечением радиационной безопасности должностных лиц таможенных органов при осуществлении таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами.
  9. Организует работы по оснащению таможенных органов региона техническими средствами по планам международного сотрудничества.
  10. Выполняет другие функции, возложенные на ИТС СТУ правовыми актами ФТС России.
  11. Контролирует деятельность таможенных органов региона и подведомственных организаций по вопросам укрепления и развития информационно-технической базы, другим направлениям работы в соответствии с основными задачами и функциями ИТС СТУ.
  12. Осуществляет методическое руководство деятельностью информационно-технических подразделений таможенных органов региона.

Информация о работе Защита информации в автоматизированных информационных системах