Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 21:17, доклад
Законодательное обеспечение СУР выражается в оптимизации существующей подза-конной нормативной базы, разработке и принятии соответствующих правовых актов, на-правленных на регламентацию процесса управления рисками; внедрении в правовую ос-нову и практическую деятельность международных правил и стандартов, в том числе, предусмотренных Киотской конвенцией (редакция 1999 г.); обеспечении транспарентно-сти таможенного законодательства ТС и РФ и практики его применения.
Законодательное обеспечение СУР
Законодательное обеспечение СУР выражается в оптимизации существующей подзаконной нормативной базы, разработке и принятии соответствующих правовых актов, направленных на регламентацию процесса управления рисками; внедрении в правовую основу и практическую деятельность международных правил и стандартов, в том числе, предусмотренных Киотской конвенцией (редакция 1999 г.); обеспечении транспарентности таможенного законодательства ТС и РФ и практики его применения.
Базовыми международными нормами, определяющими принципы и основные направления деятельности таможенных органов в области управления рисками, являются стандартные правила Главы 6 «Таможенный контроль» и других глав Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото), в редакции 26 июня 1999 года. Основные положения и рекомендации Конвенции Киото в области СУР можно представить следующим образом:
-
деятельность таможенной
-
таможенный контроль
- при выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками;
- таможенная служба применяет метод анализа рисков для определения объектов проверки и степени такой проверки.
В Киотской конвенции содержатся основные определения, используемых в сфере СУР в таможенном деле.
Среди других международных норм, регулирующих данный вопрос, можно выделить разработанный государствами-членами Всемирной торговой организации режим - Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли, базирующийся на системе управления рисками и предварительном информировании.
Рамочные стандарты ВТО состоит из четырёх основных элементов.
Во-первых,
они предусматривают
Во-вторых, все страны, присоединяющиеся к Рамочным стандартам, берут на себя обязательство последовательно подходить к вопросам управления рисками с целью решения вопросов безопасности.
В-третьих,
Рамочные стандарты требуют, чтобы
по обоснованному запросу
В-четвертых, в Рамочных стандартах определяются льготы, которые таможенные службы будут предоставлять компаниям, соблюдающим минимальные стандарты безопасности международной цепи поставок товаров и использующим эффективные методы работы.
В рамках Таможенного союза применение СУР регулируется ТК ТС (гл.18), а также другими международными договорами. В данной главе раскрывается основные понятия СУР (анализ риска, выявленный риск и др.), указаны цели применения СУР, объекты анализа риска, кратко изложено содержание деятельности таможенных органов по оценке и управлению рисками.
Среди других правовых актов в рамках ТС необходимо выделить Решение КТС от 4 февраля 2009 года «О концептуальных условиях взаимодействия таможенных служб сторон на единой таможенной территории», многие положения которого основаны на международных нормах, регулирующих использование СУР. Данные положения впоследствии нашли закрепление в ТК ТС. Среди основных можно выделить следующие:
- таможенные органы в период прохождения указанной информации имеют возможность обработать информацию о поставке товара в системе управления рисками и на основе её данных принять соответствующее решение о форме таможенного контроля в отношении товара;
- применение системы управления рисками в сочетании с высокими технологиями и взаимодействие с бизнес-сообществом позволяют обеспечить безопасность международных грузоперевозок;
- при выборе форм таможенного контроля должен быть закреплен порядок применения системы управления рисками.
Также важное значение имеет Соглашение между Правительствами 3-х государств от 21 мая 2010 года «О взаимной административной помощи таможенных органов государств-членов Таможенного союза», одним из главных положений которого является прописанный Порядок использования информации о рисках нарушения таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств - членов таможенного союза в рамках системы управления рисками, в соответствии с которым центральные таможенные органы вправе направлять информацию о рисках нарушения таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государства - члена таможенного союза (далее - информация о рисках).
В случае поступления от одного центрального таможенного органа в другой центральный таможенный орган информации о рисках должностные лица подразделения, уполномоченного в области анализа и управления рисками, принимающего таможенного органа:
анализируют её на предмет соответствия законодательству государства - члена таможенного союза;
определяют возможность её формализации для использования в рамках специальных программных средств, применяемых в области системы управления рисками;
определяют степень выявленного риска и потенциальные негативные последствия риска;
определяют возможность практической реализации с учётом особенностей технологии осуществления таможенного контроля, установленных законодательством государства - члена таможенного союза;
учитывают иные основания, имеющие значение для осуществления таможенного контроля.
На территории РФ регулирование применения СУР осуществляется Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». В ст. 162 указанного Федерального закона описана сущность СУР, нарушения таможенного законодательства, предотвратить которые призвана СУР, описана компетенция федерального органа исполнительного власти, уполномоченного в области таможенного дела, а также раскрывается статус информации, содержащейся в профилях риска. Положения ФЗ № 311-ФЗ пришли на смену положениям ТК РФ, регулирующим применение СУР (ст. 358).
На сегодняшний день ключевым НПА, регулирующим основные положения СУР в РФ, является Приказ ГТК России от 26 сентября 2003 года № 1069 «Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации», которая принималась в развитие правовых норм статьи 358 ТК РФ.
Названная Концепция содержит основные понятия, применимые СУР, её элементы, основные задачи, принципы построения, а также цель и предпосылки её разработки. Анализ данной Концепции показывает, что её положения соответствуют положениям Конвенции Киото, идентичными являются и используемые определения.
Основные
положения международных
СУР
тесно взаимосвязана с
Важным НПА является Приказ ФТС РФ № 1200 от 6 июня 2011 года «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении профилей рисков, применения профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене», в котором наряду с Инструкцией с одноимённым названием содержатся приложения к ней – понятия, используемые в Инструкции, основные функции таможенных органов при применении СУР; Классификатор структурных подразделений ФТС России, по направлениям деятельности которых выявляются риски; источники информации, используемые для выявления рисков; типовые правила составления целевой методики выявления рисков; классификатор мер по минимизации рисков; образцы Журналов регистрации проектов профилей рисков в РТУ, таможне, ФТС России; порядок заполнения отдельных элементов профиля риска (проекта профиля риска) с использованием специальных программных средств; классификатор результатов применения мер по минимизации рисков; образец Журнала учёта результатов применения мер по минимизации рисков; образец Направления для принятия решения (решений); формы профиля риска и др.
Приказами ФТС регулируется порядок проведения таможенного контроля при перевозке товаров различными видами транспорта, в том числе с использование СУР:
- Приказ ФТС РФ от 26 мая 2011 года № 1067 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль при перевозке товаров автомобильным транспортом при их прибытии (убытии), помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, а также временном хранении»;
- Приказ ФТС РФ от 04 мая 2011 года № 930 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза этими судами»;
- Приказ ФТС РФ от 01 июня 2011 года № 1157 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при международной перевозке товаров железнодорожным транспортом».
Использование СУР при таможенном контроле также закреплено в Приказе ГТК РФ от 04 февраля 2004 г. № 154 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль делящихся и радиоактивных материалов», Приказе ФТС РФ от 25 марта 2011 г. № 626 «Об утверждении Порядка действий таможенных органов Российской Федерации при принятии мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности», Приказе ФТС РФ от 14.февраля 2011 г. № 272 «Об утверждении Инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза, и Регламента действий должностных лиц таможенных органов при контроле и корректировке таможенной стоимости товаров».
Указанные выше акты, регулирующие использование СУР в таможенном деле, не носят исчерпывающего характера.