Законодательное обеспечение СУР

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 21:17, доклад

Краткое описание

Законодательное обеспечение СУР выражается в оптимизации существующей подза-конной нормативной базы, разработке и принятии соответствующих правовых актов, на-правленных на регламентацию процесса управления рисками; внедрении в правовую ос-нову и практическую деятельность международных правил и стандартов, в том числе, предусмотренных Киотской конвенцией (редакция 1999 г.); обеспечении транспарентно-сти таможенного законодательства ТС и РФ и практики его применения.

Файлы: 1 файл

Zakonodatelnoe_obespechenie.doc

— 54.00 Кб (Скачать)
 

   Законодательное обеспечение СУР

   Законодательное обеспечение СУР выражается в  оптимизации существующей подзаконной нормативной базы, разработке и принятии соответствующих правовых актов, направленных на регламентацию процесса управления рисками; внедрении в правовую основу и практическую деятельность международных правил и стандартов, в том числе, предусмотренных Киотской конвенцией (редакция 1999 г.); обеспечении транспарентности таможенного законодательства ТС и РФ и практики его применения.

   Базовыми  международными нормами, определяющими принципы и основные направления деятельности таможенных органов в области управления рисками, являются стандартные правила Главы 6 «Таможенный контроль» и других глав Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото), в редакции 26 июня 1999 года. Основные положения и рекомендации Конвенции Киото в области СУР можно представить следующим образом:

   - деятельность таможенной службы  базируется на стратегии, основанной  на системе оценки и вероятности несоблюдения таможенного законодательства;

   - таможенный контроль ограничивается  минимумом, необходимым для обеспечения  соблюдения таможенного законодательства;

   - при выборе форм таможенного  контроля используется система  управления рисками;

   - таможенная служба применяет метод анализа рисков для определения объектов проверки и степени такой проверки.

   В Киотской конвенции содержатся основные определения, используемых в сфере  СУР в таможенном деле.

   Среди других международных норм, регулирующих данный вопрос, можно выделить разработанный государствами-членами Всемирной торговой организации режим - Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли, базирующийся на системе управления рисками и предварительном информировании.

   Рамочные  стандарты ВТО состоит из четырёх основных элементов.

   Во-первых, они предусматривают гармонизацию требований в отношении предварительного электронного уведомления о грузе при входящих, исходящих и транзитных отправках.

   Во-вторых, все страны, присоединяющиеся к Рамочным стандартам, берут на себя обязательство последовательно подходить к вопросам управления рисками с целью решения вопросов безопасности.

   В-третьих, Рамочные стандарты требуют, чтобы  по обоснованному запросу принимающей страны, основанному на сопоставимой методике отслеживания рисков, таможенная администрация направляющей страны производила досмотр контейнеров и грузов повышенного риска при экспорте, желательно с использованием неинтрузивной аппаратуры обнаружения.

   В-четвертых, в Рамочных стандартах определяются льготы, которые таможенные службы будут предоставлять компаниям, соблюдающим минимальные стандарты безопасности международной цепи поставок товаров и использующим эффективные методы работы.

   В рамках Таможенного союза применение СУР регулируется ТК ТС (гл.18), а также другими международными договорами. В данной главе раскрывается основные понятия СУР (анализ риска, выявленный риск и др.), указаны цели применения СУР, объекты анализа риска, кратко изложено содержание деятельности таможенных органов по оценке и управлению рисками.

   Среди других правовых актов в рамках ТС необходимо выделить Решение КТС от 4 февраля 2009 года «О концептуальных условиях взаимодействия таможенных служб сторон на единой таможенной территории», многие положения которого основаны на международных нормах, регулирующих использование СУР. Данные положения впоследствии нашли закрепление в ТК ТС. Среди основных можно выделить следующие:

   - таможенные органы в период прохождения указанной информации имеют возможность обработать информацию о поставке товара в системе управления рисками и на основе её данных принять соответствующее решение о форме таможенного контроля в отношении товара;

   - применение системы управления рисками в сочетании с высокими технологиями и взаимодействие с бизнес-сообществом позволяют обеспечить безопасность международных грузоперевозок;

   - при выборе форм таможенного контроля должен быть закреплен порядок применения системы управления рисками.

   Также важное значение имеет Соглашение между Правительствами 3-х государств от 21 мая 2010 года «О взаимной административной помощи таможенных органов государств-членов Таможенного союза», одним из главных положений которого является прописанный Порядок использования информации о рисках нарушения таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств - членов таможенного союза в рамках системы управления рисками, в соответствии с которым центральные таможенные органы вправе направлять информацию о рисках нарушения таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государства - члена таможенного союза (далее - информация о рисках).

   В случае поступления от одного центрального таможенного органа в другой центральный таможенный орган информации о рисках должностные лица подразделения, уполномоченного в области анализа и управления рисками, принимающего таможенного органа:

   анализируют её на предмет соответствия законодательству государства - члена таможенного союза;

   определяют  возможность её формализации для использования в рамках специальных программных средств, применяемых в области системы управления рисками;

   определяют  степень выявленного риска и  потенциальные негативные последствия  риска;

   определяют  возможность практической реализации с учётом особенностей технологии осуществления таможенного контроля, установленных законодательством государства - члена таможенного союза;

   учитывают иные основания, имеющие значение для  осуществления таможенного контроля.

   На  территории РФ регулирование применения СУР осуществляется Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». В ст. 162 указанного Федерального закона описана сущность СУР, нарушения таможенного законодательства, предотвратить которые призвана СУР, описана компетенция федерального органа исполнительного власти, уполномоченного в области таможенного дела, а также раскрывается статус информации, содержащейся в профилях риска. Положения ФЗ № 311-ФЗ пришли на смену положениям ТК РФ, регулирующим применение СУР (ст. 358).

   На  сегодняшний день ключевым НПА, регулирующим основные положения СУР в РФ, является Приказ ГТК России от 26 сентября 2003 года № 1069 «Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации», которая принималась в развитие правовых норм статьи 358 ТК РФ.

   Названная Концепция содержит основные понятия, применимые СУР, её элементы, основные задачи, принципы построения, а также  цель и предпосылки её разработки. Анализ данной Концепции показывает, что её положения соответствуют положениям Конвенции Киото, идентичными являются и используемые определения.

   Основные  положения международных правовых актов в области СУР изложены также в Распоряжении Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 2225-р «О Концепции развития таможенных органов Российской Федерации», в соответствии с которым в ходе осуществления своих  функций таможенным органам в приоритетном порядке следует использовать предварительное информирование и электронное декларирование, систему управления рисками, основанную на многофакторном анализе сведений о внешнеторговой сделке и представляющую собой комплексный механизм воздействия на процессы таможенного контроля посредством минимизации рисков, а также единую межведомственную автоматизированную систему сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов государственного контроля в сочетании с контролем на основе методов аудита и системного взаимодействия с налоговой службой и другими контролирующими органами. Внедрение электронного обмена информацией с другими контролирующими органами позволит внедрить принципы «одного окна» (однократное предоставление информации о пассажирах и товарах) и «одной остановки» (интегрированный государственный контроль).

   СУР тесно взаимосвязана с предварительным  информированием. На современном этапе одним из направлений совершенствования СУР является дальнейшее внедрение предварительного информирования. Система предварительного информирования обеспечивает приём, обработку и доведение предварительной информации до таможенных органов по их запросу. Данная информация необходима для последующего использования при оформлении прибытия товаров автомобильным и железнодорожным транспортом, а в ближайшей перспективе – морским, речным и авиатранспортом, а также при открытии процедуры таможенного транзита, включая транзит автомобильным транспортом по процедуре МДП. Предварительная информация даёт возможность таможенному инспектору ещё до прибытия грузовика понять, какие необходимо предпринимать меры по минимизации риска. То есть он имеет возможность оптимизировать таможенные процедуры путём активного использования предварительной информации при многофакторном анализе товарных партий с применением СУР. Данные аспекты регулируются Приказом ФТС РФ от 10 марта 2006 г. № 192 «Об утверждении Концепции системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации».

   Важным  НПА является Приказ ФТС РФ № 1200 от 6 июня 2011 года «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при подготовке и рассмотрении профилей рисков, применения профилей рисков при таможенном контроле, их актуализации и отмене», в котором наряду с Инструкцией с одноимённым названием содержатся приложения к ней – понятия, используемые в Инструкции, основные функции таможенных органов при применении СУР; Классификатор структурных подразделений ФТС России, по направлениям деятельности которых выявляются риски; источники информации, используемые для выявления рисков; типовые правила составления целевой методики выявления рисков; классификатор мер по минимизации рисков; образцы Журналов регистрации проектов профилей рисков в РТУ, таможне, ФТС России; порядок заполнения отдельных элементов профиля риска (проекта профиля риска) с использованием специальных программных средств; классификатор результатов применения мер по минимизации рисков; образец Журнала учёта результатов применения мер по минимизации рисков; образец Направления для принятия решения (решений); формы профиля риска и др.

   Приказами ФТС регулируется порядок проведения таможенного контроля при перевозке товаров различными видами транспорта, в том числе с использование СУР:

   - Приказ ФТС РФ от 26 мая 2011 года № 1067 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль при перевозке товаров автомобильным транспортом при их прибытии (убытии), помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, а также временном хранении»;

   - Приказ ФТС РФ от 04 мая 2011 года № 930 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза этими судами»;

   - Приказ ФТС РФ от 01 июня 2011 года № 1157 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при международной перевозке товаров железнодорожным транспортом».

   Использование СУР при таможенном контроле также закреплено  в Приказе ГТК РФ от 04 февраля 2004 г. № 154 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль делящихся и радиоактивных материалов», Приказе ФТС РФ от 25 марта 2011 г. № 626 «Об утверждении Порядка действий таможенных органов Российской Федерации при принятии мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности», Приказе ФТС РФ от 14.февраля 2011 г. № 272 «Об утверждении Инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза, и Регламента действий должностных лиц таможенных органов при контроле и корректировке таможенной стоимости товаров».

   Указанные выше акты, регулирующие использование СУР в таможенном деле, не носят исчерпывающего характера.

Информация о работе Законодательное обеспечение СУР