Таможенный союз: альтернативный путь интеграции в мировую экономику

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:00, контрольная работа

Краткое описание

В условиях современной глобализации жизнеспособность развития государства во многом зависит от количества конкурентных преимуществ, которыми обладает национальная экономика. Одной из главных негативных сторон глобализации является жесткая конкурентная среда, в которой оказываются экономики стран-участниц, вне зависимости от того, производит ли страна передовую микроэлектронику или же, например, вершиной инновационной мысли является отверточно-сборочное производство. Таким образом, отсутствие или низкий уровень конкурентных преимуществ будет способствовать закреплению периферийной модели экономики

Файлы: 1 файл

Таможенный союз.docx

— 62.79 Кб (Скачать)

Страны должны согласовывать  цели социально-экономического развития, вырабатывать единую структурную, инновационную, внешнеэкономическую и социальную политику. То есть, таким образом, как  это происходит в Европейском  союзе. Что конкретно дает сегодня  Таможенный союз? Прежде всего, это  серьезнейший стимул для взаимной торговли потому что отсутствуют таможенные барьеры, нет дополнительных затрат на таможенные процедуры, на оформление таможенных деклараций. Беспошлинно  перемещаются товары и собственного производства, и иностранные, выпущенные в свободное обращение одной  из стран-участниц Таможенного союза. Снятие таможенных барьеров внутри Таможенного  союза самым благоприятным образом  сказался на товарообороте всех участников, объем взаимной торговли вырос на 25-30 процентов. По данным таможенной статистики внешней торговли суммарный внешнеторговый оборот государств-членов Таможенного  союза за период 2008-2010 гг. составил 805,7;516,6 и 686,1 млрд. долл. Соответственно.

Таким образом, полное снятие ограничений во взаимной торговле позволит России обеспечить для своих  товаров (прежде всего машиностроительной и станкостроительной продукции, как  известно, еще незначительно конкурентоспособной  на рынках дальнего зарубежья) свободный  доступ на рынки государств-членов союза. Такая политика позволит восстановить хозяйственные связи с бывшими  советскими республиками, что будет  гораздо эффективнее для наших  экономик, в силу того, что, несмотря на процессы дезинтеграции в девяностых годах, удалось сохранить значительную часть кооперационных механизмов между  предприятиями. Реставрация и модернизация старых связей позитивно скажется на ряде отраслей и сотнях предприятий.

Отмена ограничений  в торговле позволит России увеличить  закупки необходимой для российского  рынка продукции. Энергетических и  коксующихся углей, продукции черной и цветной металлургии – в  Казахстане, бытовой техники, транспортных средств и сельхоз техники, мясных и молочных продуктов – в Белоруссии, хлопка, табачного сырья и продукции  цветной металлургии – в Киргизии.

Единый таможенный тариф участников Таможенного союза  в отношении третьих стран  позволит России обеспечить более надежную защиту от внешней конкуренции. Таким  образом, станет возможным проведение политики импортозамещения, с целью сокращения зависимости от импортной продукции и замены аналогичных изделий на изделия стран союза. 
Предполагаемый в рамках Таможенного союза единый таможенный контроль будет препятствовать получившему в последнее время широкое распространение бесконтрольному вывозу из РФ стратегического сырья и незаконному ввозу товаров через территории стран-партнеров. Предполагаемые в рамках Таможенного союза унификация законодательств и выравнивание условий хозяйственной деятельности могут в перспективе значительно облегчить работу предпринимательских структур на территориях стран-участниц.

Немаловажное значение для РФ имеет предусматривающийся  в рамках Таможенного союза бесплатный транзит внешнеторговых грузов через  территории государств-партнеров. Особенно важна возможность свободного транзита энергоносителей на Запад через  Белоруссию (известно, например, что  два из пяти основных нефтепроводов  из России на Запад проходят через  белорусскую территорию). Кроме того, формирование Таможенного союза  избавляет от немалых затрат по обустройству внутренних границ. По данным Таможенного  комитета РФ, обустройство 1 км границы  обходится по различным данным от 15 млн. до 3 млрд. руб., в зависимости от рельефа местности. А общая стоимость обустройства границ России с Белоруссией и Казахстаном составила бы 21 трлн. руб.

Наряду с несомненными выгодами для России реализация Таможенного  союза первоначально может привести к определенным трудностям и потерям. Таким образом, полная отмена пошлин, налогов и сборов во взаимной торговле фактически перекрывает один из важных источников бюджета России. Также  на первом этапе серьезной проблемой  может стать предполагаемое в  рамках Таможенного союза осуществление  взаимопоставок всех товаров (включая  энергоносители) по внутренним ценам  страны-производителя. На практике это  означает, что Россия должна будет  поставлять своим партнерам энергоресурсы  по льготным ценам и тем самым  в течение определенного времени  субсидировать экономики стран-участниц. Важно учесть и то обстоятельство, что себестоимость производства товаров в Белоруссии, Казахстане, Украине и Киргизии в целом  ниже, чем цены на аналогичные товары в России. А в случае Белоруссии регулируются государством. И это  обеспечивает их предприятиям конкурентные преимущества.

Вместе с тем, минусы Таможенного союза не следует  преувеличивать, тем более что  некоторые из них при внимательном рассмотрении оборачиваются плюсами. Таким образом, конкурентные преимущества предприятий стран-участниц в результате более низкой себестоимости их продукции  могут оказать положительное  воздействие на российские предприятия, стимулируя повышение их конкурентоспособности, путем снижения издержек. В частности  издержек спекулятивного характера, негативный пример которых показала ситуация на российском продовольственном рынке  осенью 2010 года, в связи с дефицитом  некоторых продуктов после ущерба, нанесенного лесными пожарами.

Финансовые потери РФ от формирования Таможенного союза  во многом компенсируются значительным упрощением доступа предприятий  на рынки государств-членов, а также  другими выгодами. В целом представляется, что выгоды Таможенного союза  значительно превосходят издержки в долгосрочном периоде. Безусловно, Таможенный союз не сможет оперативно уменьшить зависимость экономики  России от природной ренты. Потребуются  значительные усилия и грамотная  политика руководства наших стран, для того чтобы выйти на тенденцию  увеличения экономического эффекта.

Против развития Таможенного союза зачастую выступают  сторонники вступления России в ВТО  и интеграции в мировую экономику  на принципах либерализации внешней  торговли. Однако как уже было описано  выше, российская экономика претерпела колоссальные потрясения в последние  десятилетия и эксперты, выступающие  с подобной критикой, не учитывают, что сегодня Россия просто не в  состоянии выдержать полноценную  конкуренцию с передовыми странами. В этих условиях именно развитие Таможенного  союза Белоруссии Казахстана и России, а также вступление других государств СНГ будет способствовать укреплению производственного потенциала России, его качественному обновлению и  созданию предпосылок для более  активного выхода передовых предприятий  на мировой рынок.

Таблица 1. Население, ВВП стран Таможенного союза, Украины, Киргизии

Cтрана

Население млн. чел

ВВП (номинал)

 

Итого (млрд. $)

На душу населения ($)

На душу населения ППС($)

Казахстан

16,47

138,43

8882,97

12602,87

Россия

141,90

1465,08

10437,49

15836,75

Киргизия

5,48

4,62

863,65

2248,46

Беларусь

9,47

54,71

5800,43

13909,33

Украина

45,78

136,42

2999,63

6711,61

Итого

219,10

1799,25

5796,84

10261,80

Таможенный союз

167,84

1658,22

8373,63

14116,32


 

 


Информация о работе Таможенный союз: альтернативный путь интеграции в мировую экономику