Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 03:28, курсовая работа
рассмотрение таможенного контроля, его значение, форм и мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства России, рассмотрение изменений положений о таможенном контроле в Таможенном кодексе Таможенного Союза.
Введение………………………….……………………………………………..3
Глава1. Основные понятия и особенности таможенного контроля..………5
1.1. Понятие и принципы таможенного контроля...……………...........5
1.2. Субъекты, объекты, цели и предметы таможенного контроля…………………………………………………………….13
Глава 2. Формы и порядок проведения таможенного контроля…..……….18
2.1. Проверка документов и сведений. Устный опрос. Получение пояснений …...…………………………………………….…...……….18
2.2. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств. Таможенный досмотр. Личный досмотр …………………….………20
2.3. Таможенное наблюдение. Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков. Осмотр помещений и территорий .………...………….……..28
2.4. Таможенная ревизия…………………………...………………….32
Глава 3. Таможенный контроль в Таможенном Кодексе Таможенного Союза, изменения и дополнения……..……………………………………………………….37
Заключение…………………………………………………………………….42
Список использованных источников……………………………...……........45
получение соответствующих лицензий и разрешений на ввоз/вывоз определенных видов товаров (или определенных количеств) в целях выполнения мер экономической политики;
оформление внешнеторговой документации;
уплата таможенных платежей;
доставка товаров и транспортных средств в установленное место и время;
декларирование товаров и транспортных средств;
помещение товаров и транспортных средств на склады временного хранения;
распоряжения товарами после их помещения под иной таможенный режим.
В качестве объектов таможенного контроля выступают:
товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу;
внешнеторговые документы;
физические и юридические лица;
соблюдения условий перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и помещения их под таможенный режим.
Что касается документов, необходимых для таможенного контроля, то они могут рассматриваться в качестве предметов контроля как при оформлении перемещаемых товаров и транспортных средств либо оформлении изменения таможенного режима, так и при проведении таможенного надзора. Причем по назначению их возможно разделить на несколько видов:
— документы, необходимые для таможенного оформления и контроля;
— документы, необходимые для контроля (надзора).
Таким образом, рассмотрев таможенный контроль как проверку, выделив его основные элементы (субъект и предметы), можно дать следующее его определение:
Таможенный контроль есть осуществляемая таможенными органами РФ проверка перемещаемых через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, документов и сведений, необходимых для таможенных целей, а также надзор за предпринимательской деятельностью (рынок таможенных услуг) в сфере таможенного дела.
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
2.1. Проверка документов и сведений. Устный опрос. Получение пояснений
Процессуальная составляющая правового регулирования таможенного контроля по ТК РФ устанавливается порядком проведения и формами таможенного контроля.
Проверка документов и сведений - форма таможенного контроля, применяемая должностным лицом таможенного органа при проведении таможенного оформления товаров.
В соответствии с пунктом 1 ст. 367 ТК РФ целями применения данной формы таможенного контроля являются:
- установление подлинности документов (срок действия, наличие и подлинность необходимых реквизитов (печати, подписи, штампы);
- проверка достоверности сведений, содержащихся в документах (данные об отправителе, получателе товара, декларанте, сведения о перемещаемых товарах (наименование, стоимость, количество, страна происхождения и др.), сведения об уплате таможенных платежей и др. данные);
- проверка правильности оформления документов (правильность заполнения соответствующих граф ГТД, отсутствие исправлений).
Проверка документов и сведений проводится в несколько этапов:
а) проверка самих документов на предмет их подлинности и правильности оформления (проверка формы документа);
б) проверка сведений, необходимых для таможенных целей (проверка содержания документа).
При реализации данной формы таможенного контроля таможенные органы не связаны представленными документами и сведениями, содержащимися в них, а потому самостоятельно вправе пользоваться информацией, полученной из других источников, в том числе по результатам проведения иных форм таможенного контроля, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием программных средств.
Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, установлен приказом ФТС России от 25 апреля № 536.[3]
Проведение проверки документов и сведений, в отдельных случаях, допускается до перемещения товаров через таможенную границу. Например, в соответствии с пунктом 1 ст. 130 ТК РФ таможенная декларация может быть подана на иностранные товары до их прибытия на таможенную территорию РФ.
Устный опрос - форма таможенного контроля, применяемая таможенными органами при производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств, которая заключается в получении необходимых сведений от физических лиц, а также лиц, являющихся представителями организаций, обладающих полномочиями в отношении перемещаемых товаров и транспортных средств, без оформления объяснений указанных лиц в письменной форме.
Возможность проведения устного опроса ограничивается производством таможенного оформления, обусловленном перемещением через границу товаров (транспортных средств).
Опросу подлежат физические лица, а также лица, являющиеся представителями организаций, обладающих полномочиями в отношении оформляемых товаров (транспортных средств), например специалист по таможенному оформлению, в случае таможенного декларирования товаров таможенным брокером.
Данная форма таможенного контроля применяется без письменного закрепления полученных сведений.
Получение пояснений - форма таможенного контроля, применяемая должностным лицом таможенного органа для получения сведений (от декларантов, лиц, перемещающих товары, иных лиц) об обстоятельствах перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, имеющих значение для целей проверки соблюдения требований таможенного законодательства.
В отличие от устного опроса, возможность получения пояснений не ограничена институтом таможенного оформления и допускается везде, где ТК РФ предусмотрено проведение таможенного контроля, в том числе после выпуска товаров для свободного обращения.
Таможенные органы вправе получать пояснения от любых лиц, которые имеют отношение к перемещению через таможенную границу товаров и транспортных средств (декларанты, перевозчики, экспедиторы и др. лица), а также обладают соответствующими сведениями об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля.
Получение пояснений оформляется в письменной форме. Форма пояснения утверждена приказом ГТК от 24.11.03 № 1323.[4]
2.2. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств. Таможенный досмотр. Личный досмотр
Таможенный осмотр товаров и транспортных средств - форма таможенного контроля, которая заключается во внешнем визуальном осмотре уполномоченными должностными лицами таможенного органа товаров, багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, без вскрытия транспортного средства либо его грузовых помещений и нарушения упаковки товаров.
Особенностью таможенного осмотра товаров и транспортных средств является то, что это всегда внешнее исследование, которое не связано со вскрытием упаковки товаров, транспортного средства либо его грузового помещения.
Таможенный осмотр товаров и транспортных средств проводится в присутствии декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении осматриваемых предметов. Исключения составляют случаи применения данной формы таможенного контроля при нахождении товаров и транспортных средств в зоне таможенного контроля (если заинтересованные лица не изъявили желание присутствовать при производстве таможенного осмотра).
Обязательность письменного оформления результатов таможенного осмотра товаров и транспортных средств (в виде акта, составляемого в двух экземплярах) зависит от одного из следующих факторов:
- дальнейшего использования таможенными органами результатов осмотра, например, в качестве доказательственной информации (ст. 392 ТК РФ);
- требования лица, обладающего полномочиями в отношении осматриваемых товаров и (или) транспортных средств (как альтернатива акту, возможна отметка в транспортном документе о проведении осмотра). Форма акта таможенного осмотра товаров и транспортных средств утверждена приказом ГТК от 20.10.03 № 1166.[5]
Таможенный осмотр товаров и транспортных средств может применяться как самостоятельная форма таможенного контроля, например, при оформлении завершения внутреннего таможенного транзита, так и как производная форма таможенного контроля при проведении специальной таможенной ревизии (пункт 4 ст. 376 ТК РФ).
Таможенный досмотр товаров и транспортных средств - форма таможенного контроля, которая заключается в проведении должностными лицами таможенного органа осмотра товаров и транспортных средств, связанного со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары.
Как правило, таможенный досмотр проводится после принятия таможенной декларации на товары, то есть когда декларация приобретает статус документа, имеющего юридическое значение (пункт 3 ст. 132 ТК РФ).
Исключения составляют случаи:
- проведения таможенного досмотра до подачи таможенной декларации для целей идентификации товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ (например, при оформлении внутреннего таможенного транзита);
- проведения таможенного досмотра в целях проверки информации о нарушении таможенного законодательства РФ;
- проведения таможенного контроля на основе выборочной проверки.
О проведении таможенного досмотра таможенному досмотру товаров и транспортных средств должно предшествовать обязательное уведомление об этом.
Проведение таможенного досмотра в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, и их представителей возможно при участии понятых и только в случаях:
- неявки указанных лиц по истечении срока на подачу таможенной декларации;
- существования угрозы государственной безопасности, общественному порядку, жизни и здоровью человека, животным, растениям, окружающей природной среде, сохранению культурных ценностей и при других обстоятельствах, не терпящих отлагательства (в том числе если имеются признаки, указывающие на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, если товары распространяют зловоние);
- пересылки товаров в международных почтовых отправлениях;
- оставления на таможенной территории РФ товаров и транспортных средств в нарушение таможенного режима, предусматривающего вывоз товаров (транспортных средств).
По результатам таможенного досмотра товаров и транспортных средств составляется акт (в двух экземплярах). Форма акта таможенного досмотра товаров и транспортных средств утверждена приказом ГТК России от 20 октября 2003 г. № 1166 "О формах актов таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств".
В зависимости от оснований (рисков) проведения таможенного досмотра, последний может быть:
- основным (обычный досмотр, обусловленный технологией проверки таможенной декларации);
- повторным (с целью проверки результатов основного таможенного досмотра, проведенного в процессе таможенного декларирования товаров);
- направленным (с целью проверки сведений о перемещении товаров и транспортных средств в нарушение установленных запретов и ограничений, а также с целью выявления фактов сокрытия от таможенного контроля);
- идентификационным.
По степени таможенного досмотра товаров и транспортных средств можно выделить такие его варианты, как:
- досмотр с пересчетом грузовых мест и их взвешиванием;
- досмотр с выборочным вскрытием грузовых мест;
- досмотр со вскрытием всех грузовых мест;
- досмотр с пересчетом количества товаров в грузовых местах и другие варианты досмотра.
Если таможенному досмотру была подвергнута часть товаров, указанных в таможенной декларации как товары одного наименования, результаты такого досмотра распространяются на все такие товары, указанные в таможенной декларации. Декларант либо иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, вправе потребовать проведения дополнительного таможенного досмотра оставшейся части товаров, если считает, что результаты проведенного досмотра не могут быть распространены на все товары (пункт 4 ст. 372 ТК РФ).
Таможенный досмотр товаров и транспортных средств может применяться как самостоятельная форма таможенного контроля, так и в качестве производной формы контроля, например, при проведении специальной таможенной ревизии (пункт 4 ст. 376 ТК РФ).
Сроки проведения таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств вне зоны таможенного контроля не должны превышать двух часов (пункт 2 ст. 410 ТК РФ).
Личный досмотр - исключительная форма таможенного контроля, применяемая к физическому лицу, при наличии оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через Государственную границу Российской Федерации и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, запрещенные соответственно к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации и вывозу с этой территории или перемещаемые с нарушением порядка, установленного Таможенным кодексом Российской Федерации.
Информация о работе Таможенный контроль. Формы и принципы проведения таможенного контроля