Таможенные режимы как административно-правовой регулятор внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 20:01, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного исследования состоит в изучении таможенных режимов как института таможенного права, выявлении наиболее используемых видов таможенных режимов и рассмотрение возможностей оптимизации их количества.
Исходя из этой цели были поставлены следующие основные задачи дипломной работы :
раскрыть теоретические основы и природу административно-правовых режимов;
исследовать таможенные режимы как разновидности административно-правовых режимов;
выявить особенности и проблемы применения таможенных режимов на практике;
на основе развивающейся теории и практики предложить варианты оптимизации использования таможенных режимов.

Оглавление

Введение 3
Глава 1 Административно-правовые режимы как институт административного права. 6
1.1 Административные режимы, общая характеристика 6
1.2 Таможенный режим как вид административно-правового режима 26
Глава 2 Таможенные режимы 33
2.1 Основные таможенные режимы 33
2.2 Таможенные режимы переработки 51
2.3 Специальные таможенные режимы 57
2.4 Иные таможенные режимы 68
Заключение 74
Список литературы 77

Файлы: 1 файл

0086838_2FB5A_diplom_tamozhennoe_delo.doc

— 349.50 Кб (Скачать)

Граждане,   общественные   и   иные   организации   и   объединения  являются  субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в  обеспечении безопасности в соответствии с законодательством, нормативными актами органов государственной власти (ст. 2 Закона РФ «О безопасности»20).

Для создания и поддержания  необходимого уровня защищенности объектов безопасности в РФ разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за, их деятельностью.

Для непосредственного  выполнения функций по обеспечению  безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности (ст. 4 Закон РФ «О безопасности»21).

Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принижающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Уместно отметить регулирование  подобных режимов в иностранных  государствах. Например, в Конституции  Румынии есть ст. 93 "Исключительные меры", в которой предусмотрено введение осадного положения или чрезвычайного положения. В Конституции ФРГ ст. 115-а и еще десять статей посвящены порядку введения состояния обороны. В рамках особого режима действуют Правительство, федеральный канцлер, силы федеральной пограничной охраны, министры земель. Пункт 3 ст. 115-1 предусматривает порядок возврата к нормальному положению на основе федерального закона22.

 

 

Одной из разновидностей военного режима является режим мобилизации. В 1997 г. принят ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации"23, регулирующий комплекс взаимосвязанных мероприятий. Принципами мобилизационной подготовки и мобилизации являются: централизованное руководство; заблаговременность, плановость и контроль; комплексность и взаимосогласованность. В содержание мобилизационной подготовки и  мобилизации входят 24 элемента: нормативное правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации; определение условий работы и подготовка органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций к работе в период мобилизации и в военное время; проведение мероприятий    по    переводу    органов    государственной    власти,    органов самоуправления и организации на работу в условиях военного времени; подготовка Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, органов и формирований   к   мобилизации;   проведение   мобилизации   Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований; разработка мобилизационных планов экономики РФ, экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований,   подготовка организаций к работе в период мобилизации и в военное время.

Подробно урегулированы  в данной сфере полномочия Президента РФ и федеральных органов государственной власти, полномочия и функции органов исполнительной власти субъектов РФ (ст. 4-8). Определены обязанности организаций и граждан в области мобилизационной подготовки и мобилизации, организация и порядок их проведения.

 

Каждое государство обеспечение  своей безопасности начинает с государственной границы. Протяженность Государственной границы России – 58 тысяч километров. Большая часть этой линии – бывшие границы СССР, но велика протяженность и новых границ – с бывшими союзными республиками.

Понятие государственной границы включает в себя три критерия: фактический, юридический, технический.

Прежде всего –  это линия и проходящая по ней  вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории Российской Федерации, т.е. пространственный предел действия ее государственного суверенитета.

Юридически граница  России закрепляется международными договорами, законодательными актами РФ и бывшего  СССР. 1 апреля 1993г. был принят Закон  РФ «О государственной границе Российской Федерации»24. В п.2 постановления о порядке введения этого закона в действие установлено: до заключения договоров о прохождении Государственной границы РФ с сопредельными государствами – республиками бывшего СССР – придать границе с этими государствами статус Государственной границы.

Режим границы состоит из следующих элементов:

  1. режима границы;
  2. пограничного режима;
  3. режима в пунктах пропуска через границу;
  4. особых полномочий пограничных войск, войск ПВО и Военно-морского флота.

Режим Государственной  границы включает в себя правила25:

  • ее содержания, которыми регулируется порядок сохранения и поддержания в исправном состоянии пограничных значков, их контрольных осмотров, оборудования и содержания пограничных просек;
  • пересечения границы лицами и транспортными средствами. На суше оно осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемыми международными договорами или решениями Правительства Российской Федерации. Этими актами может определяться время пересечения границы, порядок следования от границы до пункта пропуска через нее и в обратном направлении. Мирный проход через территориальные воды РФ иностранных не военных судов и военных кораблей разрешен по установленным морским коридорам; воздушные суда пересекают границу и следуют по специальным выделенным воздушным коридорам полета;
  • пропуска лиц, транспортных средств, товаров, животных в специально установленных пунктах. Этими правилами предусматриваются проверки законности пересечения (пограничный, таможенный, санитарный контроль), а также выдача разрешений на пересечение;
  • ведение хозяйственной, промысловой и иной деятельности, которая не должна создавать помехи содержанию границы;
  • разрешения инцидентов, связанных с нарушением режима государственной границы.

Пограничный (приграничный) режим устанавливается в приграничной зоне, территориальных водах Российской Федерации и внутренних водах, имеющих выход к границе с целью создания необходимых условий для ее охраны. Правила этого режима принимаются высшими и центральными федеральными органами, а также органами субъектов Федерации.

Пограничный режим включает  правила26:

  • определения пограничной зоны. В нее включаются полоса местности шириной до 5 километров вдоль границы на суше, морского побережья, российских берегов пограничных рек, озер и иных водоемов и острова на них. В пограничную зону могут не включаться территории населенных пунктов, санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования. На въездах в пограничную зону устанавливаются предупреждающие знаки. Исходя из характера отношений Российской Федерации с сопредельными государствами на отдельных участках границы пограничная зона может не устанавливаться;
  • въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных в пограничной зоне. Такие действия осуществляются по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропускам, выдаваемым Пограничными войсками на основании личных заявлений граждан или ходатайств предприятий, учреждений и общественных объединений. Правилами могут устанавливаться места, время въезда (прохода), маршрута  передвижения, продолжительность и иные условия пребывания в пограничной зоне лиц и транспортных средств;
  • хозяйственной промысловой и иной деятельности, связанной с пользованием землями, лесами, недрами, водами, проведением массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне. Конкретные работы, мероприятия проводятся с разрешением Пограничных войск;
  • учета содержания и использования российских маломерных судов и средств передвижения по льду. Эти средства, используемые в территориальных водах Российской Федерации, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, подлежат обязательному учету и хранению на пристанях, причалах, в других пунктах базирования.

Режим в пунктах  пропуска регулируется транспортными министерствами и ведомствами Российской Федерации, актами, согласованными с Пограничными войсками и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.

Рассматриваемый режим включает правила27:

  • устанавливающие порядок въезда (выезда) лиц, транспортных средств, ввоза (вывоза) товаров и животных в пунктах пропуска. Такие действия осуществляются в специально выделенных для этих целей местах  по пропускам, выдаваемый администрацией аэропортов, транспортных предприятий по согласованию с Пограничными войсками;
  • регулирующие пребывание в пунктах пропуска через государственную границу лиц и транспортных средств. Места и продолжительность стоянок в пунктах пропуска транспортных средств заграничного следования определяются администрацией транспортных предприятий. Доступ лиц к транспортным средствам и на транспортные средства заграничного следования в период осуществления пограничного и иных видов контроля ограничивается, а в случае необходимости – запрещается.  Посадка пассажиров в транспортные при прибытии в Российскую Федерацию,  также погрузка (выгрузка) багажа, почта и грузов производится с разрешения Пограничных войск и таможенных органов. Транспортные средства заграничного следования  могут начинать движение для убытия с территории Российской Федерации, а равно менять место стоянки только с разрешения Пограничных войск и таможенных органов;
  • устанавливающие правила захода, пребывания иностранных судов в портах (на рейдах) РФ, сообщения судов с берегами, схода членов экипажа на берег, посещение судов;
  • устанавливающие дополнительные ограничения в помещениях, где осуществляется пограничный, таможенный и иные виды контроля.

Санитарная  охрана границы состоит из медико-санитарной, ветеринарной и фитосанитарной. Соответствующие органы осуществляют досмотры, наблюдение за здоровьем людей, животных растений пересекающих границу, проводят бактериологические исследования. Они вправе вводить карантины, изолировать больных граждан, уничтожать нездоровых животных, больные или несущие на себе инфекцию растения. По инициативе санитарных служб решаются вопросы о временном ограничении или прекращении движения через  границу.

 

1.2 Таможенный режим как вид  административно-правового режима

Таможенный режим является одним  из видов административно-правовых режимов и важнейшим институтом таможенного права  Российской Федерации. Согласно п. 12 ст. 18 ТК РФ  "таможенный  режим  -   совокупность  положений,  определяющих  статус  товаров и   транспортных  средств,  перемещаемых   через   таможенную    границу   Российской  Федерации, для таможенных целей".  Вместе с тем необходимо отметить, что      таможенный режим устанавливает порядок перемещения товара через таможенную границу в зависимости от его назначения, условия нахождения его на/вне таможенной территории, устанавливает рамки, в которых может использоваться товар. Он определяет пределы  прав  физических  и юридических  лиц  по  распоряжению  находящимися  в  их владении  товарами  и  транспортными  средствами, ввезенными  на  территорию  Российской  Федерации,  следующими  транзитом или вывозимыми  за ее  пределы.

Таможенный режим является постоянным, федеральным (общегосударственным) режимом. Он закрепляется системой установленных  федеральными актами юридических норм, регулирующих деятельность по перемещению материальных ценностей через границу Российской Федерации.

Классификация и содержание таможенных режимов починены задачам  и целям  таможенной политики Российской Федерации. Реализация таможенной политики направлена на выполнение двух групп целей.

  1. Экономические. В их числе: чисто фискальные (то есть пополнение доходной части бюджета страны) и регулятивные. Свое регулирующие воздействие на экономику таможенный механизм оказывает таможенными тарифами (методами косвенного руководства), а также запретами, ограничениями, лицензированием, квотированием экспорта и импорта (методами прямого, административного руководства).
  2. Защитные, то есть обеспечение экономической, санитарной безопасности страны, защита общественного порядка, здоровья населения, культурных ценностей.

Товары попадают под таможенный режим при их ввозе с момента  пересечения таможенной границы  РФ, а при вывозе – с начала таможенного оформления или с  момента их размещения в зоне таможенного контроля. Таможенное оформление влечет прекращение действия таможенных правил в отношении конкретных товаров и транспортных средств. Это происходит в момент их выпуска для свободного обращения. Следует учесть, что таможенное оформление может быть условным, а в отношении импортируемых ценностей оно, как правило, не является абсолютным, так как ст. 193 ТК РФ разрешает проведение таможенного контроля в любое время после выпуска товаров  и транспортных средств, «если имеются достаточные основания полагать о наличии нарушений…»

Важнейшими  компонентами общего таможенного режима являются28:

  • Меры экономической политики, т.е. административное воздействие на их ввоз и вывоз путем запретов или ограничений, что предполагает лицензирование, квотирование и применение иных административных рычагов регулирования экономических процессов;
  • Таможенное оформление;
  • Таможенные платежи;
  • Таможенный контроль;
  • Правила пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами, находящимися под таможенным режимом.

Классификации таможенных режимов.

В зависимости от содержания обязанностей можно различать следующие разновидности общего таможенного режима:

  • Льготный (перемещение физическими лицами товаров не для коммерческих целей, экспортно-импортные операции на основе международных соглашений и др.);
  • обычный;
  • усиленный (стратегических товаров, культурных ценностей, валюты и др.).

Общий таможенный режим по признаку объекта делится на три вида режимов:

    1. режимы товаров;
    2. режимы транспортных средств;
    3. режимы валюты и валютных ценностей.

Таможенный кодекс РФ в ст. 23 содержит общий перечень видов  таможенных режимов товаров и  транспортных средств:

1. Выпуск для свободного  обращения.

2. Реимпорт.

3. Транзит.

4. Таможенный склад.

5. Магазин беспошлинной  торговли.

6. Переработка на таможенной территории.

7. Переработка под  таможенным контролем.

8. Временный ввоз (вывоз).

9. Свободная таможенная  зона.

10. Свободный склад.

11. Переработка вне таможенной территории.

12. Экспорт.

13. Реэкспорт.

14. Уничтожение.

15. Отказ в пользу  государства.

Перечень таможенных режимов не является исчерпывающим: Правительству Российской Федерации и Государственному таможенному комитету предоставлено право устанавливать иные таможенные режимы, не предусмотренные Таможенным кодексом (ст. 24). Правительство Российской Федерации ввело своим постановлением еще два таможенных режима:

16. Вывоз товаров для  представительств РФ за рубежом.

Информация о работе Таможенные режимы как административно-правовой регулятор внешнеэкономической деятельности