Таможенные платежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 19:15, реферат

Краткое описание

Успешное функционирование таможенной системы предполагает её реструктуризацию, внедрение в практику деятельности прогрессивных таможенных технологий, реализацию кадровой политики, направленной на обеспечение таможенной службы высококвалифицированными специалистами с глубоким знанием экономических и правовых основ таможенного дела, иностранных языков, психологии и этики взаимоотношений.
Итак, государственный бюджет любой страны, как правило (Россия в данном случае не является исключением), зиждется на двух основах — системе налогов и таможенных платежах.
Именно о таможенных платежах и пойдёт речь в моём реферате.

Файлы: 1 файл

Таможенное дело (т.платежи).docx

— 51.99 Кб (Скачать)

Не предоставляется отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей физическим лицам, а также  юридическим лицам, пытавшимся уклониться от уплаты таможенных платежей.

Решение о предоставлении отсрочки уплаты таможенных платежей принимает начальник таможенного  органа, проводящего таможенное оформление, по письменному заявлению плательщика, составленному в произвольной форме.               

На практике используется также авансовый платеж, который  представляет собой сумму денежных средств, внесенных плательщиком   на счет таможенного  органа,  в  зачет будущих таможенных платежей. В ряде случаев таможенным законодательством  предусмотрен  возврат  таможенными  органами   излишне   уплаченных

 или взысканных таможенных  платежей. Порядок такого  возврата  разработан ГТК РФ. Авансовый  платёж можно вносить как в  рублях, так и в иностранной  валюте. Без расходования авансовые  платежи могут находиться на  счёте таможенного органа не  более 1 года. По истечении этого  срока авансовые платежи подлежат  перечислению в ГТК РФ как  невостребованные. Поэтому до истечения  одного года плательщик должен  обратиться в таможенный орган  с заявлением о расторжении  или о возврате авансовых платежей.

В ТК предусмотрены меры обеспечения уплаты таможенных платежей. Уплата таможенных платежей может обеспечиваться залогом товаров и транспортных средств, гарантией третьего лица либо внесением на депозит причитающихся  сумм.

При залоге заложенные товары и транспортные средства остаются у  залогодателя, если таможенный орган  РФ не примет иного решения. Залогодатель не вправе распоряжаться предметами залога без согласия таможенного  органа РФ. Оформление залога и обращение  взыскания на предмет залога осуществляется в соответствии с законодательством  РФ о залоге.

Взыскание на предмет залога может быть обращено по решению суда, арбитражного суда, третейского суда или на основании исполнительной надписи нотариуса. Если для заключения договора о залоге требовалось согласие или разрешение другого лица или  органа; предметом залога является имущество, имеющее значительную историческую, художественную или культурную ценность; залогодатель отсутствует и установить его местонахождение невозможно, то взыскание на предмет залога может  быть обращено только по решению суда.

Предмет залога, на который  обращается взыскание, реализуется  по рыночной цене на таможенных аукционах, товарных биржах либо через торговые организации и предприятия.

В качестве обеспечения уплаты таможенных платежей может использоваться гарантия банка и иного кредитного учреждения, получившего лицензию Центрального банка РФ на проведение операций в  иностранной валюте. Указанные банки  и иные кредитные учреждения включаются по их заявлению в реестр, которые  ведёт ГТК. Порядок рассмотрения заявлений банков и иных кредитных  учреждений о включении в реестр определяется ГТК.

При несоблюдении условий  гарантии и вышеназванных требований банк и иное кредитное учреждение могут быть исключены из реестра  по решению ГТК. При исключении из реестра уплаченный сбор возврату не подлежит.

На депозит вносится сумма  таможенных платежей, которая подлежала  бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения либо вывезены в соответствии с таможенным режимом  экспорта. За время хранения сумм на депозите проценты не начисляются. Порядок  внесения на депозит причитающихся  сумм и их возврат определяется ГТК.

В ТК определяются порядок  взыскания таможенных платежей и  меры ответственности. Неуплаченные таможенные платежи взыскиваются таможенным органом  РФ в беспроцентном порядке независимо от времени обнаружения факта  неуплаты, за исключением взыскания  платежей с физических лиц, перемещающих товары через таможенную границу  РФ не для коммерческих целей, с которых  взыскание производится в судебном порядке.

За время задолженности  взыскивается  пеня в размере 0,3 процента суммы недоимки за каждый день просрочки, включая день уплаты или взыскания  в бесспорном порядке.

При отсутствии у плательщика  денежных средств взыскание обращается на имущество плательщика в соответствии с законодательством РФ.

 

При попытке уклонения  от уплаты таможенных платежей ГТК  по представлению таможенного органа РФ вправе принять решение о приостановлении  операций по счетам плательщика до момента фактической уплаты, являющееся обязательным для исполнения банками  и иными кредитными учреждениями.

За неисполнение банками  и иными кредитными учреждениями решений таможенных органов РФ о  бесспорном взыскании, а также за необоснованные задержки исполнения таких  решений эти лица, в том числе  и виновные должностные лица, привлекаются  к ответственности в соответствии с ТК.

В случае если лицо, перемещающее товары и транспортные средства через  таможенную границу РФ, не является декларантом, такое лицо несёт солидарную ответственность с декларантом  за уплату таможенных платежей.

В ст. 125 ТК регламентирован  порядок возврата излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей. Суммы излишне уплаченных или  взысканных таможенных платежей подлежат возврату по требованию лица в течение  одного года с момента уплаты или  взыскания таких платежей. При  возврате таможенных платежей проценты с них не выплачиваются. Порядок  возврата излишне уплаченных или  взысканных таможенных платежей определяется ГТК по согласованию с Министерством  финансов РФ.

На практике возврат таможенной пошлины осуществляется чаще всего  в случаях пересчёта сумм таможенных платежей из-за  корректировки таможенной стоимости товара; изменения ставок таможенной пошлины, налогов и сборов; двойного обложения товаров таможенными  налогами; несостоявшейся экспортной поставки; предоставления льгот по уплате таможенных пошлин и др.

 

 

 

3.   Уголовная ответственность  за уклонение от уплаты таможенных  платежей.

 

Это деяние впервые было криминализировано в 1994 г., и с  тех пор текст уголовного закона менялся трижды. Однако ст. 194 УК сформулирована излишне абстрактно: в ней почти нет описания признаков основного состава преступления, если не считать указаний на субъект оплаты и крупный размер неуплаты.

По своему содержанию эта  статья охватывает преступления и в  таможенной, и в налоговой сферах. Весьма велик объем правовых норм, восполняющих бланкетность нормы. Это таможенное, налоговое, гражданское, административное и иное законодательство, причем само соотношение и условия применения восполняющих норм во многом спорны.

Эффективное применение ст. 194 УК РФ, на мой взгляд, требует соблюдения следующих основных условий:

1) изучения фактических  обстоятельств незаконченности  таможенного оформления; обнаружения  поддельных документов, связанных  с таможенными платежами, явной  заниженности таможенных платежей;

2) необходимости устанавливать:  а) правовой режим перемещаемых  предметов (товаров, автотранспортных  средств) именно применительно  к уплате таможенных платежей; б) правовое и фактическое значение  действий субъекта уплаты, т.е.  установить, что они являются  уклонением в уголовно - правовом  смысле, - неправомерны и направлены  на отказ от уплаты или уменьшение  уплаты; определить размер суммы  неуплаченных таможенных платежей; в) умысел субъекта на уклонение от уплаты;

3) своевременности решения  в интересах государства вопроса  о возможности освобождения от  уголовной ответственности лица  по примечанию 2 к ст. 198 УК, если  это может лучше защитить государственные  интересы.

На этой основе обратимся  к более специальным вопросам.

Цели криминализации уклонения  от уплаты таможенных платежей, которая  была вначале осуществлена путем  принятия ст. 162.6 УК РСФСР, а затем  ст. 194 УК РФ, определялись новыми экономическими условиями. Государство должно было пресечь посягательства на сложную  и разнообразную группу отношений, связанных с таможенной политикой. Ответственность за контрабанду, сохраняя свое значение как средства защиты интересов национальной безопасности, оказалась недостаточно эффективным  орудием именно в экономической  сфере, преимущественно связанной  с реализацией таможенной политики.

Статья 194 УК РФ для этого  установила ответственность лиц, которые  хотя законно или с незначительными  нарушениями перемещали товары через  таможенную границу, не подпадая под  признаки субъекта контрабанды и  не нарушая интересов национальной безопасности, но, не уплачивая таможенные платежи, нарушали экономические интересы страны. Излишне широкое понимание  деяний как контрабанды в ряде случаев может привести к необоснованному  обвинению в отмывании денег.

Предмет уклонения. Он правильно, хотя и неполно, определяется как  таможенные платежи. Они взимаются  не с любых товаров и иных предметов. В соответствии со ст. ст. 20, 21 Таможенного  кодекса РФ может быть запрещен либо ограничен ввоз в Российскую Федерацию  и вывоз из Российской Федерации  товаров и транспортных средств  по соображениям государственной безопасности, защиты общественного порядка, экономической  политики и иным. Запрещенные к  ввозу и вывозу товары и транспортные средства подлежат немедленному вывозу за пределы РФ либо возврату на территорию РФ, если не предусмотрена конфискация этих товаров и транспортных средств.

Таможенные же платежи  взимаются с товаров и транспортных средств, не запрещенных к ввозу  и вывозу и не подпадающих полностью  или частично под ограничения  на ввоз и вывоз. Поэтому предмет  уклонения от уплаты таможенных платежей распространяется только на таможенные платежи и соответственно товары и транспортные средства, разрешенные к ввозу и вывозу при условии уплаты этих платежей.

Разрешенные к ввозу и  вывозу товары и транспортные средства, являясь предметом уклонения  от уплаты таможенных платежей, по общему правилу не являются предметом контрабанды. Эта позиция опирается как  на предписания Таможенного кодекса, разграничивающего перемещаемые предметы по их правовому положению, так и  на решение законодателя о выделении  ч. 2 ст. 188 УК РФ (по признаку предмета преступления), что позволило наиболее четко  выразить основной объект посягательства контрабанды - национальную безопасность страны, ее политические, международные  и иные интересы.

Таким образом, предмет посягательства отграничивает уклонение от уплаты таможенных платежей от контрабанды.

Признак "перемещение  через таможенную границу РФ". Он является важнейшим для состава  контрабанды. Без него контрабанды  нет. Но обязательно нужно уяснить, как он оценивается применительно  к ст. 194 УК. Трудность здесь связана  с тем, что по природе вещей  неуплата таможенных платежей происходит обычно после перемещения товаров  и иных предметов через таможенную границу, а в тексте статьи УК об этом ничего не говорится. Поэтому нередко  следователи квалифицируют как  контрабанду действия лиц, которые  законно, т.е. с соблюдением соответствующих  правил, переместили через таможенную границу предметы, подлежащие таможенному  обложению, но затем различными способами  уклонились от уплаты таможенных платежей. Судебная практика обоснованно признает такие деяния уклонением от уплаты таможенных платежей, а не контрабандой. Так, постановлением президиума Мосгорсуда от 14 сентября 2000 г. были изменены приговор одного из межмуниципальных районных судов Москвы и определение судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда со ст. 188 ч. 3 п. "а" на ст. 194 УК РФ именно со ссылкой на то, что подсудимый выполнил необходимые требования при пересечении таможенной границы, т.е. переместил предметы законно, но не доставил автомашины на внутреннюю таможню Московского региона, где должно было произойти их окончательное оформление и освобождение от таможенного контроля, тем самым уклонившись от уплаты таможенных платежей.

Это решение совершенно верно. Во всех случаях, если подлежащие таможенному  обложению товары, автотранспортные средства законно оказались на территории РФ, контрабанда, как и любое иное преступление, предусматривающее незаконное пересечение границы либо незаконное перемещение через таможенную границу, исключается безусловно.

Для квалификации деяния по ст. 194 УК РФ, учитывая сложную процедуру  таможенного оформления, необходимо определить, что является таможенной границей (этот вопрос, в частности, возникал применительно к въезду и выезду на и со складов временного хранения), какова процедура перемещения предметов через таможенную границу, что является ее началом и окончанием.

Приведенное решение Мосгорсуда решает важные дополнительные вопросы, касающиеся разграничения уклонения  от уплаты таможенных платежей и контрабанды. Прежде всего, это оценка случаев, когда  лицо при перемещении предметов  через таможенную внешнюю границу  начинает таможенное оформление, но полностью  его не завершает. Можно с полным основанием полагать, что в таких  ситуациях контрабанда исключается, если перемещались предметы, в отношении  которых отсутствует запрещение на ввоз или вывоз либо не подпадающие  по качеству и объему под законные ограничения, и причем в процессе перемещения объекты были предъявлены таможенному контролю либо перемещались так, что осуществление таможенного контроля, необходимого для признания ввоза или вывоза разрешенным, было возможно.

Например, если в процессе перемещения транспортного средства было установлено, что оно не является вооружением как видом боевой техники и отсутствуют препятствия  к ввозу данного вида или количества автотранспортных средств, то уже этим фактом даже при незаконченности  таможенных процедур исключается как  контрабанда, так и иные преступления, связанные с незаконным перемещением через таможенную границу. В то же время, если на последующих этапах таможенного оформления будут предприняты незаконные действия, не исключающие законность ввоза / вывоза, но влияющие на исчисление и (или) уплату таможенных платежей, может иметь место - при наличии иных условий - уклонение от уплаты таможенных платежей.

Такая позиция опирается  на ст. ст. 188, 194 УК РФ. Контрабанда здесь  понимается как перемещение через  таможенную границу, обязательно совершенное  способом, указанным в ч. 1 ст. 188. Для  уклонения же от уплаты таможенных платежей оно не обязательно. Здесь  необходимо вновь подчеркнуть, что  и отсутствие незаконного способа  перемещения, указанного в ст. 188, исключая контрабанду, не препятствует при наличии  иных признаков квалифицировать  деяние как уклонение от уплаты таможенных платежей.

Информация о работе Таможенные платежи