Таможенное дело как объект управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 05:41, курсовая работа

Краткое описание

С переходом к рыночной экономике возникает и постепенно реализуется новая демократическая концепция таможенного дела, учитывающая прогрессивные явления и тенденции в развитии экономических отношений в стране и мировой цивилизованный таможенно-правовой опыт, и соответствующее ему российское таможенное законодательство.
Таможенное законодательство представляет собой один из наиболее обширных блоков в системе российского законодательства и включает в себя нормативные акты органов государственной власти различных уровней.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...……3
1 ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ…….5
Система управления таможенным делом………………………….5
Управление таможенными институтами…………………………..8
МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМ ДЕЛОМ……19
Теоретическая модель управления таможенным делом…………19
Формализация модели внешнеэкономической и таможенной деятельностью…………………………………………………………………...24
ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМ ДЕЛОМ………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….38
Список использованных источников…………………40

Файлы: 1 файл

там дело в качестве объекта управл.docx

— 168.38 Кб (Скачать)

 

Указанные требования могут быть разделены  на 4 блока:

1) требования к комплексному управлению цепью поставок товаров;

2)требования, касающиеся технологии осуществления досмотра грузов;

3) использование эффективной системы управления рисками;

4) применение единой системы показателей эффективности.

Рамочные стандарты конкретизируют следующие институциональные нововведения: предварительное информирование; внедрение сопоставимой системы управления рисками между таможенными службами стран экспортеров и импортеров; возможность проведения досмотровых операций в стране отправителя по поручению страны получателя, а также упрощенное таможенное оформление товаров для компаний, соблюдающих стандарты безопасности (институт уполномоченного экономического оператора).

В целом процесс институционализации таможенного дела России, главные факторы, задающие новые институциональные условия функционирования и определяющие динамику развития таможенного дела и таможенных органов, отражены на рисунке 37

 

 

 

 

Рисунок 3 -  Стратегические изменения

 

 

Кроме представленных на процесс функционирования и развития таможенных органов влияют следующие группы факторов:

  1. макроэкономические (темпы роста экономики, инвестиционная активность, нестабильность рынков, динамика цен на товары);
  2. геополитические (уровень развития внешнеполитических связей и транспортного сообщения);
  3. нормативно-правовые (изменения норм законодательства в области таможенно-тарифной и налоговой политики, уголовного, административного, уголовно-процессуального, валютного законодательства, международных норм в области внешней торговли);
  4. внутренние (развитие таможенной и транспортно-логистической

инфраструктуры, внедрение современных информационных технологий и коммуникационного оборудования).

Указанные факторы и детерминанты в совокупности формируют определенную конфигурацию институционального пространства стратегических изменений таможенных органов, которое также находится в постоянной динамике. Представленный характер процесса стратегических изменений вызывает необходимость постоянных преобразований в таможенном деле. По сути, речь идет о постоянных институциональных изменениях или об институционализации как непрерывном процессе развития таможенных органов.

Институционализация таможенной службы на национальном и региональном уровнях осуществляется в рамках действующей в настоящее время законодательной и нормативной правовой базы, которая включает: договоры и соглашения в рамках СНГ, Конституцию РФ, федеральные законы, Таможенный кодекс ТС, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, другие нормативные акты министерств и ведомств, регламентирующих деятельность таможенных органов.

С точки зрения институционального и системного подходов важно обратить внимание на то, что в настоящее  время руководством страны в рамках федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 гг.)» поставлена цель — создание целостной системы государственной службы Российской Федерации посредством завершения реформирования ее видов и создания системы управления государственной службой, формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики.

Решение проблемы управления таможенными  органами России должно быть самым тесным образом взаимосвязано с общим процессом реформирования государственной службы Российской Федерации, основные направления которого определены следующим образом:

1)обеспечение взаимосвязи видов государственной службы и муниципальной службы;

2)совершенствование правовой основы государственной гражданской службы Российской Федерации;

3)создание эффективной системы  управления государственной службой;  формирование системы мониторинга  общественного мнения об эффективности  государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих;

4)разработка и введение антикоррупционных стандартов; развитие механизма предупреждения коррупции, выявления и разрешение конфликта интересов на государственной службе;

5)создание системы контроля  деятельности государственных служащих со стороны институтов гражданского общества;

6)упорядочение и конкретизация  полномочий государственных служащих, которые должны быть закреплены  в должностных регламентах;

7)регламентация вопросов, касающихся  повышения денежного содержания  и оптимизации пенсионного обеспечения государственных служащих; совершенствование работы, направленной на приоритетное применение мер по предупреждению коррупции и борьбе с ней на государственной службе;

8) совершенствование организационных  и правовых механизмов профессиональной  служебной деятельности государственных  служащих в целях повышения  качества государственных услуг,  оказываемых государственными органами гражданам и организациям;

9)внедрение эффективных технологий  и современных методов кадровой работы, направленных на повышение профессиональной компетентности, мотивации государственных служащих и обеспечение условий для увеличения результативности их профессиональной служебной деятельности.

Таможенная служба как институт обладает следующими базовыми признаками:

  1. наличие общественно значимых статуса, задач и целей, выражающих конкретные социальные потребности;
  2. наличие материальной, финансовой и ресурсной базы для осуществления своей миссии — назначения;
  3. реализация в структуре и деятельности таможенной службы институциональных норм, которые не противоречат принятым институциональным стандартам и упорядочивают ролевые функции, права и обязанности персонала;
  4. устойчивость социальных связей и отношений в рамках социальной структуры общества.

Таможенная служба — это ведущий  государственный институт, выполняющий комплекс значимых функций, связанных, прежде всего, с регулированием внешнеэкономической деятельности. Одновременно таможенная служба является и социально-экономическим институтом государства.

Таможенное регулирование в  Таможенном союзе — это правовое регулирование отношений, связанных  с перемещением товаров через  таможенную границу Таможенного  союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под  таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.8

Таможенная служба как социально-экономический  институт имеет свою качественно отличимую, присущую ей, характерную институциональную структуру (рисунок 4) и особые специфические черты (рисунок 5).



 

Рисунок 4 - Институциональная структура таможенной службы (правовой и организационный аспекты)9

Рисунок 5 - Специфические признаки таможенной службы как социально-экономического института государства.10

 

2 МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМ ДЕЛОМ

 

2.1 Теоретическая модель  управления таможенным делом.

 

Методология системного анализа  строится на единой концепции теоретической  модели объекта управления.

Следовательно, должен быть построен абстрактный образ управляемой организации,  данный в терминах и понятиях теории систем. Модель должна отражать основные свойства реального объекта, его структуру, механизм функционирования, внешние и внутренние условия жизнедеятельности.

Таможенная сфера деятельности самым тесным образом связана  со сферой внешнеэкономической деятельности России. Именно в согласованности  таких сфер раскрывается тот потенциал,  который может

оказать благотворное воздействие  на экономику страны, на ее безопасность и благосостояние ее граждан.

Системный анализ таких сфер связан с решением следующих, наиболее актуальных проблем:

  1. макроэкономического анализа современного состояния и тенденций развития мировой экономики, глобальных моделей внешнеэкономической деятельности индустриально развитых стран;
  2. макроэкономического анализа современного состояния национальной экономики,  управления народным хозяйством,  направлений таможенной политики и определения направлений развития и модернизации таможенной службы;
  3. всестороннего изучения динамики показателей валового внутреннего продукта, инструментов бюджетно-налоговой,  кредитно-денежной,  валютной и таможенно-тарифной политики в их взаимосвязи;
  4. определения направлений и методов повышения эффективности таможенного регулирования и контроля, деятельности таможенных органов и таможенного дела в целом;
  5. разработки механизмов таможенного регулирования и контроля в интересах роста отечественной экономики и повышения эффективности ее внешнеэкономической деятельности.

Кроме того,  именно во взаимодействии сфер внешнеэкономической и таможенной деятельности наиболее полно раскрываются все системообразующие компоненты таможенного дела  (политика,  технология,

функциональная и организационная  структуры ТО), а через их проявления – и собственно таможенное дело как целое.

Рассмотрим внешнеэкономическую  и таможенную сферы деятельности как совокупность взаимосвязанных  систем и определим соответствующую  теоретическую модель их взаимодействия как абстрактный объект нашего исследования. Формализация и исследование такой  научной абстракции позволит нам  в дальнейшем решать вопросы теории и практики системного анализа таможенной деятельности, формировать принципы и разрабатывать прикладные методы таможенного регулирования и  контроля,  а в более широком  аспекте – управления таможенным делом.

Современные сферы внешнеэкономической  и таможенной деятельности формируются  под воздействием факторов общемирового и государственного масштабов.  Первые определяют условия развития мирового сообщества –  это так называемые факторы глобализации,  вторые задают условия формирования стратегий  государственно-политической и экономической  эволюции конкретных стран11 - это факторы регионализации.

Главным фактором общемирового характера выступает экономическая  интеграция ведущих мировых держав, например,  в рамках Всемирной  торговой организации или Евросоюза.  Основное следствие  интеграции –  системное взаимодействие национальных экономик разных стран мира,  глобализация финансовых и товарных потоков, согласованная таможенная политика.

Среди факторов государственного уровня, оказывающих влияние на эффективность  внешнеэкономической и таможенной деятельности России, наиболее существенными  являются:

  1. противоречивый характер государственной экономической политики:  усиление государственного регулирования в экономике и либерализация внешней торговли,  а как следствие –  слабопрогнозируемая динамика изменений структуры и параметров ВЭД,  численности, качественных и количественных характеристик участников внешней торговли и особенностей их поведения;
  2. диспропорция в структуре государственного бюджета:  значительную долю доходной части государственного бюджета составляют денежные средства от таможенных налогов и сборов;
  3. регионализация ВЭД:  доминирование в структуре и параметрах внешней торговли региональных особенностей страны,  наличие зон свободной экономической торговли,  неоднородность и недостаточная обустроеность таможенной границы России, - все это значительно усложняет решение проблем эффективного регулирования внешней торговли,  повышения качества и результативности таможенного контроля, предъявляет особые требования к методам их решения.

Не менее значимым фактором,  определяющим конфигурацию современных  сфер внешнеэкономической и таможенной деятельности,  становится информатизация общества.  В настоящее время  наблюдается процесс поступательного  движения развитых стран от индустриального  к постиндустриальному  (информационному) обществу.  Формирование единого  мирового информационного пространства,  создание глобальных

информационных технологий и систем,  монополизация и  демонополизация информационных потоков  и ресурсов, качественная эволюция и расширение спектра информационных услуг, превращение информации в товар, -  все это оказывает значительное влияние на мировые экономические потоки,  формирует принципиально новую парадигму таможенного регулирования.

Достаточно очевидно, что  в таких условиях сферы внешнеэкономической  и таможенной деятельности будут  эволюционировать совместно под  воздействием всей представленной совокупности факторов.

Информация о работе Таможенное дело как объект управления