Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 15:41, реферат
Система НИРС - одно из важнейших средств повышения уровня подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием через освоение в процессе обучения по учебным планам и дополнительно основ профессионально-творческой деятельности, методов, приемов и навыков индивидуального и коллективного выполнения научно-исследовательских работ, развитие способностей к научному творчеству, самостоятельности.
Введение
1. Понятие и значение научно-исследовательской работы студентов
2. Цели и задачи научно-исследовательской работы студентов
Заключение
Список используемой литературы
Ещё одним отличием лаборатории от кружка является большее значение способности студента к коллективной работе. Если в кружке каждый студент отвечает, как правило, только за себя, то в данном случае, где темы исследований гораздо более глобальные, одной самостоятельной работой обойтись практически невозможно.
Руководитель лаборатории должен помочь студентам разделить тему на отдельные вопросы, решение которых приведёт к решению главной проблемы. Важно внимание к интересам каждого студента, к его склонностям и возможностям. Опыт коллективной работы приходит не сразу, и разрешение споров и конфликтов, возникающих в процессе работы, так же во многом лежит на плечах преподавателя.
В процессе работы в такой лаборатории студент может полученные за время учёбы и работы в кружках знания реализовать в исследованиях, имеющих практическое значение. Кроме того, заинтересовавшие предприятия студенты в последствии могут быть приглашены на работу в них, что во время отсутствия государственного распределения является ценным результатом.
Таким образом, работа в проблемной студенческой лаборатории - следующий важный шаг к полноценной научно-исследовательской работе и ценный опыт для дальнейшей научной и практической деятельности[9].
- участие в научных и научно-практических конференциях. Каждый из указанных выше типов конференций является итогом проделанной работы: научных исследований, работы в лаборатории, практики по специальности.
На конференции молодые исследователи получают возможность выступить со своей работой перед широкой аудиторией. Это заставляет студентов более тщательно прорабатывать будущее выступление, оттачивает его ораторские способности. Кроме того, каждый может сравнить, как его работа выглядит на общем уровне и сделать соответствующие выводы. Это является очень полезным результатом научной конференции, так как на раннем этапе многие студенты считают собственные суждения непогрешимыми, а свою работу - самой глубокой и самой ценной в научном плане. Часто даже замечания преподавателя воспринимаются как простые придирки. Но слушая доклады других студентов, каждый не может не заметить недостатков своей работы, если таковые имеются, а так же выделить для себя свои сильные стороны.
Кроме того, если в рамках конференции проводится творческое обсуждение прослушанных докладов, то из вопросов и выступлений каждый докладчик может почерпнуть оригинальные идеи, о развитии которых в рамках выбранной им темы он даже не задумывался. Включается своеобразный механизм, когда одна мысль порождает несколько новых[10].
Научно-практические конференции, уже исходя из самого названия, включают в себя не только и не столько теоретические научные доклады, сколько обсуждение путей решения практических задач. Очень часто они проводятся вне стен ВУЗа, а на территории завода, фабрики, колхоза, фермерского хозяйства, управляющего органа, с которыми ВУЗ поддерживает отношения. Например, научно-практическая конференция может проводится по результатам летней практики студентов, когда последние, столкнувшись с определёнными проблемами, могут с помощью работников предприятия и преподавателей попытаться найти пути их решения. Такие конференции способствуют установлению тесных дружеских связей между ВУЗом и предприятиями, а также помогают студентам учиться применять изученную теорию на практике. Отличительной чертой научно-практической конференции является сложность её слаженной организации, так, чтобы участие в ней было одинаково полезно и интересно и студентам, и работникам предприятия. Разработка и проведение такой конференции требует от организаторов и участников большого внимания и терпения.
- участие во внутривузовских и государственных конкурсах. Такая форма научно-исследовательской работы студентов является «высшим пилотажем». Здесь от студентов требуется не только старательность в процессе такой работы, а стремление доказать, что его позиция по поставленной проблеме единственно верная. Кроме того, от студента требуется умение это доказать, часто в спорах с оппонентами – такими же конкурсантами. Эффективность такой работы можно исчерпывающе определить одной фразой – «истина рождается в споре».
Кроме того, именно такая форма проведения научно-исследовательской работы студентов является источником дополнительного стимула студента к работе – стимула быть победителем, что свойственно любой нормальной личности.
Таким образом, НИРС является одной из форм учебного процесса, в которой наиболее удачно сочетаются обучение и практика. В рамках научной работы студент сначала приобретает первые навыки исследовательской работы (первая ступень, то есть научные и проблемные кружки), затем начинает воплощать приобретённые теоретические знания в исследованиях, так или иначе связанных с практикой (вторая ступень - различные студенческие лаборатории), а в конце этого длительного процесса возможно участие во «взрослых» научных конференциях, симпозиумах разного уровня, вплоть до международных (третья ступень).
При этом, следует отметить, что НИРС требует большого внимания и терпения от научных руководителей, так как удача или неудача каждого студента во многом является результатом их собственных верных и неверных действий. НИРС должна находиться в центре внимания руководящих звеньев ВУЗа.
Многообразие форм НИРС современности даёт возможность каждому студенту ВУЗа найти занятие по душе, и участие в ней необходимо для наиболее гармоничного и глубокого образования[11]. Научно-исследовательская работа студентов организуется и проводится как в учебное, так и во внеучебное время. В учебное время научно-исследовательская работа проводится, как правило, со студентами, успешно обучающимися по учебным планам бакалавратуры и магистратуры. Она может предусматривать также выполнение курсовых работ или проектов, выпускных квалификационных работ, других видов учебных занятий, имеющих исследовательский характер. Во внеучебное время научно-исследовательская работа организуется индивидуально или путем участия студентов в работе научных кружков, семинаров, различных научных конференций.
2. Цели и задачи научно-исследовательской работы студентов
Современные требования к специалистам обуславливают особую важность воспитания у студентов стойкого познавательного интереса, развития аналитического и творческого мышления, являющихся неотъемлемыми характеристиками гармонически и всесторонне развитой личности. От выпускников высшей школы требуется, чтобы они не только квалифицированно разбирались в специальных и научных областях знаний, но и умели формировать и защищать свои идеи и предложения. Для этого, прежде всего, необходимо уметь самостоятельно анализировать и обобщать научные факты, явления и информацию[12].
Система НИРС - одно из важнейших средств повышения уровня подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием через освоение в процессе обучения по учебным планам и дополнительно основ профессионально-творческой деятельности, методов, приемов и навыков индивидуального и коллективного выполнения научно-исследовательских работ, развитие способностей к научному творчеству, самостоятельности[13].
Составными частями системы НИРС являются[14]:
- включение элементов научных исследований в учебную программу (защита курсовых работ и дипломных проектов с элементами научных исследований, проблемные лекции, лабораторно-практические занятия с элементами научных исследований, выполнение рефератов по интересным научным тематикам);
- участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, конкурсах, представление работ для публикации, пользование услугами научных подразделений;
- научно-исследовательская работа в составе научных, технических, экономических или иных студенческих бюро и объединений, в составе студенческих научно-производственных отрядов, что позволяет студентам не только знакомиться с реальными задачами, разрабатывать проекты их решения, но и самим осуществлять свои предложения на практике;
- научно-исследовательская работа в студенческих научных кружках, где студенты учатся не только проводить исследования, но и представлять полученные результаты, обмениваться опытом.
Цель научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы состоит в развитии творческих способностей будущих специалистов и повышении уровня их профессиональной подготовки на основе индивидуального подхода и усиления самостоятельной творческой деятельности, применения активных форм и методов обучения.
В настоящее время научно-исследовательская работа студентов преследует следующие цели[15]:
- расширить и углубить знания студентов в области теоретических основ изучаемых дисциплин, получить и развить определенные практические навыки самостоятельной научно-исследовательской деятельности;
- проводить научные изыскания для решения актуальных задач, выдвигаемых наукой и практикой;
- выработать навыки грамотно излагать результаты собственных научных исследований (отчеты, рефераты, доклады и др.) и способность аргументировано защищать и обосновывать полученные результаты;
привить навыки пользователей вычислительной техники при проведении научных исследований и обработке полученных результатов;
- широко внедрить новые информационные технологии при проведении НИРС, обеспечить информационно-программную поддержку изысканий и сопровождение полученных результатов;
- формировать системную методологию познания разнообразных объектов, принципов и способов их исследования;
- проводить индивидуальную работу по формированию у студентов системного мышления в новых условиях экономического развития и становления рыночных отношений в государстве;
- готовить и отбирать молодые кадры для поступления в аспирантуру и дальнейшего их использования в вузах, организациях и на предприятиях.
Основными задачами научно-исследовательской работы со студентами являются[16]:
- формирование у студентов интереса к научному творчеству, обучение методике и способам самостоятельного решения научно-исследовательских задач и навыкам работы в научных коллективах;
- развитие у студентов творческого мышления и самостоятельности, углубление и закрепление полученных при обучении теоретических и практических знаний;
- выявление наиболее одаренных и талантливых студентов, использование их творческого и интеллектуального потенциала для решения актуальных задач науки;
- подготовка из числа наиболее способных и успевающих студентов резерва научно-педагогических и научных кадров и деятелей науки.
Заключение
Научно исследовательская работа студентов РТА является важным фактором при подготовке молодого специалиста и учёного. Выигрывают все: сам студент приобретает навыки, которые пригодятся ему в течение всей жизни, в каких бы отраслях народного хозяйства он не работал: самостоятельность суждений, умение концентрироваться, постоянно обогащать собственный запас знаний, обладать многосторонним взглядом на возникающие проблемы, просто уметь целенаправленно и вдумчиво работать.
Общество получает достойного своего члена, который, обладая вышеперечисленными качествами, сможет эффективно решать задачи, поставленные перед ним.
Каждый преподаватель Российской таможенной академии должен уделять НИРС не меньше внимания, чем к аудиторным занятиям, несмотря на то, что это отнимает много времени и сил. Ведь самая большая награда для него - это действительно образованный, всесторонне развитый и благодарный человек, который всегда будет помнить уроки, полученные в юности.
Существует и применяется два основных вида научно-исследовательской работы студентов (НИРС): 1) учебная научно-исследовательская работа студентов, предусмотренная действующими учебными планами; 2) исследовательская работа сверх тех требований, которые предъявляются учебными планами.
Система НИРС - одно из важнейших средств повышения уровня подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием через освоение в процессе обучения по учебным планам и дополнительно основ профессионально-творческой деятельности, методов, приемов и навыков индивидуального и коллективного выполнения научно-исследовательских работ, развитие способностей к научному творчеству, самостоятельности.
Многообразие форм НИРС современности даёт возможность каждому студенту РТА найти занятие по душе, и участие в ней необходимо для наиболее гармоничного и глубокого образования. Научно-исследовательская работа студентов организуется и проводится как в учебное, так и во внеучебное время.
Цели и задачи научно-исследовательской работы сводятся к тому, чтобы выявить наиболее одаренных и талантливых студентов с последующим формированием у них интереса к научному творчеству, обучение методике и способам самостоятельного решения научно-исследовательских задач и навыкам работы в научных коллективах, развитием у студентов творческого мышления и самостоятельности, углубление и закрепление полученных при обучении теоретических и практических знаний.
Список используемой литературы
1. Вишневский М.И. Введение в философию образования: Учеб. пособие для студ. пед. спец. вузов / Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2002.
2. Гершунский Б.С., Философия образования. - М.: Проспект, 1998.
3. Лиферов А.П. Основные тенденции интеграционных процессов в мировом образовании: Автореф. дис. д-ра пед наук. - М., 1997.
4. Макаренко А. С. Педагогическая поэма - М.: Наука, 1988.
5. Макаров Ю.А. Сущность индивидуализации развития – Житомир, Завуч, 1999.
5
[1] - См.: Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии - М.:Лед, об- во России. 1998. С.73.
[2] - См.: Вишневский М.И. Введение в философию образования: Учеб. пособие для студ. пед. спец. вузов / Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2002. С.112.
[3] - См.: Макаров Ю.А. Сущность индивидуализации развития – Житомир, Завуч, 1999. С.261.
[4] - См.: Гершунский Б.С. Философия образования. - М.: Проспект, 1998. С.76.
[5] - См.: Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии - М.:Лед, об- во России. 1998. С.79.
[6] - См.: Огородникова Е.И., Критерии перехода образовательных учреждений на новые формы обучения. – М.: Педагогика, 1997. С.165.
[7] - См.: Вишневский М.И. Введение в философию образования: Учеб. пособие для студ. пед. спец. вузов / Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2002. С.116.
[8] - См.: Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии - М.:Лед, об- во России. 1998. С.81.
[9] - См.: Макаров Ю.А. Сущность индивидуализации развития – Житомир, Завуч, 1999. С.211.
[10] - См.: Огородникова Е.И., Критерии перехода образовательных учреждений на новые формы обучения. – М.: Педагогика, 1997. С.169.
[11] - См.: Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии - М.:Лед, об- во России. 1998. С.88.
[12] - См.: Лиферов А.П. Основные тенденции интеграционных процессов в мировом образовании: Автореф. дис. д-ра пед наук. - М., 1997. С.89.
[13] - См.: Пошконяк Н.М. Образование: традиция и нововведения в условиях социальных изменений - Спб.: Нева, 1999. С.302.
[14] - См.: Гершунский Б.С. Философия образования. - М.: Проспект, 1998. С.442.
[15] - См.: Макаров Ю.А. Сущность индивидуализации развития – Житомир, Завуч, 1999. С.216.
[16] - См.: Пошконяк Н.М. Образование: традиция и нововведения в условиях социальных изменений - Спб.: Нева, 1999. С.331.