Субъекты внешнеэкономической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 19:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является отражение теоретических вопросов внешнеэкономической деятельности российских предприятий, отражение ее современного состояния.
Курсовая работа включает следующие задачи:
дать понятие внешнеэкономической деятельности предприятия;
рассмотреть классификацию субъектов внешнеэкономической деятельности;
рассмотреть основные формы осуществления ВЭД российскими предприятиями;
проанализировать статистические показатели динамики развития субъектов ВЭД РФ.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения внешнеэкономической деятельности 5
1.1. Сущность и виды внешнеэкономической деятельности 5
1.2. Классификация субъектов внешнеэкономической деятельности 8
1.3. Предприятие как основной субъект внешнеэкономической деятельности 10
1.4. Основные формы внешнеэкономической деятельности российских предприятий 14
1.4.1. Внешнеторговая деятельность 14
1.4.2. Международная кооперация производства 19
1.5. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельностью 21
Глава 2. Статистические показатели внешнеэкономической деятельности российских предприятий 24
2.1. Динамика развития 24
2.2. Выборочный метод статистического наблюдения 28
Заключение 33
Список используемой литературы 35
Приложение 1 37
Приложение 2 40
Приложение 3 41
Приложение 4 42

Файлы: 1 файл

Субъектами внешнеэкономической деятельности являются государственные органы.doc

— 478.50 Кб (Скачать)

2.2. Выход на  внешний рынок с помощью посредников.  Создание собственных внешнеэкономических  служб на предприятии оправдано,  если: 
доля экспорта велика в общем обороте;

  1. внешнеторговые операции осуществляются регулярно;
  2. выпускается продукция с высоким уровнем конкурентоспособности, уникальная по своим свойствам;
  3. невысок уровень конкуренции на соответствующем сегменте мирового рынка; 
    на предприятии имеется необходимое количество специалистов по внешнеэкономической деятельности.

Если предприятие-изготовитель выходит на зарубежный рынок с сильной конкуренцией и сложной продукцией, хорошо известной потребителю, имеет смысл обращаться к зарубежным фирмам-посредникам, хорошо знающим местный рынок и имеющим на нем свое место. Это также необходимо, когда требуется «доводка» экспортируемой продукции до уровня, удовлетворяющего местных потребителей. Как правило, зарубежные фирмы-посредники обходятся дороже, чем отечественные.

3. Обязательным  условием выхода на внешний  рынок является декларирование  товаров, пересекающих границу, органами таможенного контроля. Обязательное декларирование было введено в 1989 г. Осуществляется декларирование по грузовой таможенной декларации стандартного вида и обязательно как для экспортеров товаров, так и для импортеров. Необходимой предпосылкой и обязательным условием внешнеторговой деятельности предприятия является выполнение целого ряда операций, связанных с обеспечением продвижения товара от продавца к покупателю. В ряду этих операций выделяют такие, как транспортные, транспортно-экспедиторские, страховые, а также операции, связанные с введением международных расчетов. Таким образом, внешнеторговые операции охватывают широкий комплекс экономического, валютно-финансового и правового характера.16

Внешнеторговые  операции осуществляются на основе заключаемых  сделок. Под международной торговой сделкой понимают договор между  двумя или несколькими фирмами, находящимися в разных странах, по поставке товара и/или оказанию услуг в соответствии с согласованными условиями.

Основным признаком международной торговли является пересечение границы страны-продавца товаром, если это материальный объект. Также международную торговую сделку характеризует и то, что она сопровождается платежом в иностранной валюте по отношению к одной или обеим сторонам. Однако этот принцип может не соблюдаться, например, при товарообменных сделках.

1.4.2. Международная кооперация производства

Международная кооперация производства - это скоординированная или совместная, обычно долговременная производственно-экономическая, и, как правило, научно-техническая деятельность партнеров из разных стран, основанная на разделении производственно-сбытовых программ, равноправном и взаимовыгодном сотрудничестве.

В современном  мире МКП занимает ведущее место  среди остальных форм внешнеэкономических  связей, в силу присущих ей объективных  преимуществ. Суть МКП состоит в:

    1. объединении иностранных партнеров на основе общности экономических, технологических, научно-технических и иных интересов;
    2. организации производства промежуточной продукции (применительно к машиностроению - комплектующих деталей) на предприятиях - участниках МКП с последующей сборкой из нее готовых изделий;
    3. увязке технических параметров готовых изделий и их частей, обеспечивающей взаимозаменяемость и унификацию кооперированных изделий с учетом стандартов международных организаций и стран-кооперантов.

Международная кооперация производства имеет ряд  особо важных преимуществ для  предприятий России в современных условиях. Она позволяет:

    1. посредством небольшого увеличения объема взаимных поставок комплектующих между российскими и зарубежными партнерами добиться значительного и быстрого увеличения выпуска предприятиями конечной продукции с последующей ее реализацией. Это достигается благодаря тому, что к небольшой части импортных комплектующих, которые в России не производятся, наши предприятия могут присоединить значительно больше компонентов своего производства и живого труда;
    2. в наибольшей степени экономить валюту, что является первостепенным для российских предприятий в современных экономических условиях, когда обнаруживается отсутствие СКВ у многих наших производителей;
    3. быстрее повышать технический уровень производства благодаря совершенствованию организации производства и управления им, внедрению достижений мировой практики менеджмента и маркетинга, эффективному обмену технологиями с иностранными фирмами.

Российские  предприятия, вступая в МКП, ставят своей первоочередной целью повышение  качества и конкурентоспособности  производимой продукции, которая пользовалась бы успехом, как на внутреннем, так и на мировом рынке, а также применение высокоэффективной и экологически чистой техники и технологий.

МКП имеет множество  форм и разновидностей, предопределяемых особенностями кооперационных проектов.

Одним из важнейших  критериев при выборе предприятием наиболее подходящей для него формы  МКП, являются отношения собственности. Здесь можно выделить такие варианты, как:

    1. полное обособление собственности предприятий-партнеров из России и других стран на средства производства, ресурсы и имущество;
    2. объединение собственности российских и зарубежных партнеров в различных формах совместного предпринимательства;
    3. различные сочетания двух перечисленных выше видов отношений собственности.

1.5. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельностью

Основы государственного регулирования ВЭД концептуально  определены в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности». Государственное регулирование ВЭД базируется на определенных экономических и административных методах. К ним можно отнести таможенно-тарифное регулирование в виде применения импортно-экспортного тарифа; квотирование, лицензирование и т.д.

Государственное регулирование внешнеэкономической  деятельности в РФ осуществляют:

    1. Президент РФ,
    2. Правительство РФ,
    3. Министерство экономического развития и торговли РФ,
    4. Государственный таможенный комитет РФ,
    5. иные органы.17

Задачи, функции, правомочия этих государственных органов  в рассматриваемой области определены Конституцией РФ, Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», а также специальными актами.

Среди консультационных и координационных органов, действующих  в данной сфере, можно назвать:

  1. Комитет РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами (действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 1 декабря 2000 г. № 953), осуществляющий в пределах своей компетенции реализацию решений Президента РФ и Правительства РФ по вопросам регулирования и контроля деятельности в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами;
  2. Комиссию по военно-техническому сотрудничеству РФ с иностранными государствами (действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 1 декабря 2000 г. № 953), которая является совещательным и консультативным органом, разрабатывающим для главы государства предложения, касающиеся основных направлений государственной политики в этой сфере;
  3. Комиссия по экспортному контролю РФ (действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 29 января 2001 г. N° 98) - межведомственный координационный орган по экспортному контролю, образованный в целях обеспечения реализации государственной политики в области экспортного контроля, в том числе в отношении международных режимов экспортного контроля, а также в целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в данной сфере.

Непосредственными участниками внешнеэкономической  деятельности являются хозяйствующие субъекты: российские и иностранные физические и юридические лица, имеющие право осуществлять предпринимательскую, и в том числе внешнеэкономическую, деятельность.

Учет участников внешнеэкономической деятельности ведут таможенные органы в соответствии с Порядком учета, утвержденным Приказом ГТК РФ от 31 августа 2000 г. N° 787. Для участников ВЭД учет носит добровольный характер. Средством идентификации участника внешнеэкономической деятельности служит учетная карта участника ВЭД.

Право на осуществление внешнеэкономической деятельности в отношении продукции военного назначения приобретается после получения свидетельства и занесения в реестр, который ведется Комитетом РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами.

 

Глава 2. Статистические показатели внешнеэкономической деятельности российских предприятий

2.1. Динамика развития

Статистическое наблюдение внешнеторговых операций заключается в расчете и анализе различных статистических показателей, которые дают количественную характеристику исследуемого явления в тесной взаимосвязи с внутренними процессами этого явления, его сущностью. Как правило, изучаемые процессы достаточно сложны, поэтому в анализе используется система статистических показателей, а не отдельно взятые показатели.

Система статистических показателей определяется как совокупность взаимосвязанных показателей, нацеленная на решение конкретной статистической задачи.18

Изучение показателей  внешней торговли позволяет определить:

    1. объемы импортной продукции на рынке (Приложение 1),
    2. объемы экспорта продукции из России (Приложение 2)
    3. основных зарубежных производителей продукции,
    4. долю зарубежных производителей на рынке;
    5. ключевые сегменты импортируемой или экспортируемой продукции;
    6. доли каждого из сегментов в общих объемах экспорта или импорта.

По данным приложения 2, характеризующим динамику экспорта РФ, рассчитаем показатели динамики от года к году и средние показатели (Приложение 3).

Для характеристики интенсивности развития во времени  используются статистические показатели, получаемые сравнением уровней между собой, в результате чего получаем систему абсолютных и относительных показателей динамики: абсолютный прирост, коэффициент роста, темп роста, темп прироста, абсолютное значение 1% прироста. Для характеристики интенсивности развития за длительный период рассчитываются средние показатели: средний уровень ряда, средний абсолютный прирост, средний коэффициент роста, средний темп роста, средний темп прироста, среднее абсолютное значение 1% прироста (таблица 1).

Таблица 1

Показатели динамики

Показатели

От периода  к периоду

Средние (по цепным)

цепные

базисные

Абсолютный  прирост,

Коэффициент роста, Кр

Темп роста, Тр

Темп прироста, Тп

Абсолютное  значение 1% прироста, А

-


Средние показатели динамики:

Средний уровень  динамического ряда:

млн. долларов. Это означает, что за период 2005-2009 гг. от года к году экспорт РФ становилось в среднем 300219,68 млн. долларов.

Средний абсолютный прирост: тыс. чел. Это означает,

что в течение 2005-2009 гг. экспорт РФ, сократилось  на 15075,05 млн.долларов.

Средний коэффициент  роста:

. Это означает, что ежегодно в  среднем экспорт РФ, изменялось  в  раза к уровню предыдущего года.

Средний темп роста: . Это означает, что ежегодно в среднем экспорт РФ, составляло 105,7% к уровню предыдущего года.

Средний темп прироста: . Это означает, что ежегодно количество экспорта РФ, увеличивалось на 5,7%.

Среднее абсолютное значение 1% прироста:

млн. дол..

Это означает, что  на 1% прироста экспорта приходится 2998,6153 млн. долл.

Проведем аналитическое  выравнивание данных, представленных в приложении 2, характеризующих экспорт РФ. Для расчетов будем использовать вспомогательную таблицу 2.

Таблица 2

Вспомогательная таблица для проведения аналитического выравнивания

Годы

Экспорт млн  долларов

Расчетные величины

   

ti

y*t

t2

ŷt

yi-ŷt 

(yi- Ŷt)2

2005

241352,1

-2

-482704,2

4

51307,94

190044,16

36116782750

2006

137547,6

-1

-137547,6

1

55819,2

81728,4

6679531367

2007

352473,2

0

0

0

60330,46

292142,74

85347380535

2008

468073,2

1

468073,2

1

64841,72

403231,48

1,62596E+11

2009

301652,3

2

603304,6

4

69352,98

232299,32

53962974072

итого:

1501098

0

451126

10

301652,3

1199446

3,44702E+11

Информация о работе Субъекты внешнеэкономической деятельности