Проблемы и перспективы развития таможенного союза стран СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 16:11, реферат

Краткое описание

В 2012 году начала свою деятельность Евразийская экономическая комиссия – постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического пространства. При непосредственном участии ФТС России проведено 34 заседания Коллегии Евразийской экономической комиссии и 12 заседаний Совета Евразийской экономической комиссии. Принятые на них решения позволили завершить формирование договорно-правовой базы, необходимой для начала функционирования Единого экономического пространства.

Оглавление

1. Таможенное сотрудничество России со странами ближнего зарубежья не входящими в состав Таможенного союза СНГ……………...2
2. История создания Таможенного союза СНГ……………………….6
3. Проблемы и перспективы развития таможенного союза стран СНГ………………………………………………………………………….…...10

Список использованной литературы………………………….……16

Файлы: 1 файл

таможеное дело.docx

— 32.93 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1. Таможенное сотрудничество России со странами ближнего зарубежья не входящими в состав Таможенного союза СНГ……………...2

2. История создания Таможенного союза СНГ……………………….6

3. Проблемы и перспективы развития таможенного союза стран СНГ………………………………………………………………………….…...10

 

Список использованной литературы………………………….……16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Таможенное  сотрудничество России со странами  ближнего зарубежья не входящими  в состав Таможенного союза  СНГ.

 

Основным результатом  работы Федеральной Таможенной Службы (ФТС) России на международном направлении в 2012 году явилось заключение 26 международных документов в таможенной сфере с 15 странами, а также в рамках СНГ, ШОС и Всемирной таможенной организации.

В 2012 году начала свою деятельность Евразийская экономическая комиссия – постоянно действующий наднациональный  регулирующий орган Таможенного  союза и Единого экономического пространства. При непосредственном участии ФТС России проведено 34 заседания  Коллегии Евразийской экономической  комиссии и 12 заседаний Совета Евразийской  экономической комиссии. Принятые на них решения позволили завершить  формирование договорно-правовой базы, необходимой для начала функционирования Единого экономического пространства.

Продолжилась активная работа по взаимодействию таможенных служб  России, Белоруссии и Казахстана. Проведено 4 заседания Объединенной коллегии таможенных служб государств – членов Таможенного союза.

В 2012 году продолжилось укрепление интеграционных процессов на пространстве СНГ, ЕврАзЭС. Активная работа проводилась на уровне Советов руководителей таможенных служб СНГ и Совета руководителей таможенных служб при Интеграционном комитете ЕврАзЭС. Основное внимание на заседаниях этих органов уделялось сближению норм таможенного законодательства, развитию информационно-технологических систем и упрощению перемещения товаров и транспортных средств.

 В рамках двустороннего  сотрудничества на пространстве  СНГ наиболее активно и динамично  развиваются контакты между таможенными  службами России и Украины.  В 2012 году руководителями таможенных  служб России и Украины утвержден  Порядок обмена между таможенными  органами Российской Федерации и Украины информацией и документами о результатах таможенного контроля товаров и транспортных средств, подписан Меморандум между ФТС России и ГТС Украины об укреплении сотрудничества по защите прав интеллектуальной собственности. Таможенными органами России и Украины осуществлены масштабные мероприятия по подготовке к организации и проведению на территории Украины Чемпионата Европы по футболу ЕВРО-2012.

 Поступательно развиваются  отношения ФТС России с таможенными  службами Армении, Киргизии, Молдовы.

 В марте 2012 года  подписано Соглашение между Федеральной  таможенной службой и Государственным  таможенным комитетом Республики  Южная Осетия о местах нахождения, количественном составе должностных  лиц, условиях размещения и  регионах деятельности специализированных  таможенных постов. Аналогичное  соглашение подписано с таможенной  службой Республики Абхазия в  сентябре т.г.

 Динамично развивается  сотрудничество с таможенными  службами государств дальнего  зарубежья. Одним из приоритетных  направлений является укрепление  взаимодействия с таможенными  службами государств Азиатско-Тихоокеанского  региона, а именно Китая, Монголии, Индии, Республики Корея, Вьетнама. В июне-июле 2012 года ФТС России  пописала меморандумы об обмене  статистическими данными во взаимной  торговле со Статистическим агентством  Индонезии, а также с Главным  таможенным управлением Вьетнама.

 Сотрудничество с таможенными  службами европейских государств  осуществляется в рамках проектов  сотрудничества Россия – ЕС  и на двусторонней основе: наиболее  активно с таможенными службами  Германии, Финляндии. Заметно активизировались  контакты с Польшей, Латвией,  Литвой и Эстонией.

 В 2012 году Федеральная  таможенная служба уделяла большое  внимание укреплению таможенного  сотрудничества со странами Латинской  Америки, что связано с взаимными интересами в развитии торгово-экономических связей.

 Представители ФТС  России активно участвуют в  работе Всемирной таможенной  организации, Подкомитета Россия-ЕС  по таможенному и трансграничному  сотрудничеству, в мероприятиях  по линии Форума Азиатско-Тихоокеанского  сотрудничества, Шанхайской организации  сотрудничества в рамках Специальной  рабочей группы по таможенному  сотрудничеству.

 ФТС России успешно  реализует таможенную составляющую  инициативы «Партнерство для  модернизации», которая в настоящее  время является основным инструментом, определяющим направления сотрудничества  России и ЕС.

 В настоящее время  Федеральная таможенная служба  имеет свои представительства  (представителей) в 17 странах: Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Украина, Таджикистан, Абхазия, Южная Осетия, Бельгия, Бразилия, Германия, Китай, включая Гонконг, Республика Корея, Индия, Латвия, Турция, Финляндия, Япония). В ближайшее время планируется направить представителя ФТС России в Аргентину.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. История  создания Таможенного союза СНГ.

 

Путь к созданию Таможенного  союза на пространстве СНГ был  непростым. Первым шагом к формированию такого объединения стало подписание в январе 1995 г. Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, к которому затем присоединились Казахстан  и Киргизия, а в 1999 году – Таджикистан.

 В целях перевода  сотрудничества упомянутых стран  на качественно новый уровень  10 октября 2000 г. в городе Астане  президентами Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана  был подписан Договор об учреждении  Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Договор заключили как раз те страны СНГ, которые в политико-правовом и экономическом измерении оказались наиболее подготовленными к тесному интеграционному взаимодействию.

 В лице ЕврАзЭС страны создали межгосударственную структуру, которая поставила перед собой главную задачу – достижение глубокой экономической интеграции. Ее осуществление предполагает три логических этапа: создание зоны свободной торговли, формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства.

 Последовательность этих  стадий экономической интеграции  в рамках ЕврАзЭС в целом соблюдается. Положительная динамика развития Сообщества позволила главам государств принять в августе 2006 года решение о создании Таможенного союза и Единого экономического пространства. Таможенный союз на начальном этапе формируется тремя государствами – Беларусью, Казахстаном и Россией. Присоединение к нему Киргизии, Таджикистана и Узбекистана будет происходить с учетом степени готовности их экономики. На состоявшемся в г. Душанбе в октябре 2007 года заседании Межгоссовета ЕврАзЭС главами государств подписаны основополагающие документы по формированию Таможенного союза:

 • Протокол о внесении изменений в Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года;

 • Договор о Комиссии таможенного союза;

 • Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза;

 • Протокол о порядке вступления в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним.

 Это основополагающие  документы, необходимые для формирования  институциональной структуры Таможенного  союза. Они же определяют механизм  присоединения к Таможенному  союзу других государств. Все  принятые документы отвечают  международным принципам, признанным  нормам и правилам, закрепленным  в многосторонних соглашениях  Всемирной торговой организации.

 Межгоссовет ЕврАзЭС наделен функциями высшего органа Таможенного союза. Учрежден постоянно действующий регулирующий орган – Комиссия Таможенного союза. Комиссия в пределах своих полномочий принимает решения, имеющие обязательный характер для Сторон. Голоса между Сторонами в Комиссии распределены следующим образом:

 • Республика Беларусь – 21,5%,

 • Республика Казахстан – 21,5%,

 • Российская Федерация – 57%.

 Таким образом, впервые  главы государств согласились  передать часть своих полномочий  наднациональному органу. Предложение  решить проблему создания Таможенного  союза с использованием наднационального  органа – это эффективное применение  площадки Сообщества, поскольку  ЕврАзЭС выступает здесь так же, как Евросоюз для европейских стран - свободным, независимым и объективным арбитром процесса интеграции.

 Ключевыми точками  в работе по созданию Таможенного  союза являются: 1 января 2010 года, 1 июля 2010 года и 1 июля 2011 года.

 К 1 января 2010 г. в  основном сформирована правовая  база Таможенного союза и принято  более 40 международных договоров,  введены единые для трех стран  таможенно-тарифное и нетарифное  регулирование торговли товарами  с третьими странами, Комиссии  Таможенного союза переданы функции  по определению параметров таможенно-тарифного  и нетарифного регулирования.

 С 1 июля 2010 года начал  функционирование второй этап: Беларусь, Казахстан и Россия формируют  единую таможенную территорию, на  которой действует Таможенный  кодекс Таможенного союза. Знаковым  событием в этом плане стало  подписание главами государств 5 июля 2010 года в г. Астане пакета  документов, в числе которых Совместное  заявление президентов Беларуси, Казахстана и России о вступлении  в силу Договора о Таможенном  кодексе Таможенного союза для  трех стран с 6 июля 2010 года.

1 июля 2011 года - это завершающий  элемент формирования единой  таможенной территории, в пределах  которой обеспечивается свободное  перемещение как товаров, произведенных  в странах Таможенного союза,  так и товаров, происходящих  из третьих стран.

 Осуществление в полном объеме в согласованные сроки последовательности шагов по созданию единой таможенной территории усилит конкурентные позиции стран-участниц Таможенного союза в рамках Единого экономического пространства (далее – ЕЭП), договоренность о создании которого была достигнута на неформальном саммите глав государств Таможенного союза в декабре 2009 г. Утвержден План действий по формированию ЕЭП к началу 2012 г., включая формирование общего энергетического рынка и единого транспортного пространства.

 План действий по  формированию ЕЭП предполагает  разработку, принятие и введение  в действие 20 международных договоров,  которые составляют правовую  базу ЕЭП. Все документы разделены  на два пакета. При этом на первом этапе должно быть обеспечено формирование единой таможенной территории, как ключевого элемента создания единого товарного рынка, а первый пакет из 14 соглашений, содержащих единые базовые правила внутреннего регулирования экономик, должен быть введен в действие до 1 июля 2011 года.

 Завершается формирование  ЕЭП к 1 января 2012 года введением  в действие второго пакета  из 6 соглашений, определяющих единые  правила в конкретных секторах  экономики. На этом завершающем  этапе устанавливаются единые  принципы валютной политики, включая  вопросы введения единой валюты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы и  перспективы развития таможенного  союза стран СНГ.

 

По мнению экономистов  Европейского банка реконструкции  и развития (ЕБРР), создание Таможенного  союза России, Беларуси и Казахстана является первым успешным примером региональной экономической интеграции между  странами бывшего Советского Союза.

Об этом говорится в  сообщении пресс-службы банка со ссылкой на «Доклад о переходном процессе» за 2012 год.

«Договоренность о создании Таможенного союза была достигнута между Беларусью, Казахстаном и  Россией в ноябре 2009 года. Несмотря на то, что многим из благ, которые сулит этот союз, еще предстоит материализоваться на практике, ясно одно: введение единого таможенного тарифа и снижение нетарифных барьеров уже сейчас сказываются как на внутренних торговых отношениях между этими тремя членами союза, так и на их внешних связях с другими странами мира», - говорится в сообщении.

По мнению экономистов  ЕБРР, прежние попытки добиться экономической  интеграции на постсоветском пространстве, например путем заключения договора о зоне свободной торговли в рамках СНГ, на практике не привели к сколько-нибудь реальной интеграции. Вместе с тем  создание Таможенного союза позволило  на деле запустить механизм интеграционных процессов в области торговли, особенно благодаря снижению нетарифных торговых барьеров. В перспективе  данный союз сулит в дальнейшем такие  выгоды, как совершенствование трансграничной инфраструктуры и укрепление институциональных  механизмов.

После создания союза объем  торгового оборота среди этих трех стран удвоился. Его увеличение произошло главным образом благодаря  экономическому восстановлению стран  после кризиса, а также снижению нетарифных барьеров и в определенной мере – введению единого таможенного  тарифа.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития таможенного союза стран СНГ