Миграционная безопасность

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 11:41, доклад

Краткое описание

Регулируя миграционные процессы в необходимом стране направлении, можно стимулировать экономику страны, направляя миграционные потоки в те отрасли экономики, которые наиболее остро нуждаются в дополнительном притоке рабочей силы. Можно улучшить внутриполитическую, социальную, демографическую, криминальную ситуацию в России при помощи миграции. Также, регулируя миграционные процессы, Россия может налаживать международные отношения с другими государствами, например, с СНГ, Китаем, направляя миграционные потоки в нужное для России русло.

Файлы: 1 файл

Миграционная безопасность.docx

— 29.00 Кб (Скачать)

 

 

 

МИГРАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Российская Федерация – государство, имеющее связи со многими странами мира. После падения «железного занавеса» и развала СССР в нашей стране стали  происходить радикальные изменения: расширились и динамично развиваются международные, внешнеэкономические и политические связи; открылись старые и появились новые границы. Это оказало влияние и на миграционные процессы, увеличилось количество иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Россию.

Россия по численности мигрантов занимает второе место в мире после США. Ежегодно к нам въезжают около 22 млн. иностранных граждан из более 122 стран мира. Из них 80% - граждане стран СНГ. Также приезжают  из Средней Азии(Киргизия, Таджикистан, Туркмения), Закавказья (Азербайджан, Армения, Грузия), Молдавии, Белоруссии, в основном они приезжают с целью трудоустройства. Их труд используется по всей России, они задействованы практически во всех сферах экономики. 

Увеличение миграционных потоков характеризуется нарастанием противоречий. С одной стороны, экономическая глобализация стимулирует международные перемещения, а с другой – обуславливает интенсивную криминализацию общественных и экономических отношений и, как следствие, ужесточение миграционных режимов принимающих сторон.

Миграция является многосторонним явлением, оказывающим влияние практически на все стороны жизни. Поэтому миграционная безопасность является важным компонентом национальной и международной безопасности. Она является составной частью общей политики любого государства.

Негативным проявлением миграционных процессов является то, что она относится к условиям, создающим опасности интересам личности, общества и государства. В Указе Президента РФ «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» неконтролируемая и незаконная миграция, организация каналов незаконной миграции выделяются в качестве угрозы безопасности России.1

Международное движение населения воздействует на международную безопасность на трех уровнях:

  • на уровне национальной безопасности государства происхождения мигрантов, принимающего государства и государства транзита, которые воспринимают массовую международную миграцию населения как угрозу их экономическому благосостоянию, социальному порядку, культурным и религиозным ценностям и политической стабильности;
  • на уровне межгосударственных отношений; международная миграция способна создать напряженность и осложнить двусторонние и многосторонние международные отношения, оказывая влияние на региональную и международную стабильность;
  • неупорядоченные миграционные потоки и недобровольные перемещения людей несут значительную угрозу индивидуальной безопасности и создают условия для нарушения прав человека.

Миграция в целом, в том числе и незаконная миграция, обусловлена рядом экономических, демографических, политических, этнических, экологических, военных причин.  Они, как правило, действуют в сочетании  друг  с другом. Необходимо отметить, что незаконная миграция является закономерным, хотя часто и нежелательным отрицательным явлением. Среди причин ее появления можно особо выделить неравенство экономического развития государств, нестабильность в ряде новых независимых государств, выгодность использования труда нелегалов, коррупцию, интеграцию России в международный рынок труда. 

Рост неконтролируемых миграционных потоков обусловлен, с одной стороны, повышением темпов экономического развития России, а с другой – несовершенством действующей законодательной базы, отсутствием надлежаще организованного контроля над миграционными потоками.

Незаконная миграция стала представлять особую опасность, так как неконтролируемые переселенческие процессы оказывают негативное влияние на экономическую, политическую и социально-демографическую обстановку, выступает одним из существенных детерминантов преступности.

Незаконная миграция тесно связанна с транснациональной, этнической преступностью; терроризмом, наркобизнесом, контрабандой, торговлей людьми и оружием, рабством и т.д. Преступные группировки прикрывают свою деятельность оказанием туристических услуг, организацией учебы иностранцев в стране, предоставлением работы за рубежом и т. д. Широко используется труд нелегалов в теневой экономике.  

Принято считать, что незаконная миграция увеличивает безработицу в России, к тому же использование их труда носит скрытый характер, в результате чего государство не получает налоговых поступлений от него. Также экономика России теряет денежные средства, которые трудовые мигранты направляют в государства своего происхождения. По данным Всемирного банка, в 2006 г. трудовые мигранты отправили домой из России 11,4 млрд. долларов. Это пятый по величине в мире показатель, в то же время по сумме полученных переводов Россия не вошла даже в первую двадцатку стран-получателей.

Решение данной проблемы возможно только при комплексном подходе, при совокупности мер организационного, экономического и правового характера. При этом все меры должны применяться в каждом случае индивидуально.

  Специалисты считают, что для противодействия незаконной миграции необходимо:

  • возобновление системы «фильтрации» на государственной границе;
  • создать такие условия, которые делали бы невыгодным использование труда нелегалов и перевода ресурсов в «теневой» оборот;
  • изменение подходов к квотированию для въезжающих в Россию мигрантов;
  • уточнение разнородных источников данных мигрантов,
  • регулярно вести разъяснительную работу с иностранными гражданами и лиц без гражданства о порядке, правилах и необходимости регистрации и постановки на учет, об их правовом статусе;
  • надлежаще выполнять обязательства и эффективно реализовывать права, вытекающие из международных  договоров РФ, устанавливать взаимодействие с зарубежными органами и организациями, контролирующими миграционные процессы и т. д.

В России уже приняты серьезные меры по упорядочиванию миграционных процессов:

  • введена  уголовная ответственность за организацию незаконной миграции,
  • решается вопрос о легализации незаконных мигрантов, например, посредством миграционной амнистии,
  • ужесточена административная ответственность за нарушение миграционного законодательства,
  • приняты нормативные правовые акты, упорядочивающие миграционные процессы,   и т. д.

Одной из наиболее эффективных форм государственного контроля над миграционными процессами, а, следовательно, и обеспечением миграционной безопасности является миграционный учет. В целях организации персонального учета иностранных граждан, лиц без гражданства создана центральная база данных ФМС МВД России, а также создаются локальные информационные сети в подразделениях ФМС.

Миграционные процессы регулируются целым комплексом норм конституцион-ного, административного, трудового, семейного, жилищного гражданского,  уголовного и других отраслей права.

 Государственная миграционная политика реализуется путем тесного взаимодействия  Федеральной миграционной службы России с другими правоохранительными органами и контрольно-надзорными органами,  как на федеральном, так и на региональном уровне. От того, насколько успешно это взаимодействие осуществляется, зависит эффективность противодействия незаконной миграции.

 Миграционная безопасность, политика являются частью национальной  концепции безопасности, которая  должна формулироваться с учетом  интересов и государства, и общества, и мигрантов на основе селективного  отбора и активного привлечения  мигрантов, обеспечения их адаптации  и сведения к минимуму негативных  последствий миграции. В основе совершенствования такой политики должно быть сочетание действенного государственного контроля над миграционными процессами и обеспечением прав и свобод как мигрантов, прибывающих из-за рубежа, так и граждан России.

Эффективная государственная политика в сфере управления миграционными процессами, включающая противодействие незаконной миграции и миграционной преступности, является одним из условий действенной профилактики преступлений, обеспечения безопасности России. Для этого необходимо изучать и анализировать миграционные процессы в России, в зарубежных странах; совершенствовать формы и методы противодействия незаконной миграции; наладить международное сотрудничество в этой сфере и создать единый информационно-аналитический центр, осуществляющий учет миграционной активности, в том числе и незаконной, и миграционной преступности. Необходимо совершенствовать транспортные и навигационные технологии, способные контролировать перемещение любых грузов, рабочей силы и капитала.

Регулируя миграционные процессы в необходимом стране направлении, можно стимулировать экономику страны, направляя миграционные потоки в те отрасли экономики, которые наиболее остро нуждаются в дополнительном притоке рабочей силы. Можно улучшить внутриполитическую, социальную, демографическую, криминальную ситуацию в России при помощи миграции. Также, регулируя миграционные процессы, Россия может налаживать международные отношения с другими государствами, например, с СНГ, Китаем, направляя миграционные потоки в нужное для России русло. 

1 Указ Президента Российской Федерации. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года от 12 мая 2009 года № 537 // Российская газета. - № 24. – 2009. – С63, 68 (60-78)


Информация о работе Миграционная безопасность