Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 11:41, доклад
Регулируя миграционные процессы в необходимом стране направлении, можно стимулировать экономику страны, направляя миграционные потоки в те отрасли экономики, которые наиболее остро нуждаются в дополнительном притоке рабочей силы. Можно улучшить внутриполитическую, социальную, демографическую, криминальную ситуацию в России при помощи миграции. Также, регулируя миграционные процессы, Россия может налаживать международные отношения с другими государствами, например, с СНГ, Китаем, направляя миграционные потоки в нужное для России русло.
МИГРАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Российская Федерация – государство, имеющее связи со многими странами мира. После падения «железного занавеса» и развала СССР в нашей стране стали происходить радикальные изменения: расширились и динамично развиваются международные, внешнеэкономические и политические связи; открылись старые и появились новые границы. Это оказало влияние и на миграционные процессы, увеличилось количество иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Россию.
Россия по численности мигрантов занимает второе место в мире после США. Ежегодно к нам въезжают около 22 млн. иностранных граждан из более 122 стран мира. Из них 80% - граждане стран СНГ. Также приезжают из Средней Азии(Киргизия, Таджикистан, Туркмения), Закавказья (Азербайджан, Армения, Грузия), Молдавии, Белоруссии, в основном они приезжают с целью трудоустройства. Их труд используется по всей России, они задействованы практически во всех сферах экономики.
Увеличение миграционных потоков характеризуется нарастанием противоречий. С одной стороны, экономическая глобализация стимулирует международные перемещения, а с другой – обуславливает интенсивную криминализацию общественных и экономических отношений и, как следствие, ужесточение миграционных режимов принимающих сторон.
Миграция является многосторонним явлением, оказывающим влияние практически на все стороны жизни. Поэтому миграционная безопасность является важным компонентом национальной и международной безопасности. Она является составной частью общей политики любого государства.
Негативным проявлением миграционных процессов является то, что она относится к условиям, создающим опасности интересам личности, общества и государства. В Указе Президента РФ «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» неконтролируемая и незаконная миграция, организация каналов незаконной миграции выделяются в качестве угрозы безопасности России.1
Международное движение населения воздействует на международную безопасность на трех уровнях:
Миграция в целом, в том числе и незаконная миграция, обусловлена рядом экономических, демографических, политических, этнических, экологических, военных причин. Они, как правило, действуют в сочетании друг с другом. Необходимо отметить, что незаконная миграция является закономерным, хотя часто и нежелательным отрицательным явлением. Среди причин ее появления можно особо выделить неравенство экономического развития государств, нестабильность в ряде новых независимых государств, выгодность использования труда нелегалов, коррупцию, интеграцию России в международный рынок труда.
Рост неконтролируемых миграционных потоков обусловлен, с одной стороны, повышением темпов экономического развития России, а с другой – несовершенством действующей законодательной базы, отсутствием надлежаще организованного контроля над миграционными потоками.
Незаконная миграция стала представлять особую опасность, так как неконтролируемые переселенческие процессы оказывают негативное влияние на экономическую, политическую и социально-демографическую обстановку, выступает одним из существенных детерминантов преступности.
Незаконная миграция тесно связанна с транснациональной, этнической преступностью; терроризмом, наркобизнесом, контрабандой, торговлей людьми и оружием, рабством и т.д. Преступные группировки прикрывают свою деятельность оказанием туристических услуг, организацией учебы иностранцев в стране, предоставлением работы за рубежом и т. д. Широко используется труд нелегалов в теневой экономике.
Принято считать, что незаконная миграция увеличивает безработицу в России, к тому же использование их труда носит скрытый характер, в результате чего государство не получает налоговых поступлений от него. Также экономика России теряет денежные средства, которые трудовые мигранты направляют в государства своего происхождения. По данным Всемирного банка, в 2006 г. трудовые мигранты отправили домой из России 11,4 млрд. долларов. Это пятый по величине в мире показатель, в то же время по сумме полученных переводов Россия не вошла даже в первую двадцатку стран-получателей.
Решение данной проблемы возможно только при комплексном подходе, при совокупности мер организационного, экономического и правового характера. При этом все меры должны применяться в каждом случае индивидуально.
Специалисты считают, что для противодействия незаконной миграции необходимо:
В России уже приняты серьезные меры по упорядочиванию миграционных процессов:
Одной из наиболее эффективных форм государственного контроля над миграционными процессами, а, следовательно, и обеспечением миграционной безопасности является миграционный учет. В целях организации персонального учета иностранных граждан, лиц без гражданства создана центральная база данных ФМС МВД России, а также создаются локальные информационные сети в подразделениях ФМС.
Миграционные процессы регулируются целым комплексом норм конституцион-ного, административного, трудового, семейного, жилищного гражданского, уголовного и других отраслей права.
Государственная миграционная политика реализуется путем тесного взаимодействия Федеральной миграционной службы России с другими правоохранительными органами и контрольно-надзорными органами, как на федеральном, так и на региональном уровне. От того, насколько успешно это взаимодействие осуществляется, зависит эффективность противодействия незаконной миграции.
Миграционная безопасность,
политика являются частью
Эффективная государственная политика в сфере управления миграционными процессами, включающая противодействие незаконной миграции и миграционной преступности, является одним из условий действенной профилактики преступлений, обеспечения безопасности России. Для этого необходимо изучать и анализировать миграционные процессы в России, в зарубежных странах; совершенствовать формы и методы противодействия незаконной миграции; наладить международное сотрудничество в этой сфере и создать единый информационно-аналитический центр, осуществляющий учет миграционной активности, в том числе и незаконной, и миграционной преступности. Необходимо совершенствовать транспортные и навигационные технологии, способные контролировать перемещение любых грузов, рабочей силы и капитала.
Регулируя миграционные процессы в необходимом стране направлении, можно стимулировать экономику страны, направляя миграционные потоки в те отрасли экономики, которые наиболее остро нуждаются в дополнительном притоке рабочей силы. Можно улучшить внутриполитическую, социальную, демографическую, криминальную ситуацию в России при помощи миграции. Также, регулируя миграционные процессы, Россия может налаживать международные отношения с другими государствами, например, с СНГ, Китаем, направляя миграционные потоки в нужное для России русло.
1 Указ Президента Российской Федерации. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года от 12 мая 2009 года № 537 // Российская газета. - № 24. – 2009. – С63, 68 (60-78)