Международно-правовое регулирование сотрудничества государств в борьбе с нарушителями в области таможенного дела

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 19:51, лекция

Краткое описание

Российская Федерация участвует в международном сотрудничестве в области таможенного регулирования в целях гармонизации и унификации законодательства Российской Федерации с нормами международного права и с общепринятой международной практикой (п.4, ст. 1 ТК РФ). В штаб-квартире ВТО создана Центральная правоохранительная сеть (CEN) для обмена информацией в целях борьбы с незаконным оборотом наркотиков и товаров особого риска. Передача информации осуществляется через 11 региональных узлов связи (RILO), расположенных, в том числе в Японии, Германии, Пуэрто-Рико, Чили и России. \

Файлы: 1 файл

право 1.docx

— 25.56 Кб (Скачать)

Часть 2

Глава 6

 

 

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ В БОРЬБЕ С ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ  В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА.

 

6.1 ПОНЯТИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ  В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или  законами субъектов Российской Федерации  об административных правонарушениях  установлена административная ответственность.

В соответствии с положениями  статьи 28.1 КоАП РФ “Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

1) непосредственное обнаружение  должностными лицами, уполномоченными  составлять протоколы об административных  правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события  административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных  органов, а также из других  государственных органов, органов  местного самоуправления, от общественных  объединений материалы, содержащие  данные, указывающие на наличие  события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления  физических и юридических лиц,  а также сообщения в средствах  массовой информации, содержащие  данные, указывающие на наличие  события административного правонарушения…

В статьях 16.1-16.23 КоАП РФ определен четкий перечень административных правонарушений, по которым таможенный орган вправе и обязан возбудить дело об административном правонарушении (далее – дело об АП), осуществить административное производство и рассмотреть дело об АП.

Вместе с тем, таможенный орган вправе также возбудить  дело об АП по статье 15.25 КоАП РФ “Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования”, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле  таможенные органы являются агентами валютного контроля, а также в соответствии с тем, что согласно пункту 80 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица агентов валютного контроля вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ, в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с частью 4 статьи 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц таможенных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях по статье 15.25 КоАП РФ, устанавливается ФТС России. Данный перечень определен приказом ФТС России от 15.03.2005 N 198 "О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание, вступившим в силу с 19 апреля 2005 года.

Исходя из вышеизложенного, должностные лица таможенных органов  вправе возбуждать дела об АП, предусмотренных  статьей 15.25 КоАП РФ при обнаружении достаточных данных, указывающих на нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, совершенные на территории Российской Федерации при осуществлении валютных операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Источник: Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) глава 16 от 30.12.2001 N 195-ФЗ

 

6.2 Формы международного сотрудничества государств в борьбе с правонарушителями в области таможенного дела

Российская Федерация  участвует в международном сотрудничестве в области таможенного регулирования  в целях гармонизации и унификации законодательства Российской Федерации  с нормами международного права  и с общепринятой международной  практикой (п.4, ст. 1 ТК РФ).

В штаб-квартире ВТО создана  Центральная правоохранительная сеть (CEN) для обмена информацией в целях  борьбы с незаконным оборотом наркотиков и товаров особого риска. Передача информации осуществляется через 11 региональных узлов связи (RILO), расположенных, в  том числе в Японии, Германии, Пуэрто-Рико, Чили и России. 
 
Всемирная таможенная организация определила в качестве основной цели сети RILO повышение эффективности многостороннего сотрудничества между таможенными службами и иными правоохранительными органами, а также улучшение обмена информацией правоохранительного характера между таможенными службами государств - членов ВТО. 
 
Самый молодой, 11-й по счету Региональный узел связи по правоохранительной работе ВТО по странам СНГ RILO-Москва был создан в сентябре 2001 года в соответствии с Решением Совета руководителей таможенных служб государств - участников Содружества Независимых Государств от 13 сентября 2001 года 7/32 и на основании соглашений с ВТО и таможенными администрациями ряда государств участников СНГ. Определено, что офис Регионального узла связи функционирует в Российской Федерации (г. Москва) в рамках Главного управления по борьбе с контрабандой таможенной службы России. 
 
Главными задачами Регионального узла связи являются взаимодействие и координация деятельности государств - участников Содружества в вопросах борьбы с коррупцией, преступлениями и правонарушениями в таможенной сфере. 
 
На сегодняшний день вхождение в RILO-Москва официально подтвердили Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан. Украина и Туркменистан не являются участниками RILO-Москва. 
 
RILO-Москва является официально признанным международным объединением таможенных служб государств - участников СНГ. Ему оказывается необходимая поддержка и содействие со стороны ВТО. Для практической реализации задач, возложенных на Региональный узел связи, создана необходимая материально-техническая база. Сотрудники RILO-Москва прошли обучение в штаб-квартире ВТО, где ознакомились с работой международной правоохранительной сети "CEN".  
 
В настоящее время установлены тесные деловые контакты с другими десятью региональными узлами связи, входящими в состав ВТО, прежде всего с RILO-Кёльн (по Западной Европе), RILO-Варшава (по Центральной и Восточной Европе) и RILO-AP (по странам Азиатско-Тихоокеанского региона). 
 
Основными задачами RILO-Москва являются: 
1. Сбор и обработка информации, полученной от Национальных узлов связи таможенных служб - участниц, по следующим предметам контрабанды и нарушений таможенного законодательства:

  • подакцизных товаров: сигарет, алкоголя, автомобилей;
  • оружия и взрывчатых веществ;
  • ядерных, радиоактивных и опасных материалов;
  • наркотиков, психотропных веществ и прекурсоров;
  • валюты и валютных ценностей;
  • редких и охраняемых видов фауны и флоры;
  • предметов, перемещаемых с нарушением прав интеллектуальной собственности;
  • культурных ценностей;
  • других запрещенных и подлежащих ограничениям товаров.

 
2. Формирование и анализ баз  данных RILO-Москва с целью:

  • выявления новых и отслеживания существующих международных каналов контрабанды;
  • обобщения информации по способам сокрытия предметов контрабанды;
  • выявления лиц и организаций, занимающихся контрабандой на выявленных международных каналах;
  • выявления тенденций развития того или иного вида контрабанды.

 
3. Обмен полученной в ходе работы RILO-Москва информацией правоохранительного  характера с таможенными службами-участниками  RILO- Москва, Региональными узлами  связи и Секретариатом ВТО. 
 
4. Подготовка и публикация регулярных, периодических и оперативных аналитических бюллетеней и обзоров по таможенным правонарушениям на международных каналах контрабанды. 
 
5. Проведение аналитических исследований и подготовка справок для доклада руководителям таможенных служб - участниц RILO-Москва, в том числе по отдельным поручениям руководителей таможенных служб-участниц. 
 
6. Направление в Национальные узлы связи RILO-Москва ориентировок ВТО. 
 
7. Развитие и осуществление регионального сотрудничества с другими правоохранительными органами и международными организациями. 
 
Несмотря на относительно непродолжительный период функционирования узла связи по правоохранительной работе Всемирной таможенной организации по странам СНГ, уже можно говорить о некоторых позитивных результатах его деятельности. 
Непосредственно с национальными узлами связи таможенных служб государств - участников RILO-Москва организована работа по сбору информации по задержаниям основных видов контрабанды, а также налажен регулярный обмен правоохранительной информацией между ними и ВТО. В частности, по каналам международной правоохранительной сети "CEN" в режиме реального времени осуществляется обмен данными по задержаниям основных видов контрабанды. Так, только в течение 2003 года в сеть "CEN" введена информация и оформлены персонализированные карточки по 1117 случаям задержания контрабанды наркотиков и табачной продукции в регионе деятельности таможенных служб государств - участников RILO-Москва. 
 
Кроме того, с середины 2003 года организована работа по сбору информации о задержаниях оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, ядерных, радиоактивных и опасных материалов. Передача указанных данных в Антитеррористический центр СНГ и Совет руководителей органов безопасности и специальных служб государств - участников СНГ организована на электронных носителях на ежеквартальной основе, а в адрес зарубежных партнеров - в режиме реального времени по каналам правоохранительной сети ВТО "CEN".

Россия имеет договоры о таможенном сотрудничестве с такими странами дальнего зарубежья как (в  порядке хронологии их заключения): Южная Корея, США, Финляндия, Болгария, Израиль, Индия, Дания, Турция, Словакия, Чехия, Франция, Аргентина, Венгрия, Македония, Италия, Эстония, Нидерланды, Испания, Бельгия, Бразилия, Латвия, Чили, Мексика, Румыния, Колумбия. 
 
Несмотря на определенные различия, эти соглашения имеют много общего. Обычно таможенные службы в соответствии с такими соглашениями (на примере Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Колумбии о сотрудничестве и взаимной помощи между таможенными службами от 28 апреля 2004 года): 
 
а) принимают меры по облегчению и ускорению перемещения товаров; 
 
б) оказывают взаимное содействие в предотвращении и расследовании нарушений таможенного законодательства, а также в их пресечении; 
 
в) по запросу таможенной службы одной Стороны таможенная служба другой Стороны предоставляет информацию для использования в целях применения и соблюдения таможенного законодательства; 
 
г) предпринимают меры для осуществления сотрудничества в области исследования, разработки новых таможенных процедур, обучения кадров, обмена специалистами, а также по другим вопросам, которые могут потребовать их совместных действий; 
 
д) стремятся к гармонизации и унификации их таможенных режимов, усовершенствованию таможенных технологий, а также к решению вопросов, связанных с обеспечением применения и соблюдения таможенных правил. 
 
Обычно таможенные службы используют следующие формы сотрудничества  взаимопомощи: 
а) обмениваются опытом своей деятельности и информацией о новых средствах и методах совершения нарушений таможенного законодательства; 
б) информируют друг друга об изменениях таможенного законодательства своих государств; 
в) передают друг другу информацию о применяемых ими технических средствах контроля и методах их использования, а также обсуждают другие вопросы, представляющие взаимный интерес. 
 
Таможенные службы незамедлительно передают друг другу по собственной инициативе или по запросу информацию о готовящихся или совершенных действиях, которые нарушают или могут нарушить таможенное законодательство государства одной из Сторон в области: 
 
а) перемещения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; 
б) перемещения предметов старины и искусства, представляющих значительную историческую, художественную или археологическую ценность для одной из Сторон; 
в) перевозки ядовитых веществ, веществ, представляющих опасность для окружающей среды и здоровья людей, а также веществ, находящихся под особым международным контролем; 
г) перемещения товаров, облагаемых высокими пошлинами или налогами; 
д) перемещения товаров, имеющих особо важное значение, и стратегических товаров, которые подвергаются нетарифным ограничениям. 
Таможенные службы оказывают друг другу техническую помощь в области таможенного дела, включающую: 
а) обмен визитами сотрудников таможен с целью ознакомления с техническими средствами, используемыми обеими таможенными службами 
б) обучение и помощь в совершенствовании специальных навыков сотрудников таможенных служб; 
в) обмен информацией и опытом в использовании технических средств контроля; 
г) обмен экспертами по таможенным вопросам; 
д) обмен профессиональными, научными и техническими сведениями относительно соответствующих законов, правил и процедур. 
 
Наиболее тесно в дальнем зарубежье налажены отношения с ЕС. Сотрудничество ФТС России с Европейским союзом в таможенной области осуществляется на основе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейскими сообществом и его Протокола № 2 о взаимном административном содействии в целях надлежащего применения таможенного законодательства. 
 
В соответствии с межведомственной Административной договоренностью об установлении «Системы взаимного обмена информацией» о ввозимых из ЕС в Россию мясе говядины и свинины как «особо чувствительных» товарах, являющихся объектами совершения мошеннических операций, расширяется обмен данными об указанных товарах, ввозимых морским и железнодорожным транспортом. Планируется расширить перечень товаров повышенного риска для обмена информацией между ФТС России и ОЛАФ. 
 
Европейское бюро по борьбе с мошенничеством (OLAF) учреждено институтами Европейского Союза (ЕС) в июне 1999 года для расследования скандала, связанного с взяточничеством среди комиссаров Еврокомиссии (ЕК), а также фактов лоббирования представителями ЕК экономических интересов определенных групп. OLAF имеет независимый статус. В компетенцию Бюро входит инициирование проведения расследований по собственной инициативе в отношении незаконной деятельности, которая может угрожать интересам Евросоюза. Аудиторские и финансовые проверки могут проводиться внутри административных органов ЕС, в государствах-членах Евросоюза и в государствах, не являющихся членами ЕС. 
 
17 ноября 2005 года состоялась очередная встреча представителей Федеральной таможенной службы России и Европейского бюро по борьбе с мошенничеством (OLAF). Обсуждался ввод в эксплуатацию в автоматическом режиме Системы взаимного обмена информацией (СВОИ) между ФТС России и Европейским бюро по борьбе с мошенничеством.  
 
По итогам первых лет информационного обмена в ручном режиме, предусматривающем непосредственное участие операторов в получении требуемых данных, их анализе и подтверждении, стороны пришли к заключению о необходимости автоматизации системы, подтвердившей свою состоятельность. 
 
Система стала функционировать в автоматизированном режиме, в реальном масштабе времени. Уровень вмешательства оператора в работу системы при обработке получаемых данных не превышает 10%. 
 
Проект «зеленый корридор»

 

Использованные источники

  1. Решение Совета глав государств СНГ от 10.02.1995 «Об Основах таможенных законодательств государств - участников Содружества Независимых Государств»
  2. Таможенный кодекс таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17).
  3. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
  4. Экономика таможенного дела: учебник/ Е.Л. Андрейчук, В.Ю. Дианова, В.П. Смирнов – Владивосток: ВФ РТА, 2006.

Информация о работе Международно-правовое регулирование сотрудничества государств в борьбе с нарушителями в области таможенного дела