Механизм формирования учетной политики для целей налогового учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 22:07, контрольная работа

Краткое описание

В соответствии с действующим на сегодняшний день законодательством Российской Федерации организации всех форм собственности (за исключением бюджетных учреждений и кредитных организаций) должны формировать учетную политику для целей ведения бухгалтерского и, отдельно, налогового учета. Данное положение определено тем, что как в теории, так и на практике всегда существуют различные варианты бухгалтерской методологии, позволяющие при использовании различных учетных методов один и тот же факт хозяйственной жизни, представить и как прибыльную, и как убыточную операцию.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Механизм формирования учетной политики для целей налогового учета...4
Заключение………………………………………………………………………..8
Список использованной литературы………………………….…………………9

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (5).doc

— 58.00 Кб (Скачать)

Содержание

     Введение…………………………………………………………………………..3

1.Механизм формирования учетной политики для целей налогового учета...4

Заключение………………………………………………………………………..8

Список  использованной литературы………………………….…………………9 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение

    В соответствии с действующим на сегодняшний день законодательством Российской Федерации организации всех форм собственности (за исключением бюджетных учреждений и кредитных организаций) должны формировать учетную политику для целей ведения бухгалтерского и, отдельно, налогового учета. Данное положение определено тем, что как в теории, так и на практике всегда существуют различные варианты бухгалтерской методологии, позволяющие при использовании различных учетных методов один и тот же факт хозяйственной жизни, представить и как прибыльную, и как убыточную операцию. Бухгалтерские приемы, формирующие оценку активов, порядок признания выручки и списания затрат, имеют непосредственную связь с налогообложением организации, с одной стороны, и финансовым положением организации, демонстрируемым учредителям (участникам), потенциальным инвесторам и кредиторам — с другой.

    Изменяя учетную методологию в дозволенных  законом рамках, можно выбрать  наиболее выгодный для себя способ ведения учета — тот, который  позволяет снизить налоговые платежи или достигнуть каких-либо иных целей, например, приукрасить финансовое положение.

    Если  нормативные документы содержат несколько вариантов отражения  в учете тех или иных фактов хозяйственной жизни, то при отражении  конкретных фактов бухгалтер может выбирать и использовать какой-либо из предложенных законодательством сценариев действия. Иногда нормативные документы вообще не дают конкретных предписаний относительно правил учета каких-либо фактов хозяйственной жизни. В п.8 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 09.12.98 г. №60н, оговорено, что если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, организация самостоятельно разрабатывает соответствующий способ, исходя из действующих положений по бухгалтерскому учету.

    Выбор одного из предлагаемых нормативными документами вариантов методики учета конкретных операций, самостоятельная  разработка способов ведения учета  и обоснование отступлений от предписаний нормативных документов отображает значение учетной политики организации. 
 
 
 
 

    Механизм  формирования учетной политики для  целей налогового учета 

    В ряде случаев Налоговый кодекс РФ допускает различные варианты определения  налогооблагаемой базы или уплаты конкретного налога. Выбрать один из возможных вариантов фирма должна самостоятельно. Сделанный выбор нужно закрепить в учетной политике для целей налогообложения, которая должна быть утверждена приказом руководителя фирмы.

    В Налоговом кодексе РФ не указано лицо, ответственное за разработку налоговой политики фирмы. Поэтому руководитель может поручить эту работу любому сотруднику, разбирающемуся в налогообложении. Как правило, предпочтение отдают главному бухгалтеру.

    Учетную политику должен утвердить руководитель фирмы приказом. Приказ составляется в произвольной форме. Положения учетной политики можно включить как в текст приказа, так и оформить в виде приложения к нему.

    Вновь созданные фирмы должны утвердить  учетную политику не позднее того периода, за который они впервые определят базу по налогу на прибыль. Такой вывод следует из статьи 313 Налогового кодекса РФ. Это связано с тем, что для того чтобы рассчитать налоговую базу, потребуются данные налогового учета, которые нужно сформировать на основе утвержденной налоговой политики.

    Наиболее  целесообразным является составление  общей учетной политики организации, где один раздел посвящен регулированию  бух.учета, а другой налогообложению. Для упрощения учета необходимо максимально сблизить положения обеих частей, чтобы уменьшить документооборот и облегчить ведение бухгалтерского и налогового учета. Обе учетные политики можно утвердить одним приказом.

    Разработанную налоговую политику применяют последовательно  из года в год с момента создания фирмы и до ее ликвидации. То есть составлять новую учетную политику каждый год не нужно. Применяют учетную политику до тех пор, пока в нее не будут внесены изменения.

    Следует отметить, что Налоговый кодекс РФ не содержит требования о представлении в инспекцию учетной политики для целей налогообложения. Однако в случае изменения учетной политики в связи с вступлением в силу поправок в законодательство, а также при проведении выездной проверки налоговые инспекторы могут потребовать у организации копию приказа по учетной политике (п. 1 ст. 93 НК РФ, письма Минфина России от 28 октября 2005 г. № 03-03-04/1/317 и УФНС России по г. Москве от 18 августа 2005 г. № 19-11/58754).

    Если  организация получила требование о  представлении копии приказа  по учетной политике, непредставление этого документа в течение рабочих 10 дней (п. 3 ст. 93 НК РФ) грозит штрафом. При этом размер штрафа составит: для организаций 50 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ), а для руководителя или главного бухгалтера от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 Ко-АП РФ).

    Основная  часть решений, которые необходимо принять при формировании учетной  политики для целей налогообложения, связана с ведением налогового учета  для расчета налога на прибыль.

    Учетная политика для целей налогообложения  по налогу на прибыль устанавливает порядок ведения налогового учета (ст. 313 НК РФ).

    Чтобы сформировать учетную политику для  расчета налога на прибыль, нужно  выбрать из возможных вариантов  учета, предлагаемых главой 25 Налогового кодекса РФ, один. Разработанная  учетная политика должна содержать:

    – элементы налогового учета, выбор которых  прямо указан в законодательстве (например, метод оценки материалов при их списании в производство (п. 8 ст. 254 НК РФ));

    – самостоятельно разработанные методы учета, если их разработка возложена на фирму (например, список прямых расходов для расчета налога на прибыль (п. 1 ст. 318 НК РФ));

    – обоснование используемого метода (т. е. ссылки на законодательство, позволяющие  его использовать).

    В частности, в этом разделе учетной  политики нужно определить:

    – порядок признания доходов и  расходов (кассовый метод, метод начислений);

    – состав и порядок создания резервов;

    – способ начисления амортизации по основным средствам;

    – условия применения амортизационной  премии;

    – способ оценки покупных товаров при их реализации;

    – способ оценки материалов при отпуске  в производство;

    – перечень прямых расходов;

    – порядок перечисления авансового платежа;

    – порядок формирования регистров  налогового учета.

    В разделе учетной политики, связанном  с начислением и уплатой НДС, нужно определить:

    – порядок ведения раздельного  учета операций, облагаемых НДС и  освобожденных от налогообложения;

    – порядок ведения раздельного  учета "входного" НДС по товарам (работам, услугам), предназначенным  для реализации на внутреннем рынке  и для поставок на экспорт;

    – порядок ведения журнала полученных счетов-фактур.

    Фирма вправе изменить принятую учетную политику. Это возможно, если меняются нормы  законодательства, влияющие на порядок  расчета и уплаты налогов, или  если фирма решила отказаться от каких-либо вариантов, выбранных ранее. Все изменения и дополнения, которые вносятся в учетную политику, должны быть утверждены приказом руководителя фирмы.

    Налоговый кодекс РФ не содержит требования о  представлении в инспекцию учетной  политики для целей налогообложения. Однако в случае изменения учетной  политики в связи с вступлением  в силу поправок в законодательство, а также при проведении выездной проверки налоговые инспекторы могут потребовать у фирмы копию приказа по учетной политике (п. 1 ст. 93 НК РФ, письма Минфина России от 28 октября 2005 г. № 03-03-04/1/317 и УФНС России по г. Москве от 18 августа 2005 г. № 19-11/58754).

    В течение 10 рабочих дней после того, как из инспекции получено письменное требование, фирма обязана представить копию приказа об утверждении учетной политики. Такие правила установлены пунктом 12 статьи 89 и пунктом 3 статьи 93 Налогового кодекса РФ.

    В рамках камеральной проверки перечень требуемых документов ограничен. Налоговая инспекция может запросить учетную политику только при камеральной проверке: налогов, связанных с использованием природных ресурсов (п. 9 ст. 88 НК РФ); вычетов по НДС (п. 9 ст. 88 НК РФ).

    Избрав  конкретный вариант учетной политики, использовать другой механизм налогообложения нельзя (определение Конституционного суда РФ от 12 мая 2005 г. № 167-О). Однако утвержденную учетную политику можно корректировать. Учетную политику для целей налогообложения можно изменить или дополнить.

    Для этого нужно:

    – подготовить текст изменений  или дополнений с их обоснованием;

    – определить дату вступления изменений  в силу (например, 1 января следующего года);

    – проверить ограничения, связанные c продолжительностью применения отдельных методов налогового учета (некоторые методы фирма должна применять, не изменяя, в течение нескольких налоговых периодов);

    – утвердить изменения или дополнения в учетной политике приказом руководителя.

    Изменения в учетную политику можно внести в двух случаях:

    – при смене фирмой выбранного метода учета;

    – в случае изменения законодательства о налогах и сборах.

    В зависимости от причины, вызвавшей  изменения в учетной политике, они вступят в силу в разное время:

    – при смене метода учета – с  начала нового налогового периода (с 1-го января года, следующего за внесением изменений);

    – при изменении законодательства – не ранее даты вступления изменений  в силу.

    В течение календарного года изменить учетную политику по иным основаниям, кроме изменения законодательства, нельзя. Если законодательные поправки вступают в силу задним числом (с начала текущего года), изменения в учетную политику также могут действовать с начала года. Сдавать уточненные декларации при этом не надо, учтите изменения при составлении декларации за текущий отчетный (налоговый) период (письмо Минфина России от 28 октября 2005 г. № 03-03-04/1/317).

    В ряде случаев Налоговый кодекс РФ накладывает ограничения на время, в течение которого фирма должна следовать выбранному методу учета. Так, в течение двух налоговых периодов подряд нельзя изменить метод:

    – оценки остатков незавершенного производства (п. 1 ст. 319 НК РФ);

    – формирования покупной стоимости товаров (ст. 320 НК РФ).

    Дополнения  в учетную политику нужно внести, если у фирмы появятся новые виды деятельности. В таком случае в учетной политике пропишите принципы и порядок налогообложения новых операций. Дополнения вступят в силу с того отчетного периода, в котором у фирмы возник новый вид деятельности.

    Изложенный  порядок внесения изменений или  дополнений в учетную политику фирмы прописан в статье 313 Налогового кодекса РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение 

Информация о работе Механизм формирования учетной политики для целей налогового учета