Льготный таможенный конторль

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 12:13, доклад

Краткое описание

Льготный таможенный контроль чаще всего выражается в освобождении от различных его форм (как правило, таможенного досмотра). В соответствии со ст. 386 ТК РФ таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента РФ, в том числе прекратившего свои полномочия, и следующих вместе с ним членов его семьи. Такая льгота применяется в отношении личного багажа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, судей, неприкосновенных в соответствии с законодательством РФ, если все они пересекают границу в связи с исполнением служебных или депутатских обязанностей.

Файлы: 1 файл

Льготный таможенный контроль чаще всего выражается в освобождении от различных его форм.docx

— 15.50 Кб (Скачать)

Льготный таможенный контроль чаще всего выражается в  освобождении от различных его форм (как правило, таможенного досмотра). В соответствии со ст. 386 ТК РФ таможенному  досмотру не подлежит личный багаж  Президента РФ, в том числе прекратившего  свои полномочия, и следующих вместе с ним членов его семьи. Такая  льгота применяется в отношении  личного багажа членов Совета Федерации  и депутатов Государственной  Думы, судей, неприкосновенных в соответствии с законодательством РФ, если все  они пересекают границу в связи  с исполнением служебных или  депутатских обязанностей.

Не подлежат таможенному  досмотру иностранные военные корабли, боевые воздушные суда и военная  техника, следующая своим ходом. В случае освобождения от каких-либо форм таможенного контроля условиями  международных договоров Российской Федерации, такая льгота применяется  после их ратификации.

Интересна законодательная  формулировка: руководитель ФТС России или лицо, его замещающее, вправе освобождать отдельных лиц, отдельные  товары и транспортные средства от определенных форм таможенного контроля в случаях, когда это связано  с обеспечением безопасности России.

Указанное положение  противоречит ряду основополагающих начал  института льгот:

- льготы не  должны быть индивидуализированными. Они предоставляются не отдельным  лицам, а определенным категориям  лиц. Анализируемая законодательная  норма казуальна, поскольку может распространить свое действие на конкретных субъектов;

- льготы, как правило,  вводятся законодательными актами, а не ведомственными нормативными  приказами. Из смысла же названного  положения вытекает, что руководитель  ФТС России может издать правовой  акт управления, позволяющий тому  или иному лицу воспользоваться  льготами при прохождении таможенного  контроля;

- в законодательстве  должны быть сформулированы четкие  условия (основания) предоставления  льгот. В данной же норме  содержится весьма абстрактная,  расплывчатая формулировка: «случаи,  когда это связано с обеспечением  безопасности России».

В связи с изложенным предлагается исключить названную  норму из ст. 386 ТК РФ.

Законодательными  нормами предусмотрены также  основания освобождения физических лиц от такой формы таможенного  контроля, как личный досмотр. В соответствии со ст. 373 ТК РФ он является исключительной формой таможенного контроля, поскольку  связан с ограничением прав и свобод гражданина (посягательством на личную неприкосновенность). Личный досмотр  проводится при наличии достаточных оснований полагать, что гражданин скрывает при себе и не выдает предметы, являющиеся объектами совершения правонарушения и преступления.

Личному досмотру может быть подвергнуто любое  физическое лицо независимо от гражданства.

Не могут быть подвергнуты данной форме таможенного контроля:

- Президент Российской  Федерации (в соответствии со  ст. 91 Конституции РФ[36]), в том числе прекративший свои полномочия (пункт 1 ст. 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи»[37]);

- депутаты Совета  Федерации и Государственной  Думы (часть 1 ст. 98 Конституции РФ, ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена  Совета Федерации и статусе  депутата Государственной Думы  Федерального Собрания Российской  Федерации»[38]), а также судьи Конституционного Суда Российской Федерации (часть 1 ст. 15 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»[39]), за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей;

- прокуроры и  следователи органов прокуратуры,  за исключением случаев, когда  это предусмотрено федеральным  законом для обеспечения безопасности  других лиц, а также задержания  при совершении преступления (часть  2 ст. 42 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской  Федерации»[40]);

- судьи Российской  Федерации, за исключением случаев,  предусмотренных федеральным законом  в целях обеспечения безопасности  других людей (часть 5 ст. 16 Закона  РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе  судей Российской Федерации»[41]), а также присяжные заседатели (часть 1 ст. 12 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»[42]);

- сотрудники органов  федеральной службы безопасности  при исполнении ими служебных  обязанностей - без официального  представителя данных органов  или решения суда (часть 4 ст. 17 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О Федеральной службе  безопасности»[43]);

- сотрудники федеральных  органов государственной охраны  при исполнении ими служебных  обязанностей - без представителя  соответствующего федерального  органа государственной охраны  или без решения суда (часть  1 ст. 20 Федерального закона от 27 мая  1996 г. N 57-ФЗ «О государственной  охране»[44]);

- уполномоченные  по правам человека, за исключением  случаев, когда это предусмотрено  федеральным законом для обеспечения  безопасности других лиц (пункт  1 ст. 12 Федерального конституционного  закона от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»[45]);

- лица, обладающие  иммунитетом на территории Российской  Федерации в соответствии с  Венской конвенцией о дипломатических  сношениях 1961 г.;

- иные лица, освобожденные  от проведения личного досмотра  в соответствии с актами законодательства  Российской Федерации и международными  договорами.

Освобождение  данных лиц от личного досмотра вытекает из их правового статуса или служебного положения. К сожалению, в ТК РФ не установлен перечень лиц, пользующихся льготами в данной области. Категории  таких субъектов «разбросаны» по отдельным, самостоятельным законам. Представляется целесообразным объединить их путем указания в положении  ТК РФ.


Информация о работе Льготный таможенный конторль