Экспортный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в том, чтобы проанализировать современное состояние системы экспортного контроля, выявить возможности дальнейшего развития и совершенствования национальной системы экспортного контроля в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и сформулировать предложения и рекомендации на основе комплексного и системного подхода к данной проблеме

Файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

     наказываются  штрафом в размере  от ста тысяч до пятисот тысяч  рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

     2. Те же деяния, совершенные  группой лиц по  предварительному  сговору, -

     наказываются  лишением свободы  на срок до пяти лет  с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

     3. Деяния, предусмотренные  частью первой  настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в отношении сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, работ (услуг), которые заведомо для лица, наделенного правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки и в отношении которых установлен экспортный контроль, -

     наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

     Примечание. Под лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, в настоящей статье понимаются руководитель юридического лица, созданного в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющего постоянное место нахождения на территории Российской Федерации, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительства на территории Российской Федерации и зарегистрированное на территории Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя». 
 
 

      3. Основные направления  совершенствования  системы экспортного  контроля 

           3.1 Анализ развития экспортного контроля

     Развитие  российской системы  экспортного контроля проходило в несколько этапов. Днем ее рождения считается Указ Президента № 388 от 11 апреля 1992 г. "О мерах по созданию системы экспортного контроля в России". Хотя Россия унаследовала от СССР кадры и определенный механизм, ей пришлось фактически заново создавать систему экспортного контроля, учитывая новые условия: переход крыночной экономике, либерализацию внешнеэкономической деятельности, необходимость интеграции в мировое хозяйство, с одной стороны, и свои международные обязательства в сфере нераспространения ОМУ и поддержания международной стабильности, с другой.

     В целях обеспечения  единой государственной  политики в области  экспортного контроля и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, при Правительстве РФ была образована Комиссия по экспортному контролю Российской Федерации, в состав Комиссии вошли заместители руководителей заинтересованных министерств и комитетов.

     В первой половине 1990-х  гг. были разработаны шесть контрольных списков и сформирован механизм лицензирования продукции, подлежащей контролю.

     Началом следующего этапа  можно считать 1995-1996 гг. В 1995 г. вступили в действие Закон о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и Закон об использовании атомной энергии. Статьи этих законов, касающиеся экспортного контроля, носили скорее декларативный характер.

     Механизм  контроля по-прежнему совершенствовался  на основе указов и постановлений правительства.

     Россия  продолжала активно работать в Комитете Цангера и ГЯП. В 1995 г. она присоединилась к РКРТ, и в том же году на последнем этапе стала

     полноправным  участником формирования Вассенаарских договоренностей. В этот период национальные списки были гармонизированы с международными. Постановлениями правительства были приняты новые, более совершенные положения о порядке экспорта и импорта товаров и технологий, подлежащих контролю. Россия широко использовала опыт западных стран в ходе формирования национальной системы экспортного контроля.

     В России стали больше обращать внимание на такие аспекты  экспортного контроля, как ответственность и исполнение правил. В 1996 г. появился Уголовный кодекс, в котором ряд статей определял наказания за нарушение норм экспортного контроля. Была усилена деятельность таможенных служб. В частности, с 1995 г. в рамках ГТК и региональных таможенных управлений созданы подразделения по нетарифному регулированию и экспортному контролю(ЭК). Однако именно эти сферы оставались наиболее слабыми и уязвимыми звеньями национальной системы ЭК.

     Принятие  всеобъемлющего Закона 1999 г. об экспортном контроле, а также реорганизация инфраструктуры системы ЭК в ходе административной

реформы 2000 г. ознаменовали новый  этап в эволюции режима ЭК России.

     Закон 1999 г. кодифицировал понятие «внешнеэкономическая деятельность», которая определяется как «внешнеторговая, инвестиционная и иная

деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность)». Речь идет не только о поставках товаров и технологий за границу, но и об их передаче иностранному лицу на территории Российской Федерации.

     В отличие от закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" закон 1999 г. не распространяется на экспорт вооружения и военной техники, который осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" (от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ). Закон повысил статус некоторых механизмов ЭК, которые ранее действовали на основе правительственных постановлений или указов президента. В частности, Статья 20 нового закона России кодифицировала механизм всеобъемлющего ли ранее государство рекомендовало создание внутрифирменных систем ЭК, то по закону об экспортном контроле эта мера стала носить обязательный характер для организаций, «осуществляющих научную и (или) производственную деятельность по обеспечению федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации и систематически получающих доходы от внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями» (статья 16). Закон ввел понятие "государственной экспертизы" внешнеэкономических сделок с контролируемой продукцией.

     Многие  статьи закона носят  непрямой характер. Нечеткость некоторых

положений была вызвана нестабильностью  исполнительной структуры накануне выборов, после которых, как и ожидалось, была объявлена очередная административная реформа. Потребовалась большая работа над нормативной

базой, чтобы привести ее в соответствие с  новым законом. Были приняты постановления правительства об утверждении Правил проведения государственной экспертизы внешнеэкономических сделок с контролируемыми товарами, об утверждении Положения о государственной аккредитации организаций, создавших внутрифирменные программы экспортного контроля, о системе независимой идентификационной экспертизы, товаров и технологий, проводимой в целях ЭК. Постановлениями правительства были также утверждены новые положения об осуществлении контроля над внешнеэкономической деятельностью в отношении товаров и технологий, попавших под ЭК.

     Сделаны определенные шаги по усилению ответственности экспортеров за нарушения правил ЭК. С 1 июля 2002 г. вошел в силу Кодекс по административным правонарушениям. Принята новая редакция статей 188 и 189 Уголовного кодекса. Однако наказание по статье 188 не изменилось, в то время как в статье 189 уголовное наказание даже смягчилось – максимально возможный срок заключения сокращен с семи до трех лет. Кроме того, появилось наказание в виде запрета занимать определенные должности на срок до пяти лет. Административная реформа 2000 г., решая свои задачи, привела к реорганизации инфраструктуры системы ЭК, и, как следствие, к изменениям в процессе лицензирования.

     Реформирование  структуры исполнительной власти в соответствии с Указом Президента № 314 от 9 марта 2004 г. открывает следующий этап в развитии системы ЭК в России. Проводимая реструктуризация требует внесения изменений в действующее национальное законодательство и меняет ранее сложившуюся структуру системы экспортного контроля страны. Как известно, в соответствии с вышеназванным Указом, функции экспортного контроля, ранее делегированные Министерству экономического развития и торговли (МЭРТ), переданы вновь создаваемой Службе по техническому и экспортному контролю (СТЭК), которая должна находиться под крылом Министерства обороны. Предполагалось, что Департамент экспортного контроля МЭРТ будет переведен в новую Службу. Указом президента №1085 от 16 августа 2004 г. утверждено положение о СТЭК. До утверждения штатного расписания новой службы специалисты Департамента экспортного контроля бывшего МЭРТ продолжают выдавать лицензии на ядерный экспорт и экспорт продукции двойного назначения, опираясь на прежние механизмы государственной экспертизы.

     Контроль  над внешней торговлей  чисто ядерными предметами, а также за товарами и технологиями двойного применения вводится государством, прежде всего, как компонент политики нераспространения ОМУ. Закон «Об экспортном контроле», принятый в 1999 г., закрепил термин «экспортный контроль» именно за этой сферой.

     Рассмотрим  несколько основных компонентов национальной системы ЭК России: вертикаль принятия решений; межведомственное взаимодействие; обязательные традиционные элементы (списки контролируемой продукции и ее идентификация, механизм и условия лицензирования); элементы, отражающие мировые тенденции ЭК (контроль над экспортом технологий, всеобъемлющий контроль, обучение)

     В России в сфере  ЭК сформирована вертикальная структура принятия решений. По Конституции в России президент отвечает за внешнюю политику, включая политику в области нераспространения ОМУ. В области экспортного контроля президент утверждает контрольные списки, издает указы и распоряжения Федеральное собрание ратифицирует договоры, принимает законы. Дума, нижняя палата Российского парламента, время от времени делала попытку играть более активную роль в процессе принятия решений в области экспортного контроля. У Президента Д.А. Медведева с Думой текущего созыва таких проблем не возникает. Правительство утверждает списки и представляет на подпись президенту, издает постановления, определяющие порядок экспорта и импорта контролируемых товаров и технологий, принимает решения о проведении переговоров с зарубежными странами, касающихся сотрудничества в ядерных и военно-технических областях.

     Создание  Департамента экспортного контроля в рамках Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) завершило определенный этап перераспределения прав и обязанностей. Этот Департамент стал специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля. Он был сформирован из сотрудников бывшего Управления экспортного контроля ФСВЭК и Министерства торговли, специализировавшихся на вопросах ЭК. Когда функции экспортного контроля были переданы Министерству экономического развития и торговли, последнее по своим каналам стало передавать документы в советы государственной экспертизы, что упрощает процесс лицензирования для экспортеров (окно в окно). До этого российскому экспортеру, чтобы получить разрешение на поставки контролируемых товаров, приходилось обращаться в несколько инстанций.

     В соответствии с Руководящими принципами ГЯП в  России разработаны два соответствующих списка контроля: "Список ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий" (Указ Президента РФ от 14 февраля 1996 г. № 202), а также "Список оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях" (Указ Президента РФ от 14 января 2003 г. № 36). Эти списки неоднократно обновлялись по мере того, как ГЯП вносил изменения в свои списки. По каждому списку правительством РФ одобрены Положения об осуществлении внешнеэкономической деятельности в отношении продукции, применяемой в ядерных целях и попавшей под контроль.

     По  мере необходимости, связанной в первую очередь с принятием режимами экспортного контроля решений об уточнении контрольных списков, в списки контролируемых товаров и технологий вносятся соответствующие изменения (утверждаемые указами Президента Российской Федерации). Российскому участнику внешнеэкономической деятельности в целях выполнения требований, установленных законами и нормативными правовыми актами, необходимо точно установить, подлежит ли вывозимый им товар или технология экспортному контролю, то есть ему необходимо провести идентификацию.

     Для воплощения законодательной  нормы в практику правительство Российской Федерации Постановлением от 21 июня 2001 г. № 477 установило систему независимой идентификационной экспертизы в целях экспортного контроля. Названным Постановлением установлены правила получения российскими организациями специального разрешения на осуществление деятельности по проведению независимой идентификационной экспертизы.

Информация о работе Экспортный контроль