Экономическая природа таможенных пошлин. Виды таможенных пошлин, их назначение

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 21:21, контрольная работа

Краткое описание

Современное экономическое развитие характеризуется ярко выраженной тенденцией интеграции национальных экономик в межстрановые региональные и единый мирохозяйственный комплексы, стремлением к созданию обширных зон свободной торговли, к повышению роли международных соглашений по обмену товарами и услугами, по движению финансовых ресурсов. Начинает формироваться мировой рынок с едиными правилами, регламентирующими оборот как материальных ценностей, так и финансовых средств. Национальные экономики во всех странах в определенной мере становятся открытыми, включаются в мировое разделение труда и в международную конкуренцию.

Файлы: 1 файл

Таможенные пошлины1.doc

— 114.00 Кб (Скачать)
-align:justify">В экономической теории и в практике хозяйственной деятельности хорошо известны две основные формы дифференциальной ренты – по плодородию местоположению.

Различия в плодородии земель служат естественным основанием дифференциации издержек производства в земледелии : более высокие издержки на менее плодородных землях и более низкие – на более плодородных. Ограниченность плодородных земель определяет необходимость эксплуатации мене плодородных и, поскольку их продукция необходима обществу, ее индивидуальные издержки на относительно худших землях регулируют рыночные цены. При этих цена на лучших землях реализуется добавочный дифференцированный доход, который присваивается собственником земли в виде дифференциальной ренты.

Дифференциальная рента образуется также в результате различного местоположения участков земли и дифференциации транспортных расходов.

В системе мировой экономики, кроме указанных, возможна еще одна форма дифференциальной ренты, возникающая на базе устойчивых различий в национальных издержках производства различных стран, обусловленных различиями в системе общеобразовательной и профессиональной подготовки национальных кадров, в уровне развития наук и научных исследований и их применения в национальной экономике, что, в свою очередь, определяется богатством страны и ее инвестиционными возможностями, уровнем техники, технологии и т.д. Например, низкие издержки производства, высокое качество продукции экономически развитых стран обусловлено не богатством их естественных ресурсов – многие из них являются крупными импортерами сырьевых и энергетических ресурсов, и не благоприятным положением указанных стран, а, главным образом, теми факторами, о которых говорилось выше.

При специализации национального производства одна и та же страна может иметь конкурентные преимущества по одним видам продукции, на производстве которых она специализировалась, и не иметь таких преимуществ по другим видам продукции. Она будет экспортировать продукцию, соответствующую ее производственной специализации, и завозить непрофильную продукцию, национальное производство которой по тем или иным причинам экономически нецелесообразно.

Интернациональные издержки производства формируются в жесткой конкурентной борьбе на основе национальных издержек производства профильной, специализированной, поставляемой на мировой рынок ее основными производителями, обладающими определенными конкурентными преимуществами в области естественных условий производства. Указанные выше преимущества обеспечивают относительно низкий уровень национальных издержек производства специализированной продукции и соответственно- при прочих равных условиях – более низкий уровень национальных и мировых цен по сравнению с национальными издержками и ценами на аналогичные виды продукции, реализуемой на национальных рынках стран, не являющихся ее экспортерами.

Эти различия между национальными и мировыми издержками и ценами, определяемые относительно устойчивыми различиями в национальных условиях производства продукции в разных странах, и являются объективной основой формирования таможенных пошлин.

Общая теория цены и дифференциальной ренты и ее применение к концепции формирования таможенных пошлин создает объективную базу для разработки основ таможенной политики как важнейшего средства реализации внешнеэкономической политики государства.

 

Функции таможенных пошлин

Для определения размера пошлин по любому товару (или группе товаров) необходимо определить национальные и интернациональные издержки и цены.

Практически для расчета пошлин могут быть использованы национальные и мировые цены. Пошлины определяются на основе разницы между мировыми и национальными ценами или в соответствии с этими разницами. Эти пошлины выполняют стабилизирующую функцию, выравнивая условия конкуренции для товаров импортных и отечественного производства и не создавая преимуществ для тех или других.

Ввозные пошлины могут быть установлены выше разниц между национальными и мировыми ценами. В этом случае пошлины будут выполнять протекционистскую функцию и ограничивать допуск на отечественный рынок импортных товаров, а при высоком уровне пошлинного барьера - практически запрещать этот ввоз.

Наконец, ввозные пошлины могут быть установлены ниже разницы между национальными и мировыми ценами. Такие пошлины создадут более широкие возможности для импорта товаров и их можно рассматривать как стимулирующие в определенных пределах импорт товаров.

Описанные выше функции пошлин можно проиллюстрировать на следующем условном примере. Допустим, что национальная цена товара А выше мировой цены на этот же товар на 10%. При этой разнице между мировой и национальной ценами на этот товар возможны следующие варианты построения таможенных пошлин:

- ввозная пошлина на товар А устанавливается на уровне, превышающем 10%. Такая пошлина будет выполнять протекционистскую функцию, ограничивать, а при высоком уровне – запрещать ввоз данного товара;

- ввозная пошлина устанавливается на уровне не 10%, т.е. в соответствии с разницей в ценах. Такая пошлина будет выравнивать условия конкуренции на внутреннем российском рынке для иностранных и отечественных производителей и выполнять, таким образом, регулирующую функцию;

- ввозная пошлина устанавливается на уровне ниже 10%. Такая либеральная пошлина создаст условия для более широкого импорта товаров, а при приближении ее к нулевому уровню будет утрачивать роль экономического регулятора ввоза товаров на российский рынок.

На основе анализа приведенных выше примеров можно сделать следующие выводы:

- уровень пошлин сам по себе, вне сопоставления его с уровнем мировых и национальных цен, не может характеризовать выполняемых им функций. Ввозная пошлина, установленная на уровне 10%, может выполнять протекционистскую функцию, если разница между мировой и национальной ценой на товар ниже 10%, стимулирующую – если эта разница в ценах превышает 10%, и регулирующую – если она соответствует разнице в ценах.

- если на различные товары установлены одинаковые по размерам ввозные пошлины, то это не означает, что все они выполняют одну и ту же функцию в области регулирования внешней торговли. В зависимости от складывающихся соотношений между национальными и мировыми ценами для одних товаров эти пошлины будут выполнять протекционистскую функцию, для других- стабилизировать масштабы ввоза в соответствии с выровненными условиями конкуренции импортных и отечественных товаров, для третьих – расширять возможности импорта.

- размер пошлин следует корректировать с учетом меняющихся условий конкуренции товаров импортных и отечественного производства и соотношений между национальными и мировыми ценами.

- при корректировке пошлин следует учитывать изменения не только национальных условий производства и предложения товаров, но и интернациональных издержек и мировых цен и общей конъюнктуры мирового рынка.

- если на данный товар в ряде стран ввозная пошлина установлена на едином уровне, то, в зависимости от соотношения мировых и национальных цен, в одних странах эта пошлина может выполнять протекционистскую функцию, в других –стимулирующую, в третьих- обычную, регулирующую. Например, если на данный товар установлена ввозная пошлина на уровне 15%, то в стране А, в которой национальная цена выше мировой на 10%, пошлина будет протекционистской, в стране Б, в которой национальная цена выше мировой на 15%, пошлина будет выполнять регулирующую функцию, в стране В, в которой национальная цена выше мировой только на 1 %, пошлина будет стимулирующей.

Уровень ввозных пошлин, как правило, выше в тех странах, в которых экономика менее конкурентоспособна, национальные издержки производства относительно выше, а качество ниже мирового уровня. В развивающихся странах на промышленные товары применяются более высокие импортные пошлины, чем в экономически развитых странах.

Высокие ввозные пошлины в развивающихся странах защищают их промышленность от конкуренции экономически развитых стран.

Некоторые виды сырья и энергоносителей служат исходным материалом для производства многих видов сопряженной продукции. Например, при переработке нефти получают бензин, дизельное топливо, мазут, масла и другие продукты. Нефть служит исходным материалом при производстве синтетических нитей и пластмасс. Эти продукты, как и сырая нефть, могут служить объектами импорта.

Импорт сырья и энергоносителей в экономически развитых странах, которые, как правило, являются их главными импортерами, осуществляется беспошлинно или с минимальными пошлинами. При импорте продуктов, получаемых при переработке сырья, уровень ввозных пошлин, как правило, повышается, при этом ставки пошлин растут пропорционально повышению степени обработки сырья: на продукцию каждой последующей стадии обработки устанавливаются более высокие ставки пошлин. Такое построение системы тарифов называется тарифной эскалацией.


Литература

 

1.            Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 28.06.2009) "О таможенном тарифе" (ред. 28.06.2009).

2.            Таможенный кодекс Российской Федерации.

3.            Таможенный кодекс Таможенного союза.

4.            Таможенное право России: Учебник/Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2003.

5.            Теория и практика таможенного дела: Учебн. Пособие Ч. 1/ Н.П. Бондаренко, О.Г. Старикова, И.Б. Чепко и др. – Ростов н/Д: РИО РФ РТА, 2005.

 



[1] Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть.  М.: 1995.

 

[2] Киреев А.П. Международная экономика. Учебное пособие для Вузов. М., 1997. С. 204.

[3] Киреев А.П. Международная экономика. Учеб. пособие для вузов. ― М., 1997.

 

[4] Киреев А.П. Международная экономика. Учебное пособие для вузов. М., 1997.

[5] Таможенное право России: Учебник/Отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2003.

 

[6] Основы таможенного дела: Учебник / Под общ. Ред. В.Г. Драганова. ― М., 1998.

 


Информация о работе Экономическая природа таможенных пошлин. Виды таможенных пошлин, их назначение