Досмотровая рентгеновская техника

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 16:57, курсовая работа

Краткое описание

Технические средства таможенного контроля. Цель таможенной интроскопии объектов. Понятие и физические основы рентгеновских методов контроля. Досмотровая рентгеновская техника, применяемая в таможенных органах.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИ2.docx

— 251.86 Кб (Скачать)

Высокая пропускная способность 
Рентгеновское сканирование грузов осуществляется при самостоятельном движении транспортного средства относительно неподвижной системы генерирования и детектирования рентгеновского излучения (рентгенографического портала), что обеспечивает высокую производительность досмотра.

Высокая проникающая способность  
В ИДК реализована оригинальная конструкция системы детектирования, позволяющая получать высококачественное проекционное рентгеновское изображение контролируемых объектов с проникающей способностью не хуже 270-300 мм по стали.

Высокое качество цифрового изображения 
Система детектирования ИДК обеспечивает пространственную разрешающую способность не хуже 5 мм и контрастную чувствительность не хуже 3 %.

Высокий уровень радиационной безопасности 
Система радиационной безопасности сканера выполнена в строгом соответствии с передовыми технологиями, что обеспечивает безопасность, как для операторов ИДК и окружающих, так и для водителя досматриваемого транспортного средства.  
 

Мобильный инспекционно-досмотровый комплекс для ускоренного досмотра транспортных средств

  • Общее описание
  • Особенности конструкции

Мобильный инспекционно-досмотровый комплекс DTP-5000M является рентгенографическим сканером с портальной формой детектирующей системы для досмотра груженых транспортных средств (контейнеров или обычных грузов), конструкция которого отвечает требованиям высокой пропускной способности (до 150 автомобилей в час), поскольку водитель не выходит из кабины и управляет движением автомобиля через портал детектора. 
 
Назначение

DTP-5000M предназначен для  ускоренного досмотра контейнеров (находящихся на транспортном  средстве) и большегрузных автомобилей  с целью идентификации находящихся  в них различных грузов на  соответствие товаросопроводительным  документам, обнаружения контрабанды, наркотиков, оружия, других опасных  и запрещенных для перевозки  предметов.

DTP-5000M предназначен для  использования в морских портах, в пунктах пропуска автомобильного  транспорта, на таможенных пунктах, на складах временного хранения  и других сферах, где необходима 100% проверка грузов для обеспечения  безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инспекционно-досмотровые комплексы

 

После 11 сентября 2001 года практически все государства мира направили значительные усилия на обеспечение безопасности в аэропортах. Не остались без внимания морские порты и сухопутные пограничные пропускные пункты.  
Действительно, через такие пропускные пункты ежегодно проходят миллионы автомобилей и контейнеров. Злоумышленники могут использовать их для перевозки оружия, наркотических и взрывчатых веществ, контрабанды. Ручной досмотр контейнера или большегрузного автомобиля – процедура длительная и дорогостоящая, требующая привлечения больших людских ресурсов.

Наибольшую трудность среди всех видов объектов таможенного контроля представляет проверка содержимого крупногабаритных грузов и транспортных средств - авиационных, морских, железнодорожных контейнеров, грузовых автомашин, рефрижераторов, так как их контроль связан с необходимостью выполнения целого комплекса трудоемких и длительных разгрузочно-погрузочных работ (2-3 часа на одно транспортное средство).

Все это делает возможным только единичный выборочный досмотр этих объектов. Основная их масса, проходит таможенное оформление только на основании представленных документов, фактически без необходимой реальной идентификации содержимого. Кроме того, также выборочно досматриваются и сами транспортные средства, их конструкционные узлы, которые потенциально могут использоваться в качестве тайников для сокрытия предметов контрабанды. В связи с особой опасностью использования указанных объектов для целей организованной контрабанды мировая таможенная практика, наряду с осуществлением оперативных мероприятий, в последнее время стремится максимально исключить возможность контрабанды за счет использования для ее поиска специальной техники. В данной работе мы остановимся на рассмотрении, одного из самых перспективных средств контроля большегрузных транспортных средств, существенно облегчающего и ускоряющего проведение таможенного контроля, а именно на рассмотрении инспекционно-досмотрового комплекса.

Инспекционно-досмотровые комплексы предназначены для интроскопии крупногабаритных объектов таможенного контроля, отличающихся значительными размерами, весом, составом конструкционных материалов, повышенной плотностью загрузки различными видами перевозимых в них товаров. Инспекционно-досмотровой комплекс использует ионизирующее излучение для получения рентгеновского изображения крупногабаритных грузов и транспортных средств в целях таможенного контроля. 
В соответствии с функциональным назначением инспекционно-досмотровые комплексы делятся на два вида: инспекционно-досмотровые комплексыдля интроскопии легковых автотранспортных средств (легковых автомашин, микроавтобусов, прицепов, передвижных дач, отдельных грузовых упаковок, не превышающих веса порядка 3-х тонн и размеров легковых автомашин);инспекционно-досмотровые комплексы для интроскопии крупногабаритных объектов, предназначенных для перевозки грузов (контейнеров, трейлеров, рефрижераторов, железнодорожных вагонов).

Тактико-технические характеристики инспекционно-досмотровых комплексов должны обеспечить: возможность визуализации содержимого указанных видов объектов, распознавание находящихся в них различных устройств, предметов и веществ; определение загруженности объема контейнера товарами и осмотр пространственного расположения содержимого; координатную привязку обнаруженных предметов к местам расположения; возможность распознавания изделий из различных материалов (металлы, органические вещества); возможность просмотра конструктивных полостей и пространств между стенками, потолочными перекрытиями и полом контейнеров, узлов автомашин и железнодорожных вагонов. Аппаратура позволяет осуществить детальный, фрагментарный просмотр отдельных зон инспектируемого объекта и его содержимого и увеличение изображения в несколько раз. Время интроскопии одного крупногабаритного объекта составляет 15—20 мин.

Опыт применения инспекционно-досмотровых комплексов таможенными службами других стран подтверждает их высокую эффективность. По информации Главного таможенного управления КНР введение инспекционно-досмотровых комплексов в порту г. Далян позволило повысить собираемость таможенных платежей в таможне на 61,9%, выявить свыше 300 случаев контрабанды и недостоверного декларирования на сумму 18 млн. юаней (2,25 млн. долларов США). В порту Гамбурга (Германия) с 1991 по 1999 год обнаружено и задержано 76499,8 кг различных видов наркотических веществ. Ориентировочная стоимость задержанных товаров с 1996 г. по 1998 г. составила 126,4 млн. долларов США.

 

 

Для досмотра перевозимых грузов на пропускных пунктах используются два основных метода:

 

- сканирование с  помощью высокоэнергетического  фотонного излучения, создаваемого  ускорителем электронов;  
- сканирование с использованием гамма-излучения радиоактивных изотопов кобальта или цезия (Кобальт 60, Цезий 137);  
 
Основной принцип, лежащий в основе использования рентгеновского и гамма излучения состоит в том, что фотоны (гамма-кванты), генерируемые источником излучения, поглощаются и рассеиваются на своем пути в зависимости от плотности и атомной структуры материала, через который они проходят. Детекторная система на приемной стороне содержит элементы, преобразующие дошедшие до них фотоны в электрический сигнал.  
 
Хотя рентгеновское и гамма-излучение являются ионизирующими и при их использовании должны приниматься специальные меры для защиты персонала, для автомобилей и грузов они никакой угрозы не представляют.  
 
В системах на базе ускорителей электронов в качестве детекторов обычно используются сцинтилляционные кристаллы совместно с фотодиодами. В сцинтилляторах фотонное излучение преобразуется в видимый свет, который затем с помощью фотодиодов преобразуется в электрический ток. Величина тока пропорциональна количеству попавших в детектор фотонов.  
 
В системах с использованием гамма-излучения обычно используют специальные детекторные линейки с фотоумножителями, так как излучение используемых в таких системах радиоактивных изотопов имеет существенно меньшую энергию. Достоинством таких систем является непрерывный характер излучения и, следовательно, отсутствие необходимости синхронизации излучающей и детектирующей подсистем. Также такие системы относительно компактны в связи с тем, что подсистема излучения имеет относительно простую конструкцию и небольшие размеры. Недостатком является относительно низкая проникающая способность и существенно меньшее разрешение, связанное с большими габаритными размерами фотоумножителей.

 
 

Существуют 3 основных критерия оценки эффективности досмотровых систем:

 
 
 
Проникающая способность гамма излучения связана с активностью соответствующих источников (радиоактивных изотопов) и в существующих системах не превышает 180 мм в стали.  
Рентгеновские ускорители электронов позволяют получать фотонное излучение с энергиями до 9 МэВ, что обеспечивает проникающую способность в стали до 440 мм.  
 
Контрастная чувствительность - второй критерий для досмотра, очень важен для того, чтобы различать предметы внутри контейнера. Чем выше контрастная чувствительность, тем выше вероятность обнаружения подозрительных предметов в грузе.  
 
Разрешение - способность различать отдельные детали на картинке. Если поставлена задача найти сотню килограммов наркотиков в контейнере, то достаточно просто увидеть на изображении аномалию, значительно выделяющуюся на фоне остального содержимого контейнера. Но если необходимо, например, обнаруживать компоненты ядерного оружия, то их размеры могут быть достаточно малы. Поэтому необходимо иметь системы с максимально возможным разрешением для эффективного обнаружения подобного рода угроз.  
 
Все три критерия напрямую связаны с уровнем энергии и количеством фотонов, прошедших сквозь материал. Поэтому большое значение имеет выбор источника излучения.  
В настоящее время наибольшее распространение получили системы на основе линейных ускорителей электронов (LINAC), но предпринимаются попытки приспособить для использования в этих комплексах ускорители других типов.  
 
Производством оборудования для ИДК в мире занимаются несколько компаний, в частности Smiths Heimann, RapiScan, Nuctech и другие.

 

Производители обычно подразделяют свою продукцию на 3 группы: 
 
Мобильные - устанавливаются на автомобильное шасси и могут свободно перемещаться по дорогам общего пользования. В их состав входит система автономного электропитания (дизель-генератор), что позволяет использовать мобильный комплекс практически везде, где есть более-менее ровная площадка.  
 
Перебазируемые и стационарные - устанавливаются в специально оборудованных зданиях. Обычно предполагается, что перебазируемый комплекс можно при необходимости достаточно быстро (в течение 3-4 недель) переместить в другое место. 
 

 
 

 

 

 

 

 

 

Комплекс HCVM-6040 состоит из следующих основных компонентов:

 

1. Система тормозного  фотонного излучения, генерирующая  излучение с уровнем энергии  до 6 МэВ, что обеспечивает проникающую  способность по стали до 400 мм;  
 
2. Система детектирования, представляющая из себя Г-образную детекторную линейку. В качестве детекторов используются сцинтилляционные кристаллы;  
 
3. Жесткая стальная рама (портал), перемещающаяся с помощью электропривода по рельсам с постоянной скоростью. На раме установлены системы излучения и детектирования;  
 
4. Компьютерная подсистема, обеспечивающая взаимодействие всех подсистем комплекса, визуализацию полученных изображений, их обработку, хранение и информационный обмен с внешними компьютерными системами;  
 
5. Система управления на базе программируемого логического контроллера, отслеживающая состояние всех подсистем и обеспечивающая координирование всех операций;  
 
6. Система бесперебойного электропитания;  
 
7. Система радиационной безопасности;  
 
8. Подсистема технологического видеонаблюдения, позволяющая оператору комплекса видеть происходящее в тоннеле сканирования и в коридорах;  
 
9. Подсистема связи;  
 
10. Подсистема громкого оповещения;  
 
11. Подсистемы безопасности (охранная, пожарная сигнализация, система контроля доступа);  
 
Преимуществом комплекса HCVM-6040 по сравнению с более ранними моделями является реализованная в нем функция дискриминации – разделения материалов по атомному номеру, что позволяет различать органические, неорганические вещества, металлы. Данная функция существенно облегчает и ускоряет анализ полученного изображения.  
 
Серьезнейшее внимание уделено радиационной безопасности. Для размещения технологического оборудования используется специально спроектированное здание с бетонными стенами достаточной толщины и автоматизированными защитными воротами. Здание обеспечивает необходимый режим работы установки и защищает персонал от излучения.

 

Радиационная безопасность достигается следующими мерами:

 

1. Исключение доступа  персонала и посторонних в  досмотровый тоннель в процессе  сканирования. Это обеспечивается  организационными и техническими  мерами. Система оснащена большим  количеством блокировок, останавливающих  излучение в случае попытки  открытия двери в тоннель, появления  посторонних в непосредственной  близости от защитных ворот, а  также в случае нажатия любой  из двух десятков кнопок аварийного  останова.  
 
2. Применением защитных материалов, обеспечивающих значение дозы за час работы в любой точке в 10 см от внешней поверхности стен и защитных ворот не более 1 мкЗв. Доза в помещениях операторов не превышает установленного нормами радиационной безопасности порога для населения (не более 1мЗв/год).  
 
3. Проведением постоянного радиационного контроля в помещениях операторов.  
 
Длина досмотрового тоннеля позволяет сканировать автопоезда с максимально разрешенной российскими ПДД длиной. Производительность комплекса составляет до 23 транспортных средства в час в нормальном режиме.  
Стабильная скорость движения портала, высокая проникающая способность излучения линейного ускорителя, минимальные размеры детекторов обеспечивают получение высококачественного изображения сканируемого автомобиля.  
Программное обеспечение, используемое для анализа изображения, содержит большое количество мощных программных инструментов, что позволяет операторам анализа быстро и точно локализовывать подозрительные объекты, определять их размеры и относительное положение. Рентгеноскопические изображения вместе с таможенными декларациями хранятся в надежной и высокопроизводительной базе данных. Размер этой базы, размещенной на отказоустойчивом RAID-массиве позволяет хранить десятки тысяч изображений. При необходимости изображения можно экспортировать на съемные носители.

 

Изображение автомобиля, полученное с применением функции дискриминации материалов

 
 

Использование подобных комплексов на пограничных пропускных пунктах позволяет перевести досмотр транспортных средств на качественно новый уровень и существенно повысить безопасность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, подводя итог можно сказать, что оперативные задачи таможенных служб, требующие применение технических средств таможенного контроля, является основным для понимания роли и места ТСТК в оперативной деятельности таможенных служб.

Темой данной курсовой работы являются технические средства таможенного контроля. Была рассмотрена досмотровая рентгеновская техника, а именно классификация досмотровой рентгеновской техники; понятие и физические основы рентгеновских методов контроля; принцип построения досмотровой рентгеновской техники; досмотровая рентгеновская техника, применяемая в таможенных органах, а также инспекционно-досмотровые комплексы, технические средства дистанционного контроля объемов (количеств) отдельных видов стратегически важных сырьевых товаров.

Информация о работе Досмотровая рентгеновская техника