Речевой портрет деятеля Путина

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:56, реферат

Краткое описание

Актуальным представляется лингвистическое описание языкового портрета политического и экономического деятеля России В.В.Путина в связи с возросшим интересом к изучению официально-делового и публицистического стилей, а также к исследованию языковых особенностей Правительства РФ в условиях экономического кризиса.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретическое обоснование исследования………………………...4
1.1Языковая личность как объект лингвистических исследований…......4
1.2Модель описания речевого портрета………………………………….......4
Глава II.Языковой портрет личности экономического деятеля…………..7
2.1Биография В.В. Путина……………………………………………………...7
2.2Речевой портрет………………………………………………………………7
Заключение……………………………………………………………………...12
Список использованной литературы………………………………………..14

Файлы: 1 файл

реферат по русскому.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

КАЗАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ


 ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  им. А.Н.ТУПОЛЕВА - КАИ

Филиал "Восток"


Кафедра экономики и  управления на предприятии

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине « Культура речи и деловое общение»

на тему: «Речевой портрет экономического деятеля (В.В. Путин)».

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:                                                                               студентка гр.21103

Петрова Н.Ю

 

Проверила:                                                                                    Мининкина О.И.                                                          

 

 

 

 

Чистополь, 2012г.

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретическое  обоснование исследования………………………...4

1.1Языковая личность как объект лингвистических исследований…......4

1.2Модель описания речевого портрета………………………………….......4

Глава II.Языковой портрет личности экономического деятеля…………..7

2.1Биография В.В. Путина……………………………………………………...7

2.2Речевой портрет………………………………………………………………7

Заключение……………………………………………………………………...12

Список использованной литературы………………………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение. 
 Во второй половине XX века лингвисты стали исследовать роль человеческого фактора в языке, по-новому посмотрев на такие проблемы как язык и мышление, языковая личность, национальный язык определенного этноса, язык и картина мира. 

      Новейшие исследования в области коммуникативной лингвистики открыли перспективы изучения проблемы языковой личности. Все чаще и убедительней лингвисты говорят сегодня о языке как способе вербализации человеческого общения в процессе совместной деятельности людей. 

      Чтобы преуспеть в воздействии на людей, политику необходимо использовать такой сильнодействующий стимулятор формирования имиджа, как речь. Известно могущество слова, его власть над людьми, над их судьбами и настроением. Одни сообщения оказывают созидательное воздействие на личность, другие деструктивно воздействуют на нее.

     О человеке можно судить по его речевому поведению и речевому имиджу. В связи с этим представляется важным изучить основные приемы и технологии создания речевого имиджа личности и политика в частности, которые есть в арсенале специалистов по связям с общественностью и которые доказали свою эффективность в мировой практике.

    Актуальным представляется лингвистическое описание языкового портрета политического и экономического деятеля  России В.В.Путина в связи с возросшим интересом к изучению официально-делового и публицистического стилей, а также к исследованию языковых особенностей Правительства РФ в условиях экономического кризиса.

 

 

 

Глава I. Теоретическое  обоснование исследования.

1. 1 Языковая  личность как объект лингвистических  исследований. 
          В языкознании не прекращаются споры о предмете своей науки. Это происходит из-за расширения опыта, пополнения знаний и представлений о языке. Поэтому задачи и объект исследования часто подвергаются изменению. 
         Языковая личность - это одна из актуальных и перспективных проблем современной когнитивной и коммуникативной лингвистики. В последнее время проблема языковой личности активно рассматривается в разных аспектах психолингвистическом, социолингвистическом, культурологическом, лингводидактическом, функциональном, эмотивном, прагматическом, семантики текста и др. 
          Исследователи доказательно замечают, что черты языковой личности выражаются в индивидуально-авторской картине мира, подчеркивают такие характерные признаки языковой личности как «соединение у личности говорящего его языковой компетенции, стремление к творческому самовыражению, свободного, автоматического осуществления разносторонней языковой деятельности. Языковая личность сознательно относится к своей языковой практике, несет на себе отражение общественно-социальной, территориальной среды, традиций воспитания в национальной культуре. Творческий подход и уровень языковой компетенции стимулируют языковую личность до усовершенствования языка, развития языкового вкуса, постоянного отображения в языке мировозренческо-общественных, национально-культурных источников и поисков новых, эффективных, индивидуально-стилистических средств языковой выразительности».

1.2 Модель описания  речевого портрета.

        Содержательное  основание – это информативная  часть текстов, публикуемых политическим деятелем. Исследования, проделанные в 1993-1997гг. группой красноярских социологов и лингвистов, созданной при Представителе президента по Красноярскому краю, доказывают, что единицами, составляющими содержательную сторону речевого портрета политика являются следующие: концепты или ключевые слова, модель настоящего, модель будущего и лозунги. Первый, самый общий анализ данного аспекта заставляет предположить следующее: основные концепты (власть, народ, реформы, благосостояние, экономика, (финансовый) кризис и т.д.) и положительная оценка будущего (в перспективе которого – решение большинства проблем) оказываются относительно константными величинами в текстах лидеров различной политической направленности.  
         В реализации модели настоящего заметны две тенденции. Первая состоит в том, что действующие политики представляют ее в целом позитивно. Их выступления отличаются оптимизмом и изобилуют фактами о достигнутых результатах и свершениях разного рода. Оппозиционеры же в абсолютном большинстве случаев выбирают критическую, негативную модальность при описании действительности.  
         Самым специфическим объектом из всех 4-х составляющих являются лозунги. Они «языковой анфас» политика, который стремится к тому, чтобы быть содержательно узнаваемым и отличным от любого из своих оппонентов. Особенно функция лозунга актуализируется в предвыборных кампаниях, где этот жанр оказывается одним из ведущих. 
         Известная модель речевой коммуникации «говорящий →слушающий» по отношению к политической сфере преобразуется в более сложную, двумерную: «политик →оппозиция» и «политик →общество».

Итак, для реконструкции речевого портрета публичного деятеля важно, какие образы двух обозначенных адресатов  формируются в его текстах. Для  речевого портрета публичного деятеля очень важной составляющей оказывается и то, в какой семантической роли представлен он в текстах, описывающих его деятельность. Кроме уже перечисленных параметров речевого поведения, акцентируется внимание на коммуникативных удачах и неудачах публичного деятеля. Они связаны с правилами речевого поведения, предписанными к выполнению любому члену данного национального языкового коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Языковой портрет личности экономического деятеля.

2.1 Биография   В.В. Путина.

Владимир Владимирович Путин - российский государственный политический и экономический деятель; действующий (четвёртый) президент Российской Федерации с 7 мая 2012 года. Председатель Совета министров Союзного государства (с 2008 года). Второй президент Российской Федерации с 7 мая 2000 года по 7 мая 2008 года (после отставки президента Бориса Ельцина исполнял его обязанности с 31 декабря 1999 по 7 мая 2000 года)

Родился 7 октября 1952 в Ленинграде. Владимир был третьим сыном в семье — двое старших братьев, родившихся ещё в тридцатые годы, умерли в детстве.

 Семья Путиных жила в коммунальной квартире в Ленинграде. Уже став президентом, Путин рассказывал, что ещё с детства он увлекался советскими фильмами о разведчиках и мечтал работать в органах государственной безопасности.

В 1960—1965 годах Владимир Путин учился в школе-восьмилетке № 193. После поступил в среднюю школу № 281 (спецшкола с химическим уклоном на базе технологического института).

В 1970—1975 годах учился на международном отделении юридического факультета Ленинградского государственного университета имени Жданова (ЛГУ). В ЛГУ вступил в КПСС. Из этой запрещённой в 1991 году партии не выходил.

2.2 Речевой  портрет.

Речевой портрет В.В.Путина имеет  ряд особенностей. 
Во-первых, это лексические особенности, обусловленные мировым экономическим положением, социальными ролями В.В.Путина. 
Активно используется терминология для конкретизации высказываний.

Экономическая: «конкурентоспособность», «конъюнктура», «инфраструктура», «дифференциация», «теневая экономика». И экономические  фразеологизмы: «финансовые резервы», «предпринимательская свобода», «долгосрочные тарифы», «уровень дохода», «реальный сектор экономики».

В речи В.В.Путина, яркой лексической  особенностью является использование  слов и словосочетаний с экспрессивно-оценочным  значением, которые носят в основном негативный характер: «сладенькие решеньица», «сидеть на одной трубе», «ну-ка давайте сюда», «лазейки», «выйти из тени», «засунуть руку в чужой карман». Это связанно с обострением отношений России и стран постсоветского пространства, на которые в своей речи часто указывает В.В.Путин. Использование лексики с негативной оценкой, отражает собственное мнение политика на эти вопросы, подчеркивает его патриотизм и создает положительный имидж.

Одними из элементов речевого портрета В.В.Путина являются эпитеты, придающие повествованию наглядность и образность: «ясный, понятный сигнал», «низкие цены», «непредсказуемые повороты», «ключевые факторы», «яркие особенности», «беспрецедентный проект». Через призму это оценивается, как способ выразить свое отношение к предмету или действию.

Так же элементом речевого портрета, является градация: «большие, огромные, грандиозные задачи». Таким образом, президент пытается акцентировать  важность и объем стоящих проблем, для решения которых ему необходима поддержка.

Во-вторых, это синтаксические особенности, использование которых направленно на конкретизацию, структуризацию речи, а также уточнения от имени кого или чего в данный момент выступает говорящий.

Используемые вводные конструкции  можно классифицировать по трем направлениям:

- Вводные конструкции, направленные на структуризацию речи: «кстати», «во-первых», «во-вторых», «однако», «прежде всего», «добавлю», «поясню», «кроме того», «отмечу», «наконец», «таким образом».

- Вводные конструкции, помогающие выразить собственное мнение: «по-моему», «считаю», «согласен», «я думаю».

- Вводные конструкции, выражающие чувства неуверенности или уверенности в чем-либо: «действительно», «возможно», «конечно», «наверняка», «безусловно».

Использование конструкций первой группы, характеризуется необходимостью упорядочить собственные мысли. Данная синтаксическая особенность воспринимается положительно, поскольку акцентирует внимание на особых моментах, способствует восприятию информации, а также отделяет сущность вопроса от комментариев.

Конструкции второй группы отмечают, что в момент говорения выражается личная оценка В.В.Путина в отношении  данного вопроса или каких-либо действий, которая является оспоримой. Это является знаком, что данный вопрос является дискутируемым  и не имеет на сегодняшний день определенного конкретного решения.

Вводные конструкции третьей группы отражают отношение к принятым решениям по каким-либо вопросам, а также к  предпринятым действиям.

Таким образом, такой элемент как  вводные конструкции позволяет манипулировать аудиторией, создавая лидирующее преимущество в данной беседе.

Следующей синтаксической особенностью является использование сложных  предложений или простых осложненных. Это элемент официально-делового стиля, использование которого объясняется сферой коммуникации.

Простые предложения чаще всего  осложнены рядами однородных членов: «интересный, конструктивный и полезный разговор», «как уровень доходов  и социального обеспечения, качество образования и здравоохранения, продолжительность жизни, экологическое благополучие и обеспеченность жильем». Однородные члены играют роль действенного изобразительного средства, показывая динамику действия, подчеркивая разнообразные свойства того или иного предмета.

Синтаксическая усложненность  снижает коммуникативную доступность речи, но это восполняется точностью и полнотой высказываний. Это не позволяет интерпретировать выступления, вызывая недоверие к В.В.Путину как Президенту РФ.

Еще одной синтаксической особенностью является использование преимущественно прямого порядка слов в предложении: «Мы уже многое сделали для улучшения культуры корпоративного управления и развития соответствующих норм права. Объемы рыночной капитализации российских компаний говорят сами за себя, вы это хорошо знаете». Данная особенность акцентирует внимание на субъекте действий, а также связанна выполнением одновременно нескольких социальных ролей и необходимостью конкретизировать от лица кого в момент говорения ведется разговор.

В изучаемых материалах также представлена и инверсия: «Для современной России уже стали привычными высокие темпы роста экономики и реальных доходов граждан». Эта синтаксическая фигура подчеркивает объект действий или само действие, а также отражает результаты действий. Через призму оппозиции рассматривается, как способ рассказать об итогах сделанного или намеченных целях.

В-третьих, морфологические особенности, использование которых помогает выделить официально-деловой характер отношений. Такой особенностью является преобладание имени существительного над местоимением. Это дает возможность структурировать текст, конкретизировать и недопустить двусмысленности высказываний.

Хочется выделить такую особенность  как диалогичность речи. Данная особенность  включает использование вопросно-ответной формы: «Правда в условиях кризиса мы должны все это очень тщательно и детально проработать. Почему? У нас уже есть такие формы в стране – что-то вроде товарищества совместного кредитования – это система, не связанная с банком, небанковская система». А также риторические вопросы и восклицания: «Мы задаем очень простой вопрос: а на кого переучивать? Где у нас четкое понимание того, какие специальности сейчас будут востребованы? <…> Не может вся экономика, вся социалка и вся жилищная сфера сидеть на одной трубе! ». «Что можно сделать сегодня, чтобы быстрее выйти из кризиса? Немедленно сформировать контрольный механизм и направить наблюдателей на границу входа нашего газа на территорию Украины и выхода с территории Украины. <…>»

Таким образом, речевой портрет  В.В.Путина представляет собой совокупность языковых особенностей, имеющих в основе социально-психологические причины. Языковой портрет данного экономического деятеля говорит о нем, как о человеке высокообразованном, имеющем широкий круг интересов, являющемся лидером на политической арене, который имеет собственное мнение на ряд разнообразных вопросов и проблем.

Информация о работе Речевой портрет деятеля Путина