Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:56, контрольная работа
Актуальность данной темы обуславливается тем что помимо деловых бесед и коммерческих переговоров в предпринимательской практике широко распространены деловые совещания, которые представляют собой способ открытого коллективного обсуждения тех или иных вопросов. Формы такого обсуждения очень разнообразны. Это съезды, конференции, симпозиумы, собрания, заседания, семинары. Решения, принимаемые на этих мероприятиях, обычно эффективнее тех, что принимаются узким кругом управленцев. Суть делового совещания заключается в том, чтобы обеспечить свободную дискуссию и выработать общее решение на основе учета самых разных мнений.
Введение..........................................................................................3
Деловое совещание — суть..................................................4
2. Организация проведения деловых совещаний....................5
2.1 .Основные задачи организации делового совещания ….......5
2.2 Технология организации и проведения деловых
совещаний........................................................................................6
Выбор стиля проведения делового совещания ….........12
Заключение...................................................................................17
Список литературы.....................................................................18
Оптимальная продолжительность совместной умственной деятельности большого числа людей составляет всего 40-45 минут. Через 40-60 минут после начала совещания в его участников ослабляется внимание: начинается шум, лишние движения, разговора. Если и дальше продолжать совещание без перерыва, то у большинства участников наступает усталость. После 30-40-минутного перерыва в присутствующих улучшается самочувствие, восстанавливается их нормальное состояние, и обсуждение проблем можно продолжить.
После
90 минут работы внимание и интерес
к обсуждаемым проблемам
Таким образом, оптимальная продолжительность совещания - не более 1 часа. Если обстоятельства требуют более длительной работы, то после 40 минут заседания необходимо объявлять 10-15-минутный перерыв.
Все знают, что такое регламент, но не все его соблюдают. Если до начала совещания ее регламент не установлен, то возникают предпосылки для неделовой обстановки проведения совещания. Особая роль в соблюдении регламента принадлежит председателю собрания. Однако проявлять уважение к регламенту должен каждый участник совещания независимо от должности, которую он занимает. Протокол совещания - это первичный официальный документ, на основании которого руководитель имеет право требовать от сотрудников выполнения порученных им задач. Секретарь собрания фиксирует в протоколе важнейшие моменты: достижение цели совещания; решения; исполнителей и сроки.
Завершающий этап организации и проведения совещания - это принятие решения и согласования условий его реализации. Решения на совещании принимается всеми вместе и каждым в отдельности. От того, насколько участнику совещания удалось включить свои идеи и комментарии в общее решение, зависит его эффективность. В формулировке решения объясняется: кем и в какие сроки должно быть выполнен определенный объем работ. Определяется, в какой форме будут подведены итоги (рассылка протокола или его части (выписки из протокола), принимается решение о широте информирования (весь коллектив или его часть).
Решения
могут приниматься двумя
3. Выбор стиля проведения делового совещания .
Еще одним важным психологическим
фактором является стиль, проводимого
совещания.
Ведущий совещания обычно выбирает один
из двух основных стилей его ведения: дипломатический
или авторитарный.
Дипломатический стиль предполагает
учет мнений всех участников совещания,
а также то, как различные идеи согласуются
между собой.
При этом неизбежны компромиссы.
При авторитарном стиле руководства некоторые
участники стремятся «протащить» свои
проекты, действуют напористо. При таком
ведении совещания руководитель уверенно
держит бразды правления, подает множество
предложений, сообщает новую информацию,
формирует свое мнение категорично, не
допуская возражений.
Авторитарное ведение совещание допустимо,
если по каким-либо причинам нельзя обратиться
к помощи партнеров. Это возможно в том
случае, если необходимо как можно быстрее
принять решение.
Психологи утверждают, что оба стиля поведения
– дипломатический и авторитарный – могут
приводить к успеху. Однако авторитарное
ведение совещания следует отнести к нежелательным
исключениям, особенно если с его участниками
придется работать и дальше. Поэтому есть
смысл подробно рассмотреть лишь дипломатический
стиль ведения делового совещания как
наиболее предпочтительный в условиях,
когда административно-командная система
осталась в прошлом.
Стиль руководства.
Выделяют следующие стили
поведения руководителя на
1. Диктаторский - когда руководитель ведет
совещание и фактически единственный
пользуется правом голоса. Примером такого
совещания может быть ознакомление с приказом,
новым направлением в работе.
2. Автократический - руководитель задает
вопросы поочередно каждому участнику
и выслушивает их ответы. Регулярное использование
данного стиля способствует выработке
устойчивой неприязни к руководителю.
3. Псевдодискуссионный - сначала руководитель
или кто-либо по его поручению делает сообщение,
потом проводятся прения, в которых участвуют
несколько работников по выбору руководителя.
4. Дискуссионный характеризуется свободным
обменом мнениями и выработкой общего
решения.
5. При свободном стиле проведения совещания
руководитель четко не формулирует повестку
дня и решения не принимаются.
Хотелось бы отметить, что систематическое
использование какого-либо одного стиля
проведения совещания негативно влияет
на межличностные взаимоотношения сотрудников,
статус руководителя и эффективность
работы.
Следующий аспект, без рассмотрения которого
невозможно быть хорошим руководителем,
- это искусство слушать. Психологи определяют
слушание как важнейшее средство общения.
В деловых кругах и в организациях часто
допускаются ошибки и промахи, причины
которых заключаются в неумении слушать
рекомендации, предложения, указания.
Непонимание намерений и
желаний собеседника влечет за
собой потерю драгоценного
Существует ряд условий, которые должен
соблюдать хороший слушатель. Во-первых,
не отвлекаться на посторонние мысли.
А так как скорость мышления примерно
в четыре раза больше скорости речи, то
необходимо очень жестко использовать
"свободное время" на критический
анализ и выводы из услышанного. Во-вторых,
нельзя обдумывать последующий вопрос,
а тем более не следует говорить контраргументы.
Это одна из наиболее часто встречающихся
ошибок, которая нередко очень дорого
обходится слушающим. В-третьих, следует
сконцентрироваться на сущности предмета,
а не на второстепенном. Особенно сложно
следить за выступлением, стержнем проблемы
неподготовленных ораторов из-за путаницы
в терминах и понятиях, бессистемности
изложения и большого количества второстепенных
и маловажных фактов.
Многие, прочитав эти условия правильного
слушания, скажут, что это легче простого.
Но существует ряд ошибок, которые встречаются
в процессе слушания и у профессионалов
в проведении совещаний. Так, например,
дегрессия - удаление от предмета разговора.
Эта ошибка обычно свойственна интеллектуальным
слушателям, использующих превышение
скорости мышления над скоростью речи
для собственных размышлений. В результате
таких размышлений человек полностью
теряет нить изложения. Нередко встречается
и другая ошибка - заострение внимания
на "голых" фактах. Типичной является
ошибка запоминания длинного ряда указаний.
Психологические тесты показывают, что
даже самые тренированные люди с высоким
уровнем развития внимания могут точно
запомнить не более пяти пунктов. Все остальные
указания перемешиваются. Поэтому с психологической
точки зрения рекомендуется при любом
перечислении ориентироваться только
на наиболее существенные моменты. Однако
даже если поставить перед собой цель
ориентироваться только на суть, основу,
то в процессе слушания человек может
столкнуться с так называемыми "критическими"
словами, которые особенно действуют на
психику, выводят человека из состояния
равновесия. Для многих это могут быть
слова: "рост цен", "банкротство",
"инфляция". Слова такого типа могут
вызвать у человека возмущение, неосознанное
желание протестовать и скандалить. Человек
уже не следит за тем, что говорят в этот
момент другие. Эта избыточная чувствительность
снизится только в том случае, если человек
путем самоконтроля выявит свои "критические"
слова.
Следует отметить, что многие люди с большим
нетерпением ожидают паузы в разговоре,
чтобы вставить свое слово. Каждый из руководителей
должен помнить: если мы не даем участнику
совещания высказаться, то у него создается
впечатление, что его лишили права голоса.
Отговорка о нехватке времени, чтобы до
конца выслушать сотрудников, может обернуться
против самого руководителя. Сэкономленные
на молчании участников совещания 10-15
минут, позднее могут вынудить провести
еще 2-3 разговора, беседы по тому же вопросу
из-за ошибок, недоверия или несогласия.
Часто у людей в процессе проведения совещания,
заседания, переговоров или беседы возникают
сложности в постановке вопросов, поддержании
в нужном русле разговора.
Какие же бывают вопросы?
Закрытыми называются вопросы,
ответ на которые "да" или
"нет". Они используются при
необходимости получения
Открытыми вопросами называются вопросы
"Кто?", "Что?", "Как?", "Сколько?",
"Почему?" и т.д. Они служат для вывода
человека из замкнутости, побуждают выдавать
новые идеи и предложения, служат для стимуляции
монолога со стороны собеседника.
"Могу ли я считать приведенные вами
факты случайными или это закономерное
явление?". Вопросы такого типа носят
название риторических. Они служат для
указания нерешенной проблеме и для сосредоточения
внимания на нужном аспекте.
Для выявления новых проблем, уязвимых
пунктов в позиции собеседника, а также
для удержания хода беседы в жестких рамках
уже достигнутых результатов переговоров
служат переломные вопросы. ("Как вы
считаете, не находимся ли мы с вами на
ложном пути? Может быть нам более тщательно
обдумать вариант использования...?").
Часто используются на совещаниях и аналитические
вопросы типа: "Правильно ли я понял
ваше предложение?" и т.п. Они эффективны
при создании атмосферы взаимопонимания
и для достижения промежуточного результата.
При многовариантности постановки вопросов
на каждой фазе деловой беседы уместны
определенные виды. Так, вхождение в предмет
переговоров требует закрытых вопросов,
а сбор факторов для уточнения позиции
партнера лучше осуществлять посредством
открытых. При закреплении и проверке
принятого решения необходимо ориентироваться
на риторические и аналитические вопросы,
а при появлении новых аспектов обсуждения
и направления беседы рекомендуется задавать
переломные вопросы.
Одним из основных правил ведущего совещания,
оратора или просто выступающего является
наблюдение за реакцией слушающих. Можно
ли сказать по внешнему виду, интересна
тема разговора для человека или нет? Как
определить, говорит ли выступающий правду?
Как проявится внешний момент, когда человек
начнет сомневаться в правильности своей
позиции? На все эти вопросы современная
психология дает ответы. Мы же приведем
несколько правил теории мимики и жестов,
которыми должен владеть каждый.
Исследования, проведенные Ниренбергом
и Калеро по изучению жеста соединения,
сцепления пальцев обеих рук, показали,
что этот жест обозначает разочарование
или желание скрыть свое отрицательное
отношение к предмету разговора или человеку.
С помощью потирания ладоней друг о друга
человек невербально показывает ожидание
положительного результата. Раскрытие
рук, поворачивание открытых ладоней в
сторону слушающих свидетельствует об
искренности выступающего. Психологи
утверждают, что наблюдая за положением
ладоней человека, можно судить о его честности
в данный момент беседы. Если же человек
теряет интерес, но из вежливости хочет
выглядеть заинтересованным, то он подпирает
голову рукой, опускает ее на основание
ладони. Настоящий интерес проявляется,
когда рука находится под щекой, но не
служит опорой для головы. Существует
немало других жестов, с помощью которых
можно распознать намерения и желания
человека.
Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы еще раз обратить внимание на актуальность распределения рабочего времени каждого руководителя организации, на его умение четко, ясно, быстро доводить информацию до своих подчиненных, получать все необходимые сведения от них, принимать своевременно правильное решение. Анализируя эффективность проведения делового совещания с психологической точки зрения, Е.Г. Молл считает, что чаще всего руководители допускают такие ошибки, как отсутствие системы в подготовке и проведении совещаний, излишняя централизация при принятии решения, превращающая низовые звенья управления в формальных исполнителей и лишающая их инициативы, отсутствие конкретной сущности в принятых решениях, которые проходят часто под рубрикой "разобраться", "просить" и т.п.
Основной же ошибкой руководителей становится забывание правила понимания информации, сформулированного специалистом в области управления П. Мицич: если принять задуманное за 100%, то высказанное составит 70 от задуманного, услышанное - 80 от высказанного, понятое - 70 от услышанного, а запомнится лишь 60% от понятого.
Как видим, совещание - процесс сложный и при его проведении необходимо учитывать огромное количество психологических закономерностей и правил. Объективная же реальность в настоящее время заставляет всех руководителей строительных организаций поворачиваться лицом к проблеме повышения эффективности своей работы, продуктивного использования каждой минуты рабочего времени.
Информация о работе Психологические факторы подготовки и проведения совещания