Принципы рационализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 16:25, доклад

Краткое описание

В любой организации постоянно происходят различного рода изменения либо по инициативе руководства, либо по инициативе рядовых работников, либо по стечению обстоятельств. Проводником таких изменений является человек как на уровне разработки решения, так и на уровне исполнения.

Файлы: 1 файл

Принципы рационализации.doc

— 52.50 Кб (Скачать)

Принципы  рационализации

В любой  организации постоянно происходят различного рода изменения либо по инициативе руководства, либо по инициативе рядовых работников, либо по стечению обстоятельств. Проводником таких  изменений является человек как  на уровне разработки решения, так и на уровне исполнения.

Изменения в организации - объективный процесс и регулируются законом единства анализа и синтеза. Принципы рационализации формируют механизм таких преобразований.

Существуют  три типа организации мыслительной деятельности человека: рационализм, иррационализм и сенсуализм. Каждый из них имеет глубокие исторические корни и накладывает существенный отпечаток на реализацию изменений в организации.

Рационализм (лат. ratio - разум) - усовершенствование, формирование более целесообразной организации чего-либо, например производства, принятие решений по ранее разработанным алгоритмам, правилам, законам. Рационализм как философское направление признает разум основой познания и поведения людей. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму.

Иррационализм - это познание реальности через аспекты духовной жизни человека: волю (волюнтаризм), интуицию, инстинкт, озарение. Он характеризуется постоянными сомнениями в правильности принятых решений и возможных результатах.

Сенсуализм - это познание реальности только через восприятие, чувство, ощущение (сенсорика).

Каждый  из приведенных типов имеет сферы  эффективного применения.

Менеджер  с рациональным типом мышления постоянно  применяет достижения науки и  практики, принимает упреждающие решения. Например, заранее начнет осваивать ремонт иномарок, закупать новое технологическое оборудование.

Менеджер  с иррациональным типом мышления принимает упреждающие решения  на основе интуиции ("мне кажется, что это правильно") или на основе:

- сравнения с кем-либо,

- сильных  впечатлений после просмотренной выставки, телевизионной передачи, разговора с кем-то.

Менеджер  с сенсуальным типом мышления принимает решения по результатам  исходя из увиденного и прочувственного.

Рационализация  как процесс должна привести к новому состоянию организации (к новой результативности), т. е. к достижению максимально возможного уровня эффективности при существующих в данный момент экономических условиях.

Результативность  организационной системы характеризуется  действенностью и экономичностью затрат, прибыльностью, качеством трудовой жизни и внедрением новшеств.

Действенность определяется достижением заданного уровня трех критериев: качества, количества и своевременности.

Качество - это степень соответствия организационной системы внутренним требованиям (стандартам) организации. Оно включает требования к спецификациям, техническим параметрам и ожиданиям. Качество может измеряться в баллах, уровнях и т.д., может носить объективный и субъективный характер.

Количество  определяет масштабность организационной системы, набор ее элементов и место в окружающей среде.

Своевременность базируется на характеристиках информации, созда-ваемой или потребляемой организационной  системой.

Качество трудовой жизни - величина субъективная и определяется реакцией работников на социально-технические аспекты в организации.

Высокий уровень качества жизни создает  условия спокойного, уверенного труда  персонала, однако в условиях рыночной экономики это может привести к застою в развитии организационной системы. Низкий уровень формирует сильную озабоченность персонала, что может помешать его производительному труду.

Внедрение новшеств - величина субъективная и определяется способностью организации реагировать на внешние и внутренние нововведения в технической и социальной областях.

Весьма  немаловажно проводить терминологическое  и смысловое размежевание понятий "статической" и "статичной", "динамической" и "динамичной" организаций.

С позиций  отношения к будущему все компании можно разделить на три группы:

- компании, которые не видят необходимости  в переменах, остаются в статике  - это "статичные" компании;

- компании, признающие необходимость постоянной  модернизации уже имеющегося, реализующие  динамический подход - это "динамичные" компании;

- компании, которые своей главной задачей считают создание принципиально нового, того, чего нет на современном рынке, использующие инновационную стратегию.

Руководителям компаний, относящихся к первому  типу, страшно и подумать, что  придется кардинально менять с трудом налаженное производство, менять статус-кво. Из-за неумения работать в пространстве двух кривых ЖЦО они не способны контролировать свои рынки и конкурировать на них. Такие компании очень быстро сходят с арены, выбывают из конкуренции. Руководители второй группы понимают, что требования потребителей будут постоянно возрастать, поэтому заняты поиском вариантов улучшения и постоянной модернизацией выпускаемой продукции. Руководители компаний третьего типа убеждены, что завтрашние потребители будут отличаться от сегодняшних, поэтому связывают свою деятельность с неизбежной конкуренцией на рынке, много сил и ресурсов тратят на создание принципиально новой продукции. Эти компании полностью сосредоточены на будущем. Современная организация, которая стремится остаться на рынке, должна иметь две стратегии, работающие одновременно: улучшение старого и создание нового.

Улучшение старого строится в основном на внедрении новой организационной модели, более гибкой, в которой быстрее и более целенаправленно идут внутренние процессы, стабильнее связи с поставщиками и потребителями. Короче говоря, речь идет о создании более эффективной организационной структуры. Эта стратегия какое-то время удерживает компанию на плаву, но не дает никаких гарантий на успех в будущем.

Создание  нового, построение второй кривой, связано с фундаментальным переосмыслением бизнеса компании в будущем. Реализация этой стратегии идет через испытание разных рыночных стратегий, поиск ответа на вопрос - что будет востребовано? Когда будет найден вариант и компания реализует основные этапы проектирования и коммерциализации, произойдет переход с первой кривой на вторую. Жизнь в пространстве двух кривых ЖЦО ставит руководителей перед важнейшими проблемами, которые действуют одновременно и оттого требуют одновременных решений. Главные из них:

- необходимость  поддерживать жизнь первой кривой  достаточно долго для того, чтобы  вторая прочно утвердилась;

- необходимость планировать будущее и сохранять дисциплину так, чтобы позволить фондам перетекать постепенно на вторую кривую;

- необходимость  справляться с неразберихой, которая  возникает в процессе одновременного  действия двух кривых.

На современном  этапе развития экономики как никогда нужны менеджеры, способные достигать хороших результатов в настоящем, сочетая их с проектированием будущего. Трудность состоит в том, что одни и те же этапы организационного проектирования двух разных стратегий имеют разные целевые установки. Задачи, которые стоят перед командой, которая улучшает настоящее, и командой, работающей над будущим, значительно различаются.

Для организации  работ по реализации двух разных стратегий  и подходов необходимо иметь ответы на вопросы, представленные в табл.1.

Таблица 1 - Информационная база выработки стратегий динамичной и статичной организаций

Статичная организация Динамичная  организация
Каковы  наши нынешние потребители? Как будут  отличаться завтрашние клиенты от нынешних?
Как меняются их потребности? Как и  чем привлечь завтрашних клиентов?
Как используются эти изменения? Каковы  индустриальные изменения в будущем?
Кто конкуренты и почему потребители  предпочитают их? Какой будет конкуренция: продуктовая, инновационная, индивидуальная?
Меняется ли динамика конкурентной борьбы? Как осуществить  доминирование на рынке?

При изучении этих вопросов постепенно реализуются  три основные стадии проектирования: представление, подготовка и осуществление. Главные задачи этих этапов также  будут различаться в зависимости от выбранной стратегии. Различия целевых установок при разных стратегиях развития представлены в табл. 2.

Таблица 2 - Целевые установки статичной и динамичной организаций

Целевая  
установка 
Наименование этапа
Статичная организация: 
Стратегия 
"улучшение старого"
Динамичная  организация 
Стратегия 
"Создание нового"
Представление Разработка  проекта организации, реализация которого позволит наилучшим образом удовлетворить  потребности клиентов Разработка  технологического проекта, направленного  на удовлетворение потребностей клиентов в будущем
Подготовка Кратчайший  путь достижения цели Кратчайший  путь достижения цели, с оценкой  временного, экономического, социального  эффектов
Осуществление Трансформация организации в краткосрочной  перспективе Трансформация организации с определением изменений в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе.

Если  компания хочет занимать постоянно  лидирующее положение на рынке, она  должна находиться в процессе преобразовании, не только эволюционных, но и революционных. Эволюция - это просто постепенный процесс непрерывного улучшения. Существует оригинальная метафора: "Бабочка - это не просто модификация и улучшение гусеницы - это совершенно новое существо. Так же и революция, это не просто несколько эволюционных шагов - это отрыв от прошлого. Эволюционное преобразование, безусловно, проще, оно одномерно, революционное - двухмерно: оно требует движения по первой в сочетании создания второй и перехода на нее. Компании мирового класса освоили науку постоянного функционирования между двух кривых и начинают революционные преобразования раньше, чем упрутся в стенку".

Информация о работе Принципы рационализации