Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 11:39, реферат
Психология-это наука, изучающая возникновение, протекание и проявление психологических явлений в результате деятельности и общения человека. Психологические явления - психологические процессы: ощущение, восприятие, психологическое состояние, внимание, воля, эмоции, чувства. Психологические свойства: темперамент, характер направленности личности. Психология-это наука о психики. Психика делится на четыре модальности: я хочу; я чувствую; я думаю; я делаю. В этом задействованы: внимание, память, мышление, воображение, ощущения. Психологическое здоровье-это наука о психологических причинах здоровья, методах, средствах сохранения, укрепления и его развития.
ПОНЯТИЕ О ПРЕДМЕТЕ
ПСИХОЛОГИИ
Психология-это наука,
изучающая возникновение, протекание
и проявление психологических явлений
в результате деятельности и общения
человека. Психологические явления - психологические
процессы: ощущение, восприятие, психологическое
состояние, внимание, воля, эмоции, чувства.
Психологические свойства: темперамент,
характер направленности личности. Психология-это
наука о психики. Психика делится на четыре
модальности: я хочу; я чувствую; я думаю;
я делаю. В этом задействованы: внимание,
память, мышление, воображение, ощущения.
Психологическое здоровье-это наука о
психологических причинах здоровья, методах,
средствах сохранения, укрепления и его
развития.
Любая
наука как самостоятельная
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ПСИХОЛОГИИ
Психология —
древняя наука. Человек всегда интересовался
тем, что значит его душа, как работает
ум и какие движущие силы определяют
его поведение. Систематическое
изучение этих проблем насчитывает
немногим более столетия, несмотря
на то, что многие из них были сформулированы
философами тысячелетия назад. Можно
назвать много таких вечных вопросов.
В качестве примера упомянем следующие:
В какой мере поведение человека определяется
наследственными факторами, и в какой
— приобретенным опытом? Являются ли способности,
которыми обладает человек, только приобретенными,
или передаются по наследству? Как события
жизни воспринимаются и запоминаются?
Хотя с философских позиций многие подобные
вопросы обсуждались в течение столетий,
психология как самостоятельная наука
возникла лишь в XIX веке, когда появились
экспериментальные методы изучения психики
и поведения. Начало этому было положено
представителями естественных наук, в
первую очередь врачами и физиологами,
некоторые из которых в силу своих научных
интересов в конце концов осознали себя
в качестве психологов. Исторически вопросы
определения психики как души относились
к философии. Самостоятельное развитие
психологии было медленным и из-за противоречий
с религиозными воззрениями. Одной из
основополагающих концепций теологии
является свобода сознания человека (или
духа, или души) и независимость его от
законов природы. Лишь когда немецкие
исследователи подвергли сомнению это
положение, и началась научная психология
как таковая. Одним из пионеров в области
психологических экспериментов был Г.
Гельмгольц (1821—1894). Его исследования
в ряде областей были связаны с интересом
к проблемам восприятия; изучая нервную
систему человека, Гельмгольц, в частности,
впервые измерил скорость распространения
нервного импульса. Другим представителем
ранней немецкой психологии явился Г.
Фехнер (1801—1887), занимавшийся проблемами
отражения физических стимулов (как, например,
яркого света) в психике: увеличивает ли
усиление яркости света его воспринимаемую
яркость; насколько должна увеличиться
яркость, чтобы испытуемый заметил разницу.
Рассматривая эти и подобные вопросы,
Г. Фехнер основал направление психологии,
названное психофизикой.
СТРУКТУРАЛИЗМ. ПСИХОЛОГИЯ
КАК НАУКА О НЕПОСРЕДСТВЕННОМ
ОПЫТЕ
Работы Г. Гельмгольца, Г. Фехнера и других привели к пониманию того, что психические процессы могут изучаться экспериментально. Однако формально начало современной научной психологии относят к 1879 г., времени основания Вильгельмом Вундтом (1832 — 1920) первой психологической лаборатории в Лейпциге. Научное влияние В. Вундта было чрезвычайно велико. В. Вундту принадлежит первый опыт систематизации психологических знаний, получивший название структурализма. Сторонники структурализма считали, что психика слагается из элементарных процессов сознательного опыта. Как отмечал ученик В. Вундта Э. Б. Титченер (1867—1927), «психолог отвечает на вопрос «что», разлагая внутренний опыт на его элементы. Он отвечает на вопрос «как», формулируя законы сочетания этих элементов. И он отвечает на вопрос «почему», объясняя душевные процессы, указывая на процессы, протекающие параллельно в нервной системе» (Титченер Э. Б. Учебник психологии. М., 1914. С. 34). Различались три категории элементов: ощущение, представления и чувство. К ощущениям относились зрительное восприятие, слух, обоняние, вкус, осязание. Представления являются опытом, не переживаемым в настоящий момент. Чувства — это эмоциональные реакции, такие как любовь, радость, ревность. Элементы объединяются по законам ассоциаций. «Предмет, метод и проблема психологии. Наука состоит из большой группы добытых наблюдением фактов, которые приведены в связь друг с другом и подчинены всеобщим законам. ...Прежде всего ясно, что все науки имеют нечто общее в своем предмете; все они относятся с той или иной точки зрения к миру человеческого опыта. ...Душа есть вся совокупность человеческого опыта с точки зрения зависимости от переживающего его индивидуума. Популярное представление о мире, в общих чертах, следующее. Мир заключает в себя или состоит из двух по существу различных субстанций: из материи и духа. Материя находится в окружающих нас физических телах; она повсюду заполняет пространство; она подчинена механическим законам, законам причинности. Дух находится в нас самих, а также, что весьма вероятно, в некоторых других живых существах; он не материален и не занимает пространства; он не подчиняется механическим законам, но может действовать свободно, по своему произволу; если он вообще подчиняется законам (как например, законам мышления в наших интеллектуальных процессах), то эти законы своеобразны и отличаются от законов природы. Несмотря на эти их различия дух и материя очень тесно связаны друг с другом в нас самих и в таких живых существах, которые имеют душу; ведь наше тело материально. Если они так связаны друг с другом, то они оказывают друг на друга воздействие — душа на тело и тело на душу. Сознание имеет два смысла. ...В... первом смысле «сознание» означает, что душа воспринимает свои собственные процессы. Как, согласно популярному взгляду, душа есть то внутреннее Я, которое мыслит, вспоминает, выбирает, обсуждает и руководит движениями собственного тела, так и сознание есть внутреннее знание об этом мышлении... В своем втором смысле «сознание» тождественно с душой, и слово «сознательный» тождественно со словом «душевный». ...Методом психологии является, как мы видим, наблюдение. Чтобы отличать его от наблюдения, которое применяется в естественных науках и состоит в наблюдении за внешними явлениями, в смотрении наружу,— психологическое наблюдение определяется как смотрение внутрь» (Титченер Э. Б. Учебник психологии. М., 1914. С. 1—17). Э. Титченер, как и его последователи, видели в структурализме образец того, как должна строиться психология, и боролись против новых течений, вытеснивших структурализм к началу 1920-х гг. Структурализм и интроспекция подверглись критике со стороны функционализма, бихевиоризма и гештальтпсихологии.
ФУНКЦИОНАЛИЗМ
В отличие от структурализма,
возникшего в Европе и распространившегося
на Соединенные Штаты, функционализм
возник на американской почве. Одной
из предпосылок его возникновения
была дарвиновская теория эволюции, овладевшая
умами как в Европе, так и в Америке в конце
XIX в. Учение Ч. Дарвина радикально изменило
представление о месте человека в природе.
Для психологов теория эволюции послужила
источником захватывающих вопросов: Имеют
ли человеческие психические процессы
эволюционную историю? Сходны ли человеческие
способности, такие, например, как способность
учиться на опыте, с аналогичными способностями
животных? Каково приспособительное значение
различных способностей человека? Ответ
на эти вопросы и попытался дать функционализм.
Функционализм был не столь систематизирован,
как структурализм. Скорее, он представлял
собой общий набор идей, охватывающих
определенную тематику, в особенности
проблему полезности или адаптивной значимости
психических процессов. Возникновение
функционализма обычно связывается с
именем Джона Дьюи (1859—1952). В то время как
структурализм отвечал на вопросы содержания
сознания, функционализм стремился определить
функции психических процессов. Для их
изучения применялись как объективные,
так и субъективные методы; считалось,
что полезные сведения могут быть получены
при изучении и человека, и животных. Кроме
того, функционализм тяготел к исследованию
жизненных проблем, изучению психики и
поведения в реальных ситуациях. Подчеркивалось,
что психические процессы являются непрерывными,
длящимися, и искусственная их остановка
и расчленение, как это предлагалось в
структурализме, не ведет к получению
полезных данных. Выдающимся американским
психологом, исследования которого часто
связывают с функционализмом, является
Уильям Джемс (1842—1910). Работы
У. Джемса предшествовали появлению функционализма.
Предметом психологии человека является
сознание. «Определить психологию всего
лучше можно словами профессора Ладда,
как науку, занимающуюся описанием и истолкованием
состояний сознания, как таковых. Под состояниями
сознания здесь разумеются такие явления,
как ощущения, желания, эмоции, познавательные
процессы, суждения, решения, хотения и
т. п. В состав истолкования этих явлений
должно, конечно, входить изучение причин
и условий, при которых они возникают,
так и изучение действий, непосредственно
ими вызываемых, поскольку те и другие
могут быть констатированы» (Джемс У. Психология.
СПб., 1911. С. 1). Развитие взглядов Дж. Дьюи
и У. Джемса дало толчок некоторым тенденциям
в психологии, подавлявшимся структурализмом.
Благодаря функционализму, сфера интересов
психологии расширилась: стали изучаться
дети и душевнобольные, а также животные
(шимпанзе, собаки), изучение которых методами
интроспекции было невозможно. Важнейшим
направлением стало приложение психологических
исследований в различных областях.
БИХЕВИОРИЗМ. ПОВЕДЕНИЕ
КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ
В 1913 г. была опубликована
статья Джона Уотсона «Психология
с точки зрения бихевиориста», в
которой он сформулировал новое определение
предмета и метода психологии: «С точки
зрения бихевиориста психология есть
чисто объективная отрасль естественной
науки. Ее теоретической целью является
предсказание поведения и контроль за
ним. Для бихевиориста интроспекция не
составляет существенной части методов
психологии, а ее данные не представляют
научной ценности, поскольку они зависят
от подготовленности исследователей в
интерпретации этих данных в терминах
сознания... Традиционно утверждалось,
что психология — это наука о явлениях
сознания. В качестве основных проблем
выдвигалось, с одной стороны, расчленение
сложных психических состояний (или процессов)
на простые элементарные составляющие
их, а с другой стороны, построение сложных
состояний, когда даны элементарные составляющие»
(Хрестоматия по истории психологии. М.:
Изд-во МГУ, 1980. С. 17—18). Бихевиоризм оказался
привлекательным для многих молодых психологов:
он давал им возможность отбросить то,
что как им казалось, засоряло психологию.
«Сущность бихевиоризма. С точки зрения
бихевиоризма подлинным предметом психологии
(человека) является поведение человека
от рождения и до смерти. Явления поведения
могут быть наблюдаемы точно так же, как
и объекты других естественных наук. В
психологии поведения могут быть использованы
те же общие методы, которыми пользуются
в естественных науках. И поскольку при
объективном изучении человека бихевиорист
не наблюдает ничего такого, что он мог
бы назвать сознанием, чувствованием,
ощущением, воображением, волей, постольку
он больше не считает, что эти термины
указывают на подлинные феномены психологии...
Сознание и его подразделения являются
поэтому не более как терминами, дающими
психологии возможность сохранить — в
замаскированной, правда, форме — старое
религиозное понятие «души». Наблюдения
над поведением могут быть представлены
в форме стимулов (С) и реакций (Р). Простая
схема С—Р вполне пригодна в данном случае.
Задача психологии поведения является
разрешенной в том случае, если известны
стимул и реакция» (Уотсон Дж. Бихевиоризм
// Хрестоматия по истории психологии.
М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 34—35). Бихевиористы
считали, что истинная цель психологии
— описывать, объяснять, предсказывать
и управлять поведением. Они делали акцент
на том, чтобы понять, как опыт формирует
поведение; поэтому, естественно, их интерес
был сконцентрирован на процессе научения.
Работы И. П. Павлова (1849—1936) и его последователей
надолго определили представление о рефлекторных
механизмах поведения. Они изложены во
всех современных учебниках в разделе
о мозговых механизмах психики. В настоящее
время существует много направлений бихевиоризма.
Его основные положения нашли применение
во многих областях современной психологии.
Большинство психологов согласны в том,
что изучение поведения занимает центральное
место в психологии, но только немногие
придерживаются мнения о полной бесполезности
психологических понятий для описания
и объяснения психических процессов. Представители
раннего бихевиоризма исключили из психологии
многие разделы — восприятие, эмоции,
познание,— интерес к которым находится
в центре современных когнитивных исследований.
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ
Функциональная психология
и бихевиоризм возникли в значительной
мере как реакция на структурализм.
Примерно к этому же времени относится
возникновение другого
ПСИХОАНАЛИЗ: БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Зигмунд Фрейд (1856—1939), австрийский врач, психолог и психотерапевт, разработал психотерапевтический метод, получивший название психоанализ. Наблюдения за многими больными привели З. Фрейда к выводу, что большинство психологических проблем имеет своей причиной неосознаваемые эмоциональные переживания. Он считал, что возникновение этих личностных проблем может быть прослежено и отнесено к травмирующим событиям в детстве. Воспоминания о них вызывали бы у человека тревогу, если бы были осознаны; но, по З. Фрейду, они были «вытеснены» из сознания, или «подавлены», и остались в подсознании. Многие симптомы психических заболеваний вызываются прорывами этих «подавленных» воспоминаний о травмирующих событиях детства. Задачей психоаналитика, таким образом, является помощь пациенту в ведении этих воспоминаний в сознание при помощи методики свободных ассоциаций или интерпретации снов. В результате пациент получает возможность рационально отнестись к подавленным воспоминаниям и тем самым получить облегчение психологического напряжения. Теоретическую основу психоанализа составляет определение соотношения сознательного и бессознательного, психической динамики и психологической структуры личности. «Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Иначе говоря, психоанализ не может перенести сущность психического в сознание, но должен рассматривать сознание как качество психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам... К термину или понятию бессознательного мы пришли... путем разработки опыта, в котором большую роль играет душевная динамика... Наше знакомство с психической динамикой не может не оказать влияния на номенклатуру и описание. Скрытое бессознательное... называется нами предсознательным; термин «бессознательное» мы применяем только к вытесненному динамическому бессознательному; таким образом, мы имеем теперь три термина: «сознательное» (bw), «предсознательное» (vbw) и «бессознательное» (ubw), смысл которых уже не только чисто описательный... Мы создали себе представление о связной организации душевных процессов в одной личности и обозначаем его как Я этой личности. Это Я связано с сознанием, что господствует над побуждениями к движению, т. е. к вытеснению возбуждений во внешний мир. Это та душевная инстанция, которая контролирует все частные процессы (Partialvorgange), которая ночью отходит ко сну и все же руководит цензурой сновидений. Из этого Я исходит также вытеснение, благодаря которому известные душевные побуждения подлежат исключению не только из сознания, но также из других значимости и деятельности» (Фрейд 3. Я и Оно // Хрестоматия по истории психологии. М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 184—210). Психоанализ послужил толчком для развития систематического изучения личностного развития, нормы и патологии личности, а также заложил основы психотерапии. Он также оказался мишенью суровой критики как со стороны бихевиоризма, так и гуманистической психологии.
Информация о работе Понятие о предмете психологи. Основные направления психологии