Особенности анализа радио и телевидения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 14:04, реферат

Краткое описание

Каждый человек имеет право на получение актуальной и надежной информации. При этом количество источников информации, к которой граждане имеют доступ, не менее важно, чем ее надежность и актуальность. СМИ берут на себя не просто функцию неких фиксаторов и трансляторов происходящего или происходившего. СМИ создают образную картину мира. Каждый человек должен обладать способностью получать информацию и приобретать знания, которые важны для него лично. Общественное телерадиовещание, а также средства печати были созданы, чтобы служить этим целям. Их главной задачей было обеспечивать граждан информацией, независимой от государственного и экономического контроля.

Файлы: 1 файл

Социология массовых коммуникаций.docx

— 93.20 Кб (Скачать)

• знание своей аудитории;

• искреннее уважение к аудитории;

• умение общаться с ней на равных, не поучая, не заискивая, не занимаясь самолюбованием.

Аудитория тонко чувствует отношение к себе. Степень ее доверия и симпатии к выступающему зависит от таких его важных качеств, как авторитетность и компетентность, внешняя привлекательность и тактичность.

На разных этапах общения эти качества могут играть разную роль. Например, на начальной стадии эффект привлекательности может возникнуть лишь благодаря внешности выступающего и его манере держаться, а представления о компетентности и авторитетности формируются на основе информации о его образовательной подготовке и социальном положении. Однако, чем длительнее общение, тем большее воздействие будут оказывать перечисленные выше характеристики коммуникатора в отношении как к аудитории, так и к тому, о чем он говорит. Незаинтересованное, формальное выступление оставляет людей равнодушными, высокомерие вызывает неприязнь. При этом важно знать, что даже хороший оратор или квалифицированный журналист не может скрыть своей внутренней позиции, если она не совпадает с тем, что он говорит. Достаточно точно установлено, что, когда человек неискренен, некоторые характеристики его голоса меняются определенным образом, не говоря уже о более доступных наблюдению сигналах мимики и жестов.

 

     Таким образом, без учета рассмотренных выше социально-психологических особенностей общения но радио и телевидению невозможно понять задач, которые необходимо решить режиссеру, редактору и, конечно, самому выступающему в процессе подготовки его радио- или телевизионного выступления.

 

СПЕЦИФИКА ОБЩЕНИЯ ПО РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИЮ.

Есть существенные различия в речевом поведении создающего устное или письменное высказывание, но есть различия и в восприятии устной и письменной речи адресатом. Письменный текст рассчитан на зрительское восприятие. Читающий текст может вернуться к наиболее трудным местам, отложить его, поразмышлять, обратиться к справочным пособиям, чтобы прояснить для себя что-то непонятное. 
 
Слушающий устный текст, как и создающий его, работает сразу «начисто». Если не используется особые технические средства, то воспроизвести услышанное со 100%-ной точностью практически невозможно. Даже конспект услышанного не есть полное соответствие исходному тексту. 
И, наконец, написанное сохраняется долго, тогда, как услышанное сохраняется лишь в памяти слушателей, а посему недолговечно.

 
Интонация помогает передать отношение говорящего, подчеркнуть наиболее важные моменты речи. 
Голос - совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых при помощи голосового аппарата человеком и дышащими легкими животными.  
Высота голоса зависит от частоты голосовых связок.  
Сила голоса зависит от размаха голосовых связок.  
Тембр голоса зависит от присоединения к основному тону добавочных тонов, возникающих в резонаторной части голосового аппарата.  
Человек выражает голосом свои ощущения, чувства и мысли: крик, смех, плач, речь. Голосом также сопровождаются рефлекторные движения мышц гортани: чихание, кашель и т.д.  
Пауза – временная остановка звучания, разрывающая поток речи. Пауза - это продолжение разговора невербальными средствами.

 
Классификация пауз:

 
- синтаксические, соответствующие  на письме знакам препинания.

 
- ритмические паузы  организуют деление стихотворного  текста на строфы, но характерны  не для спонтанной, а для озвученной  письменной речи.

 
- логические паузы  отделяют речевой такт от соседних.

 
- паузы хезитации, обдумывания. В процессе этой паузы говорящий старается подобрать слово, сформулировать мысли, найти новый аспект для обсуждения.

 
- психологические  паузы, несущие особую психологическую  нагрузку. Сделав паузу в несвойственном  ей месте, говорящий старается наполнить ее чувством.

 
- пустые паузы  – мучительные и плохо воспринимаемые  слушателями. Во время этой паузы  говорящий вспоминает текст, который  знает нетвердо.

 
Избыточность устной речи – не всегда оправданные повторы, уточнения, перифразы, связанные с тем, что говорящий не всегда четко может сформулировать мысль, вследствие чего ему приходится повторяться, добиваясь желаемого результата. 
Лаконизм (экономия) речи связан с тем, что говорящий пропускает слова, предложения, которые легко восстанавливаются слушающим из контекста. 
Самоперебивы, срывы конструкции – такая особенность устной речи, когда говорящий, не закончив начатое предложение, бросает его, начинает снова, пытаясь сформулировать фразу другими словами. 
Прерывистость связана с тем, что говорящий делает неуместные паузы, т.к. обдумывает, что сказать, формулирует, подбирает слово.

 
Общие принципы, которые необходимо соблюдать при подготовке публичного выступления, следующие:

 
1. Принцип краткости (достаточности).

 
2. Принцип последовательности. Выступление должно быть подчинено  одной теме, вынесенной в заглавие. Каждая микротема также должна раскрывать основную тему.

 
3. Принцип усиления  состоит в том, что речевое  воздействие на слушателей должно  наращиваться от начала выступления  к его концу.

 
4. Принцип результативности, т.к. каждое выступление должно  содержать вывод, призыв к действию, рекомендации. Вывод должен формулироваться  словесно.

 
Обращение одновременно является и контактоустанавливающим средством, и способом привлечения внимания и средством диалогизации, вовлечения слушателя в мысленный диалог с выступающим.

 
Виды заключений:

 
1. Подытоживающее  повторение;

 
2. Призыв;

 
3. Интригующая концовка;

 
4. Обращение к  аудитории;

 
5. Иллюстрированная  концовка.

 
Методы изложения материала:

 
- Индуктивный способ  – это способ, при котором изложение  материала происходит от предъявления  отдельных фактов к обобщению.

 
- Дедуктивный способ  – такой способ изложения материала, когда от общего идут к частному, от общих положений и законов  – к конкретным фактам и  явлениям, их подтверждающим.

 
- Способ аналогии. Под аналогией понимается сходство, тождество, подобие.

 
- Концентрический  и ступенчатый способы предполагают:

 
а) концентрический – наличие единого центра, которым является поставленная проблема, вокруг которого и располагается материал;

 
б) ступенчатый – последовательное изложение проблематики, переход, как по ступеням, от одного аспекта к другому.

 
- Исторический (хронологический) и пространственный способы. Первый  способ используется в тех  случаях, когда нужно описать  последовательность действий, событий, биографию какого-либо лица и  т.п. Второй способ предполагает  изложение материала.

 
- Тактический способ, который считается одним из  наиболее эффективных в агитационной речи.

 
Основные типы ораторов:

 
1)Рационально-логический тип. Эмоциональность этих людей внешне практически не проявляется, хотя это не значит, что она отсутствует полностью. Они больше склонны к анализу явлений, к рассуждениям, к строгой аргументированности.

 
2)Эмоционально-интуитивный тип. Люди этого типа говорят страстно, увлеченно, но не всегда могут уследить за жесткой логической последовательностью речи.

 
3)Философский тип. Люди, относящиеся к этой группе, труднее всего поддаются описанию, т.к. одновременно достаточно эмоциональны и логичны.

 
4)Лирический или художественно-образный тип. Этих людей отличает глубокая эмоциональность, лиризм, острая впечатлительность, проникновенность, хотя в частных проявлениях люди этого типа могут существенно отличаться друг от друга.

 

                                            Москва 2014

 


Информация о работе Особенности анализа радио и телевидения