Основные теории коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 15:43, реферат

Краткое описание

Рассмотрим в данном реферате проблемы науки о коммуникации в XXI веке, современные медиасистемы, а также теорию коммуникации в аспекте новых технологий, перспективы ее развития.

Файлы: 1 файл

основные теории организации.docx

— 20.04 Кб (Скачать)

     Введение 

     В современных условиях резко возросло внимание к такому социальному феномену, как коммуникация. Коммуникация становится объектом исследования на различных уровнях и в различных концептах: социологическом, кибернетическом, политологическом, социобиологическом, философском, психологическом, лингвистическом, культурологическом и т.д. Такое положение является вполне закономерным и объяснимым.

     Происходящая  в современном мире глобальная трансформация  индустриального общества в информационно-коммуникативное  общество сопровождается не только проникновением коммуникации во все сферы жизнедеятельности  общества, возникновением и развитием  качественно нового типа коммуникативных  структур и процессов, но и глубоким переосмыслением коммуникативной  природы социальной реальности, современных  изменений в социально-коммуникативной  сфере, места и роли коммуникаций в развитии общества.

     Итак, современная российская действительность с убедительностью демонстрирует  возможности массовой коммуникации как средства формирования "моделей" социальной реальности, как важнейшего источника нормативных образцов, циркулирующих в обществе.

     Рассмотрим  в данном реферате проблемы науки  о коммуникации в XXI веке, современные медиасистемы, а также теорию коммуникации в аспекте новых технологий, перспективы ее развития. 

 Основные теории коммуникации.

    1. Основные  группы теорий.

    2. Теории  массовых коммуникаций (теория магической  пули, модель коммуникации Лассвелла)

    3. Теории  ограниченного влияния СМИ (в  целом и теория двухступенчатого  распространения информации Лазерсфельда)

    4. Теории  активной аудитории.  

Основные  группы теорий.

      системные, кибернетические, информационно-процессные теории рассматривают коммуникации как системы, состоящие из элементов, которые образуют структуры с функциональными связями. Коммуникации подразумеваются как информационный процесс;

      семиотические, когнитивные, интерпретативные теории. В центре их внимания анализ коммуникации как оперирование знаками, создание, понимание, интерпретация значений реципиентами, выявление факторов, влияющих на понимание, связи между мышлением и поведением;

      интеракционистские теории рассматривают коммуникацию как взаимодействие с помощью языка и символов, приводящую к установлению общих значений и правил взаимодействия. Значения здесь изменяются в зависимости от разных организаций, групп людей и ситуаций;

      социальные теории - основной акцент этих теорий в определении места и роли коммуникации и средств коммуникации в обществе.

Теории  массовых коммуникаций

      Теория  магической пули. Она исходит из принципа, что эффект воздействия СМИ на сознание средних людей аналогичен пуле. Прямое и неотвратимое воздействие, защиты нет. Сообщение проникает в мозг и неизбежно трансформирует мысли и эмоции человека. Обычные люди не могут сопротивляться данному влиянию. В этом заключается магическая сила СМИ.

      Классическим  аргументом в пользу этой теории является эффект от передачи по радио в 1938 году текста Г. Уэллса о высадке марсиан  на землю. Многие американцы, не зная, что  это литературный текст, восприняли его как сообщение о реальном событии. Возникла массовая паника.

      Этот  факт свидетельствует о том, что  в определенных условиях воздействие  СМИ может иметь магическую силу. Но это возможно только в определенных обстоятельствах. А.С. Биккулов. доцент СПбГУ, канд. социол. наук. Материалы к госэкзамену. Специальность «Прикладная информатика в искусстве и гуманитарных науках»

     Модель  коммуникации Лассвелла проста и практична одновременно, выглядит она следующим образом:

кто? -- сообщает что? -- по какому каналу? -- кому? -- с каким эффектом?

     «Формула» Лассуэлла является как моделью, отражающей структуру коммуникации, так и моделью исследования этого процесса, его структуры и отдельных элементов.

Теории  ограниченного влияния  СМИ 

      Идеи  массового общества доминировали в 1930—1940-х годах. Они находили свое подтверждение в практике социально-политической жизни. В эти годы пропагандистские функции СМИ проявились в максимальной форме. Государство подчинило медиа своему контролю. Частная собственность на СМИ в большинстве стран была заменена государственной. Многим казалось, что такой путь несет благо всем, потому что уменьшает опасное влияние массовых коммуникаций на людей.

      Но  на пике популярности этих идей и теорий результаты новых исследований эффектов СМИ поставили под сомнение незыблемость и однозначность этого влияния. Организатором этих исследований в 1945—1960-х гг. был американский социолог П. Лазарсфельд. Он выявил многочисленные приемы сопротивления людей власти СМИ и доказал, что «не так страшен черт, как его малюют». Его идеи легли в основу концепции ограниченных эффектов СМИ.

      Для теорий ограниченного влияния СМИ  свойственны следующие положения:

      • теория должна опираться на результаты эмпирических исследований;

      • роль СМИ в обществе ограничена. Они преимущественно усиливают  существующие тенденции и только изредка инициируют социальные изменения.

      • когда СМИ все-таки вызывают социальные изменения, они часто являются дисфункциональными, разрушая стабильный порядок и обостряя отдельные проблемы. В этом проявляется опасная разрушительная сила СМИ;

     Теория  двухступенчатого распространения  информации П. Лазарсфельда была разработана П. Лазарсфельдом при исследовании массовых коммуникаций. Они обратили внимание на одну весьма любопытную закономерность: воздействие информации, передаваемой населению через СМИ, через некоторое время не ослабевает, а, наоборот, усиливается. Исследования показали, что информация, поставляемая прессой, радио и телевидением, усваивается массовой аудиторией не непосредственно и не сразу, а спустя некоторое время и под влиянием «лидеров

2 А.С. Биккулов. доцент СПбГУ, канд. социол. наук. Материалы к госэкзамену. Специальность «Прикладная информатика в искусстве и гуманитарных науках»

     мнений». Обнаруженный феномен позволил существенно  скорректировать деятельность СМИ: стало очевидным, что можно работать с более узкой и более четко  очерченной группой. Это значительно  облегчало деятельность массмедиа и одновременно повышало их результативность.

Теории  активной аудитории 

      Усиление  акцента на активности аудитории  было связано с преодолением ограниченности предыдущих подходов, где аудитории  отводилась роль объектов влияния СМИ. В данном подходе аудитория рассматривалась  в своей функции активного  выбора и отбора информации с позиций  собственной пользы и удовлетворения личных потребностей.

      суть которой можно представить в пяти основных положениях:

      • аудитория активно использует СМИ  в соответствии со своими целями;

      • инициатива в выборе СМИ принадлежит  самому человеку;

      • отдельные СМИ конкурируют между  собой за удовлетворение потребностей аудитории;

      • люди достаточно хорошо представляют, что и почему их интересует в СМИ  и то, что они от них получают;

      • люди могут использовать одно и то же содержание различным образом. Их суждения об этой информации различаются  в соответствии с их ценностями.

      • СМИ зависят от удовлетворения потребностей и интересов людей. И чем лучше они это делают, тем сильнее и влияют на них.

      • СМИ передают не столько сообщения, сколько задают список тем для  обсуждения, - после , - начинают обсуждать на работе, с друзьями и т.п., но при этом все равно люди формируют свое мнение по этим вопросам, которое почти не зависит от того, как тема была подана в СМИ.

     3

     Список  литературы 

  1. Василик М.А. Наука  о коммуникации или теория коммуникации? К проблеме теоретической идентификации // Актуальные проблемы теории коммуникации. Сборник научных трудов. - СПб. - Изд-во СПбГПУ, 2004. - C. 4-11.
  2. Крейг Р.Т. Теория коммуникации как область знания //Компаративистика III: Альманах сравнительных социогуманитарных исследований. СПб., 2008.
  3. Луман Н. Невероятные коммуникации. Проблемы теоретической социологии. Вып. 3. СПб., 2009.
  4. Луман Н. Что такое коммуникация? //Социологический журнал. 1995. №5
  5. Назаров М.М. Средства массовой коммуникации и российское общество на пороге XXI века // Социально-гуманитарные знания. 1999. С.11-21.
  6. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М., 2008.
  7. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. СПб., 2002.
  8. Третьяк Г.Е. Сущность коммуникации и ее место в социокультурной реальности. http://www.festu.ru
  9. Яковлев И.П. О коммуникологии как науке о коммуникационных процессах// Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2007. №3.
  10. Яковлев И.П. Основы теории коммуникаций. СПб., 2001.

     Размещено на Allbest

Информация о работе Основные теории коммуникации