Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 15:43, реферат
Рассмотрим в данном реферате проблемы науки о коммуникации в XXI веке, современные медиасистемы, а также теорию коммуникации в аспекте новых технологий, перспективы ее развития.
Введение
В современных условиях резко возросло внимание к такому социальному феномену, как коммуникация. Коммуникация становится объектом исследования на различных уровнях и в различных концептах: социологическом, кибернетическом, политологическом, социобиологическом, философском, психологическом, лингвистическом, культурологическом и т.д. Такое положение является вполне закономерным и объяснимым.
Происходящая
в современном мире глобальная трансформация
индустриального общества в информационно-
Итак,
современная российская действительность
с убедительностью
Рассмотрим
в данном реферате проблемы науки
о коммуникации в XXI веке, современные
медиасистемы, а также теорию коммуникации
в аспекте новых технологий, перспективы
ее развития.
Основные теории коммуникации.
1. Основные группы теорий.
2. Теории массовых коммуникаций (теория магической пули, модель коммуникации Лассвелла)
3. Теории
ограниченного влияния СМИ (в
целом и теория
4. Теории
активной аудитории.
Основные группы теорий.
• системные, кибернетические, информационно-процессные теории рассматривают коммуникации как системы, состоящие из элементов, которые образуют структуры с функциональными связями. Коммуникации подразумеваются как информационный процесс;
• семиотические, когнитивные, интерпретативные теории. В центре их внимания анализ коммуникации как оперирование знаками, создание, понимание, интерпретация значений реципиентами, выявление факторов, влияющих на понимание, связи между мышлением и поведением;
• интеракционистские теории рассматривают коммуникацию как взаимодействие с помощью языка и символов, приводящую к установлению общих значений и правил взаимодействия. Значения здесь изменяются в зависимости от разных организаций, групп людей и ситуаций;
• социальные теории - основной акцент этих теорий в определении места и роли коммуникации и средств коммуникации в обществе.
Теории массовых коммуникаций
Теория магической пули. Она исходит из принципа, что эффект воздействия СМИ на сознание средних людей аналогичен пуле. Прямое и неотвратимое воздействие, защиты нет. Сообщение проникает в мозг и неизбежно трансформирует мысли и эмоции человека. Обычные люди не могут сопротивляться данному влиянию. В этом заключается магическая сила СМИ.
Классическим аргументом в пользу этой теории является эффект от передачи по радио в 1938 году текста Г. Уэллса о высадке марсиан на землю. Многие американцы, не зная, что это литературный текст, восприняли его как сообщение о реальном событии. Возникла массовая паника.
Этот факт свидетельствует о том, что в определенных условиях воздействие СМИ может иметь магическую силу. Но это возможно только в определенных обстоятельствах. А.С. Биккулов. доцент СПбГУ, канд. социол. наук. Материалы к госэкзамену. Специальность «Прикладная информатика в искусстве и гуманитарных науках»
Модель коммуникации Лассвелла проста и практична одновременно, выглядит она следующим образом:
кто? -- сообщает что? -- по какому каналу? -- кому? -- с каким эффектом?
«Формула» Лассуэлла является как моделью, отражающей структуру коммуникации, так и моделью исследования этого процесса, его структуры и отдельных элементов.
Теории ограниченного влияния СМИ
Идеи массового общества доминировали в 1930—1940-х годах. Они находили свое подтверждение в практике социально-политической жизни. В эти годы пропагандистские функции СМИ проявились в максимальной форме. Государство подчинило медиа своему контролю. Частная собственность на СМИ в большинстве стран была заменена государственной. Многим казалось, что такой путь несет благо всем, потому что уменьшает опасное влияние массовых коммуникаций на людей.
Но на пике популярности этих идей и теорий результаты новых исследований эффектов СМИ поставили под сомнение незыблемость и однозначность этого влияния. Организатором этих исследований в 1945—1960-х гг. был американский социолог П. Лазарсфельд. Он выявил многочисленные приемы сопротивления людей власти СМИ и доказал, что «не так страшен черт, как его малюют». Его идеи легли в основу концепции ограниченных эффектов СМИ.
Для
теорий ограниченного влияния СМИ
свойственны следующие
• теория должна опираться на результаты эмпирических исследований;
• роль СМИ в обществе ограничена. Они преимущественно усиливают существующие тенденции и только изредка инициируют социальные изменения.
• когда СМИ все-таки вызывают социальные изменения, они часто являются дисфункциональными, разрушая стабильный порядок и обостряя отдельные проблемы. В этом проявляется опасная разрушительная сила СМИ;
Теория двухступенчатого распространения информации П. Лазарсфельда была разработана П. Лазарсфельдом при исследовании массовых коммуникаций. Они обратили внимание на одну весьма любопытную закономерность: воздействие информации, передаваемой населению через СМИ, через некоторое время не ослабевает, а, наоборот, усиливается. Исследования показали, что информация, поставляемая прессой, радио и телевидением, усваивается массовой аудиторией не непосредственно и не сразу, а спустя некоторое время и под влиянием «лидеров
2 А.С. Биккулов. доцент СПбГУ, канд. социол. наук. Материалы к госэкзамену. Специальность «Прикладная информатика в искусстве и гуманитарных науках»
мнений». Обнаруженный феномен позволил существенно скорректировать деятельность СМИ: стало очевидным, что можно работать с более узкой и более четко очерченной группой. Это значительно облегчало деятельность массмедиа и одновременно повышало их результативность.
Теории активной аудитории
Усиление
акцента на активности аудитории
было связано с преодолением ограниченности
предыдущих подходов, где аудитории
отводилась роль объектов влияния СМИ.
В данном подходе аудитория
суть которой можно представить в пяти основных положениях:
• аудитория активно использует СМИ в соответствии со своими целями;
• инициатива в выборе СМИ принадлежит самому человеку;
•
отдельные СМИ конкурируют
• люди достаточно хорошо представляют, что и почему их интересует в СМИ и то, что они от них получают;
• люди могут использовать одно и то же содержание различным образом. Их суждения об этой информации различаются в соответствии с их ценностями.
• СМИ зависят от удовлетворения потребностей и интересов людей. И чем лучше они это делают, тем сильнее и влияют на них.
• СМИ передают не столько сообщения, сколько задают список тем для обсуждения, - после , - начинают обсуждать на работе, с друзьями и т.п., но при этом все равно люди формируют свое мнение по этим вопросам, которое почти не зависит от того, как тема была подана в СМИ.
3
Список
литературы
Размещено на Allbest