Методы обеспечения информационной безопасности в условиях противоборства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 10:28, курсовая работа

Краткое описание

Задачи:
Определить степень изученности методов обеспечения информационной безопасности в условиях противоборства в научной литературе.
Рассмотреть понятие «информационное противоборство», как форму конфликта в информационной сфере.
Рассмотреть понятие «информационная безопасность».
Определить какие существуют угрозы информационной безопасности.
Определить какие общие методы используются для обеспечения информационной безопасности
Рассмотреть использование методов обеспечения информационной безопасности на примере сети Интернет.
Сделать выводы.

Оглавление

Ведение_____________________________________________________3
I. Теоретическая часть
1.Информационное противоборство как конфликт_________________5
2.Информационная безопасность_______________________________10
3.Угрозы информационной безопасности________________________14
4.Методы обеспечения Информационной безопасности____________18
II. Практическая часть.
1. Информационная безопасность в Интернете___________________22
2.Методы обеспечения информационной безопасности в Интернете__________________________________________________25
Заключение_________________________________________________29
Список литературы__________________________________________30

Файлы: 1 файл

Курсовик Конфликтология.doc

— 148.00 Кб (Скачать)
justify">     Общие методы обеспечения информационной безопасности прописаны в Доктрине информационной безопасности РФ 9 сентября 2000 года.

       Эти методы разделяются на:

     1. Правовые

     2. Организационно-технические

     3. Экономические.

     К правовым методам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации относится разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативных методических документов по вопросам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Наиболее важными направлениями этой деятельности являются:

  1. Внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации, регулирующее отношения в области обеспечения информационной безопасности, в целях создания и совершенствования системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, устранения внутренних противоречий в федеральном законодательстве, противоречий, связанных с международными соглашениями, к которым присоединилась Российская Федерация, и противоречий между федеральными законодательными актами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, а также в целях конкретизации правовых норм, устанавливающих ответственность за правонарушения в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
  2. Законодательное разграничение полномочий в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определение целей, задач и механизмов участия в этой деятельности общественных объединений, организаций и граждан.
  3. Разработка и принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих ответственность юридических и физических лиц за несанкционированный доступ к информации, ее противоправное копирование, искажение и противозаконное использование, преднамеренное распространение недостоверной информации, противоправное раскрытие конфиденциальной информации, использование в преступных и корыстных целях служебной информации или информации, содержащей коммерческую тайну.
  4. Уточнение статуса иностранных информационных агентств, средств массовой информации и журналистов, а также инвесторов при привлечении иностранных инвестиций для развития информационной инфраструктуры России.
  5. Законодательное закрепление приоритета развития национальных сетей связи и отечественного производства космических спутников связи.
  6. Определение статуса организаций, предоставляющих услуги глобальных информационно-телекоммуникационных сетей на территории Российской Федерации, и правовое регулирование деятельности этих организаций.
  7. Создание правовой базы для формирования в Российской Федерации региональных структур обеспечения информационной безопасности.

     Организационно-техническими методами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются:

  1. Создание и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
  2. Усиление правоприменительной деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включая предупреждение и пресечение правонарушений в информационной сфере, а также выявление, изобличение и привлечение к ответственности лиц, совершивших преступления и другие правонарушения в этой сфере.
  3. Разработка, использование и совершенствование средств защиты информации и методов контроля эффективности этих средств, развитие защищенных телекоммуникационных систем, повышение надежности специального программного обеспечения.
  4. Создание систем и средств предотвращения несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и специальных воздействий, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение информации, а также изменение штатных режимов функционирования систем и средств информатизации и связи.
  5. Выявление технических устройств и программ, представляющих опасность для нормального функционирования информационно-телекоммуникационных систем, предотвращение перехвата информации по техническим каналам, применение криптографических средств защиты информации при ее хранении, обработке и передаче по каналам связи, контроль за выполнением специальных требований по защите информации.
  6. Сертификация средств защиты информации, лицензирование деятельности в области защиты государственной тайны, стандартизация способов и средств защиты информации.
  7. Совершенствование системы сертификации телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения автоматизированных систем обработки информации по требованиям информационной безопасности.
  8. Контроль за действиями персонала в защищенных информационных системах, подготовка кадров в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
  9. Формирование системы мониторинга показателей и характеристик информационной безопасности Российской Федерации в наиболее важных сферах жизни и деятельности общества и государства.

     Экономические методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации включают в себя:

  1. Разработку программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и определение порядка их финансирования.
  2. Совершенствование системы финансирования работ, связанных с реализацией правовых и организационно-технических методов защиты информации, создание системы страхования информационных рисков физических и юридических лиц.
 
 

 

      II. Практическая часть. 

     1. Информационная безопасность в Интернете 

     Интернет (от английского Internet — inter + net — объединение сетей) — всемирная компьютерная сеть, объединяющая миллионы компьютеров в единую информационную систему. Интернет предоставляет широчайшие возможности свободного получения и распространения научной, деловой, познавательной и развлекательной информации. Глобальная сеть связывает практически все крупные научные и правительственные организации мира, университеты и бизнес-центры, информационные агентства и издательства, образуя гигантское хранилище данных по всем отраслям человеческого знания. Виртуальные библиотеки, архивы, ленты новостей содержат огромное количество текстовой, графической, аудио и видео информации.

     Интернет  является глобальной телекоммуникационной сетью информационных и вычислительных ресурсов. Служит физической основой для Всемирной паутины. Представляет собой хаотичное объединение автономных систем, что не гарантирует качества связи, но обеспечивает хорошую устойчивость и независимость функционирования системы в целом от работоспособности какого-либо ее участка.

     Интернет  состоит из многих тысяч корпоративных, научных, правительственных и домашних компьютерных сетей. Объединение сетей  разной архитектуры и топологии  стало возможно благодаря протоколу  IP (от английского Internet Protocol) и принципу маршрутизации пакетов данных.

     Протокол IP был специально создан агностическим  в отношении физических каналов связи. То есть любая система передачи цифровых данных, проводная или беспроводная, для которой существует стандарт инкапсуляции в неё IP-пакетов, может передавать и трафик Интернета. Агностицизм протокола IP, в частности, означает, что компьютер или маршрутизатор должен знать тип сетей, к которым он непосредственно присоединён, и уметь работать с этими сетями. Но не обязан или не может знать, какие сети находятся за маршрутизаторами.

     На  стыках сетей специальные маршрутизаторы (программные или аппаратные) занимаются автоматической сортировкой и перенаправлением пакетов данных, исходя из IP-адресов получателей этих пакетов. Протокол IP образует единое адресное пространство в масштабах всего мира, но в каждой отдельной сети может существовать и собственное адресное подпространство, которое выбирается исходя из класса сети. Такая организация IP-адресов позволяет маршрутизаторам однозначно определять дальнейшее направление для каждого пакета данных. В результате между отдельными сетями Интернета не возникает конфликтов, и данные беспрепятственно и точно передаются из сети в сеть по всей планете и ближнему космосу.

     Сам протокол IP был рождён в дискуссиях внутри организации IETF (от английского Internet Engineering Task Force; Task force — группа специалистов для решения конкретной задачи), чьё название можно вольно перевести как «Группа по решению задач проектирования Интернета». IETF и её рабочие группы по сей день занимаются развитием протоколов Всемирной сети. IETF открыта для публичного участия и обсуждения. Комитеты организации публикуют так называемые документы RFC. В этих документах даются технические спецификации и точные объяснения по многим вопросам. Некоторые документы RFC возводятся организацией IAB (от английского Internet Architecture Board — Совет по архитектуре Интернета) в статус стандартов Интернета.

     С 1992 года IETF, IAB и ряд других интернет-организаций входят в Общество Интернета. Общество Интернета предоставляет организационную основу для разных исследовательских и консультативных групп, занимающихся развитием Интернет. Всемирная компьютерная сеть Интернет вместе с персональными компьютерами образует технологическую основу для развития международной концепции «Всемирного информационного общества».

     На  сегодняшний день Интернет, не смотря на то, что  не является официально средством  массовой информации, становится самым  используемым и быстрым источником для получения информации. По данным на 2008 число пользователей, регулярно использующих Интернет, составило около 1,5 миллиардов человек.

     Задача обеспечения информационной безопасности в Интернете должна решаться системно. Это означает, что различные средства защиты -       аппаратные, программные, физические, организационные - должны применяться одновременно и под централизованным управлением. При этом компоненты системы должны взаимодействовать и обеспечивать защиту, как от внешних, так и от внутренних угроз.

 

      2. Методы обеспечения информационной  безопасности в Интернете 

     На  сегодняшний день существует несколько методов обеспечения информационной безопасности:

    1. Средства идентификации и аутентификации пользователей (так называемый комплекс 3А);
    2. средства шифрования информации, хранящейся на компьютерах и передаваемой по сетям;
    3. межсетевые экраны;
    4. виртуальные частные сети;
    5. средства контентной фильтрации;
    6. инструменты проверки целостности содержимого дисков;
    7. средства антивирусной защиты;
    8. системы обнаружения уязвимостей сетей и анализаторы сетевых атак.

     Каждое  из перечисленных средств может  быть использовано как самостоятельно, так и в интеграции с другими. Это делает возможным создание систем информационной защиты для сетей  любой сложности и конфигурации, не зависящих от используемых платформ.

     «Комплекс 3А» включает аутентификацию (или идентификацию), авторизацию и администрирование. Идентификация и авторизация  − это ключевые элементы информационной безопасности. При попытке доступа  к информационным активам функция идентификации дает ответ на вопрос: «Кто вы?» и «Где вы?» − являетесь ли вы авторизованным пользователем сети. Функция авторизации отвечает за то, к каким ресурсам конкретный пользователь имеет доступ. Функция администрирования заключается в наделении пользователя определенными идентификационными особенностями в рамках данной сети и определении объема допустимых для него действий.

     Системы шифрования позволяют минимизировать потери в случае несанкционированного доступа к данным, хранящимся на жестком диске или ином носителе, а также перехвата информации при ее пересылке по электронной почте или передаче по сетевым протоколам. Задача данного средства защиты – обеспечение конфиденциальности. Основные требования, предъявляемые к системам шифрования – высокий уровень криптостойкости и легальность использования на территории России (или других государств).

     Межсетевой  экран представляет собой систему  или комбинацию систем, образующую между двумя или более сетями защитный барьер, предохраняющий от несанкционированного попадания в сеть или выхода из нее пакетов данных.

Информация о работе Методы обеспечения информационной безопасности в условиях противоборства