Информационное общество и право

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 10:05, лекция

Краткое описание

1. Роль информации в жизни личности, общества, государства. Информаци¬онное общество. Стадии становления.
2. Хартия Глобального информационного общества (Окинава).
3. Государственная политика в области формирования информационного общества.
4. Проблемы правового регулирования отношений в условиях информаци¬онного общества.

Файлы: 1 файл

ИП-1.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

      Угроза  третья, связанная  с ограничениями  в реализации конституционного принципа "социального  государства". Термин "социальное государство" - это не проявление посткоммунистической идеологии. В конституциях Испании, ФРГ, Франции, Турции этот термин закреплен достаточно давно. Суть его заключается в стремлении к созданию равных возможностей для всех членов общества. Социальное государство подразумевает проведение социальной политики, признающей за каждым членом общества право на такой уровень жизни (включая пищу, одежду, жилище, медицинское и социальное обслуживание), который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, когда он работает, а также в случаях безработицы, болезни, инвалидности, старости, вдовства.

      Угроза  четвертая, связанная с проблемами в обеспечении конституционного принципа "правового государства". Эту угрозу можно назвать главной, потому что суть ее в существовании правового государства в условиях нападок на суверенитеты, целостность государств, права человека и размывания социальной справедливости как основы социального государства.

      Опасность эта реальна для многих государств, особенно, как я уже отмечал, для  тех, которые появились на постсоветском  пространстве.

      Правовое  государство невозможно без правового  общества. Здесь, как ни в какой другой сфере нашей жизни, государство таково, каково общество. А российское общество, опять-таки, правовым пока назвать нельзя.

      Поэтому вполне оправданно ставить вопрос о  необходимости полномасштабной  правовой реформы в России. Если ее не форсировать, то и все остальные реформы в стране с очень большой вероятностью начнут буксовать. И очень скоро.6

       Россия, к сожалению, находится отнюдь не в авангарде информационно развитых стран. Особенно это касается использования новейших информационных технологий. Так, по результатам анализа экспертов журнала Economist, анализировавших готовность рынков 60 стран к использованию возможностей Интернета, Россия в 2003 г. получила лишь 3,88 балла из 10 возможных, заняв 48-е место в списке. Выше всего — на 5,8 балла — была оценена бизнес-среда. Ниже всего — инфраструктура — 2,2 балла. Особенно удручает то, что ситуация имеет тенденцию изменения к худшему: в 2002г. Россия была на 45-м месте, а в 2001 на 42-м7. Таким образом, отставание от развитых в информационном отношении стран увеличивается.

       В этой шкале правовая среда использования  и развития в России получила относительно неплохую оценку — 4,8 балла. Развитие информационных отношений (не только в сфере информационных технологий) в начале 90-х г. XX в. повлекло за собой необходимость принятия значительного количества нормативных актов, направленных на их регулирование. Так, были приняты законы:

       - Федеральный закон от 20.02.1995 г. № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (в ред. от 10.01.2003 г.);

       -    Федеральный закон от 4 июля 1996 г. 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене" (в ред. от 30.06.2003 г.);

       - Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи" (в ред. от 23.12.2003 г.);

       - Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 "О средствах массовой информации" (в ред. от 8.12.2003 г.) и др.

       Тем не менее, информационные отношения  во многом еще остаются "белым  пятном" на правовом поле. Очень часто  фактически существующие отношения по поводу информации не имеют соответствующего юридического закрепления и регулирования.

      В Концепции административной реформы  в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах (одобрена распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. N 1789-р) целая глава посвящена модернизации системы информационного обеспечения органов исполнительной власти.

      В ней, в частности говорится:

      Препятствием  на пути реализации административной реформы являются недостатки существующей системы статистического учета, не позволяющей в полной мере оценивать эффективность работы органов исполнительной власти и качество предоставляемых государственных услуг. Ведомственные системы сбора данных не позволяют осуществлять качественную оценку результативности деятельности органов исполнительной власти, отсутствуют систематические данные о состоянии государственного управления в субъектах Российской Федерации.

      Не  менее важной задачей должно стать  создание эффективной системы мониторинга  показателей деятельности субъектов  бюджетного планирования, развитие нормативно-правовой и методической базы системы информационно-статистического обеспечения органов исполнительной власти и, соответственно, принятие федерального закона об официальном статистическом учете и системе государственной статистики.

      Целью мероприятий по данному направлению является модернизация системы информационного обеспечения деятельности органов исполнительной власти на основе внедрения международных стандартов и создания систем мониторинга по основным направлениям реализации административной реформы.

      В рамках данного направления планируется  разработка методических основ и  систем мониторинга процессов управления по результатам, качества предоставления государственных услуг, результативности ведомственных и региональных антикоррупционных  программ, проведения закупок для государственных нужд, информационной открытости органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, развития гражданского общества и участия его представителей в процессе подготовки и принятия государственными органами решений с последующим осуществлением необходимого мониторинга.

      Реализация  указанных мероприятий должна быть обеспечена за счет:

      развития  системы статистического учета  и отчетности, включая внедрение  практики проведения социологических  обследований потребителей государственных услуг (граждан и организаций) и государственных служащих;

      перехода  на применение в статистической практике новых национальных классификаторов, гармонизированных с международными аналогами и позволяющих повысить прозрачность представляемой статистической информации и открытость органов государственной власти.

      Кроме того, существующий уровень информационного  обеспечения органов исполнительной власти не соответствует требованиям  управления по результатам. Поэтому  создание эффективной системы мониторинга потребует дальнейшего совершенствования системы государственного статистического наблюдения и сбора данных, для чего необходимо осуществить:

      формирование  системы показателей результативности деятельности органов исполнительной власти и бюджетных программ;

      организацию текущего мониторинга показателей  результативности деятельности органов  исполнительной власти, обеспечивающего  целенаправленный сбор информации, необходимой  для получения достоверного представления  о ходе достижения поставленных целей и задач, выполнения планов;

      организацию оперативного анализа поступающей  информации в целях своевременного обнаружения отклонений от плана  реализации проектов (программ);

      формирование  единой государственной информационной системы, обеспечивающей возможность автоматизированного сбора, обработки, анализа и представления соответствующих сведений по всей системе государственного управления.

      Создание  системы мониторинга качества и  доступности государственных услуг, включая услуги общего экономического значения, является неотъемлемым элементом внедрения стандартов государственных услуг и должно обеспечить системную независимую оценку их применения с участием пользователей услуг, своевременную коррекцию стандартов государственных услуг.

      Для целей сбора и анализа необходимой информации, в частности, для проведения социологических исследований, потребуется расширить практику привлечения научных и консалтинговых организаций.

      Предстоит разработать и внедрить систему  мониторинга реализации антикоррупционных  программ, которая позволит определять приоритетные направления антикоррупционных мероприятий, оценивать их эффективность и своевременно корректировать антикоррупционные программы. Система мониторинга включает в себя:

      измерение уровня коррупции;

      определение структуры коррупции (по органам власти, отраслям экономики и т.п.);

      мониторинг  эффективности антикоррупционных  мероприятий.

      Создание  самостоятельных систем мониторинга  по каждому из направлений, связанных  с созданием и внедрением отдельных  систем мониторинга закупок для государственных нужд, информационной открытостью органов государственной власти и органов местного самоуправления, развитием гражданского общества и участием его представителей в подготовке и принятии решений государственными органами, является необходимым условием реализации административной реформы в целом.8

       Наличие обширной нормативной базы позволило  многим ученым поставить вопрос о формировании новой отрасли российского права — информационного.

       Следует отметить, что самостоятельность  информационного права признается пока далеко не всеми. Отдельные ученые говорят о существовании лишь информационного законодательства. В России оно называется "законодательством в сфере информатизации" и охватывает, по разным оценкам, от 70 до 500 нормативно-правовых актов.

       Представляется, однако, что информационное право  уже вправе называться самостоятельной отраслью. Признаками этого являются:

       -    возникновение и бурное развитие  правоотношений в информационной сфере, влекущее за собой постоянно увеличение количества субъектов и объектов этих отношений;

       -    существование четко определенной  сферы правового регулирования  информационной сферы;

       -    наличие собственного предмета  правового регулирования;

       -   наличие значительного массива  информационного законодательства;

       -    выделение собственных принципов.

       Информационное  право как отрасль права имеет  свой предмет правового регулирования, свои принципы, четко ограниченную сферу правового регулирования, свои источники. В отличие от других отраслей права здесь дополнительно к традиционным методам используются также методы правовой информатики и правовой кибернетики, особенно при исследовании основных объектов информационных правоотношений.

       Сам термин "информационное право" обычно понимается в трех значениях:

       - как отрасль права;

       - научная дисциплина;

       - учебная дисциплина.

       Для того чтобы рассмотреть эти три  значения информационного права, необходимо обратиться к его основному объекту - информации, рассмотреть те ее особенности, которые возникают при регулировании информационных правоотношений.

Информация о работе Информационное общество и право