Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:57, контрольная работа
Арабский географ ал-Балхи запомнил Булгарию такой: «Болгар - имя страны, жители которой исповедуют ислам, и имя города, в котором находится главная мечеть. Недалеко от этого города лежит другой город Сивар (Сувар), где также находится главная мечеть. Мусульманский проповедник сказал, что число жителей обоих городов простирается до 10 тысяч человек. Дома деревянные и служат зимними жилищами; летом же жители расходятся по войлочным юртам...
Введение .................................................................................................3
2. Возникновение государства Волжская Булгария. ................................4 Предпосылки возникновения Волжской Булгарии.
3. Образование, становление и развитие Волжской Булгарии.................7
4. Государственный строй Булгарского Эмирата.Государственный.....10 строй Булгарского Эмирата
5. Общественное устройство Булгарского Эмирата................................12
6. Заключение..............................................................................................15
7. Список использованной литературы:....................................................16
Большое значение придавалось внешним атрибутам, символике верховной власти эмира. Вот как описывал Ибн-Фадлан церемонию официального приема во дворце Алмаса: «Сам он сидел на Рестоле, покрытом греческою парчою; по правую руку его находись подвластные князья, прямо против него сидели его дети, нас он посадил по левую руку от себя».
В начальный период существования государства его глава назывался эльтебер - так же называли правителей союзов племен и военачальников еще в Тюркском каганате, позднее в Хазарии. Точное значение этого слова еще окончательно не выяснено, но его корень «эль» у древних тюрков означал общину, союз племен, государство или страну (современная его форма «ил» у тюркских народов также означает страну). Позднее, уже в период широкого распространения мусульманства, этот термин заменяется арабским словом «эмир». В то же время некоторые авторы, прежде всего тот же Ибн-Фадлан, по общепринятой в арабском мире традиции называли правителя булгар общим термином «малик», означающим царя.
Первым эмиром был
Алмуш, который после принятия ислама
стал называться мусульманским именем
Джагфар ибн Абдулла. Его имя
стоит на первых булгарских монетах
902-908 гг. Булгарскому эмиру подчинялись
«цари его земли» правители отдельных
земель-областей. До образования централизованного
государства каждое булгарское племя
имело своих князей-
Во времена правления Алмаса был создан культ личности верховного правителя. Склонность к возвеличиванию Алмаса была настолько велика, что в булгарских мечетях в хутбе (проповеди), как заметил Ибн-Фадлан, допускалось такое обращение: «О, Аллах! Дай благоденствие царю и господину нашему правителю Булгар!». Ибн-Фадлан объяснил правителю Булгарии некоторые основные догмы ислама. В частности, истинно господин царь есть Аллах, и только к Нему, Великому и Всемогущему, можно так обращаться с минбара. После этого Алмас, принявший арабское имя Джафар, сын Абдаллаха, повелел ввести во всех мечетях такую форму проповеди: «О, Аллах! Дай благоденствие рабу твоему Джафару, сыну Абдаллаха, эмиру (повелителю) Булгара и подданному повелителя правоверных».
Как и в других раннесредневековых монархиях, все жители Волжской Булгарии считались подданными эмира и должны были платить ему различные налоги (подати). Основной налог состоял в поставках эмиру вьючных животных (лошадей). Были и другие налоги и повинности.
В период Улуса Джучи каждый царевич, стоявший во главе отдельного улуса, считал себя почти самостоятельным государем. Но все они в то же время признавали единую власть хана главы государства. Царевичи несли определенную повинность в пользу хана и служили ему, главным образом, в качестве воинов (военачальников), принимали участие в курултаях, помогали в общегосударственных делах.
Совещательным органом
при хане был диван, в него входили
улусные эмиры, ближайшие родственники
хана и военачальники. Везир выполнял
функции главы правительства
и держал под своим контролем
государственную казну. Беклерибек
заведовал всеми военными делами,
руководил темниками, тысячниками
и т.д. В подвластных областях
правили представители
Итак, в XI веке создается и укрепляется Булгарское государство феодального типа с довольно четкими границами, с соответствующей структурой власти, чиновничеством, налогами и войском; с пронизывающей все слои общества государственной религией - ислам.
5. Общественное устройство Булгарского Эмирата
Крайняя ограниченность
письменных источников лишает нас возможности
объективно и однозначно определить
характер общественного строя волжских
булгар X - начала XIII вв. В исторической
литературе до сих пор высказываются
мнения о дофеодальном, «варварском»
характере существовавших в домонгольской
Булгарии общественных порядков. Некоторые
ученые, напротив, всерьез говорят
о наступлении в X в. периода развитого
феодализма. Ряд историков находит
сходство общественно-политического
строя Булгарского государства
с азиатским деспотизмом или
той формой феодализма, которая существовала
в Арабском халифате, где вся земля
принадлежала государству, а рента
и налог чиновничье-
Некоторые источники
рисуют нам общество, еще в X в. достаточно
стратифицированное по социальным группам,
которое никак не укладывается в
рамках дофеодального периода. Глубоко
зашедший процесс социальной дифференциации
населения того времени хорошо отражен
в сочинении Ибн Фадлана, а
также в трудах Ибн Русте и
ал-Масуди. Не менее показательны археологические
раскопки городов. В одном и том
же районе внутреннего города Биляра-Булгара
возвышались крупные дома богатых
горожан, величественное здание Соборной
мечети, другие монументальные сооружения
из кирпича и камня, а рядом
теснились глинобитно-
Все эти данные наряду
с такими общеизвестными фактами, как
принятие ислама, т.е. идеологии, соответствующей
в основном уже новой, феодальной
общественно-экономической
При наличии демократичных
законов, феодальный гнет в Булгарии
был более умеренным, чем в
других странах. Поэтому в булгарские
земли в поисках лучшей жизни
бежало и переселялось много людей
из соседских стран - русских, прибалтов,
скандинавов, мордвинов, кочевников и
др. При попытках феодальных властей
и отдельных феодалов повысить налоги,
часто вспыхивали народные бунты
и восстания. Но феодализм в Булгарии
надо расценивать как шаг
Феодализм в Волжской
Булгарии возник и получил свое начальное
развитие в государственной форме.
Это означает, что главным земельным
собственником выступало
Помимо вышеуказанных
форм подати в пользу государства, свободное
население страны обременялось различными
публично-государственными повинностями.
Так, например, они должны были участвовать
в строительстве военных
Однако в Волжской Булгарии, как в любой другой феодальной стране, была и частнопомещичья форма подчинения. Хотя прямых указаний на этот счет в письменных источниках нет, существование феодалов и феодальных отношений подтверждается наличием большого числа городищ - остатков феодальных замков на всей основной территории Булгарского государства. Это - небольшие городища площадью в среднем 3 - 4 га, но с мощными укреплениями и несколькими окружающими селищами. Последние являются остатками деревень, в которых жило крепостное население, подчиненное феодалу, обитавшему со своей дружиной в укрепленном замке.
Основное население
страны составлял «простой народ»:
земледельцы, ремесленники, торговцы.
Они выполняли различные
Основным видом хозяйства волжских булгар было развитое земледелие. Развитию земледелия в этой стране способствовала и прежняя земледельческая культура добулгарских, местных племен. Землю пахали тяжелыми плугами и легкими сохами. Сеяли пшеницу, ячмень, просо, чечевицу. Известный персидский географ и историк XI века ал-Гардизи к пшенице и ячменю добавил чечевицу, а также некоторые бахчевые культуры, например, тыкву и бобы. Вот таким довольно широким был ассортимент сельхозпродуктов в начальный период феодализма в Волжской Булгарии. Хозяйством, подчиненным земледелию, было скотоводство: разводили лошадей, коров, мелкий рогатый скот. Занимались булгары и охотой, добывая куниц, белок, бобров и других зверей.
Принятие ислама способствовало
приобщению Булгарии к культуре мусульманского
мира. Древнетюркское руническое письмо
сменилось арабским, открывались
начальные школы и медресе. Археологические
находки предметов быта с надписями
свидетельствуют о широком
Исламские законы строго охраняли права женщин. Так, булгарская женщина, мусульманка (любой национальности) должна была трудиться только дома. А мужчина в Булгарии не мог жениться, пока не подтверждал документами свое финансовое благополучие - т.е. возможность содержать жену и детей.
Рабами в Булгарии
становились чаще всего военнопленные
- ведь ислам запрещает брать
Булгария делилась
на «или» (губернии), во главе которых
стояли улугбеки, такое деление она
сохраняла до конца XVI в. Государственный
аппарат обеспечивал сбор налогов,
а войско - безопасность царской
власти. Торговля приносила государству
наибольший доход и укрепляла
государство, т.к. усиливала взаимовыгодную
связь между его областями
и стимулировала развитие строительного
дела и ремесел. Если на рубеже IX - Х
веков сохранялись еще
При феодализме завершилось
отделение ремесла и торговли
от сельскохозяйственного
Большое развитие получила металлургия, в первую очередь обработка железа. Из железа делали многочисленные орудия труда и различные бытовые предметы: топоры, пилы, молоты косы, серпы, зубила, долота, клещи, цепи, петли, гвозди, замки рыболовные крючки и многое другое. Особую категорию кузнецов составляли оружейники, которые изготовляли почти все виды оружия и вооружения, часть которых даже вывозилась на внешний рынок.
Не менее развитым
было и вооружение. Ибн-Русте писал,
что булгары ездят верхом, носят
кольчуги и имеют полное вооружение.
При археологических
Долгое время Булгария удерживала под своей властью Русь, т.к. через нее проходили торговые пути на Запад, но когда русские князья дали булгарским купцам большие привилегии, то булгарские цари оставили Русь в покое и даже заключили с ней договоры о мире и дружбе.
Итак, в Волжской Булгарии
существовала государственная форма
эксплуатации населения. Она не предполагала
обязательное лишение земледельцев
земельной собственности и
Информация о работе Государственное и общественное устройство Булгакского эмиратаж