Государственное и общественное устройство Булгакского эмиратаж

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:57, контрольная работа

Краткое описание

Арабский географ ал-Балхи запомнил Булгарию такой: «Болгар - имя страны, жители которой исповедуют ислам, и имя города, в котором находится главная мечеть. Недалеко от этого города лежит другой город Сивар (Сувар), где также находится главная мечеть. Мусульманский проповедник сказал, что число жителей обоих городов простирается до 10 тысяч человек. Дома деревянные и служат зимними жилищами; летом же жители расходятся по войлочным юртам...

Оглавление

Введение .................................................................................................3
2. Возникновение государства Волжская Булгария. ................................4 Предпосылки возникновения Волжской Булгарии.
3. Образование, становление и развитие Волжской Булгарии.................7
4. Государственный строй Булгарского Эмирата.Государственный.....10 строй Булгарского Эмирата
5. Общественное устройство Булгарского Эмирата................................12
6. Заключение..............................................................................................15
7. Список использованной литературы:....................................................16

Файлы: 1 файл

история реферат.docx

— 51.40 Кб (Скачать)

Большое значение придавалось  внешним атрибутам, символике верховной  власти эмира. Вот как описывал Ибн-Фадлан церемонию официального приема во дворце Алмаса: «Сам он сидел на Рестоле, покрытом греческою парчою; по правую руку его  находись подвластные князья, прямо  против него сидели его дети, нас  он посадил по левую руку от себя».

В начальный период существования государства его  глава назывался эльтебер - так  же называли правителей союзов племен и военачальников еще в Тюркском каганате, позднее в Хазарии. Точное значение этого слова еще окончательно не выяснено, но его корень «эль»  у древних тюрков означал общину, союз племен, государство или страну (современная его форма «ил» у  тюркских народов также означает страну). Позднее, уже в период широкого распространения мусульманства, этот термин заменяется арабским словом «эмир». В то же время некоторые авторы, прежде всего тот же Ибн-Фадлан, по общепринятой в арабском мире традиции называли правителя булгар общим  термином «малик», означающим царя.

Первым эмиром был  Алмуш, который после принятия ислама стал называться мусульманским именем Джагфар ибн Абдулла. Его имя  стоит на первых булгарских монетах 902-908 гг. Булгарскому эмиру подчинялись  «цари его земли» правители отдельных  земель-областей. До образования централизованного  государства каждое булгарское племя  имело своих князей-предводителей. Так, Суварское княжество было полностью  подчинено булгарскому эмиру  только в 970-х гг., а до этого его  правители чеканили даже свои собственные  монеты. К правящей верхушке принадлежали также предводители боевых дружин, беки, представители высшего духовенства. Ниже находились средние и мелкие феодалы «баи». В Булгарии в состав феодалов - баев входили не только средние  и мелкие феодалы - рыцари, но и мусульманское  духовенство (муллы), государственные  чиновники, богатые купцы и ремесленники.

Во времена правления  Алмаса был создан культ личности верховного правителя. Склонность к  возвеличиванию Алмаса была настолько  велика, что в булгарских мечетях  в хутбе (проповеди), как заметил  Ибн-Фадлан, допускалось такое обращение: «О, Аллах! Дай благоденствие царю и господину нашему правителю  Булгар!». Ибн-Фадлан объяснил правителю  Булгарии некоторые основные догмы  ислама. В частности, истинно господин царь есть Аллах, и только к Нему, Великому и Всемогущему, можно так  обращаться с минбара. После этого  Алмас, принявший арабское имя Джафар, сын Абдаллаха, повелел ввести во всех мечетях такую форму проповеди: «О, Аллах! Дай благоденствие рабу твоему Джафару, сыну Абдаллаха, эмиру (повелителю) Булгара и подданному повелителя правоверных».

Как и в других раннесредневековых монархиях, все жители Волжской Булгарии считались подданными эмира и  должны были платить ему различные  налоги (подати). Основной налог состоял  в поставках эмиру вьючных  животных (лошадей). Были и другие налоги и повинности.

В период Улуса Джучи  каждый царевич, стоявший во главе отдельного улуса, считал себя почти самостоятельным  государем. Но все они в то же время  признавали единую власть хана главы  государства. Царевичи несли определенную повинность в пользу хана и служили  ему, главным образом, в качестве воинов (военачальников), принимали  участие в курултаях, помогали в  общегосударственных делах.

Совещательным органом  при хане был диван, в него входили  улусные эмиры, ближайшие родственники хана и военачальники. Везир выполнял функции главы правительства  и держал под своим контролем  государственную казну. Беклерибек заведовал всеми военными делами, руководил темниками, тысячниками  и т.д. В подвластных областях правили представители центральной  администрации, наместники хана баскаки, а также даруги, которые ведали сбором налогов и следили за своевременным  выполнением других повинностей. В  ханских ярлыках упоминаются  и более мелкие должности, в том  числе ильчи (посол), тамгачи (таможенник), ямчи (ямщик, почтовик) и другие.

Итак, в XI веке создается  и укрепляется Булгарское государство  феодального типа с довольно четкими  границами, с соответствующей структурой власти, чиновничеством, налогами и  войском; с пронизывающей все  слои общества государственной религией - ислам.

5. Общественное устройство Булгарского Эмирата

Крайняя ограниченность письменных источников лишает нас возможности  объективно и однозначно определить характер общественного строя волжских булгар X - начала XIII вв. В исторической литературе до сих пор высказываются  мнения о дофеодальном, «варварском» характере существовавших в домонгольской  Булгарии общественных порядков. Некоторые  ученые, напротив, всерьез говорят  о наступлении в X в. периода развитого  феодализма. Ряд историков находит  сходство общественно-политического  строя Булгарского государства  с азиатским деспотизмом или  той формой феодализма, которая существовала в Арабском халифате, где вся земля  принадлежала государству, а рента  и налог чиновничье-государственного аппарата практически совпадали. Все  эти взаимоисключающие друг друга  воззрения на булгарское общество далеки от истины.

Некоторые источники  рисуют нам общество, еще в X в. достаточно стратифицированное по социальным группам, которое никак не укладывается в  рамках дофеодального периода. Глубоко  зашедший процесс социальной дифференциации населения того времени хорошо отражен  в сочинении Ибн Фадлана, а  также в трудах Ибн Русте и  ал-Масуди. Не менее показательны археологические  раскопки городов. В одном и том  же районе внутреннего города Биляра-Булгара  возвышались крупные дома богатых  горожан, величественное здание Соборной мечети, другие монументальные сооружения из кирпича и камня, а рядом  теснились глинобитно-каркасные  и деревянные жилища ремесленников, строителей, феодальной прислуги и других категорий населения, занимавших в социальной структуре общества более низкое положение.

Все эти данные наряду с такими общеизвестными фактами, как  принятие ислама, т.е. идеологии, соответствующей  в основном уже новой, феодальной общественно-экономической формации, наличие высокоразвитой письменности и грамотности и т.д. свидетельствуют  о раннефеодальном характере  государства волжских булгар Х в.

При наличии демократичных  законов, феодальный гнет в Булгарии был более умеренным, чем в  других странах. Поэтому в булгарские земли в поисках лучшей жизни  бежало и переселялось много людей  из соседских стран - русских, прибалтов, скандинавов, мордвинов, кочевников и  др. При попытках феодальных властей  и отдельных феодалов повысить налоги, часто вспыхивали народные бунты  и восстания. Но феодализм в Булгарии надо расценивать как шаг булгарского  общества по пути прогресса.

Феодализм в Волжской Булгарии возник и получил свое начальное  развитие в государственной форме. Это означает, что главным земельным  собственником выступало государство  в лице эмира, а все, кто трудился на земле, должны были отдавать часть  урожая, продукции эмиру. Это привело  к тому, что до вовлечения крестьян в поземельную зависимость от светских и духовных феодалов практиковалось обложение свободного населения  разными государственными повинностями.

Помимо вышеуказанных  форм подати в пользу государства, свободное  население страны обременялось различными публично-государственными повинностями. Так, например, они должны были участвовать  в строительстве военных крепостей  на важнейших стратегических путях, в возведении больших оборонительных линий на пограничных зонах, в  целом в строительстве городов  и иных важнейших поселений государственного значения. Бесспорно, в этих работах  участвовали и военнопленные, но и на долю свободных общинников выпадало немало дел.

Однако в Волжской Булгарии, как в любой другой феодальной стране, была и частнопомещичья форма  подчинения. Хотя прямых указаний на этот счет в письменных источниках нет, существование  феодалов и феодальных отношений  подтверждается наличием большого числа  городищ - остатков феодальных замков на всей основной территории Булгарского  государства. Это - небольшие городища площадью в среднем 3 - 4 га, но с мощными укреплениями и несколькими окружающими селищами. Последние являются остатками деревень, в которых жило крепостное население, подчиненное феодалу, обитавшему со своей дружиной в укрепленном замке.

Основное население  страны составлял «простой народ»: земледельцы, ремесленники, торговцы. Они выполняли различные феодальные повинности в пользу государства, но были лично не зависимы от светских и духовных феодалов. Сельская (земледельческая) община владела землей сообща: «каждый, кто что-либо посеял, берет это  для самого себя. У царя нет на это никакого права» (Ибн Фадлан).

Основным видом  хозяйства волжских булгар было развитое земледелие. Развитию земледелия в  этой стране способствовала и прежняя  земледельческая культура добулгарских, местных племен. Землю пахали тяжелыми плугами и легкими сохами. Сеяли пшеницу, ячмень, просо, чечевицу. Известный персидский географ и историк XI века ал-Гардизи к пшенице и ячменю добавил чечевицу, а также некоторые бахчевые культуры, например, тыкву и бобы. Вот таким довольно широким был ассортимент сельхозпродуктов в начальный период феодализма в Волжской Булгарии. Хозяйством, подчиненным земледелию, было скотоводство: разводили лошадей, коров, мелкий рогатый скот. Занимались булгары и охотой, добывая куниц, белок, бобров и других зверей.

Принятие ислама способствовало приобщению Булгарии к культуре мусульманского мира. Древнетюркское руническое письмо сменилось арабским, открывались  начальные школы и медресе. Археологические  находки предметов быта с надписями  свидетельствуют о широком распространении  грамотности среди булгарского  населения. В Булгарии появляются собственные  ученые: юристы, богословы, медики, историки, астрономы. В 1212 г. поэтом Кул-Гали (ок. 1183 - между 1236 и 1240 годами) была создана на булгарском языке поэма «Кысса и Йусуф», широко известная в тюркской литературе своего времени.

Исламские законы строго охраняли права женщин. Так, булгарская женщина, мусульманка (любой национальности) должна была трудиться только дома. А мужчина в Булгарии не мог  жениться, пока не подтверждал документами  свое финансовое благополучие - т.е. возможность  содержать жену и детей.

Рабами в Булгарии становились чаще всего военнопленные - ведь ислам запрещает брать мусульман  в рабы. После шести лет работы на хозяина, раб освобождался и становился свободным, но без земли.

Булгария делилась на «или» (губернии), во главе которых  стояли улугбеки, такое деление она  сохраняла до конца XVI в. Государственный  аппарат обеспечивал сбор налогов, а войско - безопасность царской  власти. Торговля приносила государству  наибольший доход и укрепляла  государство, т.к. усиливала взаимовыгодную связь между его областями  и стимулировала развитие строительного  дела и ремесел. Если на рубеже IX - Х  веков сохранялись еще пережитки  кочевничества, и люди в летнее время  переходили жить в юрты, то вскоре, с  возникновением городов, все быстрее  стала развиваться архитектура, наладилось строительное дело. Сооружали  из кирпича и белого камня дворцы, мечети, крепостные башни, общественные бани, жилые дома. Однако основная часть  строений состояла из деревянных домов. Жили также в глинобитных и  полуземляночных жилищах.

При феодализме завершилось  отделение ремесла и торговли от сельскохозяйственного производства, что привело к увеличению товарного  обмена и возникновению городов. Здесь важную роль сыграли купцы. Они были носителями прогресса и  влиятельной силой в государстве.

Большое развитие получила металлургия, в первую очередь обработка  железа. Из железа делали многочисленные орудия труда и различные бытовые  предметы: топоры, пилы, молоты косы, серпы, зубила, долота, клещи, цепи, петли, гвозди, замки рыболовные крючки и многое другое. Особую категорию кузнецов составляли оружейники, которые изготовляли  почти все виды оружия и вооружения, часть которых даже вывозилась на внешний рынок.

Не менее развитым было и вооружение. Ибн-Русте писал, что булгары ездят верхом, носят  кольчуги и имеют полное вооружение. При археологических исследованиях  булгарских городов и селений  находят почти все виды средневекового оружия и вооружения: мечи, сабли, боевые топоры, кистеня, наконечники стрел  и копий, рогульки (железки с острыми  шипами для подбрасывания под  атакующую конницу противника), шпоры, кольчуги, шлемы.

Долгое время Булгария удерживала под своей властью  Русь, т.к. через нее проходили  торговые пути на Запад, но когда русские  князья дали булгарским купцам большие  привилегии, то булгарские цари оставили Русь в покое и даже заключили  с ней договоры о мире и дружбе.

Итак, в Волжской Булгарии существовала государственная форма  эксплуатации населения. Она не предполагала обязательное лишение земледельцев земельной собственности и личной свободы. Эти черты были присущи  многим раннефеодальным обществам. Многочисленные социальные группы резко  отличались друг от друга как делом, которым они занимались, так и  своим положением, соответственно, и своими доходами. Государственная  система Булгарии того времени вполне соответствовала потребностям общественной жизни и функционировала вполне эффективно, что подтверждают экономические  успехи, расцвет ремесел, искусств в  стране и международные связи.

Информация о работе Государственное и общественное устройство Булгакского эмиратаж