Формы и типы речевой коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 18:17, реферат

Краткое описание

Различают устную и письменную формы речевой коммуникации. Для каждой формы характерен ряд признаков, на основе которых определяются типы речевой коммуникации. К таким признакам относятся следующие:
1) условия общения:

Файлы: 1 файл

Формы и типы речевой коммуникации.docx

— 26.22 Кб (Скачать)

Формы и типы речевой  коммуникации

 Различают устную и письменную формы речевой коммуникации. Для каждой формы характерен ряд признаков, на основе которых определяются типы речевой коммуникации. К таким признакам относятся следующие:

 1) условия общения:

 • прямое, или непосредственное, общение с активной обратной связью (например, диалог) и с пассивной обратной связью (например, письменное распоряжение и т. п.);

 • опосредованное общение (например, выступление по радио, телевидению, в средствах массовой информации);

 2) количество участников:

 • монолог (речь одного человека);

 • диалог (речь двух людей);

 • полилог (речь нескольких человек);

 3) цель общения:

 • информирование;

 • убеждение (включая побуждение, объяснение и т. п.);

 • развлечение;

 4) характер ситуации:

 • деловое общение (доклад, лекция, дискуссия и т. п.);

 • бытовое общение (разговоры с близкими людьми и т. д.). Любая речевая ситуация может быть отнесена к определенному типу.

 Например, если человек звонит приятелю, чтобы  пригласить его в гости, их разговор можно охарактеризовать как устную форму, непосредственное общение, диалог с целью убеждения, бытовую беседу.

 Для каждого  типа коммуникации существуют специфические  языковые средства (слова, грамматические конструкции и т. д.), тактика поведения, владение которыми на практике является необходимым условием достижения успеха в процессе речевой коммуникации 
 

Модель  речевой коммуникации

 В каких  бы условиях ни осуществлялась речевая  коммуникация, с помощью каких  бы средств ни передавалась информация, сколько бы человек ни принимали  участие в общении, в основе лежит  единая схема, или модель. Компонентами этой модели являются:

 1) отправитель информации (или адресант) – говорящий или пишущий человек;

 2) получатель информации (или адресат) – читающий или слушающий человек;

 3) сообщение (текст в устной или письменной форме) – неотъемлемая часть модели, поскольку без обмена информацией не может быть речевой коммуникации.

 Отдельное речевое действие (фрагмент коммуникации) называется коммуникативным актом (например, в диалоге – реплика одного из собеседников).

 Простейшая  схема отдельного коммуникативного акта в процессе речевой коммуникации выглядит следующим образом:

 

 Основная  цель речевого общения – обмен информацией. В соответствии с этим задачи, которые решает человек в процессе общения, можно свести к следующим основным:

 • эффективное получение информации;

 • эффективная передача информации;

 • достижение поставленной цели путем убеждения собеседника и побуждения его к действию;

 • получение дополнительной информации о собеседнике;

 • позитивная самопрезентация. 

С точки зрения обыденного сознания и здравого смысла общение  представляет собой взаимодействие между людьми или межчеловеческое  взаимодействие. В большинстве научных  трактовок общения взаимодействие является определяющей (родовой) характеристикой  сущности и содержания общения. сущность взаимодействия сводится к совместной, коллективной деятельности и к ее социальной природе и организации.

Существуют две  проблемы понимания невербального  общения:

  • во-первых, при языковом и речевом общении процесс передачи и приема информации осознается обеими сторонами, тогда как при невербальном осуществляется на бессознательном или подсознательном уровнях — это вносит некоторое осложнение в понимании этого явления и ставит вопрос об оправданности использования понятия «общение». 

во-вторых, во многих научных работах существует путаница в понятиях «невербальное общение», «невербальная коммуникация», «невербальное  поведение», чаще всего использующихся как синонимы. 

Информация о работе Формы и типы речевой коммуникации