Зарубежный опыт пенсионного страхования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 14:33, реферат

Краткое описание

Во всех цивилизованных странах, где сложилась традиция социальной ответственности государства перед пожилыми людьми, постоянно ведутся поиски эффективной модели пенсионной системы. Помимо причин экономического характера, особенно важной является тенденция старения населения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………...………………………. 2
ГЛАВА 1. МИРОВЫЕ МОДЕЛИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: НАКОПИТЕЛЬНАЯ И РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ………………………...…………………………………… 3
Глава 2. Обзор пенсионных систем: Швеция, Венгрия, Казахстан ………..... 6
Список используемой литературы ……………………………………………. 13

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 29.06 Кб (Скачать)

Содержание

Введение ………………………………………………...………………………. 2

Глава 1. Мировые модели пенсионного обеспечения: накопительная и распределительная ………………………...…………………………………… 3

 Глава 2. Обзор пенсионных систем: Швеция, Венгрия, Казахстан ………..... 6

Список используемой литературы ……………………………………………. 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Во всех цивилизованных странах, где сложилась традиция социальной ответственности государства перед  пожилыми людьми, постоянно ведутся  поиски эффективной модели пенсионной системы. Помимо причин экономического характера, особенно важной является тенденция  старения населения. В большинстве  стран мира, включая Россию, ухудшение  демографической обстановки, большой  риск финансовых дефолтов и другие факторы способствуют увеличению финансовой нагрузки на экономику.

Согласно докладу ООН 2002 года "Старение населения мира: 1950-2050 годы" увеличение пропорции пожилых  людей (60 лет и старше) сопровождается снижением пропорции молодых  людей (в возрасте до 15 лет). Это означает, что количество лиц трудоспособного  возраста по мере старения населения  пропорционально уменьшается относительно людей в возрасте 60 лет и старше Соответственно вместе с сокращением общей численности занятых растет доля государственных расходов на поддержку престарелых и увеличивается нагрузка на трудоспособных членов общества.

Поэтому, начиная с 80-х  гг. эти тенденции поставили вопрос о финансовой состоятельности и  эффективности сложившихся на тот момент в мире систем пенсионного обеспечения.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Мировые модели пенсионного обеспечения: накопительная и распределительная

 

Под эгидой Всемирного банка  в 1994 году был подготовлен итоговый доклад "Предупреждение кризиса  старения: политика защиты престарелых и содействия экономическому росту". В данном докладе рассматривалось три пенсионные системы: управляемая государством распределительная система, предусматривающая обязательное участие и преследующая ограниченную цель сокращения нищеты среди престарелых; находящаяся в частном управлении обязательная накопительная система и добровольная накопительная система. Первая система в данном случае выполняет функцию перераспределения доходов, а вторая и третья - накопление средств и все три обеспечивают совместное страхование от многих факторов риска в преклонном возрасте.

Таким образом, в настоящее  время в мировой практике существуют две гипотетические модели построения пенсионных систем: распределительная (солидарная) и накопительная (сберегательная).

Распределительная (солидарная) модель устанавливает зависимость  размера пенсии от стажа, уровня оплаты труда, суммы страховых взносов  и т.д.; при этом пенсия образуется по следующему принципу: последующее  поколение финансирует предыдущее, и собранные страховые взносы, уплачиваемые работодателями и гражданами, целиком расходуются на выплату  пенсий в текущий отрезок времени. Пенсия в распределительных системах имеет социальную природу, и ее выплата  обязательно гарантируется государством. Солидарность поколений, с одной  стороны, обеспечивает относительную  простоту управления финансовыми резервами  пенсионной системы, но, с другой стороны, увеличивает зависимость данной модели от других социально-экономических  факторов и, главным образом, демографических. При данной модели уровень благополучия пенсионеров будет целиком и полностью зависеть от экономического благополучия именно этого поколения, на которое они уже никак не могут повлиять. Каждому участнику солидарной пенсионной системы, как правило, гарантируется по достижении пенсионного возраста пенсия установленного размера, определяемого величиной заработной платы и совокупным трудовым стажем . В ряде стран, таких как Франция, Германия, Италия и Испания, распределительные системы сохранились и в наши дни.

Накопительная (сберегательная) модель - полная противоположность  распределительной. Пенсионное обеспечение по старости в данном варианте представляет собой долгосрочный инвестиционный процесс, где изначально происходит уплата взносов и наращивание пенсионного капитала посредством отдачи от пенсионных инвестиций в экономику, а уже затем происходит выплата накопленных средств в виде пенсий. Таким образом, размер пенсий напрямую зависит от отчислений в соответствующие фонды за период трудовой деятельности и дохода от их инвестирования. Накопительная система отличается от распределительной тем, что она менее чувствительна к проблемам старения населения. Каждый человек формирует себе пенсию сам. Его взносы идут не на оплату пенсии другому, а на индивидуальный счет в специализированной страховой компании.

Современный мировой опыт свидетельствует о том, что за рубежом успешно функционируют  система, сочетающая управляемые государством пенсионные схемы с находящимися в частном управлении сберегательными  пенсионными счетами. При этом происходит усиление внимания к негосударственным  накопительным схемам и постепенное  внедрение их в комплексную систему  пенсионного страхования.

Так, например, в таких  странах как Швеция, Великобритания, Япония и др. распределительная основа осталась в виде базовой минимальной  пенсии, в то время как основные пенсионные накопления формируются в накопительной составляющей, основанной на инвестировании взносов.

Для детального понимания  места и роли инструментов накопления в пенсионных системах и возможности  применения зарубежного опыта к  пенсионной системе России следует  осуществить сравнительный анализ пенсионных систем стран, активно использующих накопительный и распределительно-накопительный  принципы формирования пенсий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обзор пенсионных систем: Швеция, Венгрия, Казахстан

 

Страны, использующие пенсионную систему, в которой накопительная  составляющая является обязательной в силу закона могут стать отличным примером при исследовании пенсионной системы России. Как было рассмотрено в предыдущем параграфе, Россия относится к данной классификации пенсионных систем, но в силу того, что существующая модель довольно молода, ее дальнейшему успешному развитию могут помочь примеры функционирования негосударственного пенсионного обеспечения в условиях системы с обязательным накопительным страхованием более опытных стран.

Ранее, в моей предыдущей работе, было отмечено, что пенсионная реформа Российской пенсионной системы  была построена на примере Шведской модели. Именно это государство одним  из первых достигло наибольшего успеха в процессе реформирования своей  пенсионной системы, используя принципы, применяемые в накопительной модели.

С 1998 году в Швеции была введена  новая пенсионная система, согласно которой пенсия состоит из трех частей: условно-накопительной, накопительной  и гарантированной.

Первый уровень это  условно-накопительная пенсия.

Эта часть является распределительной (PAYG, т.е. Pay as You Go). Ее размер прямо зависит от заработной платы работника, и формируется она из взносов от заработной платы. Эти средства не капитализируются и не становятся собственностью отдельных лиц, они расходуются на выплату текущих пенсий и служат лишь основой для исчисления размера пособия, непосредственно ставя в зависимость объем страховых взносов работника и величину его пенсии. Средства на условно накопительных счетах ежегодно индексируются в зависимости от динамики заработной платы. Возраст, после которого разрешена выплата этой пенсии, 61 год, но ее можно оформлять и позже.

Второй уровень - накопительная  пенсия. Ее размер, как и величина условно-накопительной пенсии, зависит от заработной платы работника, формирующий накопления путем взносов на индивидуальном пенсионном счете. Отличие от предыдущего компонента заключается в том, что на счетах размещаются реальные деньги, которыми управляют пенсионные фонды, инвестируя их с использованием рыночных механизмов. Работник имеет возможность выбрать частный пенсионный фонд или даже несколько фондов, где он размещает свои накопления. На инвестиционную деятельность фондов в Швеции наложены значительные ограничения. За пенсионными фондами следит министерство финансов страны, которое проводит ежегодную финансовую проверку и затем отчитывается о работе фондов перед национальным парламентом.

Выплата накопительной пенсии также может начинаться после  того, как работнику исполнится 61 год.

Тем гражданам, которые получают слишком маленькую условно-накопительную  и накопительную пенсию или вовсе  их не получают обеспечивается гарантированная пенсия. Данный вид пенсии является гарантией минимального размера условно-накопительной пенсии. Гарантированная пенсия финансируется из государственного бюджета и начинает выплачиваться по достижении 65 лет.

Широкое распространение  в Швеции получили добровольные негосударственные  профессиональные пенсионные системы  и индивидуальные добровольные накопительные  пенсионные схемы. Профессиональные пенсионные системы регулируются коллективным договором между работником и  работодателем. Они охватывают около 90% работников и обеспечивают дополнительную негосударственную пенсию, составляющую в среднем 10% "последней заработной платы".

Большой популярностью пользуются также индивидуальные добровольные накопительные пенсионные схемы. Индивидуальность проявляется в том, что каждый клиент может выбрать для себя фонд, пенсионные схемы и программы  инвестиций которого в наибольшей степени  соответствуют его интересам  и предпочтениям. Кроме того, правительство  поощряет и инициативу граждан по накоплению пенсий на личных счетах, предоставляя в этом случае налоговые льготы.

Помимо министерства финансов страны, в деятельности пенсионных фондов участвуют и другие государственные  организации. Администрация пенсионных взносов, созданная в 1998 году и являющаяся посредником между застрахованными  и страховщиками. Национальные налоговые  власти для сбора взносов, национальное долговое бюро для инвестирования средств в течение переходного периода между сбором взносов и установлением индивидуальных прав, национальный совет социального обеспечения, куда предоставляются сведения о новых взносах, и который выпускает и распространяет ежегодные отчеты участникам и местные бюро социального обеспечения для работы с клиентами.

Поскольку система второго  уровня является обязательной, то возникает  вопрос, как поступать со взносами тех лиц, которые не хотят выбирать конкретный фонд. Для этой группы был организован отдельный фонд со смешанным портфелем облигаций и акций как национальных, так и зарубежных компаний. Политика управления этим портфелем определяется Советом директоров фонда.

Еще одним удачным примером является венгерская пенсионная система. Особенностью Венгрии и одним  из последствий мягкого хода реформ и отсутствия гиперинфляции в 1980-1990-х  являются относительно высокий уровень  пенсий и социального налога. До 2008 года пенсионный возраст составлял 60 для мужчин и 55 для женщин.

Обязательное накопительное  пенсионное страхование было введено  в Венгрии в 1998 году после трехлетней борьбы между профсоюзами, министерством  финансов и министерством труда. Плод компромисса достаточно сильно напоминает систему, предложенную для  России. Во-первых, участники системы  старше 30 лет имеют право держать  накопительную часть своих отчислений в государственном пенсионном фонде. Во-вторых, смешанная пенсионная система  не укоренилась в общественном сознании и уже подверглась существенной коррекции, которая подрывает финансовую стабильность.

Работник имеет право  выбирать остаться в государственной  пенсионной системе либо накапливать  сбережения в негосударственном  пенсионном фонде. В случае, если работник остается в государственной пенсионной системе, все взносы идут в государственный пенсионный фонд. Система обязательна для новых работников, а люди в возрасте до 47 лет могли присоединиться к ней. Однако, Конституционный Суд снял ограничение максимального возраста, а также обязательность новой системы для молодежи. С 2002 года размер взносов в накопительные фонды предполагалось увеличить до 8%, но вместо этого была снижена налоговая нагрузка на предприятия, а взносы в накопительную систему увеличены не были. Наконец, работники, добровольно присоединившиеся к накопительной системе, получили право вернуться в государственную систему. Даже при этих условиях 85% участников, имевших право выбора, перешли в частные управляющие компании добровольно, и всего 1,5% воспользовалось правом возврата в государственную пенсионную систему.

Необходимо отметить, что  с начала 1990-х в Венгрии развилась  индустрия добровольных НПФ. Сейчас в них состоит около миллиона вкладчиков. С введением обязательных накоплений, налоговые льготы для вложений в НПФ были сильно урезаны, так что общий эффект на накопления был скорее отрицательный. Так как взносы по добровольному страхованию уменьшились.

Особенностью Венгрии  является то, что пенсионные фонды  являются кооперативами или обществами взаимного страхования и, как  следствие этого, не обязаны иметь  собственный капитал, и могут  быть учреждены практически кем  угодно. Работодатель переводит взносы напрямую в пенсионный фонд. Управляющий  не несет ответственности за плохие результаты инвестиций, какие-либо жесткие  санкции отсутствуют. Фонды управляются  выборными советами от вкладчиков и  нанимают управляющие компании, контролируемые единым регулятором финансовых институтов государства.

Для ограничения рисков фонды  обязаны держать не менее 10% от активов  в безрисковых ценных бумагах, вложения в зарубежные активы ограничены 30%, из них не более 10% в развивающиеся рынки, до 50% в акции. Однако малые размеры фондов и узость рынка приводит к тому, что до сих пор 87% активов находится в государственных ценных бумагах. Регулятор контролирует способность фондов выплачивать пенсии в режиме аннуитета, но механизм санкций в случае недофинансирования отсутствует.

Информация о работе Зарубежный опыт пенсионного страхования