Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:51, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является комплексное изучение страхового рынка России. При этом будут решены следующие задачи: рассмотрены теоретические основы функционирования рынка страховых услуг, в частности его место в финансовой системе, функции и структура; разобрано современное состояние российского страхового рынка и рынков США, Великобритании и Германии, проанализированы проблемы и рассмотрены перспективы развития страхования в РФ.
Сегодня еще не раскрыты существующие большие потенциальные возможности (приложение 3). В первую очередь я имею в виду медицинское страхование, которое, по данным последнего социологического опроса, хотели бы приобрести 50% взрослого населения России, так же средства затраченные организацией на добровольное медицинское страхование своих сотрудников уменьшает ее налогооблагаемую базу. Естественно, ведется много дискуссий, и предлагаются различные варианты решения данной проблемы, необходимо только выбрать соответствующее экономическое решение.
Следующий едва раскрытый потенциал в страховании гражданской ответственности. В этой сфере, прежде всего, должна быть создана и реализована правовая основа. Основным постулатом должно быть: тот, кто своими действиями причинил материальный вред третьему лицу, должен его возместить. Для подстраховки от подобной случайной ситуации он должен приобрести соответствующий страховой полис.
Часто из вида упускают идею о том, что страхование является формой предупреждения риска. Основной задачей является предупредительная мера. Страховщики могут оплатить лишь тот убыток, за который они получат или уже получили соответствующую страховую премию. Исходя из этого, трудно поддаются пониманию предложения, чтобы страховщики сейчас же застраховали птицефермы от птичьего гриппа.
Количество страховых случаев при ответственности автовладельцев в течение ряда лет, по сравнению с международными показателями, остается наихудшей. В последние годы она приносит все больше рекордов по количеству несчастных случаев, случаев с тяжелыми последствиями, с человеческими жертвами и тяжелыми увечьями.
Очень важной функцией страхования является оказание поддержки страхователю при предупреждении ситуаций риска. Она может и должна также оказывать экономическое давление на страхователя для сокращения ситуаций его риска. До сих пор в Российской Федерации страховщики имеют для этого пока еще слишком мало возможностей. Важнейшей причиной этого является незначительная плотность страхования.
Но, не смотря на все приведенные проблемы, главной причиной, тормозящей развитие страхового рынка, по мнению экспертов, является отсутствие нормально функционирующего страхования жизни. До тех пор пока не появится полноценно функционирующее страхование жизни, не будет и роста рынка. И второй важной сдерживающей причиной является низкий уровень платежеспособного спроса на страховые услуги. А это в сочетании с крайне низким уровнем страховой культуры относит настоящий и стремительный рост рынка практически к горизонту.
3. Основные тенденции и перспективы развития страховой отрасли в России.
Страховой рынок переживает переходный, а для некоторых его участников переломный период. Подобные изменения и повороты свойственны любому развивающемуся финансовому сектору экономики. Ряд компаний, как и в банковском бизнесе, подвергается слияниям и укрупнению, а оставшимся страховщикам придется искать новые ниши на страховом рынке.
По экспертным оценкам, через два-три года на рынке может остаться от 400 до 50 страховых компаний и как раз в этот период продолжится процесс слияний и поглощений на российском рынке.
Те компании, которые не в состоянии будут выполнить требования закона к финансовой устойчивости и платежеспособности, должны будут покинуть рынок. Многим из них потребуется помощь акционеров. Часть крупных страховых компаний готовы расширять свою долю рынка за счет покупки региональных страховщиков, что может помочь в конкуренции с зарубежными игроками, работающими на российском рынке.
Тенденция к поглощению компаний сохранится, и будет усиливаться вне зависимости от того, будет в качестве поглощающей стороны выступать иностранная или российская компания. Сейчас мелким компаниям очень трудно выдержать конкуренцию, соответствовать все возрастающим требованиям к резервам, финансам и т.д. Таким образом, в этих процессах объективно заинтересованы обе стороны: средняя или относительно крупная российская компания вынуждена приобретать небольшие компании с целью укрупнения, чтобы в дальнейшем быть в большей степени готовой к постоянно обостряющейся конкуренции. Мелкой же компании просто некуда деться, так как очевидно, что в нынешних условиях выжить мелкий страховщик попросту не сможет. Западные компании тоже заинтересованы в приобретении российских компаний, в особенности располагающих хорошими филиальными сетями, так как в организации страхового бизнеса сложно оперативно выстроить работоспособные филиальные сети.
Кроме благоприятной экономической конъюнктуры активизации слияний и поглощений способствует сама политика государства. Так как мониторинг со стороны Федеральной службы страхового надзора будет достаточно жестким, многие мелкие компании будут вынуждены уйти с рынка. Если имеющиеся тенденции сохранятся, борьба со схемами и ужесточение требований к размеру и составу собственных средств может привести к уходу с рынка 150-200 компаний. В совсем жестком варианте - до 80% страховщиков.
Клиенты накапливают опыт страхования, получают все более объемную информацию о западных системах страховой защиты. Поэтому мелким страховщикам станет все труднее выживать в конкуренции с монстрами рынка, обладающими более высокой капитализацией, а значит, надежностью и устойчивостью страховой защиты.
По мнению заместителя генерального директора страховой компании РОСНО Марины Айвазовой, сейчас самое время для совершения таких сделок в "ажиотажном" режиме: приближается 1 июля - срок, когда вступят в силу новые требования Министерства финансов к капиталу страховых компаний. И небольшие страховые компании активно ищут стратегических инвесторов, способных выделить инвестиции для увеличения капитала до требуемого уровня. В свою очередь, на рынке есть несколько крупных игроков, заинтересованных в наращивании своего страхового портфеля, в том числе за счет скупки портфелей поменьше. Вот эти две категории компаний сейчас активно ищут друг друга, чтобы решить каждый свои задачи. Ажиотажная ситуация даже привела к некоторому перегреву рынка: видя активизацию спроса на страховые портфели приемлемого качества, потенциальные продавцы сейчас выбирают покупателей, а не наоборот. Скорее всего, такая ситуация не сохранится долго, однако тенденция к укрупнению игроков страховой отрасли неизбежна.
Следует отметить, что процессу консолидации косвенно способствует и возможное вступление России в ВТО. Несмотря на то, что до конца не ясно, на каких условиях и когда это произойдет, страховщики всерьез обеспокоены данной проблемой. Самый нежелательный сценарий - предоставление полного доступа иностранцев на российский рынок. Конечно, моментального захвата рынка не произойдет, да и некоторые наши страховщики, смогут выдержать наступление иностранцев, но нескольких лет иностранцам будет достаточно для завоевания значительной доли рынка.
По мнению страховщиков, на сегодняшний день на рынке налицо перенасыщение, и та ситуация, когда на нем присутствует около тысячи компаний, нежизнеспособна. Причем от этого количество самих страховых продуктов и принципиально отличающихся друг от друга предложений не увеличилось. Качество обслуживания тоже не улучшилось, а даже напротив, стало хуже в целом по рынку. Подчистить ряды и оставить компаний 500 - этого было бы вполне достаточно. И больших, и средних, и маленьких. Убирать все мелкие компании, конечно, нецелесообразно, потому что, как говорится, каждому свое. От статуса компании зависит и спектр предлагаемых страховых продуктов, и качество обслуживания, и адресность.
В ближайшие три года рынок придет к ограниченному числу крупных игроков с премиями больше $500 млн и к разумному количеству нишевых и региональных игроков. Сейчас 10 крупнейших компаний, контролируют около 50% рынка (приложение 4). В результате консолидации рынка 10 крупнейших страховщиков будут иметь не 50%, а, может быть, ближе к 70% рынка, если не больше, уже в течение ближайших нескольких лет. Вполне вероятно перераспределение 20%. Это будет процесс параллельный общему росту размеров рынка, который в ближайшие несколько лет будет расти на 20-5%, и рост будет наблюдаться практически во всех секторах рынка.
К 2010 году останется не более 50 страховщиков, после чего тенденция к снижению их количества замедлится. Эти 50 игроков будут обладать соизмеримыми параметрами в части надежности операций и будут добросовестно конкурировать в разных сегментах рынка.
По мнению аналитика агентства «Эксперт РА» Павла Самиева, с учетом разнонаправленных тенденций - слияний и поглощений, с одной стороны, и создания иностранных "дочек" и специализированных life-"дочек" - с другой, через два-три года на рынке будет около 400 компаний. На этом уровне, видимо, рынок стабилизируется. По мнению аналитика, первая пятерка будет контролировать меньше половины рынка.
Укрупнение страховых компаний не сулит ничего хорошего небольшим страховщикам, решившим продолжать самостоятельный бизнес. Какое место они займут на рынке, и останется ли у них хоть какой-либо шанс на выживание? Участники рынка сегодняшнего оценивают перспективы этого сектора со сдержанным пессимизмом. Скорее всего, это будет роль посредника - брокера или "фронтирующей" компании, передающей в перестрахование практически всю ответственность и, соответственно, сумму взносов. Возможно, маленькие страховые организации смогут найти себе какую-либо узкоспециализированную нишу. Например, заняться разработкой и продажей страховых продуктов немассового спроса, требующих сугубо индивидуальных нетиповых действий. Скорее всего, такие виды страхования будут не очень интересны "монстрам" рынка, так как трудозатраты велики, а эффект теряется в общем объеме бизнеса. «Но значительных перспектив для развития бизнеса мелких страховщиков не видно. Реальное страхование - это все-таки не малый бизнес, у него другие законы
Мелким компаниям действительно все тяжелее и тяжелее конкурировать с крупными, поскольку у последних, во-первых, больше финансовых возможностей, а во-вторых, больше объемы рисков, а значит, лучше условия по страхованию крупных рисков. Обладая большим портфелем, компания получает более интересные условия по перестрахованию и больше возможностей для маневра, что нельзя сказать о мелком страховщике.
Заключение.
Подведем итоги. Со всеми выше упомянутыми проблемами страховщики самостоятельно могут справиться только по истечении долгого времени, постепенно внося изменения. Насколько они будут поддерживаться российским государством и обществом, зависит от ответа на следующие вопросы:
• Рассматривается ли государством страхование как потенциал для накопления капитала и отсюда - как независимый источник инвестиционного капитала для собственной экономики?
• Рассматривается ли страхование как разгрузка госбюджета?
• Рассматривается ли страхование как часть государственных мер по предупреждению ситуаций риска?
• Рассматривается ли страхование, в особенности перестрахование, как форма и предпосылка для «интеграции» с международными финансовыми рынками?
Если на эти вопросы дан твердый ответ «да», то нужно быть готовым создать необходимые для этого политические, правовые и финансовые условия. Ключевым моментом является, конечно же, законодательство. При этом, прежде всего, речь идет о законах, которые регулируют страховую деятельность.
В первую очередь это относится к налоговому законодательству: российские страховщики (и страхователи) критикуют, прежде всего, отсутствие или недостаток налоговых урегулирований на случай частных предупреждений риска (возраст, здоровье, образование), которые разгружают государство и его систему соцобеспечения. Предприятия должны только тогда получать государственные, например, налоговые компенсации за ущерб, если нет и, соответственно, не было возможности застраховаться от этого.
Так же среди населения (потенциальных страхователей) бытует мнение о ненадежности страховых компаний и недоверии к долгосрочным видам страхования (накопительное страхование жизни).
Упрек в недостаточной страховой культуре относится не только к населению, не имеющему многолетних традиций пользования страховыми услугами, но и к самим страховым компаниям. Не секрет, что пока только несколько российских страховщиков ориентируются на международные стандарты и алгоритмы ведения страхового бизнеса, расчета тарифов, экономического анализа. В результате - кратный разброс цен на полисы, мало (на первый взгляд непосвященного клиента) отличающиеся друг от друга. А также непонятные (нестандартные) алгоритмы урегулирования убытков, задержки с выплатами, а то и вовсе исчезновение страховой организации. К счастью, последнее уже можно отнести к разряду воспоминаний о периоде 90-х годов.
Усугубляют ситуацию страховые агенты, работающие одновременно на несколько компаний и не всегда правильно излагающие отличия одних правил страхования от других. Все это дезориентирует потенциального клиента, заставляет его накапливать не положительный, а отрицательный опыт страхования. Получается своего рода замкнутый круг, сильно тормозящий развитие отрасли. Нужна все более активная и детальная стандартизация правил игры для страховщиков. Была бы полезна государственная пиар-поддержка страхования как института защиты имущественных интересов граждан. Непонятна позиция государства по отношению к медицинскому страхованию и страхованию жизни; во всем мире на этих страховках базируется львиная доля системы социального обеспечения, а у нас популяризируется идея, что это злоупотребления чиновников в данной сфере. Соответственно, о росте доверия населения к страхованию приходится только мечтать.