Страховой рынок Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 02:05, доклад

Краткое описание

Страховой рынок Германии характеризуется динамичным развитием. Ежегодный прирост объема поступления страховых платежей составляет в Германии 10%. Личное страхование в структуре национального страхового рынка занимает около 37%. Медицинское страхование, которое пользуется несколько меньшей популярностью, чем в других странах Западной Европы, составляет около 12% общего объема поступления страховых платежей.

Файлы: 1 файл

Страховой рынок Германии.docx

— 18.73 Кб (Скачать)

Страховой рынок Германии

 

 Страховой рынок Германии  характеризуется динамичным развитием.  Ежегодный прирост объема поступления  страховых платежей составляет  в Германии 10%. Личное страхование  в структуре национального страхового  рынка занимает около 37%. Медицинское  страхование, которое пользуется  несколько меньшей популярностью,  чем в других странах Западной  Европы, составляет около 12% общего  объема поступления страховых  платежей. Имущественное страхование  занимает 51% национального страхового  рынка в Германии. Сектор личного  страхования в Германии испытывает расту­щую конкуренцию со стороны коммерческих банков, стремящиеся организовать страховое обслуживание клиентуры через операционные залы коммерческих банков. В целом доходность операций в секторе страхового обслуживания физических лиц выше, чем в секторе страхового обслуживания юридических лиц. Сектор страхового обслуживания физических лиц занимает 87% германского страхового рынка, сектор страхового обслуживания юридических лиц — 13%. Дивиденды по акциям акционеров страховых компаний стабильны, но несколько ниже, чем в других странах Западной Европы. Объединение Германии наложило свой отпечаток на динамику развития страхового рынка,

 

 Страховое дело в  Германии разделено между системой  государственного социального обеспечения  и частным сектором страховых  услуг. Социальное страхование  обязательно для всех работников  наемного труда, если они не  охвачены сектором частных страховых  дел. Имеется в виду страхование  по старости, на случаи безработицы,  страхование на случай временной  утраты трудоспособности.

 

 Частный сектор страховых  услуг в Германии представлен  следующими видами страховщиков - акционерные страховые общества, являющиеся собственностью их  акционеров, общества взаимного  страхования и государственные  страховые корпорации.

 

 В 1990 г. в Германии  насчитывалось 115 страховщиков, обслуживающих  сектор договоров личного страхования, 230 негосударственных пенсионных  фондов, 55 обществ медицинского страхования, 35 специализированных перестраховочных  компаний, 330 иных страховщиков. Кроме  того, специфику германского страхового  рынка составляют более 2200 местных  региональных страховщиков, собирающих  менее 5% общего объема страховых  премий. Иностранным страховщикам  в Германии принадлежит 13% страхового  рынка, из них лидирующие позиции  традиционно занимают страховые  компании из Швейцарии (около  9% страхового рынка), присутствующие  на берегах Рейна уже более  100 лет. Страховщики в Германии  не имеют права заниматься  какой-либо иной деятельностью,  кроме страхования.

 

 Федеративное устройство  Германии является важным фактором  в развитии каналов продвижения  страховых услуг непосредственным  потребителям. Региональные страховщики  поддерживают свое физическое  присутствие во всех федеральных  землях Германии. &льп1инство крупных страховых компаний решают вопросы активизации по заключению новых и возобновлению ранее действующих договоров страхования через страховых агентов, которые либо работают на основе контракта со страховой компанией, либо действуют, так называемые "связанные" страховые агенты.

 

 Крупным потенциальным  привлечения клиентуры служит  работа страховых брокеров, обслуживающих  различные виды страхования. Широко  представлена прямая продажа  страховых полисов, непосредственно  из офисов страховых компаний.

 

 Каждый страховщик  обычно имеет более одного  страхового агента, обслуживающего  определенную закрепленную территории. В целом страховые брокеры  более активны в страховом  обслуживании юридических лиц, в то время как "связанные" страховые агенты преимущественно обслуживают страховые интересы физических лиц.

 

 Страховое дело в  Германии достаточно жестко регулированно. В настоящее время действует закон о государственном страховом надзоре 1983 г. с учетом последующих изменений, внесенных в декабре 198S г. и октябре 1990, г., содержащий основные правовые нормы, регулирующие страховые отношения.

 

 Все действующие в  Германии национальные и иностранные  страховые компании подлежат  обязательному государственному  страховому надзору со стороны  Федерального ведомства надзора  за деятельностью страховых компаний (BAV), расположенного в Берлине.  Основная цель деятельности федерального  органа государственного страхового  органа государственного страхового  надзора - защита интересов страхователей.  Это важно, поскольку в Германии  нет особого централизованного  гарантийного фонда для возмещения  убытков страхователем ввиду  непредвиденного банкротства их  страховщиков. Единственное исключение  из этого правила - особый гарантийный  фонд страхований гражданской  ответственности владельцев автотранспортных  средств. Имеется в виду, что  из этого фонда возмещается  ущерб участникам дорожного движения, пострадавшим в результате дорожно-транспортного  происшествия, если автовладелец по каким-либо причинам не имел полиса, удостоверяющего наличие у него договора обязательного страхования гражданской ответственности.

 

 Страховые компании, учрежденные  в отдельных федеральных землях, подлежат страховому надзору  со стороны уполномоченных земельными властям органов. Как правило, на земельном уровне вопросами страхового надзора ведают земельные департаменты экономики. 1AV может передавать земель­ным департаментам экономики права по выдаче лицензий на страховую деятельность. Вместе с тем, единственным органом, осуществляющим общее руководство страховой деятельностью в стране, остается BAV.

 

 Все прямые страховщики,  исключая перестраховочные компании, должны обращаться в BAV за получением  лицензии на страховую деятельность.

 

 Для того чтобы получить  лицензию BAV на страховую деятельность, страховщик должен иметь одобрение  органа государственного страхового  надзора в отношении предложенных  кандидатур высшего звена управления  страховой компании. Требуется представить  документ, подтверждающий величину  полностью оплаченного уставного  капитала страховой компании. В  настоящее время минимальная  величина его должна составлять 5 млн. немецких марок. К заявлению  в BAV о выдаче лицензии также  прикладываются составленный бизнес-план  страховой деятельности на ближайшие  три года, справки на членов  совета директоров страховщика,  правила и тарифы по видам  страхования, предполагаемая программа  перестраховочной защиты, ожидаемая  величина расходов на ведение  дела, включая сумму орг.расходов и административно-управленческих. Страховая компания обязана также предоставить в BAV доказательства наличия необходимых резервных (запасных) фондов, опосредующих страховую деятельность. Если определенные административно-управленческие функции страховщика (бухгалтерский учет, услуги аджастеров и т.п.) передаются сервисным компаниям, обладающим правами юридического лица, то об этом должен быть извещен BAV.

 

 Все иностранные страховые  компании, намеревающиеся осуществлять  операции прямого страхования  в Германии, Должны пройти процедуру  лицензирования. Эта процедура через  BAV обязательна для страховых  компаний-домицилей стран-членов  ЕС (т.е. страховых компаний, у  которых штаб-квартира находится  в одной из стран ЕС). Страховые  компании из стран, не являющихся  членами ЕС, в предварительном  порядке до рассмотрения документов на лицензирование в BAV должны подать их в Федеральное министерство финансов. Получить разрешение на осуществление страховой деятельности в Германии иностранные страховщики из стран, не являющихся членами ЕС, могут только при наличии соответствующего административного офисного помещения, управленческого персонала, секретарского оборудования и т.д., составляющих инфраструктуру страхового бизнеса. Кроме того, этот иностранный страховщик должен назначить адвоката, представляющего его интересы; представить на рассмотрение независимому аудитору документы, характеризующие его финансовое положение, и опубликовать в Федеральной газете (Buridesanzeiger) сведения о состоянии основных балансовых счетов.

 

BAV наделен широкими правами и полномочиями по надзору за страховой деятельностью. Контрольные функции BAV преследуют правде всего защиту интересов страхователей (застрахованных), включая прямой определенный контроль за действиями и управленческими решениями страховщика в отношении взятых им особо крупных рисков. Нет никаких ограничений со стороны органов государственной власти и управления на выполнение функций страхового надзора, возложенных на BAV, который уполномочен проверять и контролировать все аспекты страховой деятельности функционирующих страховщиков.

 

 Одна из главных  функций деятельности BAV — мониторинг  уровня платежеспособности и  финансовой устойчивости страховых  компаний — хозяйствующих субъектов  страхового рынка Германии, BAV проверяет  фактическое состояние дел страховщиков по показателям предложенных ими бизнес-планов при лицензировании, анализирует полисные условия, тарифные ставки. В круг контрольных функций BAV входит также анализ управленческих структур и их коммуникаций в аппарате страховых компаний. BAV одобряет предложенный персональный состав высшего звена аппарата управления страховой компании, а также кандидатуры внутренний аудиторов. Оказывает помощь держателям акций страховых компаний, которые имеют жалобы на решение процедурных вопросов уставной деятельности акционерных страховщиков. BAV издает распоряжения и инструкции, касающиеся ведения бухгалтерского учета в страховых компаниях, определения методов оценки результатов инвестиционной деятельности страховщиков и подсчета технических резервов, назначает своего полномочного представителя в страховую компанию для решения вопросов по существу.

 

 Оперирующие в Германии  страховщики обязаны поддерживать  установленные в законодательном  порядке уровень платежеспособности, принятый в отношении страховых  компаний в странах-членах ЕС. Для иностранных страховщиков, функционирующих  в Германии, из стран-не членов ЕЭС, действуют дополнительные требования. Они должны подтвердить наличие фиксированного депозита в денежной форме, гарантирующей выполнение взятых страховщиком финансовых обязательств перед страхователями. Имеются требования об инвестиционной деятельности этих иностранных страховщиков, которая должна быть ориентирована исключительно на экономику Германии. Они устанавливает обязательное страхование работодателя за ущерб наемным работникам, причиненный производственной травмой или вредными условиями труда, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств за ущерб перед третьими лицами в результате дорожно-транспортного происшествия.

 

 Обязательное страхование  профессиональной (гражданской) ответственности  авиационных перевозчиков и диспетчеров  по управлению движением гражданских  воздушных судов, бухгалтеров,  охотников, операторов атомных  энергетических установок, потребителей  атомной энергии и радиоактивных  изотопов, товаропроизводителей (продуцентов)  фармацевтической продукции. Кроме  того, в некоторых федеральных  землях Германии установлено  обязательное страхование строений  от огня независимо от формы  их собственности.

 

 Объем годовой финансовой  отчетности и принципы бухгалтерского  учета хозяйственных операций, совершаемых  страховыми компаниями, устанавливается  BAV. Особые требования к объему  годовой финансовой отчетности  компаний установлены при совершении  операций по определенным видам  (классам) страхования, например, по страхованию жизни.

 

 Консолидированный годовой  финансовый отчет должен включать  результаты операций и бухгалтерские  балансы всех дочерних компаний, агентств и представительств  данного страховщика по всем  странам, где он осуществляет  страховые и перестраховочные  операции.

 

 В соответствии с  требованиями BAV годовой бухгалтерский  баланс страховой компании, расшифровка  по счету "прибыли и убытки", сопроводительная записка к годовому  бухгалтерскому балансу генерального  директора страховой компании  должны быть подвергнуты проверке  со стороны внешнего аудитора . Эти функции может выполнять присяжный бухгалтер, имеющий лицензию установленного образца на совершение операций бухгалтерского учета. Кандидатура присяжного бухгалтера должна быть одобрена советом директоров страховой компании. BAV может опротестовать одобренную советом директоров страховой компании кандидатуру внешнего аудитора и потребовать от руководства страховой компании рассмотреть другую кандидатуру, отвечающую требованиям BAV. Процедуры внешнего аудита страховой компании в целом соответствуют международным нормам и стандартам аудита. Вместе с тем BAV издает дополнительные указания и разъяснения применительно к нормам и стандартам аудита результатов страховой деятельности в Германии.

 

 Результаты внешнего  аудита оформляются аудиторским  заключением. Особое внимание  в нем уделяется оценке финансовой  устойчивости страховщика, уровня  платежеспособности, величине и  направлениям размещения страховых  резервов.

 

 Годовой финансовый  отчет, включая аудиторское заключение, должен быть представлен акционерам и опубликован в печати. Годовой финансовый отчет, включая все необходимые документы, должен быть представлен не позднее трех месяцев со дня отчетной даты.

Информация о работе Страховой рынок Германии