Страховая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 06:57, контрольная работа

Краткое описание

Страхование – одна из древнейших категорий общественных отношений, необходимый элемент производственных отношений. Оно связано с возмещением материальных потерь в процессе общественного производства. Перераспределительные отношения, присущие страхованию, связаны, с одной стороны, с формированием страхового фонда с помощью заранее фиксированных платежей, с другой – с возмещением ущерба из этого фонда участникам страхование. Для практического осуществления страхования, для приведения его в действие необходимы индивидуальные конкретные страховые отношения с каждым страхователем. Это становится возможным только с помощью законодательных и подзаконных актов, ведомственных инструктивных и методических материалов, которые призваны регулировать указанные страховые отношения.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 135.00 Кб (Скачать)


Введение

Страхование – одна из древнейших категорий общественных отношений, необходимый элемент производственных отношений. Оно связано с возмещением  материальных потерь в процессе общественного  производства. Перераспределительные  отношения, присущие страхованию, связаны, с одной стороны, с формированием страхового фонда с помощью заранее фиксированных платежей, с другой – с возмещением ущерба из этого фонда участникам страхование. Для практического осуществления страхования, для приведения его в действие необходимы индивидуальные конкретные страховые отношения с каждым страхователем. Это становится возможным только с помощью законодательных и подзаконных актов, ведомственных инструктивных и методических материалов, которые призваны регулировать указанные страховые отношения. В индивидуальных правоотношениях страховщика с каждым страхователем появляется юридическая взаимосвязь. Страховые отношения при их практической реализации должны принимать юридическую форму.

Все правовые отношения, связанные с проведением страхования, можно подразделить на две группы: правоотношения, регулирующие собственно страхование, т.е. процесс формирования и использования страхового фонда. И правоотношения, возникающие по поводу организации страхового дела, т.е. деятельности страховщиков, их взаимосвязи с банками, бюджетом, органами государственного управления. Принято считать. Что только первая группа правоотношений охватывается сферой гражданского права, а вторая – государственного, административного, финансового, уголовного, процессуального и других отраслей права. В качестве объектов страховых отношений выступают материальные и денежные ценности (имущество, доходы, риски предпринимательской деятельности, гражданская ответственность по поводу возможного нанесения вреда), а также нематериальные блага человека – жизнь, здоровье, трудоспособность, т.е. риск потери семейных доходов в связи с утратой здоровья или наступлением смерти в период страхования. Субъектами страховых отношений являются стороны, участвующие в страховании: страховщики, страхователи и другие лица (получатели страхового возмещения). Все это свидетельствует о принадлежности страховых правоотношений к сфере гражданского права. Поэтому вопросы страхования и страховой деятельности на территории Российской федерации регулируются, в первую очередь, нормами Гражданского Кодекса Российской Федерации Гражданским Кодексом Российской Федерации определены нормы, регулирующие вопросы страхования и страховой деятельности на территории Российской Федерации. Глава 48 второй части ГК РФ называется «Страхование» регулирует правовые отношения, связанные с проведением страхования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Организационно – правовые требования

В России формируется  трех ступенчатая система регулирования  страхового рынка:

  • Гражданский и Налоговые кодексы РФ;
  • Специальные законы по страховой деятельности;
  • Нормативные акты правительства и министерства по страховому делу.

Формирующийся страховой  рынок РФ заполняется страховщиками  различных форм собственности и  организационно-правового статуса, установленных Гражданским кодексом РФ и правовыми нормами общего законодательства. Специфические страховые отношения регулируются Законом РФ “О страховании”, Указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ по вопросам страхования, нормативными актами Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью  (Росстрахнадзора).

В условиях рынка действуют  различные виды страховых организаций. Страховая организация (компания) –  это обособленная в экономическом, правовом и  организационном отношении  структура, осуществляющая страховую деятельность в рамках действующего законодательства: заключение договоров страхования, формирование страховых фондов, выплату  страховых возмещений и страховых сумм, инвестирование свободных денежных средств.

Как свидетельствует зарубежный опыт, создание полноценного страхового рынка возможно только на основе интеграции государственных, частных и акционерных страховых интересов.

Для развития страхового рынка и страхового бизнеса в  Российской Федерации существуют значительные возможности и перспективы, а именно: огромная территория страны, почти 150-миллионное население, наличие хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм и видов собственности, появление новых видов страхования и др.   

   Началом возникновения современного российского страхового бизнеса можно считать 1989 г., когда появились страховые кооперативы.

Важную роль в становлении  и развитии современного страхового дела в России сыграл Закон РФ от 27 ноября 1592 г. № 4015-1 «О страховании», который  заложил все основы современного страхового дела.

Дальнейшее развитие этого закона произошло в Гражданском  Кодексе РФ (глава 48 «Страхование»). ГК РФ уже четко определил, что  следует понимать под страхованием имущества, неполным имущественным  страхованием, дополнительным имущественным страхованием, страхованием ответственности за причинение вреда, страхованием ответственности по договору, страхованием предпринимательского риска, перестрахованием.                 Закон РФ от 31 декабря 1997 г. № 157-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О страховании"» изменил название Закона РФ от 27 января № 1015-1 на термин «организация страхового дела». Этот термин более точно выражает сам процесс страхования, в то время как предыдущий закон более точно выражал экономическую категорию.

Закон РФ от 31 декабря 1997 г. № 157-ФЗ законодательно ввел следующие важные положения.

1. Страхование расположенных  на территории РФ имущественных  интересов юридических лиц (за  исключением перестрахования и  взаимного страхования) и имущественных интересов физических лиц — резидентов Российской Федерации - может осуществляться только юридическими лицами, имеющими лицензию на осуществление страховой деятельности на территории РФ.

2. Посредническая деятельность, связанная с заключением на территории РФ от имени иностранных страховщиков договоров страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, выезжающих за пределы РФ, разрешается с начала страховой деятельности страховой организации, осуществляющей указанную посредническую деятельность.

3. Минимальный размер оплаченного  уставного капитала, сформированного за счет денежных средств, на день подачи юридическим лицом документов на осуществление страховой деятельности должен быть не менее 25 тыс. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) — при проведении видов страхования иных, чем страхование жизни, не менее 35 тыс. МРОТ — при проведении страхования жизни и иных видов страхования; не менее 50 тыс. МРОТ — при проведении исключительно перестрахования.

Данный закон послужил основанием для разработки программных действий по развитию страхового дела в России.     

Постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 г. № 1139 были утверждены «Основные направления развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998-2000 годах». Основными направлениями намечено, что главной целью является создание эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в Российской Федерации, обеспечивающей:                

• реальную компенсацию  убытков (ущерба, вреда), причиняемых  в результате непредвиденных природных  явлений, техногенных аварий и катастроф и негативных социальных обстоятельств, за счет резервов страховых организаций при снижении нагрузки на бюджет;

• формирование необходимой  для экономического роста надежной и устойчивой хозяйственной среды;                        

• максимальное использование  страхования как источника инвестиционных ресурсов. Для достижения указанных целей необходимо:

• обеспечение надежности и финансовой устойчивости системы страхования;

• проведение активной структурной  политики на рынке страховых услуг;              

• повышение эффективности  государственного регулирования страховой деятельности;  

• развитие взаимоотношений российского и международного страховых рынков;

• совершенствование  нормативной базы страховой деятельности. Важнейшими задачами развития национальной системы страхования являются:

• обеспечение надежности и финансовой устойчивости системы  страхования;        

• проведение активной структурной  политики на рынке страховых услуг;                                

• повышение эффективности  методов государственного регулирования страховой деятельности;

• развитие взаимоотношений  российского и международного страховых рынков.      

Развитие системы страхования  зависит от уровня профессионализма руководителей и специалистов страховых компаний. В связи с этим необходимо установить единые квалификационные требование к руководителям страховых организаций, порядок их аттестации и обязательной периодической переаттестации. Намечено также, ускорить создание института актуариев с учетом выработанных международной практикой критериев, определить порядок аттестации и лицензирования актуариев. Особое внимание следует обратить на создание системы подготовки кадров страховщиков и всемерное развитие страховой науки.

Решение задачи проведения активной структурной политики на рынке страховых услуг связано со следующими моментами.

Основным из них является оптимизация пропорций в соотношении добровольных и обязательных видов страхования.         

В настоящее время  удельный вес обязательного страхования  достиг более чем 40% всего страхового рынка (в 1992 г. — 6%). В основном это следствие введения обязательного медицинского страхования.  Практика показала, что быстрый рост обязательного страхования был неизбежен именно в период возникновения и формирования страхового рынка в условиях экономического спада при неразвитой страховой культуре и обеспечивал ускоренную капитализацию рынка.

Однако уже в 1997 г. начался  опережающий рост добровольного страхования (30% за год против 16,5% по обязательным видам). Эту положительную тенденцию необходимо поддерживать. Наиболее действенным стимулом здесь являются проведение налоговой политики, отвечающей существу страховых отношений, законодательное закрепление принципов отнесения производимых страхователями затрат на осуществление страховой защиты имущественных интересов к производственным затратам и исключение из совокупного облагаемого дохода физических лиц сумм страховых взносов, уплаченных по договорам страхования.                      

Для повышения эффективности  методов государственного регулирования страховой деятельности «Основными направлениями» намечены следующие меры.                                        

Минфин России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти принимает меры по совершенствованию нормативно-методической базы регулирования страховой деятельности, разрабатывает экономически обоснованные нормативы деятельности страховых организаций, соблюдение которых минимизирует риск дестабилизации их работы, в первую очередь организаций, осуществляющих долгосрочные виды страхования. Государственная поддержка страхования должна осуществляться с учетом значимости и приоритетности решаемых задач по следующим направлениям:

1) прямое участие государства  в становлении страховой системы защиты имущественных интересов, предполагающее:

• определение институциональных  основ и порядка участия государства в страховании некоммерческих рисков для защиты инвестиций, а также в страховании экспортных кредитов;

• обеспечение за счет бюджетных  средств программ обязательного  государственного страхования (в частности, страхования имущества унитарных  и казенных предприятий, иных организаций бюджетной сферы при четкой регламентации действий страхователя, представляющего интересы государства);

• повышение роли государственных  страховых компаний в реализации политики в области страхования, определение порядка их участия в государственных программах страхования, предоставление им поддержки;

• предоставление дополнительных гарантий при размещении средств  страховщиков, аккумулируемых в рамках приоритетных видов страхования  в форме специальных нерыночных государственных ценных бумаг с гарантированным доходом, а также формирование целевых резервов, компенсирующих несостоятельность отдельных страховых организаций при исполнении ими обязательств по договорам долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования граждан;

 2) законодательное обеспечение защиты национального страхового рынка, включающее:

      • конкретизацию  условий допуска иностранных страховщиков на российский страховой рынок;

• дополнительную регламентацию перестраховочной деятельности в целях предотвращения необоснованного оттока валютных средств за рубеж;

  • выработку законодательных процедур, позволяющих эффективно предотвращать незаконную деятельность иностранных страховщиков, брокеров и иных субъектов страховых отношений на национальном страховом рынке;

Информация о работе Страховая деятельность